Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Александр Маринеско — легенда и человек


Александр Маринеско — легенда и человек

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Marinesko.jpg/200px-Marinesko.jpg

В годы Великой Отечественной войны и войны с Японией боевых успехов добились 128 советских командиров-подводников. Если составить их список в зависимости от суммарного тоннажа потопленных каждым кораблей и судов противника, то его откроет Александр Иванович Маринеско.

На его счету четыре транспортных судна общей вместимостью 42557 брутто — регистровых тонн (брт).

Пожалуй, ни об одном из подводников не написано столько правды и вымысла, как о командире подводных лодок М-96 и С-13 Краснознаменного Балтийского флота. К сожалению, мало кто из пишущих об А.Маринеско в своей работе использовал подлинные документы. Опубликованные в Морском сборнике № 4 за 1990 год они и стали основой данной статьи.

Александр Иванович Маринеско родился 2 (15) января 1913 г. в Одессе. По окончании 6 классов трудовой школы в 1926 г. поступил учеником матроса в Черноморское пароходство. В начале 1927 г. был направлен на учебу в школу юнг, по окончании которой плавал на судах пароходства матросом 1-го класса. С апреля 1930 г. - студент Одесского морского техникума, а с мая 1933-го служил четвертым, третьим и вторым помощником капитана на пароходе «Красный флот».

В ноябре 1933 г. А.Маринеско мобилизован и направлен на специальные курсы командного состава рабоче-крестьянского Красного Флота. По завершении обучения в ноябре 1934 г. его назначают командиром боевой части на подводной лодке Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В ноябре 1938 г., в период его обучения на курсах усовершенствования офицеров подводного плавания, он становится старшим лейтенантом. По окончании курсов (при учебном отряде подводного плавания им.С.М.Кирова) А.Маринеско назначается помощником командира подводной лодки Л-1, а через полгода — командиром малой подводной лодки типа «Малютка» — ПЛ М-96.

В марте 1940 г. А.Маринеско принят кандидатом в члены ВКП(б), а в ноябре ему присвоено очередное воинское звание капитан-лейтенант. По итогам боевой подготовки в 1940 г. ПЛ М-96 заняла первое место на флоте, а ее командир народным комиссаром Военно-Морского Флота был награжден золотыми часами.

Накануне войны 1941-1945 гг. ПЛ М-96 несла дозор на позиции в устье Финского залива. 22 июня 1941 г. подводная лодка была перебазирована в Палдиски, затем в Таллинн, находилась в Лужской губе, откуда 19 июля прибыла в Триги (о.Сааремаа).

В октябре 1941 г. А.Маринеско после ряда взысканий исключен из кандидатов в члены ВКП(б) «за систематическую пьянку, за развал дисциплины, за отсутствие воспитательной работы среди личного состава, за неискренние признания своих ошибок».

В ходе своего второго боевого выхода в море в августе 1942 г. ПЛ М-96 при осмотре горизонта в перископ обнаружила транспорт и две шхуны в охранении 3 сторожевых катеров. Подлодка легла на боевой курс и с дистанции 12 кабельтовых (2,2 км) произвела выстрел из правого аппарата. Через минуту на лодке услышали взрыв торпеды, а в перископ обнаружили стоящий без хода большой транспорт, имевший дифферент на нос. Транспорт тонул, а его гребные винты беспомощно вращались над поверхностью моря. Через 5 минут корабли охранения противника начали сбрасывать на подводную лодку глубинные бомбы. Не получив повреждений, ПЛ М-96 благополучно вышла из района проведенной атаки.

За этот поход и потопление транспорта противника «Хелене» Александр Иванович Маринеско был удостоен ордена Ленина. В том же 1942 г. с 8 по 11 ноября ПЛ М-96 совершила еще один поход, теперь в Нарвский залив, во время которого на побережье, занятое противником, была высажена, а после выполнения боевого задания принята разведывательная группа.

В конце года А.Маринеско был вновь принят кандидатом в члены ВКП(б) и ему присвоено воинское звание капитан 3 ранга. В апреле 1943 г. А.Маринеско назначен командиром средней дизельной подводной лодки серии «С» — ПЛ С-13.

Свой четвертый (в должности командира «эски» — первый) поход Маринеско совершил с 1 октября по 11 ноября 1944 г. В ходе похода обнаружил груженый транспорт без охранения. Принял решение атаковать торпедами. Выпустив четыре торпеды и промазав, командир решил догнать противника и атаковать артиллерией. Сблизившись с транспортом, открыл огонь вначале из 100-мм, а затем из 45-мм пушки. В результате попаданий транспорт загорелся и начал тонуть. За этот поход и потопление транспорта противника «Зигфрид» А.Маринеско был удостоен ордена Красного Знамени. В боевой характеристике за этот год, подписанной командиром дивизиона капитаном 1 ранга А.Орлом, отмечалось:

«Смелый офицер. Подводное дело знает отлично. Кораблем командует и управляет хорошо. Офицеры и личный состав обучены хорошо. Решителен и инициативен. Дисциплинирован и требователен к подчиненным. Состояние дисциплины на корабле хорошее. Партийно-политической работой руководит. По характеру спокойный и хладнокровен при любой обстановке...
Выводы: должности командира ПЛ вполне соответствует».
В разделе аттестации — «Заключение старших начальников» — запись:
«С боевой характеристикой согласен. Необходимо указать на продолжающиеся случаи аморальных явлений, несмотря на указания в прошлой аттестации.
Командир бригады ПЛ КБФ контр-адмирал Верховский».

В январе 1945 г. командующий Балтийским флотом решил предать А.Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал и дал ему возможность искупить вину в боевом походе.

С 9 января по 15 февраля А.Маринеско совершил свой пятый боевой поход, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника «Вильгельм Густлофф» и «Генерал фон Штойбен».

По имеющимся сведениям, на борту переоборудованного в военный транспорт лайнера «Вильгельм Густлофф» (25484 брт) находились примерно 1300 военнослужащих ВМС, в большинстве — персонал второго отделения второй учебной дивизии подводных сил. Как свидетельствует немецкий журнал «Марине», среди них были полностью сформированные экипажи подлодок во главе с командирами:

173 представителя торгового флота, составляющие собственно экипаж судна;
162 раненых пехотинца;
4500 недостаточно точно установленных лиц;
4900 человек, которые западными источниками отнесены к беженцам. Из документов того времени известно, что гражданские лица лишь тогда допускались на корабль, когда они могли предъявить специальное разрешение на эвакуацию, выдаваемое местными организациями национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП).

Лайнер «Вильгельм Густлофф» (с затемненными ходовыми огнями) подводной лодкой С-13 был обнаружен 30 января в 21 ч. 15 мин. На лодке была объявлена боевая тревога. После того как следующий впереди немецкий дозорный корабль скрылся, лодка легла на боевой курс. В 23 ч. 08 мин. ПЛ С-13 произвела торпедный залп из носовых аппаратов. Все три торпеды попали в левый борт лайнера и взорвались. Лайнер накренился и начал тонуть. Через 40 минут в район потопления транспорта пришли семь кораблей: миноносец, 4 сторожевых корабля и два тральщика. Из них два сторожевых корабля и один тральщик начали преследование С-13. Умело маневрируя, лодка сумела благополучно оторваться от преследователей.

Находившийся на борту лайнера и оставшийся в живых немецкий офицер Гейнц Шен в книге «Гибель «Вильгельма Густлоффа», изданной в ФРГ, указывает, что в результате торпедирования советской подлодкой неподалеку от Данцига немецкого военного транспорта погибло более 5 тысяч человек. «Если считать этот случай катастрофой, — пишет автор, — то это несомненно была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшегося в 1912 году с айсбергом, — ничто».

Отмечая значимость потопления этого транспорта, участник Великой Отечественной войны капитан 1 ранга в отставке В.Анисимов пишет: «В первых числах февраля 1945 г. я лично держал в своих руках и читал главный орган НСДАП — газету «Фелькишер беобахтер» и орган войск СС — газету «Дас шварце кор». Обе они вышли в тот день в траурных рамках. Обе имели идентичный текст официального сообщения о причине такого оформления — в связи с установлением национального траура по поводу гибели лайнера «Вильгельм Густлофф» (калининградская газета «Маяк», 19 сентября 1989 года, № 38 (3771).

Это мнение разделяет и нарком ВМФ — главнокомандующий ВМС военных лет адмирал флота Советского Союза Н.Кузнецов. Касаясь гибели «Вильгельма Густлоффа» в своей книге «Курсом к победе», он пишет: «В Германии был объявлен трехдневный траур. Гитлер в ярости приказал расстрелять командира конвоя».

Пока что данные сведения документами не подтверждаются. Сотрудниками редакции уже упоминавшегося журнала «Марине» в западногерманских архивах, хранилищах и фондах указанные В.Анисимовым немецкие газеты не были обнаружены. Что касается архива бывшей ГДР, то в документе, полученном из Потсдама и датированном 23 марта 1988 г., указывается:
«...Изучение... не дало подтверждения того, что Гитлер якобы объявил командира советской подводной лодки С-13, капитана 3 ранга А.И.Маринеско своим личным врагом и приговорил его к смерти... и не позволяет сделать заключение о том, был ли объявлен 30 января 1945 г. в Германии трехдневный траур по случаю гибели использовавшегося в качестве военного транспорта корабля «Вильгельм Густлофф»... Объявление траура представляется сомнительным из-за отсутствия сообщений о самом факте потери корабля. Насколько можно установить, известие о гибели военного транспорта впервые с большим опозданием 19 февраля 1945 г. было опубликовано в английской газете «Таймс». 21 февраля 1945 г. появилось краткое сообщение об этом событии в шведской газете «Дагенс нюхетер». В сообщениях не упоминалось о всегерманском трауре.

Официальные документы, которые обычно детально описывают все события, происходившие в высших эшелонах власти фашистской Германии, также не дают никаких зацепок. В военном дневнике верховного командования вермахта гибель «Вильгельма Густлоффа» нашла отражение в кратком докладе с оценкой обстановки. Сообщение не содержит никаких комментариев, в нем лишь есть замечание о том, что для германских ВМС в Балтийском море более невозможно обеспечить все морские транспорты надежной охраной. Здесь нет никаких данных о личных высказываниях Гитлера при получении сообщения о потере корабля».

Успех подлодки в этом походе был не последним. 9 февраля 1945 г. в 22 ч.15 мин. акустик подводной лодки С-13 доложил, что слышит шум винтов двухвинтового корабля. Сблизившись, в 2 часа 10 минут, визуально установили, что в составе каравана находится предположительно легкий крейсер (реально-военный транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14660 брт) в охранении катера и миноносца. В 2 ч. 50 мин. по большому кораблю был произведен двухторпедный кормовой залп. Обе торпеды попали в цель. После взрыва торпед на корабле последовало еще три сильных взрыва, появилось зарево огня. Спустя полминуты оно скрылось. Подошедшие к месту торпедирования транспорта сторожевые корабли смогли спасти лишь около 300 человек из трех тысяч, находившихся на борту.

Даже на фоне больших успехов на фронтах в этот период войны потопление двух крупнейших транспортов со многими тысячами эвакуируемых военнослужащих и чинов фашистской администрации, особо подготовленных для неограниченной войны на море подводников явилось заметным событием. За выдающиеся боевые успехи все члены экипажа С-13 были удостоены правительственных наград. Подводная лодка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945г. была награждена орденом Красного Знамени.

Командир дивизиона капитан 1 ранга Орел в представлении А. Маринеско к званию Героя Советского Союза в разделе «Краткое описание личного боевого подвига или заслуг» отразил успешные действия подводных лодок М-96 и С-13 под его командованием и, в частности, написал:
«...Потоплением лайнера «Вильгельм Густлофф» нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии...
За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, за отвагу и мужество... командир ПЛ С-13 капитан 3 ранга Маринеско достоен высшей правительственной награды — присвоения звания Героя Советского Союза».

Во втором разделе наградного листа — «Заключение вышестоящих начальников» — запись: «Ходатайствую о награждении орденом «Красного Знамени» ВРИД (временно исполняющий должность) капитан 1 ранга Курников».

На титульном листе представления штамп:
«Орден Кр.Знамени»

31 мая 1945г. командиром дивизиона капитаном 1 ранга Орлом на имя командира бригады подводных лодок подан рапорт, в котором, в частности, сказано:
«...Командир Краснознаменной подводной лодки С-13 капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович по возвращении из боевого похода с 23.5 по 31.5.45 г. своими служебными обязанностями не занимается, пьет на корабле, на других базах, в городе и т.д., за что я просил Вас отстранить его от представления к награждению... Дальнейшее пребывание его в должности командира недопустимо. Его необходимо с корабля убрать, зачислить в распоряжение Военного совета КБФ, положить в госпиталь и лечить от алкоголизма или уволить в запас...».

16 августа 1945 г. последовало представление командира бригады подводных лодок командующему флотом:
«...Считаю дальнейшее пребывание капитана 3 ранга Маринеско в должности командира ПЛ невозможным. Принятые мною воспитательные меры полностью исчерпаны.
...Ходатайствую: капитана 3 ранга Маринеско от занимаемой должности отстранить и выйти с ходатайством перед Народным комиссаром Военно-Морского Флота о разжаловании и увольнении из рядов ВМФ.
Контр-адмирал Курников».

Резолюция:
«Начальнику ОКОС (отдела кадров офицерского состава). В телеграмму Наркому. Снизить в звании до ст.лейтенанта. Назначить командиром МТ (морского тральщика.) Трибуц (командующий КБФ). 17.8».

3 сентября 1945 г. на А.Маринеско была написана досрочная аттестация:
«...Свою специальность знает хорошо. Море любит. В обстановке на море ориентируется свободно, оценивает обстановку правильно, действует смело и решительно. За отвагу и мужество, решительные действия и боевые успехи в походах награжден дважды орденами Красного Знамени, ранее награжден орденом Ленина, медалью «За оборону Ленинграда» и за долгосрочную службу медалью «За боевые заслуги».
Подводная лодка С-13 под командованием Маринеско стала Краснознаменной.
Будучи в базе и на берегу, Маринеско вел себя крайне недисциплинированно, проявлял недостаточную требовательность к подчиненным, а к себе никакой требовательности не предъявлял. В результате чрезмерного употребления спиртных напитков Маринеско страдает эпилептическими припадками, которые за последнее время значительно участились.
Своей дисциплиной и поведением он разлагал не только личный состав своего корабля, но разлагающе действовал на офицеров и личный состав других кораблей.
Выводы: Считаю, что в настоящее время капитан 3 ранга Маринеско к службе на флоте непригоден. Он должен быть вылечен и уволен на продолжительное время в запас.
Командир 1-го дивизиона ПЛ КБФ капитан 2 ранга Линденберг».

14 сентября вышел приказ народного комиссара Военно-Морского Флота № 01979:
«За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота.
Адмирал Флота Кузнецов».

18 октября 1945 г. приказом командующего КБФ № 0708 было предписано:
«...Назначить состоящего в распоряжении Военного совета флота старшего лейтенанта Маринеско Александра Ивановича командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона электромагнитных тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Таллиннского морского оборонительного района...»

20 ноября 1945 г. на флот из Москвы поступил приказ № 02521, который гласил:
«...Командира тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Краснознаменного Балтийского флота старшего лейтенанта Маринеско Александра Ивановича уволить в запас ВМФ по статье 44 пункт «А», согласно «Положению о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА».
Народный комиссар Военно-Морского Флота СССР Адмирал Флота Кузнецов.

После увольнения в запас А.Маринеско с января 1946 г. по июль 1948 г. работал старшим помощником и вторым помощником капитана на судах Балтийского государственного морского пароходства, затем заместителем директора Института переливания крови по административно-хозяйственной части, старшим техником отдела снабжения организации п/я 297 и сотрудником Военно-Морского музея.

В 1960 г. по многочисленным ходатайствам был издан приказ министра обороны СССР № 600, который гласил:
«В соответствии с «Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота»:
- капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича, бывшего командира подводной лодки С-13, считать уволенным из кадров Военно-Морского Флота в запас с 20 ноября 1945 года по статье 59 пункту «в» — по сокращению штатов.
Пункты приказов НК ВМФ № 01979 от 14.9.1945 года о снижении его в воинском звании и отстранении от должности командира подводной лодки С-13, а также КБФ № 0708 от 18.10. 1945 г. о назначении на должность командира тральщика Т-34 и НК ВМФ № 02521 об увольнении в запас с должности командира тральщика Т-34 — отменить.
Заместитель министра обороны СССР».

25 ноября 1963 г. Александр Иванович Маринеско умер. Он похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище. Решением Ленгорисполкома № 124 от 27.2.89 г. его могила взята под охрану государства.

Спустя пять лет после кончины Александра Ивановича в журнале «Нева» (№ 7 за 1968 г.) Николай Герасимович Кузнецов писал:
«В сложной и беспокойной натуре командира С-13 высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину.
К многочисленным серьезным проступкам А.Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной.
...Настала пора по достоинству оценить подвиг А.И.Маринеско. Мы должны, пусть с опозданием, прямо заявить, что в борьбе за Родину он проявил себя настоящим героем».

Указом Президента СССР М.С.Горбачева капитану 3 ранга Александру Ивановичу Маринеско 5 мая 1990 года было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

+1

2

Я помню тот Ванинский порт... ("Приамурские ведомости", Хабаровск)

http://m.ruvr.ru/data/2012/07/20/1299284115/4laG_jhgfj.jpg

Как оказался за колючей проволокой Александр Маринеску, командир подводной лодки, которая с неизменным успехом атаковала транспорты противника, в том числе "Вильгельм Густлов", слывший любимым лайнером фюрера?

Ванинское отделение общества "Мемориал" приняло решение установить мемориальную доску Герою Советского Союза офицеру-подводнику Александру Маринеско, отбывавшему заключение в здешнем исправительно-трудовом лагере в 1949 - 1951 годах.

Как оказался за колючей проволокой командир подводной лодки, которая с неизменным успехом атаковала транспорты противника, в том числе "Вильгельм Густлов", слывший любимым лайнером фюрера?..

После увольнения с Балтийского флота в ноябре 1945 года ему, пришедшему на воинскую службу задолго до войны, было непросто найти свое место на гражданке. В 1949 году Александра Ивановича приняли в Ленинградский НИИ переливания крови заместителем директора по хозяйственной части.

Мирная жизнь боевого офицера не задалась. Он снял погоны, но по-прежнему ничего и никого не боялся. Директор института Викентий Кухарчик, который был озабочен постройкой персональной дачи, принципиального зама считал помехой. И подвел его под статью: вначале позволил развезти по домам сотрудников торфяное топливо, лежавшее в институтском дворе, а потом заявил в милицию о краже. В зале суда прокурор, убедившись в преднамеренном подвохе, отказался от обвинения. Однако позицию государственного обвинителя судья Прасковья Верхоева проигнорировала: Маринеско был приговорен к трем годам лишения свободы.

При столь незначительных сроках далеко не отправляют, однако с бывшим командиром подлодки С-13, которая после потопления самого крупного по тоннажу неприятельского судна была удостоена ордена Красного Знамени, поступили ровным счетом наоборот. Писатель-маринист Александр Крон спустя много лет записал рассказ Маринеско о том, что было после суда.

Бил ногами и был счастлив

"Повезли нас на Дальний Восток. Ехали долго. Староста вагона - бывший полицай-каратель родом из Петергофа; здоровый мужик, зверь, похвалявшийся своими подвигами, настоящий эсэсовец. Вокруг него собрались матерые бандюги. Раздача пищи в их руках. Кормили один раз в день, бандюгам две миски погуще, остальным полмиски пожиже.

Чую - не доедем. Стал присматриваться к людям - не все же гады. Вижу: в основном болото, но всегда на стороне сильного. Потихоньку подобрал группу хороших ребят, все бывшие матросы. Один особенно хорош - 23-летний силач, водолаз, получил срок за кражу банки консервов: очень хотел есть и не утерпел, взял при погрузке продуктов на судно. Сговорились бунтовать. При очередной раздаче водолаз надел на голову старосте миску с горячей баландой. Началась драка. Сознаюсь вам: я бил ногами по ребрам и был счастлив.

Явилась охрана. Угрожая оружием, прекратили побоище. Мы потребовали начальника состава. Явился начальник, смекнул, что бунт не против охраны, никто бежать не собирается, рассудил толково: назначил старостой нашего водолаза. Картина враз переменилась. Бандюги притихли, болото переметнулось в нашу сторону. Раздачу пищи мы взяли под контроль, всех оделяли поровну, прижимали только бандюг, и они молчали.

В порту Ванино уголовных с большими сроками стали грузить на Колыму, нас оставили...".

По свидетельству Аллы Шашкиной, автора книги "Ванинская пересылка", в 1949 году на территории сегодняшнего райцентра было три зоны. Пересылка стремительно пополнялась заключенными после открытия навигации в мае. Их выгружали из вагонов и под охраной вели на взгорье, где сегодня здание администрации района и примыкающий к нему частный сектор. Тогда это место называлось Куликовым полем: сюда приводили прибывших, здесь проверяли документы, отсюда направляли в санпропускник и баню. После чего начиналось распределение по зонам, причем отдельно шли бандеровцы и власовцы, воры и "суки", хотя к ним добавляли и политических. "Суками" называли бывших воров, изменивших так называемому воровскому закону. Еще были "красные шапочки" - оказавшиеся в заключении прокурорские, милицейские, судейские чины.

Есть сведения, что в навигацию, которая длилась с мая по сентябрь, количество осужденных, доставленных в Ванино по железной дороге для отправки пароходами на Колыму, доходило до двухсот тысяч. В это трудно поверить, ведь в теперешнем райцентре, застроенном большей частью пятиэтажками, проживают 16 тысяч человек. Где размещалась масса подневольного народа? Чем его кормили?

Анна Денисова, в 1949 году работавшая в санитарном отделе транзита, вспоминала: "Заключенных содержали в ужасных условиях. В бараках - трехэтажные нары, работали много, а ели мало...". Валерий Янковский,автор публицистической книги, так описывал Ванино конца 40-х годов: "Странный городок на холме на берегу Татарского пролива, обнесенный высоким деревянным частоколом, наподобие старинного острога. Только, разумеется, с колючей проволокой поверх частокола...". Янковскому пришлось работать гробовщиком, и самым легким, по его признанию, был день, когда из горбыля было сколочено 13 ящиков.

А вот что рассказывал о первых днях пребывания в Ванино Александр Маринеско. "5 тюрьме многоэтажные нары, верхние полки на пятиметровой высоте. Теснота, грязь, картежная игра, воровство. "Законники" жестоко правят, но с ними еще легче. "Суки" хуже - никаких принципов. Хозяин камеры "пахан" - старый вор, тюрьма для него и дом, и вотчина. Но к нам, морякам, благоволил. Однажды я пожаловался ему: украли книгу - подарок жены. "Пахан" говорит: даю мое железное слово, через десять минут твоя книга будет у тебя. Но молодой карманник, тот, кто украл, приказа вернуть книгу уже не мог выполнить. Он ее разрезал, чтоб сделать из нее игральные карты. "Пахан" не мог сдержать слово и взбесился. По его приказу четверо урок взяли мальчишку за руки и за ноги, раскачали и несколько раз ударили оземь. Страже потом сказали: упал с нар. На меня этот случай произвел ужасное впечатление, до сих пор чувствую свою косвенную вину в смерти мальчика".

Крылов, Лунев и остальные

Рабочий лагерь размещался там, где сейчас железнодорожный вокзал и управление порта. Каждый день до пятисот заключенных работали на погрузке и разгрузке судов, возводили тогда еще бревенчатые пирсы. С 1947 по 1950 год бригадиром рабочего лагеря был Яков Крылов. Как он, воевавший с фашистской Германией и империалистической Японией, награжденный четырьмя орденами, оказался в заключении?

Судьба пехотинца Крылова схожа с судьбой подводника Маринеско. После войны Яков был назначен заместителем командира полка по хозяйственной части. Вышел приказ об оприходовании трофеев, к которым были отнесены продовольствие и вещевое имущество. Ревизия выявила как излишки, так и недостачу. Излишки оприходовали, а на каждый рубль недостачи произвели 12-кратный начет. Результат полагавшегося умножения для помощника командира полка вышел незавидный: недостача составила без малого сто тысяч рублей. Его осудили на шесть лет, лишив боевых наград.

В Ванино Крылов попросился в рабочий лагерь, где за ударную работу начислялись зачеты, а значит, была возможность сократить срок заключения. Его бригада неизменно выполняла план на 151 процент. Рабочий лагерь по сравнению с другими ванинскими лагерями отличался порядком. В его бараках можно было спокойно отдохнуть, написать письмо. После рабочей смены открывался буфет, где продавали папиросы и сладости. Хотя денег на руки выдавалось немного...

После трех лет образцового труда Крылов получил справку об освобождении. После выдачи паспорта надо было выбирать: или уезжать, или оставаться, но без промедления трудоустраиваться. С 15 июля 1950 года Крылов работал в порту как вольнонаемный, через год его назначили заведующим складом такелажа. Боевые награды вернули в 1974 году. Вместе с орденами Отечественной войны, Красной Звезды и Боевого Красного Знамени получил вторую медаль "За отвагу". Она не была вручена, поскольку он попал в госпиталь после успешной разведки боем 18 августа 1942 года.

Разумеется, Крылов и Маринеско знали друг друга. Вот что рассказывал Александр Иванович о работе в порту, после чего последовал на рыбозавод. "Когда нас стали переводить на лагерное положение, мы, моряки, попросились, чтобы нас всех вместе послали на погрузочные работы в порту. Работа эта тяжелая. Вскоре я стал бригадиром над 25 человеками, и наша бригада сразу стала выполнять более 150 процентов плана, это давало зачет срока один к трем. Меня оценило начальство за то, что я, как бывший торговый моряк, умел распределять грузы по трюмам. В бригаде меня тоже уважали, звали капитаном. Так я проработал несколько месяцев, затем меня выпросил у начальства директор местного рыбозавода. Малограмотный мужик родом из Николаева, отбывший срок и осевший в Ванино. Ему нужен был дельный заместитель. С ним было работать легко, и скажу, не хвалясь: я ему так поставил дело, что, когда подошел срок, он очень переживал мой отъезд, соблазнял райской жизнью и большими деньгами, предлагал вызвать в Ванино мою семью, но я не согласился. На рыбозаводе я был почти на вольном положении при деньгах, но держал себя в струне, ни капли в рот не брал, хотя временами было тоскливо. Очень скучал по семье".

О работе Маринеско в порту с теплотой отзывался Александр Лунев. Летчик, он прошел войну, был награжден, после войны женился, а в 1947 году его направили в Корею, где СССР противостоял США. Бочка с горючкой, отпущенная без накладной по команде старшего по званию, обернулась для него трибуналом, который присудил ему три года. В Ванино, где он попал в рабочий лагерь, за образцовый труд его перевели в бесконвойники. Александр вызвал жену, они сняли комнату. Как-то вместе стояли в районе рабочей зоны, и мимо проходил Маринеско. "Вот наш бригадир. Очень хороший человек", - так Лунев представил жене Александра Ивановича, и это случайная встреча осталась в памяти Анны Ивановны на всю жизнь.

0

3

«Атака века»: правда и вымысел

http://m.ruvr.ru/data/2010/01/29/1235961878/3RIA-415047-Preview.jpg

65 лет назад 30 января легендарный российский подводник Александр Маринеско потопил гордость немецкого флота - суперлайнер «Вильгельм Густлов».

В истории Великой Отечественной войны (1941-1945) успешную операцию подлодки «С-13» в Балтийском море под руководством Александра Маринеско назвали «атакой века». 65 лет назад 30 января в районе Данцигской бухты легендарный российский подводник потопил гордость немецкого флота - суперлайнер «Вильгельм Густлов».

Александру Маринеско всегда не было равных. В школе юнг ему, как самому успешному, сократили срок обучения и без экзаменов перевели в мореходку. А высшие курсы командного состава он закончил экстерном. Субмарина, которой командовал Маринеско еще до войны, была признана лучшей на Балтике. Во время Великой Отечественной войны о его таланте в тактике и стратегии ведения боя ходили легенды. Из морских походов  командир Маринеско  возвращался только с победой. Так было и в этот раз.

10 января 1945 года подлодка «С-13» вышла на задание. 20 дней экипаж ходил впустую в заданном районе. И тогда командир, вопреки приказу, меняет курс. В результате выслеживает, атакует и уничтожает нацистский корабль «Вильгельм Густлов» водоизмещением более 25 тысяч тонн.

«Советское командование, оценивая итоги данного похода, поставило ему отличную оценку, - говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института военной истории Министерства обороны РФ Константин Кулагин. -И за этот поход лодка получила коллективную награду -  орден Боевого Красного Знамени. Субмарина стала Краснознаменной. А командир, соответственно, получил орден Боевого Красного Знамени».

«Атака века», как и сам легендарный Александр Маринеско, обросли множеством мифов. Вопреки красивым легендам в Германии не было трехдневного траура по случаю гибели корабля «Вильгельм Густлов» и Гитлер не объявлял Маринеско личным врагом. К тому времени немецкая армия несла тяжелейшие потери на всех фронтах. Сообщение о гибели любимого лайнера фюрера могло окончательно подорвать у нации стойкость духа. Позже появился миф, что русские потопили мирное неохраняемое судно и достойны осуждения.

Однако  немецкий исследователь катастрофы Гейнц Шён пришел к выводу, что лайнер представлял собой военную цель. С началом Второй мировой войны «Вильгельм Густлов» был включен в состав германского военно-морского флота в качестве вспомогательного судна,  подтверждает кандидат исторических наук Константин Кулагин.

«Этот корабль, на котором была военная команда, снабженный вооружением и не имеющий никаких признаков судов Красного Креста, -  а это единственные цели, которые нельзя атаковать в морской войне, - был обнаружен командиром советской подводной лодки Маринеско. Естественно, судно было сочтено законной военной добычей, каковым оно и являлось», - сказал Константин Кулагин.
30 января 1945 года экипаж субмарины «С-13» под командованием Александра Маринеско уничтожил самое крупное военное судно, которое когда-либо удавалось потопить советским подводникам. Через 10 дней после этой атаки Маринеско потопил еще и мощный крейсер, на борту которого было около трех тысяч солдат и офицеров гитлеровской армии.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Александр Маринеско — легенда и человек