Всесильна ли энергия проклятия?
Одна из самых известных историй на эту тему повествует о том, как король Франции Филипп Красивый подверг преследованию и пыткам орден тамплиеров, желая присвоить себе богатство и могущество рыцарей. В 1314 году великий магистр ордена Жак де Моле был сожжён в Париже заживо. Перед тем как отдать Богу душу, он проклял тех, кто обрёк его на гибель, и пообещал, что не позже чем через год все они будут призваны на высший суд. Убийцы магистра — Филипп Красивый, его клеврет Гийом де Ногарэ и папа Климент — отнеслись к предсказанию скептически. Но проклятие великого магистра имело страшную силу — все трое в течение года в страшных муках скончались один за другим.
Эта история поневоле наводит на раздумья.
Менее известна в России история проклятия, произнесённого перед казнью Недом Келли — бедным австралийским фермером, ставшим Робин Гудом поневоле. Защищая свою сестру, он ранил домогавшегося её полицейского и был вынужден пуститься в бега. В течение нескольких лет он вёл настоящую войну против колониальных властей Австралии. В конце концов, после настоящего боя израненного Келли захватила полиция. Судил разбойника сэр Редмонд Барри, известный своей жестокостью (ранее он по сфабрикованному делу отправил в тюрьму мать Неда Келли). Хотя петицию в защиту Келли подписало более 30 000 человек, в исходе процесса сомневаться не приходилось. Судья Барри приговорил Келли к виселице. Когда он после вынесения приговора произнёс общепринятые в таких случаях слова: «Пусть Бог помилует вашу душу», Келли ответил: «Я скоро отправлюсь далеко, и когда я туда попаду, я увижу там вас» (“I will go a little further than that, and say I will see you there when I go”). Келли был повешен 11 ноября 1880 года. А 23 ноября 1880 года, двадцать дней спустя после казни Келли, сэр Редмонд Барри умер от воспаления лёгких и карбункула на шее.
Трагические страницы былого
Ещё одну трагедию, связанную с проклятьем, произнесённым лишённым сана и обречённым на вечное заточение в каземате архиепископом Арсением Мациевичем, зафиксировали архивные документы. Архиепископ выступал против указа Екатерины II, по которому церковные земли передавались государству, и всегда открыто высказывал критику в адрес властей. Тогда императрица отдала приказ о смещении Мациевича со всех должностей, он был расстрижен в монахи и отправлен в ссылку. Церемонию исполнили хорошо знакомые Арсению священнослужители, покорно подчинившиеся воле императрицы. Это мрачное событие проще передать сухими словами историка.
Когда настал «день, назначенный для церемонии снятия сана, солдатам пришлось раздвигать толпу, чтобы пропустить в Синод-Палату привезенного Арсения. По указанию императрицы, он был в полном внебогослужебном архиерейском облачении: в мантии, с панагией и жезлом. …Когда разоблачали Арсения, он Дмитрию Сеченову действительно предсказал: «Ты задохнешься от своего собственного языка». Через четыре года (в 1767 году) Дмитрий действительно скоропостижно скончался от апоплексического удара. Гедеону (Криновскому) Псковскому Арсений сказал: «А ты не увидишь своей епархии». И молодой Гедеон (всего 36 лет) скоропостижно скончался по дороге, не доехав до Пскова. Земляка своего Амвросия (Зертис-Каменского), нередко гостившего у Арсения в Ростове, последний горько упрекнул: «Ты же, ядый хлеб со мной, возвеличил на мя запинание. И яко вол ножом зарезан будешь». Это и случилось в Москве при холерном бунте в 1771 году» (Карташов. История русской церкви).
Можно вспомнить и иные события, связанные с революцией во Франции. Давно стало достоянием истории проклятие Дантона своему бывшему соратнику, якобинцу Максимилиану Робеспьеру. Некогда ближайшие друзья, вместе уничтожившие власть аристократов и добившиеся казни короля, они разошлись во взглядах на будущее страны. И Робеспьер, и Дантон приложили руку к развязыванию террора во Франции, но вскоре между друзьями наступило охлаждение. Дантон начал раскаиваться в развязанном кровопролитии и выступал против продолжения казней. Развязка наступила 31 марта 1794 года. По приказу Робеспьера Дантон и его сторонники были арестованы. После скорого суда, проходившего с вопиющим нарушением всех норм закона, Дантон с товарищами, обвиненные в заговоре против республики, был отправлен на гильотину.
Когда осужденных на тележке везли по улице Сент-Оноре к месту казни, они должны были проехать мимо дома, в котором жил Робеспьер. Дантон, дождавшись этого момента, крикнул изо всех сил: «Максимилиан, я жду тебя!» Утверждают, будто Робеспьер, сидевший в тот момент взаперти у себя дома, побледнел. И было от чего: 27 июля того же 1794 года Робеспьер был свергнут, а 28 июля гильотинирован. Перед казнью его везли той же дорогой, что и Дантона, и чернь улюлюкала ему вслед. Причиной падения Робеспьера стала странная, совершенно необъяснимая нерешительность, проявленная диктатором в критические дни перед переворотом. Сказалось проклятие Дантона? Эту тайну мы вряд ли когда-либо узнаем.
Рок, преследующий семью Кеннеди
Обстоятельства смерти в Далласе президента Джона Кеннеди от пулевого ранения до сих пор остаются во многом загадочными и не расследованы до конца. Очень возможно, что в это давнее происшествие вмешались темные силы. Причина того, что множество представителей клана Кеннеди умерли не своей смертью, кроется в проклятии, произнесенном в начале XIX века…
Семья Кеннеди, богатых фермеров, в то время жила в Ирландии, где внезапно началась засуха. Урожай хлеба погиб, и в стране свирепствовал жестокий голод. Однако фермеры Кеннеди ни в чем не нуждались, втридорога продавая огромные запасы зерна, хранившегося в амбарах. Как-то мимо дома проходила нищенствующая семья голодных ирландцев. Они попросили немного пищи для своего ребенка и получили холодный отказ. В ответ на более настойчивую просьбу Кеннеди натравили на них собак. И мать голодного ребенка попросила помощи у высшей справедливости — произнесла проклятие всему роду Кеннеди.
Есть и другая версия: когда-то некий Патрик Джозеф Кеннеди, эмигрировавший в Америку, промышлял грабежом и однажды вместе с бандой обесчестил и убил мать и дочь. Этот ужасный поступок положил начало проклятию, которое преследует весь род Кеннеди и насылает на потомков Патрика мужского пола болезни и несчастные случаи со смертельным исходом. Не зря большинство из девяти детей Джозефа Кеннеди, в числе которых был и Джон Кеннеди, умерло неестественной смертью.
Род Толстых подарил России много талантливых и известных людей, в том числе трех писателей. Но многие знают, что Петр Андреевич Толстой был удостоен Петром I графского титула не просто так, а за блестящее выполнение труднейшей миссии — он, лестью и посулами, сумел уговорить царевича Алексея вернуться на родину. Останься Алексей Петрович на чужбине, он, возможно, сохранил бы себе жизнь. Толстой же знал, что сын Петра возвращается на верную смерть, однако убедил его в том, что отец даст ему жить спокойно. Как известно, политические амбиции Петра пугали царевича, он не желал продолжать дело его жизни, и само его существование было для его отца источником постоянной угрозы.
Обманутого Алексея поместили в темницу Петропавловской крепости, где он и скончался. Современники утверждали, что его пытали и умертвили по приказу царя. Говорили они также, что перед смертью царевич Алексей Петрович проклял весь род Толстого, заманившего его на погибель, до 25-го колена. И с тех пор в роду часто появляются на свет либо слабоумные, либо утратившие всякие нравственные ориентиры люди.
«Проклятые места»
Пожелать зла можно одному человеку, группе людей, определенному месту или даже городу. Все знают о так называемых «нехороших» местах, где с людьми происходят странные события, имеют место пугающие переживания. Далеко не всегда виной тому геопатогенная зона — часто мы просто уже не знаем о том, что случилось здесь много лет назад. Не знаем, но чувствуем — нас одолевает непонятное беспокойство.
Как известно, взяв Карфаген в 146 году до нашей эры, римляне наложили проклятие на этот город и сровняли его с землей. И вот странное дело — город так больше никогда и не возродился в былом могуществе, несмотря на свое географически выгодное местоположение. Даже сами римляне забыли о собственном проклятии и лет через сто начали отстраивать Карфаген заново. И, казалось, были все предпосылки к тому, чтобы Карфаген вернул себе мощь и величие. Но, как говорил римский консул Катон, «Карфаген должен быть разрушен» — и его разрушили арабы, а затем, в XVI веке, дело довершили испанцы. Поистине, не стоит бросать слова на ветер — тем более в таком ответственном деле, как градостроительство.
В описанном нами случае на уничтожении Карфагена как на пути к богатству и процветанию нации настаивала воля всего римского народа. Однако вряд ли проклятие отдельного человека способно стереть с лица земли целый город. Регулярно поднимается тема о том, что наша северная столица, Санкт-Петербург, проклята еще при основании, и повторяется зловещая присказка «быть Петербургу пусту»… Проклятие приписывают то ли бывшей царице и жене Петра Великого Евдокии, то ли старообрядцам. Но, как мы видим, город благополучно стоит и даже ширится.
С проклятыми местами дело обстоит гораздо сложнее. Какие-то ужасные события или горестные переживания вполне могут наложить неизгладимый отпечаток на конкретный дом, улицу, пустырь.
В Екатеринбурге (бывшем Свердловске) стоит небезызвестный дом Ипатьева, в котором после революции была расстреляна царская семья. Но мало кто знает, что в 1895 году здание принадлежало зажиточному купцу Редикорцеву, питавшему слабость не к женщинам, а к своему же полу. Безнравственная жизнь купца долгое время служила предметом пересудов и довела его до громкого судебного процесса. Незадолго до суда купец умер по причине слабого сердца, а его «товарищи» понесли суровое наказание — их сослали на каторгу. Смерть Николая II и его семьи окончательно привела к тому, что дом стали считать проклятым местом и обходить стороной. На этом месте построили Храм-на-Крови — будем надеяться, это очистит энергетику.
В Белоруссии высится величественный Мирский замок, в прошлом принадлежавший богатейшему роду Радзивиллов. Экскурсоводы пересказывают посетителям следующую легенду. Справа от замка раньше шумел сад — однако в конце XIX века он чем-то не понравился владельцу замка, князю Николаю Святополк-Мирскому, приказавшему срубить все деревья и устроить на том месте пруд. Произошел несчастный случай: во время выполнения замысла погиб лесоруб, и мать несчастного произнесла проклятие, сказав, что теперь за каждое срубленное дерево пруд будет брать себе каждый год по одной жертве. Вскоре в пруду утонула Соня, 12-летняя княжна, а затем и самого князя нашли на берегу пруда мертвым. По рассказам местных жителей, даже сейчас в этом пруду тонут люди — в основном, мужчины.
Место может считаться «нехорошим» даже не потому, что кто-то наложил на него проклятие, а потому, что верования, бытующие у конкретного народа, наделяют в целом обычное место сверхъестественными свойствами. Поясним сказанное. В Японии высится гора Ихаи, очертания которой похожи на посмертную буддийскую табличку с именем покойного. Поэтому японцы верят в то, что если кто-то осмелится срубить на этой горе хоть одно дерево, один из его родственников вскоре отойдет в мир иной. Между тем, если эту гору увидит европейский турист, у него не возникнет никаких плохих мыслей. И можно поспорить, что, с высокой вероятностью, если он случайно срубит дерево на горе, то целым и невредимым вернется домой, а его родственники останутся в целости и сохранности. Но! — только при условии, что никто из местных не ознакомит нашего туриста с информацией о проклятии. Сама эта информация может оказывать разрушительное воздействие.
Сейчас отстроенный заново в самом центре Москвы храм Христа Спасителя поражает своей красотой. Однако многие люди испытывают тревогу, находясь внутри, — они помнят о словах, произнесенных игуменьей Алексеевского монастыря в 1832 году: «Ничего святого здесь больше не будет, а будет Чертолье — чертям раздолье». Геоэкологи, кстати, говорят, что под фундаментом храма находятся плывуны, и каждый год здание опускается на 2 см в землю. Впрочем, верующие люди придерживаются мнения, что после освящения построенного храма проклятие ушло в небытие.
Защита светлых сил
Эти и другие леденящие кровь истории показывают нам, что проклятие все-таки существует и может распространяться как на людей, так и на неодушевленные объекты. Вряд ли можно припомнить случаи, в которых пожелания несчастья произносились бы просто так. Они исходили от людей, жестоко пострадавших из-за действий конкретного человека, который в результате и нес ответ за собственное поведение: у него не складывалась жизнь, его постигало разорение или ужасная смерть.
Поэтому тем, кто верит в силу проклятия и опасается его, следует помнить, что они сами — творцы своей судьбы, т. е. воздерживаться от необдуманных, жестоких, неправедных поступков по отношению к окружающим. Если вас проклинает злобный, опустившийся, несправедливый человек, его слова вернутся к нему же по закону высшей справедливости, не стоит придавать им значения. Если же вам и правда есть в чем упрекнуть себя, лучшим выходом будет искреннее покаяние, признание и отмаливание своей вины. Это же относится и к людям, чей род находится на грани вымирания или постоянно подвергается несчастьям, — нужно просить прощения за грехи предков и постоянно проводить внутри себя духовную работу.
Особая категория — родительское проклятие, обладающее мощной силой (вспомним Тараса Бульбу с его знаменитым «Я тебя породил, я тебя и убью»). Оно особенно опасно, потому что между родителем и ребенком с рождения существует теснейшая связь. В народе ходит поверье, будто произносить негативные пожелания опаснее всего с двенадцати до часу дня или ночи — это особое время, когда сказанное может сбыться.
В Карпатах есть горы Говерла и Петрос, про которые тамошние жители рассказывают красивую историю, будто раньше эти горы были влюбленными юношей и девушкой. Однако отец Говерлы был против их свадьбы и проклял их за пренебрежение родительской волей. Сразу после незаконного венчания молодые превратились в горы… В Чернигове до сих пор видят призрак дочери Кочубея Марии, отдавшей свою любовь убийце своего отца и проклятой матерью. Подобные легенды существуют во всех местах земного шара. Что тут можно сказать или посоветовать? Только одно: чтите своих родителей и уважайте их желания, и будет у вас все хорошо.
Проклятие, произнесенное отвергнутым возлюбленным, а тем более продавцом на рынке или назойливым попрошайкой, снимается легче и имеет гораздо менее разрушительные последствия. Лучше сходить в церковь, облегчить душу молитвой и исповедью.
Далеко не все злые слова и пожелания сбываются. К светлым, оптимистичным, добрым людям проклятие не пристанет. Будьте позитивнее и — боже упаси! — никого сами не проклинайте, даже если вас действительно сильно обидели. Время само расставит все по своим местам.