Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Личности » Зигмунд Фрейд


Зигмунд Фрейд

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании.

http://s3.uploads.ru/t/YS0sz.jpg

Зигмунд Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Й. Брейером «катартического» метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д.

Основные труды Зигмунда Фрейда: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923). Знак зодиака - Телец.

Еще в начале своей карьеры Зигмунд Фрейд сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Выводы Фрейда и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

6 мая 1856 года во Фрайбургской синагоге молились мужчины. У торговца тканями Якоба Фрейда родился мальчик, нареченный в честь деда Зигмундом. Семья Амалии и Якоба Фрейд на первенца возлагала особые надежды: во время беременности фрау Фрейд предсказали, что ее сыну суждено стать великим человеком. Поскольку текстильная промышленность, основа благополучия города, пребывала в упадке, Фрейды жили в стесненных обстоятельствах. Когда Зигмунду исполнилось три года, семья перебралась в Вену.

У матери Зигмунд был первенцем, ее «золотым Сигги», и, признавая его исключительные способности, родители ему одному из многочисленных детей выделили отдельную комнату, чтобы Сигги мог спокойно работать. И он не обманул надежд родителей -  блеском окончил школу.

Вскоре мальчик убедился, что и в семье роль главы принадлежит Амалии. Формально признавая первенство мужа, она сама принимала все важные решения. Сильная привязанность сына к матери могла бы многое объяснить проницательному уму. Но в то время такого рода проницательностью не обладал никто. Позже Зигмунд Фрейд теоретически выразил влияние материнских амбиций на его эмоциональное развитие: «Человек, в детстве безгранично любимый матерью, на всю жизнь сохраняет в себе чувство победителя, ту веру в успех, которую зачастую действительно стимулирует успех».

Честолюбивые мечты о почестях и славе стали побудительной силой для Фрейда и во взрослой жизни. Чрезмерная жажда славы была для Фрейда в какой-то мере компенсацией за тот удар, который он получил в возрасте двенадцати лет, когда пошатнулась его вера в силу и авторитет отца. Незнакомец на улице смахнул с головы отца в грязь его новую меховую шапку и крикнул в лицо: «Еврей, убирайся с тротуара!» На возмущенный возглас сына: «И что же ты сделал?» - отец спокойно ответил: «Я сошел с тротуара и поднял шапку».

Эта робкая покорность и смирение глубоко задели Зигмунда Фрейда и ему предстояло добиться того, чего ждала от него семья, не имея за спиной сильной отцовской фигуры, и понадобилось четыре десятилетия, прежде чем Фрейд сумел преодолеть в себе возникшую еще в детстве потребность заменить ее каким-то другим идеалом. Окончательно избавиться от этой пассивной тяги к сильной отеческой руке ему удалось лишь тогда, когда он полностью уверовал в свое собственное интеллектуальное совершенство.

После окончания школы, Зигмунд Фрейд поступил в Венский университет». Причины, побудившие Фрейда выбрать медицинскую карьеру, не совсем ясны. Эта профессия никогда его особенно не привлекала, да он так и не стал традиционным врачом. Как считает Эрнст Джонс, Фрейд выбрал медицину методом исключения. «Для венского еврея выбор лежал между промышленностью и бизнесом, юриспруденцией и медициной. Первые были отброшены сразу, учитывая интеллектуальный склад Фрейда...»

Пытливость в познании природы человека всегда была основным его качеством, и он считал «триумфом своей жизни» то, что в конечном итоге ему удалось найти именно тот путь, к которому он инстинктивно стремился. Фрейд считал, что на его интеллектуальное развитие больше всего повлиял Эрнст Брюкке, один из ведущих физиологов второй половины XIX века. Он предполагал, что к изучению живых организмов применимы принципы физики и химии, и отрицал воздействие в биологии других сил, таких как таинственная живая субстанция. Фрейд твердо усвоил этот строго научный подход и не отступал от него до конца жизни.

Те шесть лет, что Зигмунд Фрейд провел в лаборатории Брюкке, были годами его ученичества. Он досконально овладел методами гистологии, опубликовал несколько заметных статей о репродуктивных клетках угря и нервной системе некоторых низших животных и разработал ряд идей о нервных клетках и их взаимосвязях. Работа в лаборатории ему нравилась, но Фрейд не бросал своих философских раздумий. Он регулярно посещал лекции Франца Брентано, заведовавшего кафедрой в Венском университете, тогда же перевел книгу Джона Стюарта Милля.

В 1881 году Зигмунд Фрейд получил медицинский диплом и еще некоторое время продолжал лабораторные занятия в институте Брюкке, готовя себя к академической карьере. Однако он скоро понял, что академическая карьера плохо сочетается с необходимостью зарабатывать себе на жизнь, и по совету Брюкке, решил открыть частную практику как невропатолог, хотя и не испытывал никакого интереса к лечению больных.

Поработав некоторое время ассистентом профессора Германка Нотнагеля, известного терапевта, он получил назначение на такую же должность в психиатрическом институте Мейнерта, где приобрел свой первый опыт в области клинической психиатрии. В 1885 году Зигмунд подал заявление о приеме на должность приват-доцента по невропатологии и получил это место по рекомендации Брюкке, Мейнерта и Нотнагеля. Отныне для Фрейда была открыта дорога к успешной медицинской карьере.

До тридцати лет Фрейд оставался девственником: он боялся женщин. Это его смущало, над ним посмеивались. В двадцать два года Фрейд для солидности отпустил бороду. Его уверенность в том, что в жизни он прекрасно обойдется без женщин, была нарушена 7 мая 1883 года.

Зигмунд спешил в типографию с очередной статьей под мышкой. Его обдала грязью проезжающая коляска. Он не успел увернуться, рукопись упала в лужу. Экипаж остановился, оттуда выглянула милая женская головка. Фрейд замер на месте: на лице девушки было такое искреннее отчаяние, что он сразу позабыл о своем желании устроить скандал. Более того, он почувствовал невероятное волнение. Он не мог дать этому научного объяснения, поскольку ни с чем подобным не сталкивался. Через некоторое время он, наконец, поставил диагноз: это любовь! Но коляска уже умчалась.

Впрочем, на следующий день ему принесли письмо от незнакомки, внизу стояла подпись — Марта Бейрнайс. У доктора просили прощения и приглашали на бал, куда он и отправился не раздумывая. Там Зигмунда Фрейда поджидало еще одно потрясение: к нему подошли две совершенно одинаковые девушки, и он не мог сказать, кто из них была в той карете. А они смеялись, видя его изумление. «Мы сестры, — пояснила одна, — Я — Марта, это — Минна». В июне 1884 года в саду Теленгартен торжественно отпраздновали помолвку Фрейда и Марты Бейрнайс, однако нареченный жених отложил свадьбу до того момента, «когда он разбогатеет».

Женившись на Марте, Зигмунд Фрейд «не забывал» и о ее сестре. После одного из скандалов, вызванных приступом ревности жены, сорокалетний Фрейд клянется больше не встречаться с Минной. А в письме другу пишет, что отказывается от половой жизни вообще! К тому времени у Фрейда, правда, уже было пятеро детей. Дочь Анна пошла по стопам отца и стала известным психологом.

Работая в институте Мейнерта, Зигмунд Фрейд совершенствовался в невропатологии. Первая из публикаций Фрейда по нейроанатомии касалась корней нейронных связей слухового нерва (1885). Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке (1886), далее еще статью о слуховом нерве (1886). Из его работ по клинической неврологии две были особенно значительны. Так, его книга о детском церебральном параличе и сегодня считается важным вкладом в медицинскую науку, а другая — об афазии (1891) — менее известна, но с точки зрения теории может считаться более фундаментальной

Работа Зигмунда Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма. Интерес к психологическим аспектам медицины проявился у него в 1886 году, когда он получил стипендию, позволившую ему поехать на стажировку в Париж к профессору Шарко, бывшему тогда в зените славы. К моменту возвращения в Вену Фрейд уже был ревностным сторонником взглядов Шарко на гипноз и истерию. Однако лишь Йозеф Брейер, один из старших коллег, слушал его с пониманием, на остальных же членов медицинского общества отчеты Фрейда о его парижском опыте не произвели особого впечатления. Мейнерт был вообще против гипноза, а работа Фрейда по мужской истерии не привлекла внимания медиков. На столь прохладный прием Фрейд отреагировал все большим отдалением от медицинского сообщества. Его прежде близкая и теплая, дружеская связь с Мейнертом быстро распалась, и вскоре Фрейд был исключен из лаборатории по анатомии мозга.

После недолгого периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов в 1895 году Зигмунд Фрейд открыл метод свободной ассоциации. Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально.

Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено, и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая путь сквозь под сознательные конфликты». Именно этот процесс Зигмунд Фрейд и назвал «психоанализом», впервые употребив этот термин в 1896 году.

Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений

Зигмунд заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения — его латентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 году. Эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку.

После очередных наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа Зигмунда Фрейда «Три очерка по теории сексуальности». Его теоретические выводы относительно сексуальной природы человека стали известны под названием «теория либидо», и эта теория вместе с открытием детской сексуальности явилась одной из главных причин того, что Фрейд был отвергнут своими собратьями по профессии и широкой публикой.

Ничего нового в этой враждебной конфронтации нет. Ученого преследовали с момента, когда он заложил и развил свою теорию и назвал ее психоанализом. Утверждение Зигмунда Фрейда - что невротические недуги, которым подвержены люди, являются следствием сексуальных сбоев, воспринималось респектабельными учеными мужами не более чем как непристойность. Его поразительный тезис об универсальности Эдипова комплекса (излагая упрощенно), когда маленький мальчик любит мать и ненавидит отца, казался скорее литературной выдумкой, нежели научной проблемой, достойной внимания ученого-психолога.

Большую роль в популяризации идей Фрейда сыграл другой великий ученый — Карл Юнг. Они шли вместе до 1912 года, когда пути ученых окончательно разошлись. Из друзей они превратились в соперников.

В 1921 году Лондонский университет объявил о начале цикла лекций о пяти великих ученых: физике Эйнштейна, каббалисте Бен-Баймониде, философе Спинозе, мистике Фило. Зигмунд Фрейд в этом списке был пятым. Его выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии. Но получил премию коллега Фрейда Вагнер-Яуреггу за метод лечения паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с Эйнштейном, а сама премия его не волнует. «Причем этому парню было намного легче, — добавлял Фрейд, — за ним стоял длинный ряд предшественников, начиная с Ньютона, в то время как мне пришлось в одиночку пробираться через джунгли. Нет ничего удивительного в том, что мой путь не слишком легок и я ненамного продвинулся вперед».

Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Наконец в 1920 году он опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ «По ту сторону принципа удовольствия», за которой последовала замечательная серия брошюр, изданных в 1933 году под общим названием «Продолжение лекций по введению в психоанализ».

В этой работе Зигмунд Фрейд попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов — любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств. Таким образом, история психоанализа прошла тот же путь, что и теоретическая физика: природа явления была понята позже, чем установлены законы его проявления.

Идеи Зигмунда Фрейда относительно групповой психологии оказали серьезное влияние на развитие превентивной и социальной психиатрии, особенно той ее части, которая касается роли культурного фактора в образована неврозов. Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе «Тотем и табу» (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. За этой работой последовали две другие — «Групповая психология и анализ «Я»» (1920) и «Цивилизация и ее неудовлетворенность» (1927). По иронии судьбы в этих работах Фрейда содержится большая часть основных социологических идей, которые неофрейдисты использовали в своих теориях и которые они же отрицали как классически фрейдистские.

Когда Австрию оккупировали нацисты, знаменитый ученый не покинул Вену даже после того, как ему напомнили о еврейском происхождении. Фрейду грозил Освенцим, но за него вступился буквально весь мир: особенно негодовали испанский король, которого он некогда лечил, и датская королева. Добиться депортации Фрейда из Австрии пробовал по дипломатическим каналам президент США Франклин Рузвельт. Все решил звонок Бенито Муссолини, Фрейд лечил одного из его близких друзей, в ставку фюрера. Дуче лично попросил Адольфа Гитлера позволить Фрейду уехать. Генрих Гиммлер предложил вариант выкупа. Тут же нашлись желающие. Одной из бывших пациенток Фрейда, а затем верной ученицей была внучка Наполеона Мария Бонапарт, жена греческого принца Георга. Она заявила австрийскому гауляйтеру: «Я заплачу за учителя любую сумму». Нацистский генерал назвал цену: два великолепных дворца княгини — почти все, что у нее было. «Слава Богу, фамилию деда вы у меня отнять не сможете», — с презрением сказала Мария Бонапарт, подписывая бумаги.

В Париже, куда привезли Зигмунда Фрейда, его встречали принц Георг и Мария Бонапарт. Под ноги Фрейду от ступенек вагона до «роллс-ройса» высокородной четы постелили ковровую дорожку из красного бархата, по которой некогда ступал дед Марии Наполеон, возвратившись в Париж после победы под Аустерлицем. Из глаз Фрейда потекли слезы.

Погостив у Марии Бонапарт, он отправился в Англию. Там его навестил Бернард Шоу. Проведя за беседой несколько часов, два упрямых старца расстались добрыми друзьями. А 23 сентября 1939 года Зигмунд Фрейд умер. В последний путь его провожали только сыновья: Мартин, названный в честь клинициста Шарко, Эрнст, названный в честь первого учителя Фрейда, и Освальд, названный в честь отца Марты.

После кончины Фрейда осталось 2300 семейных писем и 1500 писем, адресованных Минне. Говорят, они сенсационны, но, по завещанию Фрейда, их можно было обнародовать только после 2000 года. (Самин Д. К. 100 великих ученых. - М.: Вече, 2000)

Интересные факты о жизни Зигмунда Фрейда

http://s3.uploads.ru/t/X5n9c.jpg

Имя Зигмунда Фрейда известно каждому. Нет, наверное, такого человека, который о нем никогда не слышал. Отец психоанализа был человеком необычным, имел непростой характер и очень интересную биографию. Вот некоторые интересные факты из нее.
При рождении он был наречен еврейским именем Шломо (Соломон). В семье его долгое время звали Сигизмундом или сокращенно - Сиги, однако это имя ему не нравилось, и в 1878 году он остановил свой выбор на имени Зигмунд.
Шломо был любимчиком своей матери. Возможно, эта безусловная любовь и идеализация со стороны его матери легла в основу теории Фрейда про реакцию ребенка к родителю противоположного пола.
У Фрейда не было никакого слуха и таланта в музыке. Из-за этого он возненавидел музыку на столько, что даже избегал рестораны с живым оркестром. На почве неприязни к музыке Фрейд заставил выкинуть пианино своей младшей сестры, на котором она училась играть, поставив ультиматум «Либо я, либо пианино». Таким образом, музыкальная карьера его сестры была разрушена.
Фрейд употреблял кокаин, как и многие его современники. В период с 1884 по 1887 год Фрейд провел первые из своих научных исследований, связанных с кокаином. Сначала он был поражен его свойствами: «Я испытывал на себе воздействие кокаина, которое подавляет чувство голода, сна, утомления и обостряет интеллектуальные способности в несколько десятков раз». Фрейд писал о возможном терапевтическом использовании кокаина для лечения как физических, так и психических нарушений. Позже он стал заниматься его наркотическими свойствами и прекратил исследования.
Он дружил с очень странными людьми, к примеру с Вильгельмом Флейсом человеком, который считал, что есть неоспоримая связь между носом женщины и ее сексуальностью.
Он считал себя самого своим самым любимым пациентом.
Фрейд панически боялся числа 62. Он отказывался резервировать номер в отеле с более чем 62-мя комнатами из-за боязни нечаянно получить комнату с номером 62.
Фрейд был первым, кто провел сеанс гипноза без присутствия другого ассистента в комнате. По правилам того времени гипнотизер не мог проводить гипноз оставаясь наедине с пациентом, при этом всегда должен был присутствовать кто-то третий, но Фрейд не любил следовать чужим правилам.
Зигмунд Фрейд сам был психоаналитиком своей дочери Анны, снова нарушив все правила, так как близких родственники в таком формате работать не могли.
Фрейд был эгоистичным по своей натуре и требовал безраздельную любовь от своей жены. Еще до их женитьбы он неоднократно требовал, чтобы она порвала любые отношения со своей семьей, а иначе они расстанутся. Его жена в конце концов пошла на уступки и практически перестала общаться со своей семьей.
У Фрейда была феноменальная фотографическая память. Он отлично владел латинским, греческим, французским, английским, итальянским, испанским, древнееврейским и немецким языками.
Фрейд стал жертвой нацистов. Агенты из службы безопасности ворвались в квартиру Фрейда 15 марта 1938 года. Весь дом после их прихода был перевернут вверх дном, при этом они забрали деньги и ушли. Люди из гестапо пришли в дом буквально через неделю и проведя обыск забрали с собой на допрос младшую дочь Фрейда Анну. Анна настолько боялась пыток, что спрятала в одежде яд. Именно арест дочери стал той последней каплей, которая была необходима Фрейду для осознания того, что необходимо покидать Австрию. Но, все получилось не так легко, потому что нацисты не хотели выпускать его из Вены и только после уплаты выкупа Фрейд с семьей получили возможность уехать.
Одна из пациенток Фрейда, принцесса Мария Бонапарт, заплатила 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Но власти не хотели выпускать его из страны. Он был вынужден подписать унизительную благодарность гестапо за «ряд добрых услуг», и лиш после этого он получил право покинуть страну. Семья Фрейда переехала в Лондон, а четыре его сестры погибли в газовых камерах.

0

2

Зигмунд Фрейд и его дочь Анна разработали концепцию о сотворении людьми иллюзорного объяснения своих действий, когда люди выдают свои действия за необходимые, обусловленные объективными обстоятельствами, хотя на самом деле действия совершаются на основании неосознаваемых побудительных мотивов, коренящихся в человеческой душе. Люди совершают ошибки, высказывают нелепые фразы, или творят глупости, и сделанное ими нуждается в оправдании. Появляется тревога, поскольку сделанное может скомпрометировать, и тревога устраняется тем, что реальность подвергается искажению. Эмоциональное и необдуманное поведение аргументируется таким образом, что кажется вполне разумным, рассудительным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Люди мысленно подбирают рациональное объяснение своим действиям, совершаемых под давлением неизвестных и несознаваемых душевных порывов. Необдуманные поступки выдаются за обдуманные и правильные поступки. Таким способом проявляется защитная функция «рационализации».

Главное назначение «рационализации» - исказить реальность и создать гармонию между желаемым и реальным положением дел, и тем самым не уронить свое достоинство в глазах других людей, а также в собственных глазах. Знаменитый пример рационализации — басня «Лисица и виноград». Не имея возможности дотянутся до виноградной лозы, лиса в конце концов понимает бесплодность своих попыток и начинает словесно «заговаривать» свою нереализованную потребность: виноград зелен и вообще вреден. Если человек без всякого повода избил незнакомого человека, из-за минутной неконтролируемой вспышки злобы к другому знакомому человеку, то «рационализация» заключается в том, что нападавший объясняет свои действия тем, что имела место самозащита. Когда встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается непонятной или неблаговидной (например, всплеск эмоций), часто человек ищет «рационально» выглядящее оправдание, призванное убедить окружающих в разумных (т.е. не связанных с эмоциями) и благовидных причинах принятого решения. При этом человек, если он наивен, и сам искренне верит в подобранную им «рационализацию».

«Рационализация» обслуживает желание выглядеть перед собой или другими лучше, чем на самом деле, сохранить уверенность в правильности своих поступков. Человек хочет убедить окружающих и себя в том, что каждый его шаг логичен, у каждого шага есть обоснованная причина. Если причина неблаговидна или не осознаваема, то она подменяется придуманной причиной, считаемой допустимой и приемлемой с токи зрения окружающих людей, выставляющей человека в выгодном свете. Наблюдается тенденция задним числом приписывать положительные качества предмету или действию, которые человек выбрал.

Вспоминания ранее совершенные решения, люди оценивают свои решения лучше, чем они на самом деле были, - люди, как правило, имеют тенденцию приписывать больше положительных черт тем возможностям, которые они выбрали, и отрицательных черт другим вариантам. Например, жена заставила мужа поехать отдых не на тот, курорт, куда собирался ехать муж, а на другой курорт. Муж будет уверять окружающих в том, что именно он выбрал тот курорт, в котором оказался под давлением жены, будет преуменьшать недостатки курорта и преувеличивать положительные стороны курорта. Также муж будет преувеличивать недостатки других курортов. Защитная роль «рационализации» состоит в том, что будет снижена величина сожалений по поводу невозможности поехать в первоначально выбранный мужем курорт. Созданная положительная иллюзия приведет к душевному благополучию. Исследования показывают, что процесс создания и вспоминания выбора дает воспоминания, которые, как правило, искажаются произошедшее, и имеются ложные воспоминания. Воспоминания о возможности выбора искажены тем, что положительные аспекты, как правило, приписываются выбранному варианту, хотя изначально они не были частью его, а вот отрицательные аспекты, как правило, причисляются к отвергнутым вариантам выбора. Высказанное вслух сожаление о не принятом варианте может бросить тень на человека, принизить его достоинство, в то время как искусственно созданное удовлетворение по поводу якобы правильного выбора может иметь хороший результат для душевного самочувствия, поскольку изображают человека в выгодном свете. Человек приписывает объективным факторам конкретной ситуации, в которой он сделал выбор, преувеличенное значение, и создает иллюзию того, что его поступок тесно связан с объективными факторами. Когда же человек объясняет поступки других людей, то происходит противоположное – недооцениваются объективные факторы конкретной жизненной ситуации, и другому человеку приписывается подверженность сильной эмоциональности, которая якобы и определяет поступки другого человека. Поступки других людей истолковываются как лишенные смысла. Так, студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. 

Одной из разновидностей «рационализации» является обесценивание цели, привлекательной для индивида, по поводу которой он понимает, что не сможет достигнуть ее. Например, человеку не дали более высокую должность, но дали иному кандидату, или он сам отказался от предложения перейти на более высокую должность. Причиной является неприлежность в работе или опасения не справиться с предложенной работой. Но словами человек сообщает о совершенно иной причине - «новая должность хлопотна, прибавка к зарплате ничтожна, а ответственность большая», «на новой должности я буду вынужден делать то, что противоречит моим нравственным принципам». Или говорит о том, что обошедший его кандидат дал взятку начальству за продвижение по карьерной лестнице, или начальству понадобился кандидат с низкими моральными качествами для совершения аферы. Горечь о того, что не произошло повышение в должности, компенсируется мнимыми недостатками более высокой должности, словами о некомпетентности или аморальности начальства. Обесценение посредством «рационализации» может быть обращено на большие массы людей, принадлежащих к населению другой страны или иной расы. Происходит «рациональное» обоснование расизма и шовинизма.

Обесценение тесно связано с феноменом «козла отпущения». Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные проступки со стороны мужа и детей. Она не осознает, что в ней накопилось раздражением начальством, и это раздражение выплескивается на мужа и детей. Она избавилась от психического напряжения после того, как создала конфликтную ситуацию в семье. «Козлы отпущения» устраняют психологический дискомфорт. Преподаватель, у которого не получается контакт с аудиторией, винит в этом не себя, а аудиторию - «нынешним студентам ничего не надо, лишь бы оценку получить, им-то и знания не нужны. Все бы им развлекаться, а как только предложишь что-нибудь серьезное, им сразу скучно». Девушка мечтает стать актрисой и потрясать публику своим талантом. На самом деле она достаточно посредственная актриса. Она упорно не хочет расставаться с иллюзией своей талантливости. Девушка прочно выстраивает рационализаторскую защиту: в отсутствии аплодисментов и иных неудачах виновата не она, а происки ее врагов, не она плохо играет, а ее партнер и т.д.

Мелвин Лернер полагает, что в обществе имеется социально-психологическое явление, выражающийся в вере в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются. Жертвы преступлений или правонарушений часто обвиняются в том, что они своими действиями способствовали совершению противоправных деяний против них. Так, например, задавленная насмерть уважаемая в обществе демонстрантка была обвинена в том, что она сама виновата в своей беде, так как своими действиями нарушала право водителя на передвижение по дорогам. Основой тенденции обвинять жертв в случившихся с ними неприятностях является стремление к справедливости. Психолог пришел к выводу, что в тех ситуациях, когда окружающие понимают, что могут эффективно скомпенсировать страдания жертвы, они делают это, сочувствуя ей. Но в случае, если жертва продолжит страдать, люди приписывают ей негативные черты. Автор пришел к выводу, что и ободряющая, и неодобрительная реакция в адрес жертвы вытекает из стремления к справедливости. Психолог предположил, что людям необходима вера в то, что мир, в котором они живут, является справедливым, и люди в нём получают то, что заслуживают. Продолжающиеся после окончания правонарушения страдания невинной жертвы, которые люди не могут адекватно скомпенсировать, противоречат этой вере и требуют обоснования, т.е. «рационализации». Эта вера влияет на то, какую словесную оценку дают люди на окружающую их справедливость и несправедливость.

Зигмунд Фрейд приводит пример «рационализации» из собственной психоаналитической практики. Женщина, как это выяснилось в процессе психоанализа, в тайне от себя желала смерти мужа, и это было подсознательно вытеснено. Подсознательное вылилось в то, что женщина потребовала от мужа выбросить бритву, купленную в мастерской цирюльника. Свое требование женщина аргументировала тем, что рядом с цирюльней она обнаружила склад, в котором хранятся гробы и траурные венки. Зигмунд Фрейд выявил, что настоящей причиной требования выбросить бритву было противодействие женщины своей мысли о том, что осуществится ее негативное желание смерти мужу и муж перережет себе вены посредством бритвы. Мысли о смерти рационализированы тем, что соседство гробов, цирюльни и купленной в цирюльне бритвы придает бритве потенциальную возможности вызвать смерть. Как интерпретировал Фрейд, если бритва была бы куплена там, где нет поблизости гробов и траурных венков, то тогда женщина не ощущала бы необходимости выбрасывать бритву. Бессознательное реализует свои желания, представив их перед строгой цензурой совести в одеждах благопристойности и социальной привлекательности.
Бессознательное маскирует подлинные мотивы, и необходимо иметь критическое мышление, чтобы выявить истинное, заслоненное противоположным истинному.

0

3

kkamliv написал(а):

Зигмунд Фрейд и его дочь Анна разработали концепцию о сотворении людьми иллюзорного объяснения своих действий, ...

Неужели до Фрейда психологи не отмечали моменты, обозначенные в статье?
Все правильно написано.
Именно поэтому масштаб человека виден по тому, насколько объективно он оценивает реальность.
Интересны рассуждения в статье по поводу отношения людей к жертве правонарушения на основе подсознательного жажды справедливости.

0

4

Я думаю, многие отмечали, просто именно он оформил это в научный труд)

0

5

Я одно время изучала информацию о нем. Очень выдающийся человек.

0

6

А я не смог прочитать ни одной его книги, наверное, это под силу только спецам.

0

7

Фрейд говорит: 10 суровых истин и ворох цитат от отца психоанализа

«Массы никогда не жаждали истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить». Зигмунд Фрейд был неврологом, ученым, психиатром и психотерапевтом. Хотя его взгляды считаются достаточно противоречивыми, интерес к нему до сих пор не утихает. Всем нам известно, что правду бывает очень сложно принять. И вот несколько истин от отца психоанализа.

1. Цель жизни – это смерть.
https://a.radikal.ru/a02/1802/13/4b39bc5e226c.jpg
Человек, осознающий этот мир, будет проявлять храбрость. По этой причине самая большая истина этой жизни – это смерть.

2. Работа и любовь — вот краеугольный камень нашей человечности.
https://a.radikal.ru/a29/1802/f5/4880ca352058.jpg
То, что мы все умрем, не значит, что нам вовсе не стоит жить. Мы можем любить цветы, деревья, дождь, запах земли после дождя. Безусловно, в жизни существует то, что можно любить. Не стоит думать, что стакан наполовину пуст. Но не стоит и заблуждаться, что он наполовину полон. Нам нужно видеть стакан таким, какой он есть.
Ваша работа может построить или разрушить вашу жизнь. Боль от ненависти к своей работе может быть сильнее боли от удара мизинца, потому что последняя длится всего несколько минут, а первая может длиться всю жизнь.

3. Наша сила в нашей слабости.
https://c.radikal.ru/c07/1802/54/25d554c0dada.jpg
Враги могут уничтожить нас, только единственным способом – надавив на наши слабости. Если человек принимает свои недостатки, у других не будет оружия, которое можно было бы использовать против него. Мы можем стать сильнее, приняв тот факт, что у нас есть свои слабости.

4. Нет такого понятия как любовь, есть только либидо.
https://d.radikal.ru/d19/1802/64/41d74968b07d.jpg
Хотя это утверждение довольно спорно, многие согласятся с тем, что в нем есть доля истины. Возможно, стоит принять этот факт как данность и не огорчаться по этому поводу.

5. Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.
https://a.radikal.ru/a13/1802/14/39f27d07653d.jpg
В жизни вы всегда выбираете свой путь. Какую бы дорогу вы ни выбрали, не стоит критиковать того, кто выбрал другую. Только аморальный человек будет это делать.

6. Сны – это королевская дорога к бессознательному.
https://c.radikal.ru/c06/1802/f6/dfcccb13c201.jpg 
Сновидения помогают вам лучше понять себя, и нам стоит уделять им столько же внимания, сколько мы уделяем крепкому сну.

7. Невроз – это неспособность переносить неопределенность.
https://d.radikal.ru/d24/1802/05/6d0f0133a2eb.jpg
Одной из самых болезненных и доставляющих удовольствие эмоций является наше чувство по отношению к неопределенности. Однако она влияет на всех по-разному.

8. Люди могут защитить себя от нападок, но они бессильны против комплиментов.
https://c.radikal.ru/c37/1802/75/f7999b642b10.jpg
Многие из нас не переносят критику, и мы пытаемся найти слабости у тех, кто нас критикует, чтобы ужалить их.

9. Чтобы понять женщину, вам нужно превратить лабиринт в прямую линию.
https://b.radikal.ru/b21/1802/dd/93bbc69156f6.jpg
Возможно, причина в том, что мужчины более предсказуемы.

10. Я всегда искал силу и уверенность вовне, но они всегда внутри, и вы всегда можете их там найти.
https://a.radikal.ru/a05/1802/96/6b9683744e3a.jpg
Уверенность – это вера в себя. Это основное, что нужно каждому, до тех пор, пока мы не возносим эгоизм. Все в наших руках, и так всегда было. Мы всегда думаем так, как хотим думать, слышим то, что хотим слышать, и видим то, что хотим видеть.
Нам сложно принять вещи такими, как они есть. Мы не понимаем того, что нам говорят. И все же мы все время огорчаемся. И причиной этому является недостаток уверенности, потому что, если бы мы верили в себя и в силу, которой обладаем, мы бы понимали и видели реальность.

Цитаты Зигмунда Фрейда
https://c.radikal.ru/c43/1802/5e/f9b75bd2007d.jpg
Подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.
Мы выбираем друг друга не случайно. Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.
Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.
Никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим.
Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри.
Если ты простил человеку все, значит с ним покончено.
Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира.
Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей пугает.
Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас.
В тот момент, когда человек начинает задумываться о смысле и ценности жизни, можно начинать считать его больным.
Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами.

0

8

Всем руководит секс, человек всегда об этом думает - везде прослеживается такая мысль

0

9

Не секс, а сексуальная энергия. И вобще в основе его теорий лежит бессознательное и только затем уже эта энергия.

0

10

Как-то довелось прочитать его "Психологию бессознательного", согласен с ним во многих вещах.

0

11

Дерзну сказать, что не со всеми его теориями я согласна, слишком они циничны. А так, конечно, его вклад в психоанализ неоценимо огромен.

0

12

Romantika написал(а):

Дерзну сказать, что не со всеми его теориями я согласна, слишком они циничны. А так, конечно, его вклад в психоанализ неоценимо огромен.

А с чем не согласны, если не секрет?

0

13

Этот Фрейд был полностью отбитый при жизни.

0

14

После смерти рассмотрели

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Личности » Зигмунд Фрейд