О прошлом, настоящем и будущем Севастополя и Крыма: интервью Сергея Меняйло
05.11.2014
На приём к губернатору Севастополя записаться не сложно, сложно попасть в его кабинет: в него нескончаемым потоком идут чиновники с документами на подпись, директора предприятий, делегации из разных уголков страны, депутаты. Сергей Меняйло на рабочем месте с раннего утра до позднего вечера. Обедает прямо в кабинете. Много курит. Выглядит уставшим, но бодр духом. О будущем города, о санкциях, о своей работе и задачах, поставленных Москвой, он рассказал в интервью корреспонденту ИА REGNUM.
ИА REGNUM: В последнее время ваш кабинет стал популярным, в чём секрет?
Не в кабинете дело, вы же понимаете. Люди приходят с проблемами, которые надо решать. Проблемы эти накапливались не одно десятилетие. С проблемами, в том числе и своих предприятий, родных и близких. Нормальная жизнь.
ИА REGNUM: Сергей Иванович, какие задачи перед вами поставила Москва?
Борьба с коррупцией, создание органов исполнительной власти всех уровней, выборы, которые должны были пройти, четкое выполнение поручений президента и правительства Российской Федерации, связанных с социально-экономическими вопросами развития Крыма и Севастополя. И ещё очень много других задач. Нам нужно создать систему, создать все условия, чтобы сдвинуться с мёртвой точки, начать движение вперёд. Интегрироваться в российское законодательство, информационное поле, экономическое поле и так далее. Но Москва не только ставит перед нами задачи — она помогает нам их решить. И здесь, в Севастополе и в Крыму, мы ощущаем всестороннюю поддержку нашего президента Владимира Путина и правительства Российской Федерации, мы ощущаем поддержку всех регионов России. Более того, уже сегодня есть понимание и со стороны многих стран мира, которые готовы работать с российским Крымом и Севастополем, несмотря на санкции.
ИА REGNUM: Вы в должности главы правительства Севастополя уже не первый месяц, недавно просто получили окончательное утверждение. Какие первоочередные задачи для Севастополя уже успели решить?
Первоочередная задача сейчас — это формирование бюджета на 2015 год, сбалансированного бюджета, а не того, который был в прошлые годы. Мы должны предусмотреть в этом бюджете все необходимые статьи для жизнеобеспечения города, начиная от его уборки и благоустройства, заканчивая социальными выплатами. И эта основная задача ещё находится в стадии формирования. Частично реализуются программы, в которые мы уже вошли: жильё ветеранам, аварийное и ветхое жильё, решение квартирного вопроса молодых и многодетных семей и так далее. Плюс многие социальные компенсации, которые должны выплачиваться и выплачиваются на сегодняшний момент. Очень многое сделано, но это не особо заметно. К примеру, к зиме мы уже подготовились — батареи в домах тёплые. Учебный год начали по российским программам, требованиям и стандартам, переучили учителей. Переподготовили много сотрудников, не только школ, но и других направлений. Выполнили поручение президента по поэтапному повышению заработной платы.
Паспортизация: практически все жители Севастополя получили гражданство, за небольшим исключением. Росреестр: сформировали практически все структуры, начали переоформление собственности. Запустили несколько предприятий, например авиаремонтный завод, он загружен новыми заказами, а ведь там были долги по зарплате. И так последовательно идём по всем направлениям.
ИА REGNUM: Бюджетообразующие предприятия при Украине, они сейчас всё ещё бюджетообразующие для города? Как с ними быть? Завод Порошенко, морпорт?..
О каких бюджетообразующих предприятиях вы говорите, когда все 23 года в составе Украины Севастополь выживал исключительно за счет дотаций? Огромный и мощнейший промышленный комплекс предприятий системно уничтожался. Более 20 лет Севастополь практически ничего не производил (кроме виноматериалов). А высококвалифицированные специалисты радиоэлектронной промышленности и судостроения вынуждены были либо уйти в торговлю, либо уехать за рубеж. Хочу подчеркнуть, что в Севастополе нет завода Порошенко, а есть Севморзавод — судоремонтный завод имени Серго Ордженикидзе. Работаем, решаем вопрос в правовом поле.
Вы видели состояние всех этих предприятий? Они отвечают требованиям XXI века? Запустить предприятие, разве это самоцель?
Наверное, нет. Оживить предприятие как с экономической, так и с технической точки зрения, — это другой вопрос. Естественно, всё будет меняться. Надо понимать вектор, направление деятельности. Сегодня мы фактически начинаем формировать экономику города с нуля.
Восстанавливать промышленность, банковскую систему, судоремонт, портовую инфраструктуру, агропромышленный комплекс и т.д.
Думаю, что на данном этапе никто вам однозначно не ответит, какие предприятия будут бюджетообразующими в ближайшие годы. Но знаю точно, что они будут работать, и люди на них будут работать.
ИА REGNUM: Агентство стратегического развития или корпорация стратегического развития? Кто решает будущее города?
Не надо разделять и противопоставлять одно другому. Когда люди пытаются выяснить, кто главный, в конечном итоге все дело заваливается. Поэтому нужно работать вместе и планомерно идти к поставленной цели — развивать Севастополь и могущество России.
Агентство стратегического развития создает некую модель будущего Севастополя, корпорация — это механизм реализации или воплощения в жизнь этой модели. Здесь все взаимосвязано. Сначала создается проектно-сметная документация, затем готовится площадка под проект, закладывается фундамент и так далее. А если говорить о будущем города, то его определяют севастопольцы, а власть и ее структурные подразделения помогают им.
ИА REGNUM: Перевалка грузов снизилась, какова судьба портов?
Перевалка грузов действительно снизилась. А причины вы знаете? Основная перевалка грузов через порты Крыма — это был транзит. Мы понимаем обстановку на юго-востоке, то есть с соседним нашим государством, Украиной. Транзит шел из России на Украину или через другие страны и наоборот. Сейчас линия логистическая восстанавливается постепенно, только основной партнёр не Украина, а материковая Россия и другие государства. Сегодня второй паром пришел, разгрузится и уйдёт назад тоже с грузами. Крым надо строить, обустраивать, кормить. В Крыму есть продукция, которой в избытке, — её надо вывозить на другой рынок. Есть недостаток строительных материалов. Поэтому постепенно грузооборот будет увеличиваться. Жизнь потихоньку налаживается.
ИА REGNUM: Санкции как-то сказались на жизни города? Они ощущаются?
Помните фильм про барона Мюнхгаузена? «Я объявил ультиматум, если не будут выполнены требования, я объявлю войну». Украина объявила территорию Крыма аннексированной и объявила запрет на заход судов в порты Крыма. И дальше что? К нам заходят паромы «Петербург» и «Севастополь», зайдёт паром «Новороссийск». То есть объявление запрета в одностороннем порядке, по сути, ни к чему не привело. Ну, объявили и объявили. То что санкции действуют — это, конечно, накладывает свой отпечаток. Если раньше основной поставщик продовольствия и всего остального — основа экономики строилась на материковой Украине, то сейчас она перестраивается на материковую Россию, на другие государства. Для того чтобы перестроить все экономические связи, которые были налажены за 20 с лишним лет, нужно время. Перестройка идёт, и за один день это не сделаешь. В Севастополе и Крыму сейчас есть украинские товары, есть российские, есть так называемые импортные, но мы работаем по программе импортозамещения. Переплетение экономик государств настолько глубокое, что каждый уже понимает, что санкции — это палка о двух концах. И кому от этого хуже — большой вопрос. Санкции коснулись как производителя, так и потребителя. В большей степени в проигрыше производитель. На ком сильнее отражаются последствия ограничения рынка сбыта? На производителе. Это уже понимают и на Украине, и в Евросоюзе. С другой стороны, санкции — это некий такой стимул для России в пользу развития собственного производства, создания эффективных механизмов защиты экономики от влияния извне. То, что мы больше не получаем от кого-то, мы пытаемся компенсировать чем-то своим, то есть становимся автономнее.
Это толчок для развития промышленности по импортозамещению, сельского хозяйства, товаров народного потребления, продуктов питания и так далее.
ИА REGNUM: Севастополь может себя прокормить в условиях санкций?
Севастополь, как и Крым, славился в своё время не только винами и курортами, а еще и животноводством, и плодоовощной продукцией. У нас на территории Севастополя находится две разрушенные птицефабрики, одна молочно-товарная ферма, были большие тепличные хозяйства. Это не просто разговоры, уже есть конкретные инвестпрограммы. Мы планируем построить птицефабрику там, где она когда-то и была. Построим мясо-молочно-товарную ферму, опять же там, где она и была. Этих мощностей будет достаточно не только для того, чтобы обеспечить Севастополь, но ещё и в Крым поставлять будем. Идёт развитие компании «Крыммолоко» в Крыму, и там тоже начинают строить птицефабрики. Сельское хозяйство развивается.
ИА REGNUM: А как с ресурсами у города? Вода, свет, газ?
Был период отключений электроэнергии по городу из-за снижения мощности в энергосети. Сейчас всего хватает. Да, мы энергозависимы от Украины, но первоочередные мероприятия мы предусмотрели. Жизненно важные объекты города мы обеспечили резервными источниками питания, модернизировали нашу ТЭЦ, но этого недостаточно, снижаем энергопотребление — вводим светодиодное освещение по улицам. А дальше будем строить генерирующие станции свои (на газе), чтобы полностью уйти от этой зависимости. С газом проблем нет, «Черноморнефтегаз» даёт достаточно. По воде: есть несколько направлений работы — пополнение нашего водохранилища, в том числе и дополнительными источниками, прокладкой каналов и трубопроводов, а также бурение скважин и автономное обеспечение водой из скважин населённых пунктов Севастополя, что снижает потребление воды из водохранилища. Реконструируем старые скважины, обустраиваем новые. Разведка ресурсов проведена, есть все данные начиная с двадцатых годов прошлого столетия и по сегодняшний день. Ещё ведём разведку по так называемой подземной реке.
ИА REGNUM: Растут цены на всё: аренда жилья, коммуналка, продукты… Что делается в направлении социальной защиты населения, чтобы уменьшить негативные влияния роста тарифов и цен?
Ну, если быть объективным, то в Севастополе всегда цены были выше, чем в Симферополе. Если говорить о тарифах, то они поэтапно выводятся на уровень экономически обоснованных — здесь они всегда были занижены. Будет плановый рост тарифов, доведение их до среднероссийского уровня до 2018 года по всему Крыму. Есть и плановый рост зарплат. Вот учитель получал в марте этого года 12 000 рублей, а в сентябре 24 800. Врач в марте — 15 800, в сентябре — 37 700. Минимальная зарплата сегодня 11 800. Но будет более 13 тысяч. А вот цены на жильё, к сожалению, мы регулировать не можем, это свободный рынок. На продукты мы пытаемся сдержать цены, пытаемся снизить наценку, сделать её минимальной. По медикаментам у нас это получается: была одна социальная аптека, сейчас их 14, которые продают препараты первой необходимости без наценки. В общем, основной механизм регулирования цен — это все же создание конкурентной среды на основе заведения на рынок непосредственно производителей продукции. Мы сейчас стараемся наладить систему ярмарок выходного дня, где сами производители будут реализовывать свою продукцию без посредников. Первый летний опыт был достаточно успешным, но здесь выявилась и серьезная проблема — отсутствие в Севастополе базы (хранилища) для среднесрочного хранения и заготовки продуктов на перспективу. Сейчас вопрос строительства овощехранилища и холодильников решается. Кроме того, как я уже говорил, за счет развития в Севастополе собственного агропромышленного комплекса (строительства мясо-молочного производства и восстановления плодоовощного хозяйства) мы существенно уменьшим транспортную составляющую в цене на продукцию.
Ну, и еще один перспективный механизм регулирования цен — это принятие Закона о свободной экономической зоне. Этот закон позволит давать налоговые льготы и налоговые каникулы предпринимателям. Что, с одной стороны, позволит производителям направлять существенную часть прибыли на модернизацию производства и снижение себестоимости в ценовой составляющей продукции, с другой — расширять производственные мощности и создавать тем самым конкурентную среду на рынке.
ИА REGNUM: Каковы главные задачи для города на ближайшее будущее?
Формирование бюджета, проектно-изыскательские работы и ещё ряд документов, без которых в следующем году мы не начнём что-либо строить и производить. С 2015 года начнёт действовать социально-экономическая программа развития Крыма и Севастополя. Много текущих задач: готовим третью очередь полигона ТБО, надо убирать город от мусора, надо делать очистные сооружения, надо улучшить водоснабжение, продолжить газификацию сел, закупать технику. Надо догонять всё, что украинское правительство запустило за 20 лет. Даже техники для уборки улиц нет, её надо закупать. Заканчиваем Хрусталёвскую развязку, продолжаем делать объездную на Мекензиевы горы и др.
ИА REGNUM: Судьба генплана города, разработанного в прошлые годы?
Генплана в том понимании, в каком он должен быть, здесь не было. Что такое генплан города? Это комплект документов, очень большой комплект — это паспорт города с его детализацией по самому широкому спектру вопросов городского хозяйства. Сейчас по разработке технического задания для генерального плана работают три института. Цена технического задания для того, чтобы проектные институты разработали генплан, знаете какая? 13 млн рублей. И это только технического задания. Если вы думаете, что генплан города это картинка нарисованная, или карта в кабинете, то это просто картинка.
ИА REGNUM: Пока не будет нового генплана, новых строек в городе не будет?
Будут. Людям жить надо, жильё давать надо. Но точечной застройки не будет, будет комплексная застройка — микрорайонами с обязательным развитием социальной инфраструктуры (детские сады, школы, кинотеатры, магазины, парковки и т.д.). Другого варианта у нас просто нет. Мы должны создать для людей самые комфортные условия для жизни. Мы должны сделать Севастополь образцовым регионом России.
ИА REGNUM: От украинских вооруженных сил много объектов перешло на баланс города?
Сейчас идёт инвентаризация этих объектов в совместной комиссии с Министерством обороны. Объекты, в которых нет необходимости министерству, будут переданы городу. По части таких объектов уже есть решения. Например, часть автобазы на Хрусталёва забирает город, часть остаётся за Минобороны. Тут очень взвешенный подход.
ИА REGNUM: Что сегодня Севастополь связывает с Украиной? Остались ли какие-то связи, которые не разрушены?
Украиной как государством или с Украиной как народом? Вы знаете, что мы поддерживаем юго-восток, принимали и принимаем здесь беженцев, оказываем им всестороннюю помощь. У части севастопольцев и крымчан есть родственники на Украине. Есть ещё и экономические связи, которые мы стараемся сохранить. Да, начинает формироваться государственная граница, начинают формироваться государственные структуры соответствующие. Но полностью экономические связи пока ещё не разорваны, и российская сторона не заинтересована их рвать, впрочем, как и украинская.
ИА REGNUM: Как думаете, когда закончится переходный период?
Севастополь уже стал полноценным субъектом Российской Федерации. Мы полным ходом интегрируемся в экономику России. Когда мы увидим реальные изменения — это вы хотели узнать? Реальные изменения в жизни и экономике к лучшему уже происходят — об этом мы с вами говорили выше. Но если говорить о переходном периоде как о полноценной интеграции в правовое и экономическое поле России, то это конец 2015-го, а скорее даже 2016 год. Уже в следующем году мы планируем из 100% дотируемого региона выйти на уровень 60-70% дотаций. А к 2018 году выйти на уровень сбалансированного бюджета. И если мы будем системно наращивать темпы развития Севастополя, то к 2020 году мы сможем получить бюджет с положительным сальдо торгового-экономического баланса.
В общем, все у нас будет хорошо. В этом я даже не сомневаюсь, ведь за нами Москва, за нами Россия. Каждый день севастопольцы ощущают на себе мощную поддержку великой мировой державы — России. И мы не только искренне благодарны нашему президенту и всем россиянам, но и ощущаем огромную ответственность за то доверие, которое нам оказала наша Родина, приняв Крым и Севастополь в свою семью.