Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Спецслужбы других государств » Румынская "Сигуранца"


Румынская "Сигуранца"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

«Сигуранца проклятая»: как русский мужик создал румынскую разведку
Александр Бовдунов
https://warhead.su/system/images/000/112/200/content/f0792153b970c2c86b71f814760eb10f3cc42b95.jpg?1527148636
Получив всего три класса образования, Михаил Морузов создал одну из наиболее эффективных спецслужб Европы. Он был русским по происхождению… но всю жизнь боролся против России. А погубили его чужие женщины и большая политика.

Шпионские корни

Происхождение Михаила Морузова — основателя первой полноценной разведслужбы Румынии (Секретной информационной службы, SSI) — до конца не ясно. По одной из версий, он был потомком запорожских казаков, переселившихся в район дельты Дуная после расформирования Сечи в 1775 году. По другой, происходил из русских старообрядцев‑липован.

Все эти группы проживали в дельте Дуная, где в селе Зебил Тульчинского уезда Королевства Румыния, 16 сентября 1887 года в семье священника Николая Морузова и родился будущий герой.

Кто-то из коренных жителей дельты Дуная ловил рыбу, кто-то промышлял контрабандой, а в семье Морузовых было в почёте другое ремесло — политический шпионаж.

Все члены семьи отца Николая, включая его самого, были информаторами румынской «охранки», которая с 1909 года носила название «Управление полиции и общей безопасности» — знаменитая «сигуранца» (от рум. siguranta — безопасность. — Прим. ред.). Старшие братья Михаила — Симеон, Георгий, Фёдор и Афанасий — добывали информацию для Румынского королевства на территориях Российской империи и Болгарии. Позже по этому же пути пошёл и сын Афанасия Вениамин.

https://warhead.su/system/images/000/112/250/content/e2552c1fded4869348e45404c28de989563862bb.jpg?1527149069
Слева направо: Афанасий Морузов, Вениамин Морузов, Михаил Морузов

Во втором классе лицея в 1905–1906 годах Михаил Морузов по заданию сигуранцы внедрился в тайную организацию болгарских ирредентистов. Карьера в региональном отделении политической полиции шла в гору. Однако в 1913-м подававший большие надежды молодой агент принял решение, изменившее всю его жизнь. Он перешёл на службу в гораздо более слабую, но перспективную (ввиду приближавшейся войны) спецслужбу — Второе отделение румынского Генштаба, военную разведку.

«Безопасность дельты»

Через год после вступления Румынии в войну на стороне Антанты, в 1917 году, потомок запорожских казаков создал «Бюро общей безопасности дельты Дуная» для борьбы с немецко-болгарским шпионажем. Там люди Морузова ухитрились выкрасть управлявшего сетью немецких шпионов полковника фон Майера и вычислить 156 агентов центральных держав.

По мере роста пробольшевистских симпатий главным объектом внимания группы Морузова стала русская армия. Тут-то и пришлось вспомнить родной язык.

Румынский шпион слал начальству красочные описания, как он героически внедрялся в делегации революционных комитетов, срывал договорённости между большевиками и немцами на отдельных участках фронта, выслеживал большевистских агитаторов в румынских войсках и на территории оккупированной румынами Бессарабии, а в 1919-м году раскрыл заговор советских спецслужб, которые пытались наводнить Румынию фальшивыми рублями.

https://warhead.su/system/images/000/112/240/content/c9a244068f834229b754a7a0b948c4b7732b0a05.jpg?1527148915
Михаил Морузов

К 1920-му Морузов превратился в главного внутриполитического соперника главы сигуранцы Ромулуса Воинеску. Тот даже попытался инициировать против Морузова расследование из-за его связей с контрабандистами, неясностей в деле о фальшивых рублях и подозрений в работе на ВЧК (Всероссийскую чрезвычайную комиссию. — Прим. ред.). Однако на сторону агента, зарекомендовавшего себя в борьбе с Советской Россией, встал король Фердинанд.
Главную угрозу стране видели на востоке.

Против славяно-большевизма

В 1924 году Морузов встал у руля им же созданной Секретной информационной службы (SSI) — первой полноценной румынской разведывательной структуры. Формально она подчинялась Генштабу, но на деле была весьма независимой. По иронии судьбы советские газеты прозвали структуру Морузова «сигуранцей», хотя в Румынии так именовали его противников по подковёрным играм — политическую полицию МВД, к тому времени не занимавшуюся разведкой.

Морузов любил рассуждать о славяно-большевистской угрозе, чем вводил в ступор собеседников, знавших о его происхождении.

Помимо отправки «разной сволочи и стервы» для работы на территории СССР, Морузов использовал и другие каналы получения информации. SSI активно вербовала членов организаций русских белогвардейцев и украинских националистов.

https://warhead.su/system/images/000/112/230/content/95e804246753ffb52c92ef3d9e0cde5b49d059ca.jpg?1527148782
Михаил Морузов (справа)

Кроме того, переманив на свою сторону в 1928 году сотрудника британской резидентуры MI-6 в Румынии, белоэмигранта Виктора Богомольца, Морузов стал получать сливавшуюся его протеже информацию о России. Другим информатором Морузова в рядах «Интеллидженс Сервис» (Secret Intelligence Service, секретная разведывательная служба Великобритании». — Прим. ред.) был ещё один русский — корреспондент Daily Mail Дмитрий Ростовский-Брюхатов, также бывший белогвардеец, преемник Богомольца на посту советского отдела британской резидентуры в Румынии.

Ещё одного агента SSI в иностранной разведке — сотрудника абвера (военной разведки и контрразведки Веймарской республики и Третьего рейха) Ханса Хеллинга — завербовали лично братья Михаил и Афанасий Морузовы ещё в 1916-м году. Он докладывал о работе немецких спецслужб в отношении Румынии.

Методы работы

Историки румынской разведки, как правило, ставят в заслугу Морузову не только грамотную организацию структуры разведслужбы, которая к 1934 году состояла из двух отделов: разведки с контрразведкой и бюро, занимавшегося юридическими и техническими вопросами. Они особо отмечают внимание «отца-основателя» к технологической стороне дела. Его собственный «Мерседес-Бенц», к примеру, представлял собой машину для прослушки, а личный кабинет Михаил оснастил средствами аудиозаписи, перископами и прозрачными зеркалами для незаметного наблюдения за гостями, сотрудниками и происходящим на улице.

Морузов открыл при SSI специальные курсы по подготовке технических специалистов по фотосъёмке и аудиозаписи, стенографистов и секретарей-машинистов. Одной из последних идей Морузова в 1939-м году была школа секретарей военных атташе, которые должны были стать идеальными шпионами.

Созданная Морузовым разведслужба считалась одной из лучших в Европе, но при этом за плечами Михаила было всего три класса лицея.

В общении с руководством SSI эффективность методов румынской спецслужбы признавал лично адмирал Вильгельм Канарис и его представители. Морузов установил деловые контакты с абвером ещё в 1937 году, задолго до того как Румыния стала германским сателлитом. Причиной сближения с разведслужбой вермахта стали всё те же опасения «русской угрозы», однако именно пронемецкий крен и сыграл позже с Морузовым злую шутку.

Ищите женщин

Куда же без женщин в истории про шпиона! Вообще Михаилу Морузову с дамами не везло. Во многом именно из-за них его история закончилась трагическим финалом.

https://warhead.su/system/images/000/112/210/content/edc3d3b472f80b176487d32ecb2baf0518f044fb.jpg?1527148678
Кароль II и Елена Лупеску

В 1930-м глава SSI вошёл в ближний круг нового монарха Кароля II, где главную роль играла любовница монарха — Елена Лупеску. Это дало Морузову власть, но и обрекло на ненависть тех, кто стремился сместить коррумпированную придворную камарилью. Это были представители всех политических сил — от либералов до националистов «Железной гвардии». Недолюбливали Лупеску и в армии.

Чтобы держать военных на коротком поводке, Михаил собирал компромат на мать и жену начальника румынского Генштаба — а также своего формального шефа — генерала Иона Антонеску. Это, понятное дело, обострило их и без того непростые отношения.

Вражда Морузова с Эудженом Кристеску, руководившим в 1927–1934 годах политической полицией, объяснялась личными мотивами.

Кристеску считал Михаила выскочкой, а тот в своё время больно отплатил ему за презрение.

В 1930 году Морузов вопреки воле главы сигуранцы помог его брату Георге жениться на собственной кузине, Чечилии Ботез. Подготовил необходимые для такого брака документы, а потом вывез парочку в Париж.

Когда в 1940 году над Михаилом разверзлись тучи, в силовых структурах не осталось никого, кто не желал бы устранения беспринципного интригана.

Смерть шпиона

3 сентября 1940-го года Михаилу Морузову назначили встречу с адмиралом Канарисом в Венеции. В отсутствие всемогущего «серого кардинала» в Бухаресте произошла смена власти. На фоне протестов, охвативших страну из-за территориальных потерь вследствие занятия советскими войсками Бессарабии и северной Буковины, а также передачи Трансильвании Венгрии по итогам второго Венского арбитража, король назначил премьер-министром генерала Иона Антонеску. Тот незамедлительно потребовал неограниченных полномочий и одним из первых указов 5 сентября 1940-го арестовал вернувшегося в Румынию Морузова.

Речь шла не просто о внутриполитических раскладах и личных счётах — но о геополитике. Румыния дрейфовала в сторону держав «Оси», и в рейхе открыто ставили на генерала Антонеску и правых. А Морузов потерял доверие своего главного партнёра в Германии — адмирала Канариса.

https://warhead.su/system/images/000/112/220/content/b7210cb5505c220799c1c088df4bea18e7d90dc3.jpg?1527148735
Адмирал Вильгельм Франц Канарис

Шеф абвера к моменту встречи с главой румынской разведки уже знал о двойной игре партнёра. При взятии Парижа немцам в руки попали архивы французской разведки. Из них следовало, что зимой 1939–1940 годов, в то время как SSI вела переговоры с абвером о борьбе с британским диверсантами, Морозов договаривался с руководством этих самых коммандос о блокировании судоходства по Дунаю и уничтожении объектов нефтяной промышленности, представлявших интерес для Берлина.

Морузова, убитого в тюрьме в ночь с 26 на 27 ноября 1940 года, посмертно попытались обвинить в работе на британскую и советскую разведки, но доказать это так и не смогли.

Возможно, Михаил Морузов был мастером конспирации, но, скорее всего, он действительно верой и правдой служил Румынии в борьбе против родины своих предков.

0

2

очень интересная инфа, так что спасибо

0

3

Тош написал(а):

очень интересная инфа, так что спасибо

присоединяюсь - очень интересная информация!

0

4

«Румынский Вильгельм Канарис»: как сын русского священника создал самую страшную спецслужбу
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/06/7-207.jpg

Когда речь заходит о самых страшных спецслужбах в истории, чаще всего вспоминают НКВД, «Штази», гестапо. Между тем, в жёсткости и хитроумности методов с ними могла соперничать «Сигуранца» — секретная служба информации королевства Румыния. Её «отцом» был Михаил Морузов – бывший полицейский осведомитель русского происхождения, которому историки дали прозвище «румынский Вильгельм Канарис».

Честолюбивый агент

Михаил Николаевич Морузов родился в селе Сарикёй близ устья Дуная в 1887 году (по другим данным, в 1890 году), в семье потомственного православного священника. По одной версии, его отец и мать происходили из русских-липован, по другой – из казаков Задунайской Сечи (бывших запорожцев).

Морузов не мог похвастаться образованностью – за его плечами было всего три класса сельской школы. Зато он обладал цепкой памятью и, по разным данным, владел русским, украинским, болгарским, турецким и татарским языками.

В 1909 году Морузов стал агентом королевской полиции, помогая выявлять неблагонадёжных лиц. Честолюбивый и самоуверенный молодой человек быстро продвигался по карьерной лестнице, чему способствовали и его заслуги на фронтах Первой мировой войны. После революции в России Морузов возглавил Службу информации и безопасности в Добрудже – ключевой с точки зрения внешней политики провинции королевства. В числе его самых заметных операций того времени было похищение начальника немецкой военной разведки на Чёрном море Фридриха фон Майера.

Начальник «Сигуранцы»

В 1924 году Михаил Морузов создал и возглавил секретную информационную службу румынской армии – «Сигуранцу».

Благодаря русским корням начальник спецслужбы успешно справлялся с одной из важнейших проблем – дезертирством славян из армии. Большое значение имела и нейтрализация Морузовым козней советского ГПУ, которое планировало наводнить Румынию фальшивыми деньгами и тем самым подорвать её экономику. «Сигуранца» не отставала от советских чекистов по степени использования технических методов сбора информации. Другим инструментом Морузова были интриги и скандалы. Начальник «Сигуранцы» держал в своих руках компромат на всех ведущих политиков Румынии, включая будущего диктатора, генерала Иона Антонеску.

Из-за конфликта с директором разведки Ромулом Ворнеску в 20-х годах Морузов был на некоторое время отстранён от дел, но вернулся в начале 1930-х годов, когда произошла реставрация власти короля Кароля II. Личное доверие монарха Морузов закрепил в 1934 году, когда спас короля от покушения, организованного полковником Виктором Прекупой. Став особо доверенным лицом Кароля, русский шеф спецслужбы, случалось, выполнял для него и поручения интимного характера. Например, он изъял в Париже порнографические открытки с изображениями королевской любовницы Магды Лупеску.

Гибель Морузова

Несмотря на успехи «Сигуранцы», положение её начальника в правящих кругах Румынии было достаточно шатким. Например, у Морузова не сложились отношения с начальником королевской полиции Эудженом Кристеску. Кроме того, начальник «Сигуранцы» позволял себе критиковать политику Бухареста в Бессарабии – бывшей провинции России, аннексированной румынами в 1918 году. По мнению Морузова, румынские чиновники заботились только о личном обогащении, но не о развитии провинции.

Наконец, Морузов, поддерживая короля, вступил в конфликт с румынскими ультраправыми – движением «Легион Михаила Архангела» («Железная гвардия»). Есть версия, что именно по инициативе Морузова в 1938 году были убиты лидеры железногвардейцев, включая харазматичного Корнелиу Кодряну.

Пик влияния «Сигуранцы» приходится на 1938-40 годы. В это время Морузов установил контакты с немецким абвером, стремясь защитить интересы Румынии в мировой войне. Но его собственные дни были уже сочтены. После прихода легионеров к власти в сентябре 1940 года Морузова и его заместителя Штефэнеску арестовали и посадили в тюрьму Жилава. В «лучших традициях» тоталитарных режимов начальник «Сигуранцы» был объявлен «шпионом НКВД».

23 ноября 1940 года маршал Ион Антонеску подписал протокол о присоединении Румынии к гитлеровскому Тройственному пакту. А через несколько дней, 26-27 ноября – руками легионеров были убиты 65 ведущих деятелей старого режима, в т.ч. и Морузов. На его теле насчитали 11 пулевых и 5 штыковых ранений. Кроме всего прочего «Железная гвардия» не могла простить Морузову национального происхождения. Лидер легионеров Хория Сима презрительно отзывался о «славяно-монгольских» корнях Морузова. Между тем, работу начальника «Сигуранцы» никто не мог бы назвать неэффективной. Об этом говорит тот факт, что выстроенная усилиями Морузова агентурная сеть сохранилась даже в период контроля Советского Союза над Бессарабией.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Спецслужбы других государств » Румынская "Сигуранца"