Соцопросы как технология. Почему эксперты подсчитывают президентский рейтинг Зеленского и не хотят считать рейтинг Мураева
Олег Ткачук
13 ноября 2018
Регулярно в СМИ публикуют результаты различных социологических исследований касаемо будущих президентских выборов. Частенько в опросах фигурируют фамилии людей, которые вряд ли будут участвовать в выборах. Пример – Владимир Зеленский и Святослав Вакарчук. Оба показывают конкурентные результаты. Так, например, свежий соцопрос, проводившийся с середины сентября по середину октября, показал у Зеленского 10,7% голосов, тогда как Вакарчук набрал 7% (опрос, проведенный совместно Киевским международным институтом социологии, агентством "Рейтинг", Украинским институтом социальных исследований им. Яременко и центром "Социальный мониторинг").
Но есть нюанс: ни Вакарчук, ни Зеленский не собираются, по крайней мере, на данный момент, выдвигать свои кандидатуры. Они даже не комментируют эту тему. Зеленский, правда, шутил о плюсах и минусах своего президентства – но такая у него работа.
Эксперты допускают, что большинство соцопросов публикуют в политтехнологических целях. Например, чтобы скрывать истинные рейтинги кандидатов. Это очень просто понять: 7% Вакарчука – если он на выборы так и не пойдет – достанутся другому кандидату. Но кому? Если, например, электорат Вакарчука проголосует за лидера "Самопомощи" Андрея Садового, то рейтинг мэра Львова станет больше, чем у Порошенко. Точно так же, если симпатики Вакарчука, "раздадут" свои голоса нескольким кандидатам, общая картина изменится.
Ситуация становится еще нагляднее в связи с тем, что в соцопросах, где присутствуют "виртуальные кандидаты", такие как Вакарчук и Зеленский, отсутствуют некоторые реальные. Например, Евгений Мураев – он также пока не заявил о том, что собирается участвовать в президентских выборах, но учитывая, что он недавно организовал новый политический проект "Наши", а также в тестовом режиме начал работать его телеканал ("Наш"), вероятность его участия в выборах – вовсе не виртуальная.
"О том, что Евгений Мураев будет участвовать в выборах, стало ясно сразу, как у него начались разногласия с Вадимом Рабиновичем. Как следствие, Мураев ушел из партии "За Життя", – говорит источник "Вестей" в парламентской фракции Оппозиционного блока. – И стало ясно, что он примет участие в выборах. Уже в начале лета это стало понятно, хотя тогда еще возможны были какие-то варианты. К августу стало ясно, что без вариантов – Мураев пойдет на выборы. Думаю, социологическим службам было прекрасно известно об этом".
Зачем Вакарчук сохраняет интригу
До конца лета не было точного понимания, пойдет ли в президенты Святослав Вакарчук. Сам фронтмен "Океана Эльзы" отказывался комментировать этот вопрос. Интрига сохранялась до стадионного концерта в Киеве, состоявшегося в День Независимости. Некоторые эксперты предполагали, что там, на стадионе, Святослав заявит о намерении участвовать в выборах. Аналогичные слухи ходили в среде шоу-бизнеса. Но ожидаемого заявления Вакарчук так и не сделал. Злые языки утверждают, что политический флер вокруг его персоны был частью рекламной кампании, целью которой было собрать как можно больше публики на стадионе на концерте 24 августа. Позже они же говорили, что цель еще в том, чтобы добавить немного политического пафоса для раскрутки нового альбома (он пока не вышел, хотя появились уже три новые песни). Именно поэтому, возможно, Вакарчук, который ни разу не подтвердил свое возможное участие в выборах, также ни разу это и не опроверг.
Между тем, тот же Андрей Садовой даже выразилд готовность снять свою кандидатуру с выборов в пользу Вакарчука. Это его заявление может указывать на то, что перспектива участия Вакарчука в предвыборной кампании имеется. Но также это может быть обычный пиар ход – Садовой ничем не рискует, зная, что у Вакарчука нет перспектив, зато демонстрирует лучшие качества – альтруизм, готовность работы в команде.
Зеленский тоже придерживается тактики фронтмена "Океана Эльзы". Он не опровергает своего участия в выборах, понимая, что у общества есть запрос на новые лица – и это позволяет ему увеличить популярность.
Эта тактика также выгодна политтехнологам реальных кандидатов, поскольку Зеленский и Вакарчук влияют на общий расклад. Таким образом кто-то кажется более проходным кандидатом, а у кого-то рейтинг снижается. Например, Зеленский отрицательно сказывается в соцопросах на рейтинге Юлии Тимошенко, утверждают политологи. А Вакарчук забирает проценты и у оппозиционных кандидатов, и у действующего президента.
“Это понижает рейтинги Порошенко, Тимошенко и Гриценко. Разбавляет их электорат. Их цифры выглядят не такими убедительными, отрывы между претендентами на выход во второй тур минимальные. Именно минимальные разрывы в соцопросах создают эффект реальной борьбы”, – говорит политолог Руслан Бортник.
“Зеленский и Вакарчук – это люди, не связанные с политикой, но они могли бы повлиять на общий рейтинг. Они отнимают проценты как у власти, так и у оппозиции", – подтверждает это мнение политолог Алексей Якубин.
Мураев объявит об участии в выборах на следующей неделе
С Мураевым – другая история. Источник "Вестей" утвердждает, что намерение участвовать в президентских выборах Евгений Мураев обсуждал с целым рядом политиков уже достаточно давно. По данным нашего источника, он заявит о выдвижении своей кандидатуры уже на следующей неделе. При этом социологи не включали его в списки. "Поход Евгения Мураева на выборы абсолютно реален, но в списки его действительно не включали. Формально потому, что ассоциировали с партией "За життя", – считает Якубин, подразумевая, что фактически причины могут быть и манипулятивного характера.
"За Мураева будет голосовать оппозиционный электорат. Те, кто недоволен действующей властью, качеством реформ, ситуацией в социальной сфере. Есть соцопросы, в которых он присутствует, и там у него 3% примерно. Но на самом деле потенциал у него выше. У него нет прошлого – этого шлейфа, который тянется за рядом других политиков, он энергичный, харизматичный, красноречивый. И у него появился свой медиаресурс. Оппозиционному блоку это, конечно, невыгодно, потому что он будет играть на нашем поле. Но никогда мы на соцопросы не влияли, в этом можете быть уверены. Так что если кто-то играет со статистикой, то не мы", – говорит источник "Вестей".
Это мнение разделяют и эксперты. “Люди не доверяют старым политикам. Сейчас очень большой спрос на новые лица, новых игроков. В этом контексте возникали имена Вакарчука для более молодой аудитории, Зеленского для молодежи и более старшей публики, которая постоянно смотрит его шоу. Имя Евгения Мураева также возникало в контексте нового лидера для избирателя оппозиции”, – говорит политолог Владимир Фесенко.
Социология и амбиции Зеленского
Вторая версия повышенного внимания социологов к Вакарчуку и Зеленскому в том, что ряду политтехнологов выгодно, чтобы эти люди присутствовали не только в соцопросах, но и реально приняли участие в президентской кампании. Тем самым они могут повернуть ход предвыборной борьбе в выгодное кому-то русло. Но как заставить, скажем, Зеленского – человека успешного, самодостаточного – принять для себя такое решение? По мнению политолога Владимира Фесенко, это можно сделать опять-таки через соцопросы.
"Была информация, что Зеленский, увидев, какие у него результаты в замерах, всерьез решил заняться политикой. У общества есть запрос на новых политиков, не тех личностей, которых постоянно видит по телевизору”, – говорит Фесенко "Вестям".
Как влиять на честного социолога
Сами представители уважаемых социологических служб отрицают, что кто-то может купить у них искаженные результаты или другим образом вовлечь социологов в свою избирательную кампанию. Более того, по мнению главы Киевского международного института социологии Владимира Паниотто, за минувшие лет десять украинская социология стала более независимой и влиятельной, чем в предыдущие годы. “В начале 90-х политики иногда просто заказывали СМИ публикации несуществующих данных и несуществующих центров. Сейчас есть положительная динамика", – говорил глава КМИС.
В то же время, повлиять на социологов возможно и сейчас, отмечает наш источник в Оппозиционном блоке. "Социологи не склонны манипулировать общественным мнением по своей прихоти – это их престиж. Но они своеобразно собирают информацию. Ну, например, если влиятельная партия или кандидат закажет соцопрос для внутренних целей по поводу перспектив конкретно Вакарчука и Зеленского, а потом, допустим, закажет "общий расклад" по кандидатам, и опять настоит, чтобы там присутствовали эти две фамилии, – то что тогда решит социолог? Он резонно решит, что Вакарчук и Зеленский таки собираются в президенты, просто об этом еще неизвестно широким кругам – и включит их в будущие опросы. Вот вам и механизм. Сами социологи вряд ли тут манипулируют", – говорит наш источник.
Напоследок стоит заметить, что речь идет в данном случае только о добропорядочных социологических службах. В том, что есть конторы со звучными названиями, социология которых – абсолютный фейк, и как раз сейчас пришло их время (скоро выборы), сами социологи много раз предупреждают. Говорили об этом, в том числе, и сотрудники КМИСа.