Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рембрандт ван Рейн

Сообщений 1 страница 30 из 211

1

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/index.files/image001.jpg

Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене.

Во время появления Рембрандта на свет дела его отца находились в цветущем положении, что позволило ему дать своему четвертому сыну более тщательное образование, чем то, какое получили старине сыновья, сделавшиеся ремесленниками. Рембрандт поступил в латинскую школу, с тем, чтобы впоследствии перейти в лейденский университет. Но школьные занятия не удовлетворяли Рембрандта; он учился плохо, и в конце концов Гармен ван Рейн должен был уступить желанию своего сына сделаться живописцем.

Первым учителем, к которому отец отдал Рембрандта, был Якоб ван Сваненбюрх, весьма посредственный живописец, но, как человек, побывавший и работавший в Италии, пользовавшийся у своих соотечественников большим уважением. Пробыв в мастерской этого художника около трех лет, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученье к Питеру Ластману, ученику Адама Эльсгеймера. Этот наставник оказал на Рембрандта довольно значительное влияние и, по-видимому, научил его также гравировальному искусству.

В 1623 г. Рембрандт возвратился на родину, и, по всей вероятности, в 1628 г., был уже вполне готовым художником; по крайней мере известно, что в это время он уже имел ученика, а именно знаменитого впоследствии Герарда Доу. Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 г.

Большое число работ, исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться. Все окружающее доставляло ему модели, главным же образом он пользовался для своих эскизов, картин и гравюр лицами своих близких и своим собственным.

К этому времени относятся многочисленные портреты его самого, матери, отца, а также изображения подмеченных им уличных типов и сцен. При этом Рембрандт работал также и по заказам посторонних лиц, что доказывает, между прочим, хранящийся в кассельской галерее и помеченный 1630 г. портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее.

В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, и с тех пор лишь изредка навещал свой родной город. В Амстердаме он очень быстро достиг известности; однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственно с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересные типы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города.

В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок Анатомии" (1632, нах. в Гааге), портрет Коппеноля (нах. в Касселе) и эрмитажный портрет каллиграфа (1631 г.№ 808). В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. Этой женитьбой открывается самая счастливая пора его жизни: он пользуется материальным благосостоянием, избытком заказов и нужной привязанностью своей молодой супруги.

Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: - "портрет невесты Pембрандта" (в кассельск. гал.), "Портрет Саскии" (в дрезд. гал.) и "Рембрандт с его женою" (там же). Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась; от семилетнего брака у нее было четверо детей, из которых только один сын, Титюс, пережил свою мать. С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему; хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс, от которой родилась у него дочь, но материальное благосостояние его пошатнулось вследствие овладевшей им страсти к коллекционерству художественных предметов и редкостей. Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.

Чтобы помочь своему сожителю, Гендрикие, вместе с его сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами, гравюрами на дереве и всевозможными редкостями. Несмотря на то, дела Рембрандта шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г. Через семь лет умер и сын художника, Титюс. Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал, и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Причиной тому было то, что вкусы публики в это время изменились, и широкое, сочное письмо Рембрандта, его прием трактовать освещение, сосредоточивать освещение в одном пункте и оставлять остальные части картины в тени и полутени, перестали нравиться любителям искусства, которые стали увлекаться тщательно исполненной, светлой живописью.

Рембрандт умер в крайней бедности, в первых числах октября 1669 г.

В противоположность близорукому суду современников этого мастера, приговор потомства поставил его на высокое место в истории искусства. Рембрандт - самый характерный представитель голландской школы живописи; в его творчество наиболее полно и всесторонне отразились тенденции этой школы, и благодаря необычайному гению, которым наделила его природа, произведения его являются как бы синтезом всей северной живописи.

По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Рембрандт не отрешается от действительности, представляет себе греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок (как напр. в эрмитажной "Данае"). Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр. "Ганимед" дрезденского музея). Что касается до картин Рембрандта на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как напр. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых ("Снятие со Креста" в эрмит. гал., 1634; "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск. муз., 1648: гравюра "Христос исцеляет больных"; "Поклонение волхвов", в букингемск. дв., 1657, и др.).

Портреты Рембрандта, в свою очередь, также реалистичны в высшей степени, не только точно передают внешние черты, но и выражают внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственный облик, их национальность, род их деятельности. Последний особенно ярко подчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с профессией представленного персонажа (Эрмитаж. "Каллиграф", гаагский "Урок анатомии", амстердамская "Гильдия ткачей").

Независимо от присущей рембрандтовским работам жизненности и совершенно особенных, только одному этому мастеру свойственных технических приемов, о которых будет сказано ниже, произведения Рембрандта отличаются гениальной композицией. В его картинах и гравюрах, все имеющее существенное значение выдвигается, тем или иным способом, на первый план, и главные действующие лица характеризуются так тонко, что у зрителя не остается никаких недоумений относительно содержания изображаемой сцены.

Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда гонится за его правильностью, иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление; зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Главная отличительная особенность рембрандтовского колорита - отсутствие красочности - замечается как в ранних, так и в позднейших его работах; ни в одной из его картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы фламандской школы - Рубенса.

Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В его картинах изображенное представляется как бы окутанным воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Ставя себе задачей преодолевать трудности передачи того или другого светового эффекта, Рембрандт нередко воспроизводить освещение настолько фантастическое и искусственное, что дает ученым повод спорить о том, при каком свете - дневном или ночном - происходит та или другая изображенная им сцена (например, известная картина амстердамского музея: "Ночной дозор"). Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. в "Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно, иногда только намеками. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. В своих первых, по времени, работах Рембрандт старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (напр. "Св. Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности.

Как уже было сказано выше, житейские невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми; свет утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (наход. в Амстердаме) и "Возвращение блудного сына" (имп. Эрмитаж, № 797), а в 1682 - "Еврейская невеста" (в амстердамском музее).

Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества Pембрандта, как гравера. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд; достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты - все это занимало художника.

Однако, преимущественною его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия, как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных христианского чувства.

Произведения Рембрандта высоко ценятся любителями искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором насчитываются 42 картины Рембрандта. Великий мастер оказал огромное влияние на всю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф. Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф. де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю. Овенс, А. Вердаль и Дрост.

0

2

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/16.files/image001.jpg
Ночной дозор, 1642

0

3

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/1.files/image001.jpg
Автопортрет в молодости, 1640?

0

4

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/7.files/image001.jpg
Сусанна и старцы, 1647

0

5

http://s019.radikal.ru/i611/1204/e6/05274877807e.jpg
Софонисба принимает яд, 1634

0

6

http://s019.radikal.ru/i616/1204/5d/d0f65600ce4d.jpg
Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом, 1638

0

7

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/2.files/image001.jpg
Автопортрет, 1629

0

8

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/3.files/image001.jpg

Автопортрет, 1640

0

9

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/11.files/image001.jpg
Венера и Амур, 1642

0

10

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/13.files/image001.jpg
Саския, 1634

0

11

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/14.files/image001.jpg
Саския в виде Флоры, 1635

0

12

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/4.files/image001.jpg
Автопортрет, 1656

0

13

http://s019.radikal.ru/i637/1204/9e/414ca371c8d9.jpg
Возвращение блудного сына, 1668

0

14

http://i053.radikal.ru/1204/54/80a090a73271.jpg
Похищение Ганимеда, 1635

0

15

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/18.files/image001.jpg
Юнона, 1645

0

16

http://s019.radikal.ru/i606/1204/75/d613ca8b2c81.jpg
Еврейская невеста, 1668

0

17

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/20.files/image001.jpg
Философ, 1633

0

18

http://s019.radikal.ru/i603/1204/31/952e2860b537.jpg
Мужчина в золотом шлеме, 1651

0

19

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/22.files/image001.jpg
Портрет Агаты Бас, 1641

0

20

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/5.files/image001.jpg
Автопортрет, 1658

0

21

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/23.files/image001.jpg
Старик в кресле, 1652

0

22

http://s019.radikal.ru/i643/1204/03/fe4ca14dd483.jpg
Аристотель, 1653

0

23

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/25.files/image001.jpg
Купающаяся женщина, 1655

0

24

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/26.files/image001.jpg
Вирсавия, 1654

0

25

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/27.files/image001.jpg
Портрет поэта Яна Херманса Крула, 1633

0

26

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/28.files/image001.jpg
Мужчина в доспехах, 1655

0

27

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/29.files/image001.jpg
Портрет матери Рембрандта, 1639

0

28

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/30.files/image001.jpg
Портрет отца Рембрандта, 1639

0

29

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/31.files/image001.jpg
Титус, сын Рембрандта, 1655

0

30

http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/32.files/image001.jpg
Титус в монашеском платье, 1660

0