Тролль гнёт ель
Что происходит с Украиной
Развели всех. Украинцев, голосовавших за Виктора Януковича, вдохновлённых его пламенными обещаниями трепетной дружбы с Россией. Украинцев, десятилетиями мечтавших о европейском рае и вроде бы, наконец, его дождавшихся, но не тут-то было. Еврокомиссаров, потиравших алчные ручонки в надежде получить украинские ресурсы. Многих российских граждан, сочувствующих и сопричастных.
Меньше всего, пожалуй, развели российскую власть. Те понервничали лишь вначале, когда Украина вроде бы решительно зашагала в Евросоюз.
Но дойти не удалось. То ли ноги устали, то ли указатели сбились, то ли злодеи напали, то ли в пункте назначения не особо ждали – причин много. Но есть одна, не слишком явная, но весомая. Она заключается в том, что Виктор Фёдорович – «тролль».
Он и внешне несколько напоминает это сказочное существо: неповоротливый, здоровенный увалень с землистым цветом лица, изъясняется с трудом, зато действует аки кувалда. При этом тролль он, несмотря на внешнюю неуклюжесть, весьма хитрый и ловкий. Мало того – владеющий приёмами боевого политического троллинга.
Троллинг – вид общения с нарушением этики взаимодействия с целью нагнетания конфликтов. Выражается в форме агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения.
Конфликты Виктор Фёдорович действительно создавал один за другим, сталкивая не только Европу с Россией, но и два извечных лагеря Украины. Создавал, чтобы отвлечь от реальных проблем, пуская, что называется, жовто-блакитную пыль в глаза.
С Ялтинской конференции европейцы уехали довольные: казалось, Украина у них на поводке. Вот только мало кто обратил внимание на то, что беседовал Виктор Фёдорович с президентом Литвы Грибаускайте на украинской мове, хотя та обращалась к нему на его родном русском. Иначе как нарушающим морально-эстетические рамки данное поведение Виктора Фёдоровича не назовёшь, а, учитывая уровень его знания мовы, и вполне издевательским посчитать можно.
Вообще на протяжении всех переговоров с Евросоюзом Виктор Фёдорович, используя термин НЛП, «разрывал шаблоны». Обещал одно – делал другое.
Позвольте, возмущались еврокомиссары, мы же с вами договаривались, как же так? На что Виктор Фёдорович отвечал либо туманно, рассказывая о путешествиях по Украине Геракла, либо агрессивно, требуя денег, причём в такой форме, что и свои не совсем понимали: «Три года конфетку в красивой обёртке (деньги) нам показывали и говорили: вы их получите, когда с МВФ подпишите соглашение. Я не хочу грубо выражаться, но не надо нас так унижать. Мы не маленькие дети, на сладкие конфеты мы не идём».
Впрочем, о настоящем отношении Украины к Европе Виктор Фёдорович проговорился раньше, в 2006 году на встрече с еврокомиссаром Ферреро-Вальднер. Уверяя в искренних симпатиях к Евросоюзу, он, между тем, заявил, что Украина – неприхильнiй (нечто среднее между «враждебный» и «безразличный») сторонник интеграции в ЕС. По Фрейду, стало быть, оговорочка.
С Россией Виктор Фёдорович тоже особо не церемонился. Троллил. В президенты он выезжал на коне украино-российской дружбы, но, победив, торопиться с дружбой не стал. Хоть и рассказывал, приезжая в Москву или приглашая к себе в Киев, о своей искренней преданности. Зато, попав на европейскую территорию, вываливал целый ворох претензий к России. Подавляющая их часть была всё же по делу; вот только форму Виктор Фёдорович для этого избирал сомнительную, путая Лондон с Эдинбургом, Словакию со Словенией, а Грецию с Палестиной.
Вообще все эти «проффесорские»* курьёзы, которыми так любят попрекать Виктора Фёдоровича, не от безграмотности даже, а от врождённого чувства троллинга. Ведь единственно полезное качество тролля – рубить правду-матку, иногда даже не понимая, что говоришь.
«Мы с самого начала с Дмитрием Анатолиевичем договорились, что не будем говорить о плохом, а лучше сделаем». Ну как тут с троллем поспоришь?
Мощнее всего Виктор Фёдорович дал троллингом по украинцам. Те веками, из поколения в поколение, грезили Европой и европейскими ценностями, которые в раз должны были решить все национальные проблемы. Но их мечту не исполнили ни воспитанный европеец Кравчук, ни прозападный патриот Ющенко. А тут простой грубоватый русскоговорящий парень из Енакиево, ждать от которого европейских симпатий могли либо сумасшедшие, либо воинствующие оптимисты, вдруг пообещал рай. И так настойчиво постучался в ворота, что поверили едва ли не все.
Да, Виктор Фёдорович шёл в Европу, таранил Европу. Троллил своих, удивлял чужих. Но оказалось, лишь для того, чтобы, как садист-любовник, в решающий, пиковый момент сказать: «Стоп!». И остановиться.
Ошалела Украина: и те, кто был за, и те, кто был против. Ошалела Европа. Подошалела Россия. Понял ли сам Виктор Фёдорович, что сделал?
Если понял, то должен был осознать и то, что тролля рано или поздно находят. И наказывают. Причём, его же методами.
Жёсткий, беспощадный троллинг Виктору Фёдоровичу устроили все. Евросоюз «кинул» на деньги, при этом выдвинув Украине смертоубийственные требования под лозунгом «Да здравствует возвращение в девяностые». Россия на выручку не пришла, предпочитая либо отмалчиваться, либо напоминать про миллиарды долга. Шутка ли сказать, главным российским спикером по отношению к Украине стал Владимир Жириновский с месседжами вроде: «Янукович не знает, кому себя продать подороже. На костях гадает: Москва или Брюссель».
Но главное – Виктора Фёдоровича капитально затроллил украинский народ. Как ни одного президента в истории незалежной. Народ вышел на Евромайдан, сначала мирный, а после вооружённый и злой.
Агрессивное, оскорбительное поведение по отношению к Виктору Фёдоровичу стало нормой. «Фемен» мочатся на его портреты. Украинские города объявляют о неповиновении. Министры и пресс-секретари уходят в отставку. «Беркут», разгоняя Евромайдан ради установки новогодней ели, устраивает революцию. А «ручные», казалось бы, олигархи активно её поддерживают. Тролля зажали в угол.
Тем не менее, во всей этой кутерьме у Виктора Фёдоровича есть шансы. Потому что вирус троллинга проник и в протестующих. Троллят «титушки». Троллят молодчики-радикалы. Троллят Яценюк с Тягнибоком.
И вот уже оппозиция, которая не может поделить будущую власть, не смотря на все призывы мирного протеста, организовывает кровавые, разрушительные провокации, всё больше маргинализуя и тем самым уничтожая Евромайдан. А те, кто вышел на улицы ради идеи, ради свобод, всё больше теряется, путается, не понимая, можно ли хоть кому-нибудь доверять в стране, где, кажется, все троллят друг друга.