Ненависть к СССР как средство легитимации власти
Почему у определенных сил – и не только за рубежом, но и внутри нашей страны – не иссякает ненависть к Советскому Союзу? Почему они продолжают воевать с СССР, который был уничтожен вот уже почти 20 лет назад?
«Помимо «демшизы» – не очнувшейся с конца 80-х, животная ненависть к нашей истории свойственна либеральным фундаменталистам: для них, обожествляющих прибыль и рынок, даже воспоминание о нашей стране, отрицавшей наживу как единственный смысл жизни, – нестерпимое богохульство.
Но главный источник ненависти – правящая бюрократия.
Для нее память о Советском Союзе – обличение ее кромешного безделья и тотального воровства. Ведь самые масштабные аферы советского времени, как можно понять, ничто рядом не то что с приватизацией, но и просто с повседневным «исполнением бюджета» России.
При всех своих недостатках советское государство стремилось к общественному благу, которое, хотя и понималось часто поразительно извращенно, было реальной целью. И это – страшное обвинение нынешней клептократии, превратившей государство в простой инструмент личного обогащения.
Советский Союз добился колоссальных успехов во всех сферах жизни: от промышленности до улучшения быта, который в конце 60-х – начале 70-х соответствовал уровню ведущих развитых стран. (Бытовой техники было меньше, но это с лихвой компенсировалось отсутствием безработицы, безопасностью, лучшими образованием и здравоохранением.)
Российская бюрократия успешна лишь в разграблении советского наследства – но этим вне узкого круга будущих подельников не похвастаешься.
Уровень жизни (и даже доходов) основной части россиян – ниже, чем в последние годы Советской власти, а пресловутые «права человека» защищены несравнимо хуже (стоит вспомнить, что советские суды, кроме политических дел, принимали решения профессионально и независимо).
Ненавидит Советский Союз и вполне приличная московская интеллигенция (я не рассматриваю «грантоедов» и культуртрегеров, стремящихся размыть российскую идентичность ради торжества Запада). Часть ее контужена собственной историей, часть ненавидит прошлое своей страны по интеллигентскому добросердечию – за его трагичность.
Заметная часть интеллигенции стремится оклеветать и смешать с грязью свою страну, чтобы оправдать себя (часто подсознательно) в собственных глазах. Воспитанные в советской культуре ощущают, что, выбрав демократию или просто «частную жизнь во время общественных потрясений», пусть даже и в невыносимых условиях, они бросили свою страну, предали свою Родину, и чувство вины исподволь грызет их. И, чтобы избавиться от этой вины и оправдать себя, они обвиняют свою умершую страну во всех смертных грехах».
Несмотря на то, что «скоро исполнится 20 лет с момента уничтожения Советского Союза», «несмотря на бесславность его краха и дискредитацию не только его лидеров, но и его идеологии, ненависть к нему (СССР) со временем не только не слабеет, но даже усиливается».
«Мы видим ее, – отмечает автор, – в отмене Дня примирения и согласия 7 ноября (бюрократам невыносима уже не только идеология социальной справедливости, но даже «примирение» с ней), в попытке содрать звезду со Знамени Победы, в клевете в фильмах типа «Груз 200». Мы увидели ее у сторонников Подрабинека, обрушившегося с проклятиями на всех защитников советской власти (пусть даже и от фашизма) и считающего «подлинными героями нашей страны» бандеровцев, литовских «лесных братьев», басмачей и чеченских бандитов».
Возникает вопрос: а почему со временем эта ненависть у нашей бюрократии лишь усиливается? Да потому, что она прямо заинтересована в том, чтобы с помощью огульного умаления заслуг СССР повышать свою собственную легитимность в глазах граждан страны.
А между тем, «ненависть к прошлому разрушает настоящее, как затянувшиеся подростковые комплексы по отношению к родителям расшатывают психику взрослых людей».
«Мы не станем народом, пока не сможем понять свое прошлое, принять его (не прощая его черные страницы) и примириться с ним (как примирились Польша и Румыния со своими режимами 30-х годов), пока будем истерически открещиваться от него и тщиться превратить себя в манкуртов, иванов, не помнящих родства.
Нам предстоит заново переосмыслить свою историю, вернув чувство ее целостности и превратив ее из источника слабости и распада в фактор силы и сплочения.
Без этого, без восприятия советской цивилизации как формы цивилизации российской, основанной на русской культуре, мы обречены быть неопределенной зоной «китайско-финской границы», ибо воюющий со своим прошлым лишает себя будущего.
Наши стратегические конкуренты усердно разжигают эту войну, обессиливающую и разрушающую нас. Помогать им в этом – недостойно».
Свое отношение к советскому прошлому в интервью KM.RU высказал Сергей Кара-Мурза:
– Я считаю, что такое отношение для нас сейчас имеет не только эмоциональное значение. Без здравого и объективного понимания нашего прошлого мы вряд ли сможем адекватно определить свой путь в будущем. Тогда его за нас будут определять какие-то иные влиятельные. Исходя из своих собственных интересов, разумеется.
На мой взгляд, ненависть современной бюрократии к советскому периоду нашей истории определяется целым рядом факторов. Тут и ревность к успехам СССР, и ощущение собственной никчемности (и даже паразитарности) с точки зрения решения социально значимых задач. Все это лежит в основании того неприятия советского прошлого, которое мы наблюдаем.
Без учета этих факторов, за прошедшие 20 лет эта ненависть должна была бы уже быть вытеснена какими-то собственными успешными проектами и делами. Именно из-за отсутствия таковых и приходится очернять собственную историю. Т. е. эта тщательно нагнетаемая ненависть является лишь инструментом для решения задач собственной легитимации и самооправдания. Пришедшим к власти силам нужно достичь необратимости, т. е. признания окончательности и бесповоротности перехода к новой модели общества в самом общественном сознании за счет дискредитации базовых (хозяйственных и политических структур советского строя).
Дело в том, что к концу 1990-х годов эта задача так и не была выполнена. Не только не была достигнута необратимость, но установки населения стали даже более комплиментарными по отношению к советскому прошлому, чем в середине 1990-х годов. Вместо того, чтобы скорректировать доктрину реформ, которая противоречила в том виде чаяниям граждан, было принято решение добиться нужного эффекта путем манипуляции сознанием. За счет постоянного информационного и пропагандистского давления вытравить из исторической памяти народа позитив, который, безусловно, был в СССР. Причем если во время президентства Путина подобные поползновения со стороны чиновничье-бюрократического истеблишмента еще как-то сдерживались, то в последнее время антисоветская философия и риторика получают второе дыхание.