Похитители нефти
[«Аргументы Недели», Константин ГУРДИН ]
В ценах на бензин, которые за прошлый год подскочили на 15%, обнаружился любопытный ингредиент. Часть стоимости топлива на заправках – компенсация добывающих компаний за украденную нефть. Многочисленные проверки показали: чёрное золото в РФ воруют – даже не канистрами или цистернами, а железнодорожными составами. Кража нефти из трубопроводов поставлена на широкую ногу. Её незаконная перегонка в низкокачественный бензин – огромный бизнес, который кормит часть населения некоторых республик.
По врезке в день
Каких только способов незаконного обогащения на сырье не придумали на пространстве бывшего СССР. Одно время массово воровали медные провода. Ещё бы: тонна металла стоит 250 тыс. рублей! Потом компетентные органы научились отлавливать проводных воров на пунктах приёма, дело постепенно сошло на нет. Тогда самые сообразительные сырьевые воришки принялись красть асфальт. Даже обрезали края у свежепроложенных дорог. Оказывается, в асфальте до 75% битума. Это – тоже углеводород, при умении из него можно гнать бензин. В Омске на этом попался начальник дорожно-эксплуатационной службы. Он годами клал 4 см асфальта вместо положенных по ГОСТу 8 см, образовавшиеся излишки отправлял на нелегальный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Наворовал на 17,5 млн. рублей.
Но асфальт – дело явно неприбыльное, мороки не оберёшься, а топлива капля. Да и зачем «воровать дороги», если красть качественную, ничем не замутнённую нефть – проще некуда? Вот свежая история. Жило себе не тужило нижегородское хозяйство «Борок». Разводило карпов в притоке Волги на площади 420 га. На беду рядом проходил нефтепровод Альметьевск – Нижний Новгород. Нефтяные ворюги присмотрели участок трубы, скрытый в низине рядом с водой, и принялись варить незаконную врезку. Что-то пошло не так: из трубы хлынул фонтан мазута, воришки разбежались. В результате топливо потекло в Волгу, вся рыба в хозяйстве всплыла кверху брюхом. Ферма – на грани разорения, прокуратура так и не поймала виновников катастрофы, претензии предъявить некому, поскольку владелец трубопровода ни при чём.
Зато вину пойманных летом 2011 г. 14 жителей Татарстана доказали без труда. Размах дела впечатляет. По данным следствия, подготовка нефтяной кражи началась ещё в 2006 году. Злоумышленники арендовали подсобное хозяйство в селе Письмянка Бугульминского района, где устроили нефтеперегонную базу. Огромные ёмкости для хранения нефти замаскировали в земле, оборудование скрыли в подвале. После чего принялись откачивать нефть, врезаясь в напорные трубопроводы. Шло чёткое разделение труда. Одни участники группировки занимались врезками, другие перевозили похищенное топливо на базу на грузовиках-цистернах. Третьи – гнали бензин. Удалось доказать факт кражи 412 т нефти, хотя реальные объёмы, скорее всего, гораздо выше.
Вообще новости на тему «полиция обнаружила очередную врезку в нефтепровод» приходят с таким завидным постоянством, что рябит в глазах. Ничего удивительного: глава Минпрома В. Христенко огласил такую статистику: за последние пять лет обнаружено 3 тыс. незаконных врезок. Выходит – 1,6 врезки каждые сутки. Вот только последние громкие события. В Пермском крае остановили для проверки КамАЗ. Оказалось – везёт 15,5 т краденой нефти. В Самарской области после многих месяцев оперативной разработки попался на крупной краже нефти местный криминальный авторитет по кличке Колючий. Взяли с поличным: на 641-м километре трубопровода «Юго-Запад транснефтепродукт» группировка под руководством гр. Колючего организовала врезку длиной 500 метров. Незаконную трубу замаскировали, провели внутрь времянки и до поры до времени благополучно перекачивали дизельное топливо в прибывающие по расписанию автоцистерны.
Бензиновые алхимики
Самый выдающийся успех: поимка красноярской ОПГ, с августа 2007 г. промышлявшей на трубопроводе «Омск – Иркутск». Как отмечают в ГУВД, «действовали очень профессионально, врезки в трубу шли с использованием спецтехники, так чтобы операторы нефтепровода не обнаружили утечки». В результате удалось откачать налево 1,5 тыс. т нефти. Надо сказать – масштабы промышленные, объёма похищенного сырья хватит загрузить НПЗ.
Та же схема работала на 982‑м км участка продуктопровода «Приморск – Второво» (Ленинградская область). Пойманная летом 2011 г. банда присосалась к трубе, проведённой на глубине 50 см под землёй, и откачивала по 40–50 т дизельного топлива в сутки. Тайный трубопровод вёл на территорию заброшенной воинской части в Выборгском районе Ленобласти.
Топливным ворам есть о чём беспокоиться. С одной стороны, срок за кражу нефти грозит приличный, но не запредельный: от 3,5 до 5,5 года. С другой стороны, вероятность попасться – огромная. Нефтяные компании – небедные, со связями и деньги терять не любят. Так что полиция не прозябает, в проблемных регионах оперативные мероприятия и облавы на организаторов незаконных врезок – почти рутина. Например, в Башкирии регулярно, несколько раз в год, проходят полицейские операции «Нефть». Подключились даже налоговики. Два года Федеральная служба по налоговым преступлениям вела операцию под кодовым названием «Алхимики». Ловили заправки, торгующие палёным бензином с нелегальных НПЗ, в результате – завели 700 уголовных дел.
Да и сами нефтяные компании – не промах. С 2007 г. «Газпром» и Транснефть получили право создавать охранные подразделения, имеющие лицензию на применение боевого оружия. По сути – частные отряды быстрого реагирования на «врезной терроризм». Надо думать, силы собрали неслабые и оснастили неплохо. Корпорация «Иркут» даже наладила для «Газпрома» и Транснефти выпуск беспилотных летательных аппаратов, заточенных под поиск незаконных врезок.
С другой стороны, не во всех краях топливным ворам приходится уворачиваться от пуль частных отрядов. В некоторых регионах местные власти покрывают этот бизнес. Тут вне конкуренции – республики Кавказа. Вот показательный факт. В конце августа 2011 г. руководство Транснефти (государственный монополист по перекачке нефти внутри РФ) настолько устало от регулярных краж, что написало официальное обращение к президенту Дагестана.
Компания заявила следующее. В Дагестане на нефтепроводе «Баку – Новороссийск» действует множество незаконных врезок. Через них каждый месяц воруют объём, равный пяти ж/д составам нефти (60 цистерн). Отводы тянутся на десятки километров и ведут к нелегальным мини-НПЗ (на профессиональном жаргоне их называют «самовары»). На выходе они выдают некачественный прямогонный бензин с низким октановым числом, который улучшают присадками и поставляют на заправки под видом АИ-95.
В общем – Транснефть прорвало! Собственную частную армию в кавказскую республику не пригонишь, а местная милиция по таинственным причинам закрывает глаза на существование врезок. Гневное письмо не возымело ни малейших последствий. По данным «АН», месяц спустя, в сентябре 2011 г., 50 тыс. т нефти украли на дагестанском участке нефтепровода «Баку – Тихорецк». Транснефть кипятится, но, кроме установки дополнительных датчиков на дагестанской части трубы, сделать ничего не может.
Хотя – ситуация решаема. Под зонтиком местных властей – справиться можно. Схожая картина была в Чечне. Только там ещё в 2004 г. местные власти каким-то образом договорились с нефтяными гигантами. В республике провели рейд, разом ликвидировав 1,12 тыс. кустарных нефтяных минизаводов. С тех пор там – нефтяная тишь да гладь.