LIMA раскрыла "зонтик" над Юго-Восточной Азией
На международной выставке авиационной и военно-морской техники Россия представила большой выбор систем ПВО
В декабре 2011 года в Малайзии на острове Лангкави прошла традиционная международная выставка авиационной и военно-морской техники LIMA-2011. Особенностью российской экспозиции на выставке в этот раз стало широкое представительство ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», представившего крупную единую экспозицию входящих в него предприятий с демонстрацией большого количества систем ПВО российской разработки. В состав делегации Концерна ПВО «Алмаз-Антей» входили представители шести российских предприятий, разрабатывающих и производящих вооружения и военную технику для оснащения частей ПВО: головного системного конструкторского бюро Концерна имени академика А.А.Расплетина, Ульяновского механического завода, Ижевского электромеханического завода «Купол», Долгопрудненского научно-производственного предприятия, опытного конструкторского бюро «Новатор» и ОАО «РАТЕП».
На LIMA-2011 Концерн ПВО предоставил информацию о зенитных ракетных системах С-400 «Триумф», С-300ПМУ2 «Фаворит», С-300ВМ, «Бук-М2Э», «Тор-М2Э» и «Тор-М1», зенитном ракетно-пушечном комплексе «Тунгуска-М1», различных радиолокационных станциях и автоматизированных системах управления ПВО.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР С ПОПРАВКОЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ВЫГОДУ
Такой интерес ведущего российского производителя систем ПВО к рынку Юго-Восточной Азии (ЮВА) не случаен. В настоящее время именно в этом регионе складывается весьма благоприятная ситуация для продвижения странам региона современных зенитных ракетных систем (ЗРС). С одной стороны, экономики и вооруженные силы стран ЮВА переживают быстрое развитие, и регион превращается в одного из крупнейших покупателей современных вооружений, располагая для это значительными ресурсами. С другой стороны, силы ПВО большинства стран ЮВА носят рудиментарный характер, а то и вообще практически отсутствуют. Большая часть стран ЮВА располагает лишь незначительным количеством ЗРС малой дальности и ближнего действия либо переносными ЗРК, что дает возможность осуществлять лишь ограниченную объектовую либо войсковую ПВО. Таким образом, налицо огромная незаполненная ниша на рынке.
Предложению российских систем ПВО странам ЮВА способствуют и политические факторы. Большинство стран региона испытывают очевидный дискомфорт, а то и затаенный страх в связи с подъемом Китая и превращением его в сверхдержаву. Это заставляет находящиеся в «зоне досягаемости» КНР государства усиливать свою обороноспособность на будущее, делая особый упор на воздушные и морские средства вооруженной борьбы. Кроме того, рост политической самостоятельности ряда стран ЮВА способствует их отходу от однозначной проамериканской и прозападной ориентации и ведет их к стремлению к максимальной диверсификации закупок вооружения, в том числе у «незападных» поставщиков – прежде всего у России. Это характерно для Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин и вызывает естественный рост интереса к российским предложениям на региональном оружейном рынке.
В постсоветский период Россия смогла начать экспорт вооружения в ряд стран ЮВА ранее прозападной ориентации, добившись наибольших успехов в Малайзии (с поставкой истребителей МиГ-29Н и Су-30МКМ), сумев продвинуть свое вооружение Сингапуру (переносные ЗРК) и Таиланду (вертолеты) и начав успешное возвращение на рынок Индонезии. Россия также заняла прочное место среди ведущих поставщиков оружия в Бангладеш и Мьянму. Наряду с этим продолжается и даже расширяется военно-техническое сотрудничество Москвы с таким традиционным и важным клиентом, как Вьетнам, сохраняются связи с Лаосом и Камбоджей.
Помимо подчеркнутой российской «неполитизированности» в поставках оружия, немаловажную роль в привлекательности российского вооружения для стран ЮВА играют также относительно низкая стоимость российской техники (что значимо для небогатых стран), а также готовность России по умеренным ценам и на гибких условиях (кредиты, товарный бартер) предлагать самые современные и конкурентоспособные вооружения, причем зачастую наибольший интерес в регионе вызывают именно российские системы ПВО. Хотя в целом среди новых российских партнеров по военно-техническому сотрудничеству в ЮВА пока доминируют осторожность и прагматизм, однако продолжающееся «размытие» жестких политических ориентаций азиатских государств и всеобщая региональная тяга к диверсификации внешних связей открывают дорогу для дальнейшего успешного продвижения российских комплексов ПВО на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Наименее вероятными среди стран ЮВА представляются перспективы продвижения российских систем ПВО Брунею, Таиланду и Филиппинам (хотя в принципе возможна поставка этим государствам современных российских переносных ЗРК). Также покупателем ПЗРК серии «Игла» выступает Лаос. Остальные страны вполне могут рассматриваться как получатели разнообразных систем ПВО производства России. Можно сделать такой краткий обзор состояния и перспектив продвижения российских ЗРС наиболее перспективным с этой точки зрения государствам региона.
БАНГЛАДЕШ СОРАЗМЕРЯЕТ АППЕТИТЫ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В России этой страной в 2002–2005 годах были приобретены, в частности, восемь истребителей МиГ-29 и две РЛС 1Л117. Основную роль в закупках играет дешевизна поставляемого вооружения.
Бангладеш не располагает современной системой ПВО, а войсковая ПВО бангладешской армии имеет только переносные ЗРК китайского производства (регулярно закупаемые в последние годы) и полученную в конце 2011 года батарею китайских ЗРК малой дальности HQ-7В (FM-90 – модифицированная копия французского Crotale).
С российской стороны, как представляется, Бангладеш может быть заинтересован в системах серий «Бук», «Тор» и «Панцирь-С1», а также в современных российских ПЗРК. Поскольку фактор стоимости будет являться критическим в любых бангладешских закупках, то, возможно, смысл может иметь продвижение в эту страну «подержанных» систем ЗРК (например, «Бук» или модернизированные «Печора-2»). Тем не менее в силу особенностей политической ориентации наиболее вероятен выбор Бангладеш в пользу китайских систем ПВО.
ВЬЕТНАМ ТРАДИЦИОННО СИЛЕН ПВО РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Многонаселенная Социалистическая Республика Вьетнам остается страной, руководимой Коммунистической партией, однако либерализация экономики по китайскому образцу привела в последние два десятилетия к стремительному экономическому подъему. Основной внешней угрозой для Вьетнама выступает Китай, вынуждая вьетнамцев содержать одни из наиболее многочисленных вооруженных сил в мире, хотя и претерпевших двукратное сокращение в последние годы.
В свете этого Вьетнам в последнее десятилетие уделяет значительное внимание закупкам (по мере возможности) современного вооружения, которые в основном по-прежнему осуществляются в России. При этом упор делается на переоснащении ПВО, ВВС и ВМС. В сфере систем ПВО наиболее важным шагом стало приобретение в России в 2005 году двух дивизионов ЗРС С-300ПМУ1, а также контракт на модернизацию ЗРС С-125М в вариант «Печора-2М». Закуплены современные российские и белорусские РЛС и АСУ ПВО.
До настоящего времени Вьетнам сохраняет систему ПВО, сформированную на основе советских поставок к началу 1980-х годов и ныне в значительной мере устаревшую (хотя и сохраняющую боевую ценность для действий против ВВС НОАК). Оценочно в настоящее время зенитные ракетные части войск ПВО СРВ включают до 10 смешанных зенитных ракетных полков (вооружены ЗРС СА-75М и С-125М), четыре зенитных ракетных полка ЗРК 2К12 «Квадрат» и один полк ЗРС С-300ПМУ1. Частичное обновление было произведено путем приобретения двух ЗРС С-300ПМУ1 в России в 2005 году, а начиная с 2007 года часть систем С-125М модернизирована российской стороной в вариант «Печора-2М». Однако ясно, что Вьетнам все равно в обозримом будущем будет не в состоянии осуществить полную замену своего парка ЗРК в составе ВВС и ПВО, так что потребности страны в современных комплексах сохранятся на длительное время.
На вооружении сухопутных войск и ВМС Вьетнама находятся переносные ЗРК типов «Стрела-2», «Стрела-3», «Игла-1» и «Игла», некоторое количество войсковых ЗРК ближнего действия «Стрела-1» и «Стрела-10». В 2011 году Вьетнам получил два построенных в России фрегата типа «Гепард-3.9», впервые оснащенных новейшим зенитным ракетно-пушечным комплексом «Пальма» с ракетами «Сосна-Р», а в конце года принял решение о заказе еще двух таких кораблей.
Теоретически можно ожидать закупки Вьетнамом для ВВС и ПВО в течение ближайшего десятилетия четырех или шести дивизионов ЗРС серии С-300ПМУ2 (или С-400 в случае экспорта последних). Возможны в перспективе шаги Вьетнама по приобретению комплексов серий «Бук» и «Тор» новых серий (М2Э), а также ЗРПК «Панцирь-С1», хотя их закупки вряд ли возможны в значительных количествах.
Вследствие ограниченности вьетнамских экономических возможностей не исключено, что может иметь перспективы также предложение Вьетнаму модернизации имеющихся у него ЗРК 2К12 «Квадрат» с переоснащением их новыми ЗУР 9М317Э, как это осуществлено Концерном ПВО «Алмаз-Антей» в Египте и Иране. Видимо, Вьетнам сохранит и свое значение в качестве стабильного покупателя современных российских переносных ЗРК. Вьетнамский флот в перспективе может обратиться к вопросу постройки более крупных боевых кораблей с вооружением российского производства, включающим и корабельные ЗРК малой или даже средней дальности.
ИНДОНЕЗИЯ ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТ ЗАКУПОЧНУЮ ПОЛИТИКУ
Несмотря на экономический прогресс, Индонезия сталкивается с серьезной нехваткой средств для закупок вооружения и военной техники, оставаясь в целом малоресурсным рынком. В целом вооруженные силы Индонезии еще не развиты в техническом отношении. Ранее основными поставщиками вооружения Индонезии выступали США, Великобритания и Нидерланды (бывшая метрополия), но с 1999 по 2006 год Индонезия находилась под действием санкций США и западноевропейских стран ввиду событий на Восточном Тиморе. Это способствовало в значительной мере переориентации закупочной политики Индонезии в сторону России, восточноевропейских стран, а также Китая и Южной Кореи.
Военно-техническое сотрудничество Индонезии с СССР началось в конце 1950-х годов, и в период правления президента Сукарно в течение нескольких лет Индонезии было поставлено огромное количество советской военной техники, в первую очередь авиационной и военно-морской. Из советских ракетных систем ПВО Индонезии успели поставить к 1965 году один дивизион ЗРС СА-75МК. После переворота 1965 года и прихода к власти Сухарто военно-техническое сотрудничество с Москвой быстро сошло на нет и возобновление его с Россией произошло только в 1990-е годы. Однако из-за хронических экономических проблем индонезийской стороны оно идет со сбоями. В последнее десятилетие Индонезии были поставлены (в основном с оплатой на бартерной основе либо в счет российских кредитов) истребители Су-27СК и Су-30МК2, вертолеты, бронетехника, стрелковое оружие и другое, подписаны новые соглашения в этой области.
Индонезия не располагает сколько-нибудь значительной системой ПВО, имея лишь небольшое количество ЗРС ближнего действия (британских Rapier, польских Kobra с ракетами переносного ЗРК Grom и китайских TD-2000B с ракетами QW-4) и ПЗРК (шведскими RBS-70, французскими Mistral и китайскими QW-1 и QW-3) на вооружении сухопутных войск и ВВС.
Вооруженные силы Индонезии в последние годы неоднократно декларировали планы приобретения современных ЗРС малой и средней дальности, однако ограниченность финансовых ресурсов страны до сих пор, по сути, оставляет эти планы без движения, вынуждая Индонезию ограничиваться приобретением дешевых «ограниченных» систем на основе ракет переносных ЗРК. Можно предположить, что данное положение сохранится и в ближайшие годы. В то же время определенные возможности по продвижению Индонезии относительно небольших партий таких российских систем, как «Бук», «Тор» или «Панцирь-С1», по всей видимости, имеются, особенно при сопровождении их пакетами выгодных для индонезийской стороны финансовых условий (например, кредитных).
Весьма перспективным представляется предложение Индонезии современных российских ПЗРК, хотя здесь налицо серьезная конкуренция с польскими и китайскими «клонами». Следует отметить, что в 2003 году Индонезии уже была поставлена «Рособоронэкспортом» небольшая партия (по ряду сообщений, всего 16 единиц) ракет «Игла» в варианте «воздух-воздух» для вооружения вертолетов Ми-35П. В принципе есть возможности по продвижению российских корабельных комплексов ПВО малой дальности для модернизации кораблей ВМС Индонезии либо перспективных кораблей новой постройки.
МАЛАЙЗИИ ПОНРАВИЛИСЬ НАШИ ИСТРЕБИТЕЛИ И ЗРК
Особенностью закупочной политики Малайзии является стремление к максимальной диверсификации источников вооружения и военной техники, что ведет к приобретению систем самого разнообразного происхождения и делает вооруженные силы Малайзии одним из наиболее пестрых в мире в отношении технического оснащения. С 1990-х годов в круг одного из ведущих поставщиков вооружения для Малайзии вошла Россия, сумевшая выдвинуться на роль основного поставщика боевых самолетов для ВВС Малайзии, поставив 18 истребителей МиГ-29 и 18 Су-30МКМ. Эти сделки стали важнейшими для российского ОПК прорывами на рынке Юго-Восточной Азии. В обоих случаях контракты сопровождались широкими офсетными обязательствами и частичными бартерными поставками. Кроме того, Малайзии были поставлены вертолеты, противотанковые средства и ПЗРК «Игла». В то же время надежды российской стороны на дальнейшее расширение сотрудничества, включая поставку более значительных систем ПВО, пока что не оправдываются. Тем менее Малайзия сохраняет свою перспективность как один из наиболее ценных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству.
Малайзия располагает достаточно ограниченной системой наземной ПВО, состоящей из небольшого количества британских ЗРК ближнего действия Jernas и переносных ЗРК – британских Javelin и Starburst, российских «Игла» (поставлены в 2002 году, включают также несколько тумбовых спаренных ПУ «Джигит»), пакистанских Anza Mk II и китайских FN-6.
Основной перспективной программой Малайзии в области развития ПВО считаются официально объявленные в 2004 году планы приобретения довольно значительного количества ЗРК средней дальности. В значительной мере по политическим соображениям основными претендентами здесь рассматривались российский ЗРК «Бук-М1-2» и, как ни странно, китайский KS-1A (HQ-12). По экономическим условиям закупка ЗРС постоянно откладывается, но, как представляется, Россия сохраняет значительные шансы на продвижение в Малайзию новых вариантов ЗРК «Бук» (в частности, Малайзия проявила интерес к ЗРК «Бук-М2Э»). Малайзия сохраняет интерес к приобретению новых партий переносных ЗРК.
МЬЯНМА ПОВЕРНУЛАСЬ ЛИЦОМ К РОССИЙСКОМУ ОПК
Китай на протяжении десятилетий был основным поставщиком вооружения и военной техники изоляционистской Бирме (Мьянме). Сотрудничество с СССР в этой области осуществлялось бирманцами лишь эпизодически. Лишь в 1990-е годы Мьянма повернулась лицом к России как к единственному возможному поставщику современной техники в условиях бойкота со стороны Запада. Мьянме было поставлено значительное количество имущества, включая истребители МиГ-29, две РЛС 1Л117 и переносные ЗРК «Игла». В последние годы были заключены соглашения на поставке Мьянме модернизированных ЗРС «Печора-2М» и «Бук-М1-2».
Мьянма остается одним из потенциальных значительных перспективных клиентов российского ОПК. Сообщалось об интересе этой страны к приобретению ЗРК «Тор-М1» и «Бук-М2Э». Мьянма, видимо, сохранит свое значение в качестве возможного покупателя современных российских ПЗРК и систем на их основе.
СИНГАПУР ЗАИНТЕРЕСОВАН В ЗАКУПКЕ ПЕРЕНОСНЫХ ЗРК
В последние годы Сингапур превратился в значительного импортера российских переносных ЗРК. С 1998 года в эту страну было поставлено 30 российских ПЗРК «Игла», а в 2004 году она стала одним из первых заказчиков российского комплекса «Игла-С». Этими ракетами вооружаются разработанные и изготавливаемые сингапурской группой STK для национальных ВВС самоходные комплексы Mechanized Igla с ПУ ракет «Игла-С» на шасси гусеничных бронетранспортеров М113А2. По информации из открытых источников, сухопутные войска Сингапура проявляют заинтересованность в закупке новых партий непосредственно переносных портативных ПЗРК.
Подробнее: http://nvo.ng.ru/armament/2012-01-27/8_lima.html