Европа в заложниках у Порошенко
5.03.2016, Василий Ваньков
Европа не просто слепо идет на поводу у Штатов, но и сама заинтересована в украинском кризисе
Прошедшая 4 марта в Париже встреча министров иностранных дел «нормандской четверки» (России, Украины, Франции и Германии) не стала прорывной в процессе украинского урегулирования.
Отчасти это связано с болезненной реакцией Киева на обескураживающее признание председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера о том, что европейское и евроатлантическое будущее «незалежной» становится всё более призрачным. По словам главы ЕС, оно отодвигается, как минимум, на 20−25 лет.
Лишний раз подтверждая разумный выбор «семьи цивилизованных народов» держаться на безопасном расстоянии от континентальной «чёрной дыры», украинские силовики минувшей ночью обстреляли поселок Трудовские на западной окраине Донецка.
Глава «Радикальной партии» национал-популист Олег Ляшко ограничился вербальной интервенцией, пообещав Евросоюзу, что через пять лет тот сам прекратит своё существование, а на политической карте Европы останется только Украина.
В свою очередь, киевский эмиссар пан Климкин отреагировал в рамках дипломатического протокола, отклонив одну из ключевых проблем украинского урегулирования — проведение местных выборов в Донбассе.
Стоит отметить, что небольшое «забегание вперёд» было включено в переговорную повестку с подачи ФРГ и Франции. Москва продемонстрировала конструктивный подход, согласившись провести голосование до июня. Впрочем, этот шаг навстречу не был оценен по достоинству Киевом, который, складывается впечатление, делает всё возможное, чтобы окончательно завести в тупик мирный процесс.
Глава МИД Украины обосновал очередную неудачу за столом переговоров тем, что для организации выборов в Донбассе нужно, прежде всего, решить вопрос обеспечения безопасности. Как выяснилось, в качестве условия г-н Климкин предложил установить «контроль ОБСЕ над российско-украинской границей».
То есть, Киев, по-прежнему, убеждён, что текст Минского соглашения следует читать по-арабски — снизу вверх. Когда выполнение последних его пунктов предшествует первым. Естественно, такой подход не встретил понимания со стороны главы российского МИД.
Напомним, для проведения голосования в непризнанных республиках необходимо принять закон об особом статусе Донбасса, провести амнистию, конституционную реформу, «об этом договорились наши лидеры в октябре в Париже, но сдвигов в главном процессе — подготовке выборов — пока не произошло», — подчеркнул Сергей Лавров.
Единственным «позитивом» по результатам дипломатических прений стало обсуждение реализации процесса отвода вооружений калибром менее 100 миллиметров, который начался ещё… в октябре прошлого года.
Заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин согласен с тем, что результат встречи «нормандской четвёрки» был предсказуем.
— Киев никогда не скрывал, что он не намерен выполнять политическую часть Минских соглашений. При полной поддержке и одобрении со стороны своих западных хозяев, которые предпочитали закрывать глаза на невыполнение украинскими властями своих обязательств.
И точно с таким же постоянством твердили об ответственности Москвы за срыв договорённостей.
— Несмотря на то, что Россия в рамках «Минска-2» выступает исключительно в качестве посредника. По этой логике Германия и Франция должны понести ответственность за саботаж со стороны Киева…
— В тексте договора нет ни одного пункта, в котором было бы написано, что за его реализацию отвечает Россия. Более того, Париж и Берлин подписались под участием в восстановлении финансовой системы в Донбассе, но мы этого не наблюдаем.
— Тогда почему российские переговорщики предпочитают отражать словесные демарши, не переходя в контрнаступление?
— Почему же, мы говорим о двойных стандартах. Только нас никто не хочет слышать. Запад, по-прежнему, надеется на то, что ему удастся выкрутить нам руки, а экономические санкции вынудят руководство РФ пойти на капитуляцию. Вот Обама сказал, что США удалось «порвать российскую экономику в клочья», и его европейские приспешники, видимо, в это поверили. Со дня на день ожидая, что Москва «выкинет белый флаг».
Но этого не происходит - РФ продолжает настаивать на полном выполнении всех пунктов «Минска-2», причём в порядке очередности. Тогда в январе текущего года нам подсунули «морковку» — в ходе встречи Суркова и Нуланд в Калининградской области последовала целая серия заявлений со стороны Вашингтона о готовности отменить санкции, если Москва согласится на компромисс.
— Что под этим подразумевалось?
— Закрыть глаза на то, что Киев будет лишь имитировать выполнение политической части Соглашения. Тогда пропагандистский напор тоже был очень велик, но Россия на это не клюнула.
В результате г-да из Берлина и Парижа попали в крайне неприятное положение: Москва вместо сдачи ЛДНР требует точного соблюдения духа и буквы договорённостей. А Киев отказывается их выполнять. Деятелей майданного режима не для того привели к власти, чтобы они превратили Украину в нейтральное государство.
Вот почему европейские и американские политики не особо настаивают на проведении конституционной реформы в стране. А украинская сторона очень чутко улавливает настроения хозяев, что находит отражение в дискуссии по этому поводу в местных медиа.
В ходе последней встречи «нормандской четвёрки» на высшем уровне чётко указывалось, что закон об особом статусе регионов должен быть включен в состав новой (!) конституции на постоянной основе, а не где-то в переходных положениях. Теперь акценты переносятся на принятие закона об особом статусе регионов в отрыве от конституционной реформы и на проведение выборов в ЛДНР по украинскому законодательству.
Самое абсурдное, что Киев игнорирует даже эту попытку немного подыграть ему. В общем, «не в коня корм» — вместо того, чтобы зацепиться за переговорную «соломинку», команда Порошенко и Яценюка занимает прежнюю твердолобую позицию. Отказываясь объявлять амнистию участникам вооружённого противостояния, а сами выборы планируют проводить по украинскому закону, никак не согласованному с представителями ЛДНР.
— Почему майданная квазиэлита отвергает этот компромиссный вариант, позволяющий ей, как минимум, сохранить лицо в глазах украинских отмороженных радикалов?
— Объясняется это просто: для того, чтобы обсудить модальность выборов, Киев должен без всяких посредников сесть за стол переговоров с представителями ЛДНР. А это означает признать их стороной гражданского конфликта, порождённого насильственной сменой законной власти. Порошенко и Яценюк ведь по всему свету трезвонят, что находятся в состоянии конфликта не со своими гражданами, а с Россией. А легитимировать, таким образом, ДНР и ЛНР никак не входит в их планы.
Это равнозначно тому, что непризнанные республики Донбасса превращаются в самоуправляемые автономии в составе де-факто федерализованной Украины. Соответственно, она перестаёт функционировать в режиме «Антироссии» и становится внеблоковым государством.
— Для нынешнего украинского политикума, который захватил власть под знаменем борьбы с Россией, это равносильно самоубийству?
— Разумеется. Эти люди уже не могут сделать разворот на 180 градусов. Они с опаской озираются на всю ту националистическую накипь, которая всплыла, когда наши геополитические конкуренты «заварили кашу» под названием Майдан. Наивно думать, что Порошенко (в своё время один из основателей «пророссийской» «Партии регионов») или Яценюк — клинические русофобы. На самом деле, им глубоко наплевать и на русский, и на украинский народы. Этих людей интересуют только власть, деньги и ничего более.
Но, чтобы получить и то, и другое, они «выпустили джинна из бутылки». А это необратимый процесс — если украинское руководство попробует развернуться, это будет означать для них не только потерю власти, денег, но, скорее всего, ещё и свободы, и жизни.
— Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что «незалежной» в ближайшие 20−25 лет не светит членство ни в ЕС, ни в НАТО. Способно ли это вывести из состояния транса рядовых украинских «евровизионеров»?
— В то же время посол США на Украине Джеффри Пайетт отметил, что для Вашингтона равнозначны оба внешнеполитических трека — и сирийский, и украинский. Ему вторит министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, который призвал европейцев сопротивляться «планам Путина» расколоть Евросоюз. Так что не стоит особо обольщаться по поводу того, что Москве удастся сыграть на противоречиях в стане геополитических оппонентов.
Что у нас, к сожалению, очень любят делать. Не стоит каждый чих Евросоюза принимать за неизлечимую болезнь, а любые противоречия между старой Европой и восточными неофитами воспринимать как раскол ЕС, который вот-вот бросится в наши объятья (послав «куда подальше» ненавистные США). В этом аспекте наша пропаганда очень похожа на украинскую, не стоит ей уподобляться.
Следует понимать, что Европа не просто слепо идет на поводу у Штатов, но и сама заинтересована в украинском кризисе. Важно оторвать эту страну от России и поставить её под свой контроль. Европа веками вела борьбу за эти территории. США подключились к этому процессу совсем недавно.
— Но ведь, изначально, ЕС рассчитывал в качестве бонуса получить ёмкий рынок сбыта (около 45 млн. человек), а не нынешние промышленные руины с полунищим населением…
— Не стоит увлекаться экономическим редукционизмом. Кстати говоря, украинский чернозём — это замечательный актив, который Киев собирается выставить на распродажу. К тому же современные украинцы, я думаю, всё же зарабатывают больше, чем полуголые индусы времён колониального владычества Британии.
Поэтому экономическая катастрофа на Украине не препятствует тому, чтобы, допустим, немецкие банкиры и промышленники приумножили свои состояния на десятки миллиардов долларов. Кроме того, есть геополитические соображения — не допустить усиления РФ. Это, главным образом, мотивация США.
— С учётом вышесказанного, как долго можно удерживать конфликт в Донбассе в тлеющем состоянии?
— Я полагаю, что на новую войну Киеву отмашку не дадут. По одной просто причине — сколько ВСУ не перевооружай, её наступление захлебнётся в очередном «котле» или вовсе закончится полным разгромом украинской армии.
Ни Берлин, ни Вашингтон не могут допустить этого. Они и «Минск-2», предусматривающее сохранение территориальной целостности своего протектората, выполнять не спешат. А новое соглашение продиктует победитель, соответственно, оно будет абсолютно неприемлемым для Запада.
— Киев недвусмысленно даёт понять, что готов открыть «второй фронт» в случае, допустим, русско-турецкой войны.
— Это чепуха, как говорится, «надежды юношей питают». Самая реальная перспектива — это заморозка конфликта по типу приднестровского. МВФ даже перестал выделять «самостийщикам» деньги, заговорив о необходимости погашения долга перед Россией.
Американцев в нынешних условиях более чем устроит хаос на Украине как источник нестабильности для России, а, значит, ослабления последней.
— Раздел «незалежной», в отличие от сирийского плана «Б», пока не созрел на Западе?
— Ни в коем случае. Это означало бы признать, что промышленно развитая часть Украины переходит под контроль России с неизбежным усилением последней.
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Беспалько считает, что замораживание процесса урегулирования в Донбассе выгодно не только Киеву, но и его западным покровителям.
— Провести выборы в республиках по украинскому законодательству не получится. Тогда придётся допустить к участию тех, кто открыто называл жителей Донбасса «сепаратистами» и «колорадами», подлежащими уничтожению. Например, ультранационалистов из «Свободы», «Радикальной партии» Ляшко. Или «Батькивщины», чей лидер Юлия Тимошенко, помнится, призывала «мочить кацапов ядерным оружием».
Соответственно, встанет вопрос о защите таких, с позволения сказать, кандидатов. Киев требует, что украинский ЦИК формировал местные комиссии, а безопасность на участках обеспечивали представители ОБСЕ совместно с силовиками Авакова. То есть, выборы будут проходить под дулами боевиков из карательных батальонов, которые были инфильтрованы в Нацгвардию. А кто выборы организует, тот и определяет их результаты.
— В такой ситуации не придётся удивляться, если той же радикальной «Свободе» «насчитают» в Донецке 10% голосов, а, может и больше.
— Это можно будет использовать в качестве политтехнологического хода. Дескать, Донбасс устал от войны и «оккупантов» и просто в экстазе рвётся обратно. Где многих избирателей уже ждут камеры для политзаключенных — амнистию то никто объявлять не собирается.
— Фактически «майданократы» выдвигают изначально неприемлемые условия, чтобы по старой недоброй традиции обвинить Россию в срыве выборов?
— Здесь не может быть двух мнений. Ваша версия это ещё наименьшее из зол — не исключено, это прелюдия к разморозке конфликта.
— Какие силы в этом заинтересованы?
— Для правящих элит (Порошенко, Яценюк, Аваков и других) относительная тишина в Донбассе не даёт возможность переключить внимание общественности с внутренних экономических проблем на обкатанную тему «агрессии со стороны России». Дескать, что там говорить про сына главы МВД, который за час проиграл в карты 100000 гривен, когда у нас тут идёт война на Востоке. Давайте, сначала уничтожим «интервентов» и «сепаратистов», а потом разберёмся с коррупцией.
Американским политикам после вынужденного соглашения с Москвой по Сирии также не терпится реанимировать в общественном сознании мифическую «российскую угрозу». Чтобы заработать политические очки в ходе выборов, или пролоббировать увеличение военного бюджета (Пентагон).
Для Киева выполнение Минских соглашений это путь реальной трансформации государства, по которому нынешние власть предержащие, повязанные кровью десятков тысяч невинных жертв, никогда не пойдут.
Что значит предоставить особый статус районам бывших Донецкой и Луганской областей. Аналогичных преференций потребуют не только жители Херсонщины, уставшие от набегов меджлисовских блокаторов Крыма, но и Галичина. Думаю, всё завершится «парадом суверенитетов».
Одним из главных рычагов влияния центральной власти на региональные элиты было перераспределение финансовых потоков. Если его ослабить за счёт передачи экономических полномочий регионам, эта шаткая унитарная конструкция, раздираемая цивилизационными и межолигархическими противоречиями, окончательно развалится.
Но выйти к микрофону и заявить: «я начинаю войну» Киев не может. Поэтому он всячески провоцирует ЛДНР, чтобы республики сами вышли из минского процесса. Доходит до того, что ВСУ обстреливают населённые пункты в Донбассе до 400 раз в день. Не используя, конечно, системы залпового огня типа «Смерч» или РСЗО «Ураган», потому что мониторинговым группам ОБСЕ было бы трудно проигнорировать подобные артобстрелы. Очевидно, поставлена задача заставить ополченцев ответить ассиметрично.
Дескать, вот она «нога москаля» — далее терпеть распоясавшихся оккупантов невозможно, мы рвём соглашения, срочно предоставляйте нам кредиты, оружие, деньги.
— Как вы относитесь к «ноу-хау» от киевских силовиков: передать контроль над границей представителям ОБСЕ?
— Это всё равно, что доверить охранять границу «слепоглухонемым» людям, которые ничего не видят и не слышат. Подчас вопиющие нарушения режима прекращения огня и отвода тяжёлых вооружений происходят буквально «под носом», но Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ их не замечает. Опасаюсь, что в случае реализации предложенного Киевом сценария на территории ЛДНР будет осуществлён массовый геноцид силами украинских карателей.
Более того, хорошо подготовленные и оснащённые группы диверсантов этом случае окажутся на границе с РФ. И тогда славянские побратимы исламских радикалов будут устраивать не перформансы в кафе, имитируя казнь российского лётчика, а начнут терроризировать приграничные российские территории, отравлять колодцы, взрывать вокзалы.
— Можно ли рассчитывать, что российская дипломатия давно переболела и выработала иммунитет от «детской болезни» под названием «козыревщина»?
— Уверен в этом. Свидетельствуют чему выступают события последних 15 лет. Вашингтон продлил санкции на год, но сделал бы это в любом случае. Даже, если бы весь Донбасс безоговорочно вошёл в состав Украины, и бандеровцы дорезали бы последнего «сепара», американцы поддержали бы требование радикалов вернуть Крым. На что Москва, по понятным причинам, не пойдёт никогда.
Спикеры Госдепа США открыто говорят, что дело не в Крыме и даже не в личности Путина. Просто Россия — конкурент США, который «слишком самостоятелен» на международной арене.