Умер старейший актёр Вахтанговского театра Вячеслав Шалевич
Не стало народного артиста РСФСР Вячеслава Шалевича. Лайф вспоминает подробности жизни известного актёра.
Сегодня на 83-м году жизни в Москве скончался актёр Вячеслав Шалевич. Известно, что 1 декабря Шалевичу стало плохо прямо на сцене во время представления юбилейного спектакля "Пристань" в театре имени Вахтангова. Медики оказали ему первую помощь и предложили ехать в больницу, актёр отказался от госпитализации. Но уже на следующий день артист был доставлен в реанимационное отделение с судорожным синдромом. 3 декабря он впал в кому и умер в реанимации, так и не приходя в сознание. Лайф вспоминает подробности жизни известного актёра.
У Вячеслава Шалевича не было одной большой роли, по которой он бы запомнился зрителям. Нет, его работа продолжалась многие годы, а не исчерпывалась единственным появлением на экране. С 1958 года Шалевич служил в театре имени Вахтангова, снялся в десятках фильмов и сериалов, в том числе очень известных: "Хоккеисты", "Три тополя на Плющихе", "Семнадцать мгновений весны".
Детство и юность
Вячеслав рос без отца. С этим связана трагическая история предательства:
— Отца я, по сути, и не видел в своей жизни. Мама работала машинисткой в Министерстве обороны. Отец — бывший белый офицер, который позже работал в НКВД, женился на маме, чтобы отомстить другой женщине. Когда мама узнала об этом, она была на восьмом месяце беременности. Тогда она приняла смелое решение и переехала в Москву, где я и родился. Отца впервые я встретил случайно, когда мне было уже 38 лет. Признаться, неоднозначные эмоции были. Мама не говорила со мной о нём. А когда я рассказал ей о встрече, ей было очень больно. Я понял, насколько тяжело ей было одной воспитывать ребёнка, — рассказывал Вячеслав Анатольевич.
Как говорил Шалевич, его жизнь была судьбой связана с Щукинским училищем и театром Вахтангова просто потому, что он жил недалеко от этих зданий. Так и получилось: в 1958-м он закончил знаменитую "Щуку" и попал в труппу театра.
Театр и кино
Театральная судьба Вячеслава Шалевича неотрывно связана с народным артистом Рубеном Симоновым, которого актёр считал своим настоящим учителем. Первая же роль — в его спектакле "Неписаный закон", а в партнёрши ему досталась блистательная Юлия Борисова. Через много лет Шалевич возглавит театр имени Симонова.
В кино он начал сниматься уже на четвёртом курсе училища. Это была "Капитанская дочка" 1958 года. Тогда же зародилась традиция звать Шалевича, человека с серьёзным лицом, на роли злодеев: он сыграл Швабрина.
Первой заметной ролью Шалевича стала роль капитана хоккейной команды в спортивном фильме "Хоккеисты". На момент начала съёмок Вячеслав Анатольевич даже не умел кататься на коньках, а ведь ему нужно было делать это в тяжёлом хоккейном костюме. При этом образ получился очень убедительным. Рассказывают, что зрители писали письма съёмочной группе, где спрашивали, почему Шалевич не играет за сборную СССР.
Пожалуй, самым известным фильмом для Шалевича стал "Три тополя на Плющихе" Татьяны Лиозновой. Актёр признавался, что на момент съёмок не думал о том, насколько значимой станет эта картина, но уже тогда понимал, что работает с потрясающим постановщиком.
— Ум, грандиозная энергетика Лиозновой, которой ещё не знал кинематограф, сотворила такое. На площадке она много импровизировала: [например,] этот приход в кафе, когда главные герои не сказали друг другу ни слова под незабываемую музыку. Специально для этой сцены она пригласила Кобзона, который спел так, что никто его не узнал, — всё это Лиознова. Режиссёров, подобных Лиозновой, я не встречал, — говорил Шалевич.
С Лиозновой Шалевич ещё раз встречается на съёмках мини-сериала "Семнадцать мгновений весны", где играет знаменитого Аллена Даллеса.
Кроме ролей в кино Шалевич продолжал все эти годы играть на сцене театра имени Вахтангова. В 90-е он начинает руководить театром имени Рубена Симонова. Уже в первые два года после его назначения ставится больше 10 спектаклей.
В 2013 году Шалевич уже жаловался, что финансирование на театр получить очень сложно:
— Департамент культуры даёт деньги, но их всё равно не хватает, чтобы поставить спектакль с хорошими декорациями, костюмами. Нам говорят: во что бы то ни стало — сборы со зрителей. Это я к тому, что нужен дифференцированный подход к культуре.
Всего через год в театре показывают последний спектакль, а в 2015-м присоединяют его к театру Вахтангова. Планировалось, что к концу 2016-го он станет новой площадкой для вахтанговцев.
А одним из последних его спектаклей стала "Пристань" на сцене любимого театра имени Вахтангова, где Шалевич сыграл Галилео Галилея.
Четыре семьи
"Практически все мои женщины становились моими жёнами. А вообще я был женат четыре раза. И знаете, какой вывод сделал? Истинная любовь цементирует жизнь"
— Вячеслав Шалевич
Шалевич был женат четырежды. Первый его брак был заключён, когда Вячеслав учился на первом курсе. Невестой стала бывшая одноклассница Лена. Закончилось всё комично:
— Свадьба была скромной. Лена поселилась в нашей с мамой комнате, которую мы разделили занавесочкой. А через пятнадцать дней я ей сказал: "Всё!" И проводил домой.
В начале 60-х он снова женился, и у него даже родился сын. Но актёр развёлся с женой из-за увлечения актрисой Валентиной Титовой. Впоследствии она ушла от него к режиссёру Басову. Обиды на них Шалевич никогда не держал.
Третью жену актёр встретил случайно в кафе. Его избранницей стала учительница Галя, которая потом стала художником-модельером. Они прожили вместе 31 год, у них родился сын. В 90-х у Галины диагностировали цирроз печени, который возник из-за проблем с алкоголем.
— Галя уходила тяжело, я был рядом до последней минуты, поддерживал как мог. Мы прожили вместе тридцать один год, их просто так из жизни не вычеркнешь, — говорил артист.
До последнего дня Шалевич был женат на враче Татьяне Виноградовой, которая позже тоже стала работать в театре. В 2001-м у них родилась дочь Аня.
Последние годы
В интервью Шалевич говорил о разрозненности общества, о том, что куда-то исчезли те энтузиасты, которые строили Байкало-Амурскую магистраль:
— Помню механизированную колонну на БАМе, во главе которой стоял физически очень мощный человек, с большой волей был бригадир, с огромным авторитетом. И как-то спустя годы я замечаю: на моём концерте стоит маленький, худой человечек, он подходит ко мне: "Вячеслав Анатольевич, здравствуйте, вы меня узнаёте?" Оказалось, это тот самый бригадир превратился вот в такого незаметного, тихого и погасшего человека. Я даже не мог без слёз на него смотреть. Он рассказал, что у него ни квартиры, ни работы. А ведь в нём когда-то была огромная мощь. Он командовал тысячами человек. Вот так у нас перемалываются человеческие судьбы. Так же как разогнали старателей, золотоискателей. Я с ними тоже был очень хорошо знаком.
О своих работах в кино Шалевич говорил немного. В поздние годы он заявлял, что в современном кино ничего для себя не видит:
— Смотрю. Но фундаментальных работ пока не нахожу. Я хотел бы сыграть нашего современника, человека с гражданской темой. Но, видимо, такой персонаж ещё пока не появился.
Зато однажды сказал, какие фильмы с собой пересматривает:
"Три тополя на Плющихе": сыграл Гришу, мужа главной героини;
"Семнадцать мгновений весны": Шалевич исполнил роль американского дипломата Даллеса;
"Красная площадь. Два рассказа о рабоче-крестьянской армии".