История дня. Как "умные телевизоры" следят за вами в доме и офисе (и что с этим делать)
rus.DELFI.lv | 10 февраля 2015, 12:01
"Следите за речью", — гласит подзаголовок статьи на The Daily Beast, в которой рассказывается о том, что Samsung SmartTV с функцией распознавания голосовых команд записывает и передает "третьим лицам" все, что люди говорят, сидя перед экраном. Портал DELFI разбирается, одинок ли Samsung в этом начинании, какие еще бренды занимаются сбором данных о пользователях и во что это выльется уже через несколько лет.
Что такого сделал Samsung?
Компания реализовала функцию голосового управления в своих телевизорах серии SmartTV. Если она включена, на экране горит значок микрофона и устройство имеет выход в интернет, то все, что пользователь говорит, передается некой третьей стороне.
Об этом пишет The Daily Beast, указывая на несколько строчек в "политике конфиденциальности" Samsung в приложении для SmartTV — документе, который, наряду с "Соглашением об использовании" обычно занимает первые позиции в топе "Самые нечитаемые покупателями бумаги". Вот тут можно ознакомиться с русской версией.
Процитируем: "Кроме того, компания Samsung может собирать, а Ваше устройство может записывать голосовые команды и соответствующие тексты, чтобы мы могли предоставлять Вам функции распознавания голоса, а также оценивать и улучшать их работу. Имейте в виду, что если произносимые Вами слова включают личную или конфиденциальную информацию, эта информация будет среди данных, записанных и переданных сторонней организации при Вашем использовании распознавания голоса".
В этом абзаце внимание на себя обращают несколько вещей. Во-первых, Samsung предупреждает о сборе любой голосовой информации, которую "слышит" телевизор. Во-вторых, она предупреждает о том, что эта информация передается сторонней организации, при этом эта организация не называется.
Зачем Samsung это делает?
Из того, что мы знаем, можно предположить, что Samsung делает это для обеспечения работы функции распознавания голосовых команд. Распространенная ныне схема голосового управления почти любыми устройствами состоит из двух частей: статической, вшитой в сам телевизор (компьютер, смартфон и т.д.), состоящей из фиксированных и наиболее распространенных команд; и динамической, которая передает команды на удаленный сервер через интернет, где они уже распознаются, обрабатываются и хранятся с использованием более мощного аппаратного обеспечения. Это разумно и экономически выгодно, так как мощность компьютеров в бытовой электронике ограничена размерами, ценой и энергопотреблением, а мощность серверов — только их стоимостью и экономической целесообразностью.
Некоторые системы распознавания голоса и вовсе полагаются только на обработку на стороне сервера и без доступа в интернет недоступны. Но в случае с Samsung SmartTV это не так, о чем компания пишет черным по белому: "Если не включить распознавание голоса, Вы не сможете использовать интерактивные функции распознавания голоса, но сможете управлять телевизором с помощью определенных предустановленных голосовых команд".
Тогда почему мы должны волноваться?
Потому что на самом деле мы многого не знаем. В частности, мы не знаем:
* кому конкретно передаются эти данные;
* передаются они в зашифрованном виде или открыто;
* в какой стране находится этот таинственный получатель данных;
* какими обязательствами он связан или не связан с Samsung и как он может использовать данные;
* хранятся полученные данные в зашифрованном виде или открыто;
* имеют ли люди доступ к этим данным или обработка происходит сугубо машинным образом.
Напомним, что речь идет не о том, что мы набираем в окошке браузера, пишем в электронном письме или в комментариях на интернет-порталах, а о том, что мы просто говорим (часто не думая) у себя дома, стоя перед телевизором. Эти данные кому-то передаются, превращаются в текст и… что происходит с ними дальше? Мы можем только догадываться.
Что говорит Samsung?
Samsung не спешит сообщать технические или юридические детали и пока выпустила лишь вот такое заявление (перевод с английского — Delfi):
"Samsung подходит к вопросам защиты личных данных потребителя очень серьезно. Во всех наших телевизорах Smart TV для защиты личных данных потребителей и предотвращения неавторизованного доступа к ним мы используем принятые в качестве индустриального стандарта практики и средства обеспечения безопасности. Распознавание голоса, которое позволяет пользователю контролировать телевизор с помощью голосовых команд — особая функция телевизоров Samsung Smart TV и она может быть включена или отключена пользователем. Владелец телевизора также может отключить телевизор от беспроводной сети".
То есть, я могу отключить функцию — и все будет в порядке?
Если вы верите заявлениям Samsung — да. Однако, "принятые в качестве индустриального стандарта практики и средства" говорят о том, что верить, вероятно, не стоит. В 2013 году разразился скандал, когда британский блоггер DoctorBeet узнал , что еще один производителей "умных" телевизоров, компания LG (которая также, несомненно, уважает "стандартные практики") отсылает рекламодателям данные о том, что смотрит пользователь. Вне зависимости от того, соглашается пользователь с этим или нет (то есть, данные отсылаются, даже если пользователь отключает эту функцию в меню).
Сама Samsung летом прошлого года наглядно продемонстрировала, во что ставит мнение своих пользователей, когда не только удалила из магазина приложений "виджет" российской социальной сети "ВКонтакте", но и удаленно и без спроса стерла его с экранов телевизоров своих пользователей. Вероятно, также в полном соответствии с "принятыми в качестве индустриального стандарта практиками и средствами обеспечения безопасности".
Более того, Samsung также не стесняется собирать информацию о пользователе в обмен… на ничто. "Если выключить индивидуальные рекомендации (то есть согласитесь на это самое "ничто" — Прим. Delfi), то информация и содержимое, отображаемое в службе SmartTV, могут быть Вам не так интересны. Компания Samsung по-прежнему сможет собирать информацию о Вашем использовании SmartTV в целях, описанных в настоящей Политике конфиденциальности Samsung", — говорится во все том же документе о политике конфиденциальности.
И, заканчивая разговор об "индустриальных стандартах" и о том, как они применяются, не можем не отметить, что несколько лет назад Еврокомиссия оштрафовала семь производителей электроники и бытовой техники, в том числе LG, Samsung и Philips, за ценовые сговоры, действовавшие в течение десяти лет. То, что сведения о ценовом сговоре — в сфере, которая находится в ведении массы национальных и международных "сторожевых псов" — скрывались так долго, вызывает опасения о существовании еще более масштабных сговоров в других областях, далеко не так сильно регулирующихся и контролирующихся. Например, в области "научно-технического сотрудничества".
Что я могу с этим сделать? Кому или чему можно верить?
Верить можно только законам физики. Если у телевизора нет доступа в интернет, он не сможет никому ничего передать. Если он полностью выключен — он, вероятно, не сможет ничего записать. Если у него сломать микрофон — он точно не сможет ничего записать (а вы лишитесь гарантии на покупку). К сожалению, отключив телевизор от интернета, вы лишитесь и некоторых функций, к которым, возможно, уже привыкли. Баланс между удобством и безопасностью личных данных, как и в случае с компьютерам и планшетами/смартфонами каждый должен искать самостоятельно.
Подчеркнем лишь, что на сей раз речь идет о вашей гостиной и о том, что вы говорите в домашней обстановке. Или же — о телевизоре в комнате для совещаний в вашем офисе. И о том, что он "слышит", а также о том, что Samsung не раскрывает, какие алгоритмы шифрования применяются при передаче собранных данных (если вообще применяются). Вероятно, специалисты по промышленному шпионажу скоро выяснят эти детали.
Если у меня телевизор другого производителя — я могу быть спокоен?
К сожалению, нет. Несколько недель назад другая компания, обожающая собирать данные о пользователях, объявила о создании своей платформы для телевизоров. К инициативе Google под названием Android TV присоединились Sony, Sharp, TPVision, Phillips, Asus и Razer. Чтобы в полной мере воспользоваться ее возможностями, телевизоры и приставки надо будет подключить к интернету и, разумеется, зайти в Google под своей учетной записью. И тогда, наконец-то, у Google будет полная картина о ваших предпочтениях — не только данные о том, кому вы пишите письма, что ищите в интернете, с кем и как часто общаетесь, но и какие TV-каналы и как часто смотрите, какие фильмы и каких жанров предпочитаете.
Если поместить все это в контекст современной политической ситуации, то мы уверены, что американские спецслужбы, про вседозволенность которых простым людям стало известно благодаря откровениям Эдварда Сноудена, будут рады получить детальную информацию о том, кто конкретно и как часто на постсоветском пространстве смотрит, например, российские телеканалы.
Как тут не вспомнить Джорджа Оруэлла с его стремительно становящимся все более актуальным романом "1984":
"За спиной Уинстона голос из телекрана все еще болтал о выплавке чугуна и перевыполнении девятого трехлетнего плана. Телеэкран работал на прием и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шепотом; мало того, покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пластины, он был не только слышен, но и виден. Конечно, никто не знал, наблюдают за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по какому расписанию подключается к твоему кабелю полиция мыслей — об этом можно было только гадать. Не исключено, что следили за каждым — и круглые сутки. Во всяком случае, подключиться могли когда угодно. Приходилось жить — и ты жил, по привычке, которая превратилась в инстинкт, — с сознанием того, что каждое твое слово подслушивают и каждое твое движение, пока не погас свет, наблюдают".