Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Мария Селеста"

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://pravda-team.ru/pravda/image/article/3/4/4/241344.jpeg
Соленым псам легче, чем сухопутным крысам, представить себе отчего экипаж может покинуть свой корабль. Стихийные бедствия, бунт, болезни, пираты и многое другое. Вполне реальные причины, угрожающие людям не только на воде, но и на суше. Все мы под Богом ходим. Однако охотники и рыбаки, актеры и моряки любят рассказывать байки. "Вот видел давеча "Летучего голландца"...

Человечество любит истории о проклятых во веки веков, а не только до седьмого колена. Истории эти с бородой по колено. Древнегреческий Тантал не находит покоя даже в царстве мертвых. Сын Зевса стоит по горло в воде и не может напиться, тянется к сочным плодам (это-то в преисподней!), но не может их ухватить. Агасфера, он же Вечный Жид, проклял сам Сын Человеческий. По заклятью, наложенному на него Иисусом Христом, Агасфер не знает ни покоя, ни смерти…

К числу подобных мифов относятся многочисленные истории о "Летучем голландце". При этом и речи нет не только о голландце, но и о какой-либо летучести. Объединяет эти легенды — море и блуждающие по нему суда. У Багамских островов с поднятыми парусами, но без экипажа дрейфовало французское судно "Розали". Но чаще страшилки случались с кораблями-призраками, плававшими под "Юнион Джек" — шхуна "Эллен Остин" и корабль "Атланта". Двухмачтовая бригантина "Мария Селеста" плавала под американским флагом, но от этого ее история не стала менее захватывающей.

Обнаруженная 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара, между Азорскими островами и Португалией, бригантина Mary Celeste стала синонимом корабля-призрака и крылатого выражения "Летучий голландец". Правильное название покинутого экипажем судна "Мэри Селест", но в русскоязычной литературе традиционно закрепились "Мария Селеста" и "Мария Целеста". Поскольку первое из них ближе к оригиналу, позвольте так и будем называть бригантину.

Впрочем, в европейских источниках тоже встречается неверное написание судна, например Marie Céleste. За это следует благодарить гений сэра Артура Конан Дойла, давшего такое название кораблю в своей повести "Сообщение Хебекука Джефсона" (1884). Вслед за ним несколько переиначенное название подхватили другие.

Итак, Mary Celeste — бригантина длиной 31 метр, шириной 7,6 метра, осадкой 3,5 метра, водоизмещением 282 тонны. Построено в доках Spencer's Island в Новой Шотландии в 1862 году корабельным мастером Джошуа Дэвисом и первоначально называлось "Амазонка" (Amazon). Первый капитан Роберт Маклеллан (Robert McLellan) скончался от пневмонии через 9 дней после принятия команды над судном. В 1869 году шторм у берегов Новой Шотландии выбросил "Амазонку" на берег. После подобных инцидентов и смены ряда судовладельцев, приносящее одни лишь убытки судно приобрел американец, который переименовал "Амазонку" в "Марию Небесную".

"Как вы судно назовете, так оно и поплывет", утверждал капитан Врунгель. По всей видимости, новый капитан переименованной бригантины Бенджамин Бриггс был того же мнения, когда 5 ноября 1872 года отправился в плавание из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта-ректификата на борту. Кроме 38-летнего капитана, его жены Сары Элизабет Кобб-Бриггс, их двухлетней дочери Софии Матильды, на бригантине плыла команда из семи человек. Настоящий интернационал: 2 американца, 4 немца и один датчанин, т. е. голландец, но не летучий.

Из-за отсутствия стандарта часовых поясов в 19-м веке, барк Dei Gratia ("Деи Грациа" — "Богини грации") обнаружил бригантину 4 или, по другим данным, 5 декабря. Капитан барка Дэвид Рид Морхауз лично знал Бенджамина Бриггса как опытного морехода и был несказанно удивлен тому, что видел в подзорную трубу. Он в течение двух часов наблюдал за бригантиной, которая плыла так, словно ею никто не управлял. С корабля не подавали никакого сигнала бедствий. И тем не менее он распорядился отправить к "Марии Селесте" шлюпку. Никого из девяти человек на борту не было.

Последняя запись в судовом журнале — 24 ноября 1872 года. Следовательно, за десять дней до встречи с ним, "Мария Селеста" взяла курс на восток, а его обнаружили идущим на запад. Старпом Оливер Дево с "Деи Грациа" докладывал своему капитану об увиденном. Он нашел "весь корабль основательно промокшим и в беспорядке" (the whole ship was a thoroughly wet mess). Вода под палубой достигала более метра (3,5 фута). Отсутствовала единственная шлюпка, которая не была сорвана, а скорее спущена на воду, вторая шлюпка была сдана в ремонт незадолго до выхода в море. На поручнях правого борта найдены глубокие зарубки топором. Все окна кормовой надстройки закрыты брезентом и заколочены досками. Крышки люков сняты. Запасов продовольствия хватило бы на полгода.

Вдоль бортов бригантины шли надрезы дюймовой ширины, длиной по два метра каждый. Сыщики установили, что эти надрезы были сделаны каким-то плотницким инструментом примерно в конце ноября, как раз в то самое время, когда в судовом журнале была сделана последняя запись. Мебель в каютах находилась на своих местах, койки были аккуратно заправлены, одежда висела на вешалках. Кают-компания выглядела так, будто ее только что покинули. На обеденном столе были разложены столовые приборы. У иллюминатора располагалась швейная машинка с незаконченной работой. Масленка не была опрокинута, значит, корабль не попадал в шторм. Предположительно команда готовилась к эвакуации, поскольку отсутствовали секстант и хронометр. Единственный компас, видимо при попытке его демонтировать, оказался сломанным. Остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и пачки денежных купюр.

О загадочном исчезновении экипажа "Марии Селесты" высказано более десятка самых различных версий, но практически ни одна из них не проходит проверки фактами. В большинстве мифов фигурируют либо гигантские морские чудовища (осьминог и др.), либо пираты. Как карточный домик рассыпались и теории, выдвигавшие на первый план цунами или песчаные острова, которые с легкостью и без следа растворяются в океане.

Тайна лишь способствует появлению новых рассказов и фильмов о "Марии Селесте", но никак не решению вопроса о загадочной судьбе ее экипажа. В результате из 17-го столетия всплывают рассказы о "Летучем голландце". С мифами ничего не смог поделать рационально-материалистический 19-й век, который вместо решения вековых споров, кажется, способствовал еще большей путанице. В 20-м столетии медленно, но неуклонно стали изживать предрассудки позитивистов и критически рассматривать высосанные из пальца теории. Следуя так называемой "бритве Оккама", не следует увеличивать сущности сверх необходимости. Достаточно объяснить произошедшее известными причинами, а уж если они не сработали, то тогда следует прибегнуть к фантастическим домыслам.

Наиболее правдивую историю об исчезновении экипажа "Марии Селесты" высказал, пожалуй, дальний родственник капитана Бриггса некий человек по фамилии Кобб. Как мы помним, такова была девичья фамилия жены капитана "Марии Селесты". Коббу якобы удалось ознакомиться с документами из семейного архива капитана Морхауза, нашедшего неуправляемое судно. Кроме этого, он получил доступ к материалам следствия, хранящимся в лондонском Адмиралтействе. Вариант, предложенный Коббом, был изложен им в вышедшей в США в 1940 году книге "Розовый коттедж".

По его мнению, экипаж вынужден был покинуть судно из-за опасения, что могут взорваться 1700 деревянных бочек со спиртом. Скопившиеся пары спирта начали взрываться, но вследствие того, что люки оказались открытыми, дальнейших не последовало. Однако капитан уже распорядился пересесть всем в спасательную шлюпку, чтобы переждать взрывы. Скорее всего, шлюпка отошла от бригантины на буксирном тросе. Внезапно изменившийся ветер быстро погнал "Марию Селесту", оснащенную 15 парусами, а перегруженная людьми лодка стояла, как на якоре. Трос разорвало и бригантина помчалась на восток, шлюпку принял в свои объятия начавшийся шторм.

Интересную версию исчезновения экипажа впоследствии "озвучил" корабельный кок "Селесты" Эдвард Хэд. Согласно его рассказу, вся эта история с самого начала была ничем иным как жульничеством. Во-первых, реально на корабле было не семь, а пять человек команды, двое немцев значились только в списках, то есть были настоящими "летучими голландцами" (или, если угодно, "мертвыми душами"), а также капитан и его жена. Во время плавания от несчастного случая погибла жена капитана (ее придавило роялем при качке), капитан обвинил во всем команду, завязалась ссора, в результате которой убили одного матроса и выбросили за борт капитана. Хэд утверждал, что найденные после зарубки на борту появились в результате этой драки.

Оставшиеся в живых старший помощник и три матроса с горя хорошенько наспиртовались, в результате чего никем не управляемое судно окончательно сбилось с курса. Однако им повезло — через двое суток корабль обнаружил Морхауз. Хитрый капитан предложил выжывшим сделку — он записывает их под другими фамилиями в члены команды "Деи Грация", а сам заявляет, что нашел пустое судно (за это полагалась премия от судовладельца). И ничего не говорит о реальных злоключениях экипажа "Селесты", чем избавляет членов команды от виселицы. Предложение было соблазнительным, поэтому на него все согласились.

Хэд рассказал эту историю через много лет после данного события. Была ли она правдивой, или вконец издержавшийся моряк просто хотел таким образом заработать денег, доподлинно неизвестно. Однако конец "Марии Селесты" был действительно бесславный — в 1885 году это судно налетело на рифы около Гаити и затонуло. Позже выяснилось, это было мошенничество капитана с целью получения страховки. Так что прав был старик Врунгель: "Как вы судно назовете…"

0

2

Бригантина «Мария Селеста» была обнаружена 4 декабря 1872 года. Ни одного человека, ни живого, ни мёртвого, на борту не было.
Классический пример «Летучего голландца». Но… Оказывается есть и вполне разумное объяснение пропажи экипажа, и никакой мистики!

http://spox.ru/cache/imagemanager/2524971.jpg

Бригантина «Мария Селеста» была обнаружена 4 декабря 1872 года судном «Деи Грация» под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, лично знавшего Бенджамина Бриггса (капитана «Мария Селесты»). Бригантина была в полном порядке, трубки моряков лежали аккуратно на своих местах, сушилось белье, в кают-компании накрытый стол, в расставленных тарелках были разложены свежие хлеб, масло, бекон и яйца, а в чашки был разлит еще теплый чай, в каюте капитана остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и две пачки денег, а на его постели лежали игрушки, словно там только что играл ребенок. Но!!! Ни одного человека, ни живого, ни мёртвого, на борту не было.
Классический пример «Летучего голландца», судьба которого до сих пор толком неизвестна. Написано множество книг, леденящих душу рассказов. Выдвинуто множество гипотез… За «Марией Селестой» навечно закрепилась печальная слава «Летучего голландца» - легендарного  корабля-призрака, брошенного экипажем.
Моряки убеждены, что и сейчас можно увидеть в самых удаленных уголках морей и океанов внезапно возникшую из ниоткуда бригантину с надписью «Мария Селест» на борту и призраком у руля. Увидевших этот корабль-призрак ждут неприятности и даже гибель.
Но… Оказывается есть и вполне разумное объяснение пропажи экипажа, и никакой мистики!
А было так…

4 декабря 1872 года с барка «Деи Грация», идущего к Гибралтару, заметили парус на горизонте. Когда корабли сблизились, оказалось, что сходящимся с барком курсом идет бриг «Мария Селеста». Это была удивительная встреча. Барк и бриг стояли почти борт о борт в порту Нью-Йорка, вот только «Мария Селеста» вышла в море 7 ноября, а «Деи Грация» — 15го. То, что корабли встретились, означало, что скорость барка оказалась выше скорости брига. Это ставило точку в споре добрых знакомых капитана Морхауза с «Деи Грация» и капитана Бриггса с «Марии Селесты», чей корабль быстроходнее.
Но что-то с бригом было не так. «Мария Селеста» не ответила на сигнал, поднятый на мачте барка. Бриг шел зигзагами, словно у штурвала стоял пьяный. При ровном несильном ветре из всех парусов у корабля были поставлены только штормовые.

http://spox.ru/cache/imagemanager/2524973.jpg
Брошенная экипажем «Мария Селеста»

Когда суда сошлись еще ближе, находившиеся на борту «Деи Грация» увидели, что палуба «Марии Селесты» пуста. Капитан Морхауз распорядился спустить шлюпку, места в ней заняли его помощник Оливье Дево и два матроса.
http://spox.ru/cache/imagemanager/2524969.jpg
Шлюпка без труда догнала бриг. По свисающим через борт тросам моряки вскарабкались на палубу. Бриг давал крен на правый борт (впоследствии выяснилось, что в трюме было на три с половиной фута воды). В остальном парусник был в хорошем состоянии, если не считать того, что крышка люка, ведущего в трюм, была сорвана и перевернутой валялась на палубе. Еще был разбит компас и отсутствовали спасательные шлюпки. Из капитанской рубки исчезли секстан и другие приборы; из документов имелся лишь вахтенный журнал, последняя запись в котором была сделана 24 ноября, а судя по указанным там же широте и долготе, «Мария Селеста» за это время прошла около 500 миль.
В кубрике вещевые мешки матросов были в полном порядке, на веревке сушилось белье. В каюте капитана наряду с другими вещами находилась маленькая фисгармония и чемодан с детской одеждой и игрушками. А под койкой лежала сабля в бурых пятнах… И нигде ни следа человка! Когда моряки с «Деи Грация» уже собирались спуститься в шлюпку, они услышали мяуканье. В кладовой на шкафу сидела черная кошка с зелеными глазами.

http://spox.ru/cache/imagemanager/2524968.jpg
Капитан «Марии Селесты» Бенджамин Бриггс

Расследование, которое возглавил генеральный прокурор Гибралтара Соли Флуд, продолжалось три месяца. Вот что удалось выяснить.
-Бриг «Мария Селеста» длиной 103 фута и водоизмещением 282 тонны действительно вышел из Нью-Йорка. На борту его находились 11 человек: восемь членов экипажа, капитан Бенджамин Бриггс, его жена и маленькая дочка. Груз составляли бочки с ворванью и спиртом.
-На форштевне «Марии Селесты», ниже ватерлинии, обнаружилась вмятина – явно от столкновения с чем-то твердым.
-Изначально шлюпок на бриге было не две, а одна.
-Бурые пятна на сабле – это пятна ржавчины, а не крови.
-Фисгармония принадлежала миссис Бриггс, а игрушки – ее дочери.
…Следственные органы направили запросы в портовые города по обе стороны Атлантики с просьбой к местным властям задержать людей с «Марии Селесты», буде те появятся на подведомственных им территориях. Для проведения дознания и в случае обнаружения свидетельств преступления – ареста. На этом следствие по делу об исчезновения экипажа и пассажиров «Марии Селесты» было приостановлено. Капитану Морхаузу выплатили 1700 фунтов премиальных, а сам бриг был передан его владельцу Джеймсу Х. Уинчестеру, прибывшему в Гибралтар за своей собственностью. Плюс кошка… К слову сказать, в последующие 13 лет «Мария Селеста» 17 раз переходила из рук в руки, пока не затонула на рифах острова Гаити.

http://spox.ru/cache/imagemanager/2524966.jpg
«Мария Селеста»

Версии:

Судно попало в шторм.

Отсутствие шлюпки и некоторых приборов вроде бы свидетельствовали о том, что судно могло попасть в шторм. Бриггс испугался за жизнь и безопасность своих близких, велел срочно загрузиться всем в шлюпку и отчалил от бригантины. Но в этой версии был существенный минус: как опытный моряк, Бриггс не мог не знать, что устойчивость бригантины длиной 103 футов (31 метр), шириной 7,6 м, осадкой 3,5 м, водоизмещением 282 тонн гораздо выше, чем любой шлюпки. Он не мог не понимать, что океанская волна гораздо быстрее захлестнет ненадежное плавсредство, чем судно. И капитану не было никакого смысла спасаться бегством на шлюпке.
Бригантину захватили пираты.
Это объясняет, почему весь экипаж, включая двухлетнюю девочку, очень быстро исчез. Скорее всего, морские разбойники не стали оставлять свидетелей. Но возникает резонный вопрос: для чего забирались на бригантину пираты, если деньги и драгоценности не тронули? Ответ может быть один: «Грация» появилась в тот самый момент, когда веселые Роджеры хотели почистить каюту, но просто не успели туда добраться…

Воспламенении паров спирта

Наиболее правдоподобную и реалистичную гипотезу высказал дальний родственник Бриггса — Кобб.
Кобб утверждал, что каким-то образом сумел на время заполучить у сына капитана Морхауза семейный архив и изучить все материалы, относящиеся к тайне «Марии Целесты». Кроме того, он детально ознакомился с материалами следствия по бригантине, сохранившимися в архивах английского Адмиралтейства. Версия Кобба изложена в его книге «Розовый коттедж», изданной в США в 1940 году. Вот краткое ее содержание.
Причина трагедии — груз «Марии Целесты». 1700 деревянных бочек со спиртом были негерметичны. 24 ноября 1872 года в кормовом трюме бригантины произошел взрыв скопившихся паров спирта. Взрыв этот был небольшим, и деревянные люковые крышки остались на месте. Бриггс приказал проверить трюм, матросы сняли люковые крышки. Позже в носовом трюме также взорвались пары спирта. Этот взрыв был сильнее первого — люковые крышки, отброшенные взрывной волной, оказались перевернутыми. Бриггс, решив, что через несколько минут бригантина взлетит на воздух, дал команду немедленно спустить шлюпку. Все это происходило в обстановке наступившей паники. По всей вероятности, первыми в шлюпку сели жена капитана с дочерью, штурман Ричардсон и один из матросов. Бриггс бросился к себе в каюту, в спешке собрал судовые документы, взял хронометр и секстант, но забыл о судовом журнале. Кок в это время брал на камбузе провизию для шлюпки (вот почему на «Марии Целесте» не нашли следов приготовленной пищи).
Вероятно, Бриггс не намеревался совсем покидать бригантину, он просто хотел переждать взрыв на достаточно безопасном расстоянии. Для этого шлюпке нужно было отойти на 100—150 метров. Но буксирного троса такой длины на судне не оказалось. Второй штурман Джиллинг с матросом отцепили для этой цели деррик-фал — длинную снасть, которой поднимают косой парус. Вот почему на грот-мачте «Марии Целесты» парус был спущен. Более того, Кобб разыскал в архивах протокол допроса Дево, где тот утверждает, что, готовя «Марию Целесту» к плаванию в Гибралтар от Азорских островов, он не нашёл на бригантине деррик-фала и вынужден был закрепить его заново. Когда отцепили деррик-фал и все сели в шлюпку, Бриггс вспомнил, что не взял с собой компас. Матрос, которому это было поручено, в спешке погнул нактоуз и уронил компас на палубу. Шлюпка быстро отошла от бригантины примерно на 130 метров и удерживалась на буксире. «Мария Целеста» дрейфовала. Сидя в шлюпке, все ждали третьего, сильного взрыва. Но Бриггс не учёл, что он был невозможен, так как оба трюма были вскрыты и пары спирта улетучились.
Никто не заметил внезапного изменения направления ветра и того, как он наполнил паруса бригантины. «Мария Целеста» быстро набрала ход, а тяжёлая, перегруженная людьми шлюпка стояла на месте. Деррик-фал натянулся и лопнул. Шлюпка не смогла на веслах догнать бригантину. «Мария Целеста» ушла на восток. А шлюпку Бриггса поглотил начавшийся шторм.

Столкновение с плавающим островом

Данная гипотеза была высказана в 1951 году моряком Додом Орсборном. Она основана на следующих фактах. Под территорией Мавритании под песками Сахары протекает большая подземная река, в устье которой время от времени скапливается огромное количество наносного песка, слипающегося в глыбы большого размера. Под напором водного потока глыбы сносит в море, и потом они всплывают в море в виде небольших островов. По мнению Орсборна, «Мария Целеста» столкнулась с одним из таких островов, ее экипаж пытался добраться до Азорских островов на шлюпках, но утонул. Остров же затем снова погрузился на морское дно, и судно стало просто дрейфовать в море. Тот факт, что парусник был обнаружен не у берегов Мавритании, а между Азорскими островами и Португалией, Орсборн объяснял тем, что он в течение восьми-десяти дней шел через штормовую зону, в результате чего координаты были рассчитаны неверно, и «Марию Целесту» отнесло на несколько сот миль к востоку от Азор, где она и столкнулась с песчаным островом. Как уже упоминалось выше, экипаж погиб. Впоследствии ветры отнесли судно к месту его обнаружения.
В свою очередь, некоторые факты опровергают данную версию: во-первых, песчаные острова никогда не сносит так далеко от берега, во-вторых, пассаты отнесли бы судно не на север, а на юг, в-третьих, согласно утверждению некоторых исследователей, последний раз координаты «Марии Целесты» были сняты в пяти милях от одного из Азорских островов, то есть в пределах видимости берега. Впрочем, подтвердить последний факт вскоре стало невозможно, поскольку судовой журнал «Марии Целесты» исчез из канцелярии.

Гибель жены капитана и заговор старпома

Существует гипотеза, в соответствии с которой жена капитана погибла в результате несчастного случая (была придавлена пианино во время качки), после чего капитан стал вести себя неадекватно и перестал руководить командой. Команда предалась пьянству, капитан погиб (упал за борт?), в пьяной драке был убит матрос. В конце концов первый офицер Хулок, не желая отвечать за случившееся, убедил часть команды оставить судно и по возвращении представить дело так, как будто судно погибло.
Оставшаяся часть команды была обнаружена судном «Деи Грация», однако капитан убедил моряков представить дело так, как будто судно было обнаружено пустым, а сами они являются членами команды «Деи Грация». Таким образом капитан Морхауз получил премию, которой поделился и с моряками с найденного судна.

http://spox.ru/cache/imagemanager/2524972.jpg
Пропавшая жена капитана София Бриггс
http://spox.ru/cache/imagemanager/2524975.jpg
Пропавшая дочь капитана София Бриггс
http://spox.ru/cache/imagemanager/2524967.jpg
1-й помощник Альберт Ричардсон

Сговор капитанов

Писатель Лоуренс Киттинг выдвинул похожую гипотезу, согласно которой капитаны Морхауз и Бриггс изначально договорились, что, поскольку команда «Марии Целесты» была недоукомплектована, три матроса с «Деи Грация» помогут «Марии Целесте» преодолеть наиболее трудную часть перехода. после чего корабли встретятся у Азорских островов, и матросы вернутся на «Дею Грация».
Затем происходят события, описанные в предыдущей гипотезе, с тем лишь исключением, что члены команды, кроме кока и трех матросов с «Деи Грация», испугались предстоящего суда и поплыли на шлюпках к Азорам. Когда Морхауз обнаружил «Марию Целесту», он снял с нее троих матросов и кока и, потребовал от них молчать о произошедшем, пообещав выплатить за это денежную сумму, а сам впоследствии заявил, будто на «Марии Целесте» не был обнаружен ни один человек.
Главным недостатком данной версии является то, что она основана на показаниях единственного свидетеля — восьмидесятилетнего старика Джона Пэмбертона, якобы являвшегося коком с «Марии Целесты». Данный свидетель мог просто забыть многие подробности произошедшего или сознательно исказить факты. Кроме того, кок мог быть просто подставным лицом, поскольку Киттинг никогда не сообщал, где конкретно встретил его, а журналистам всегда заявлял, что Пэмбертон умер.

Команду убил инфразвук

Любой зарождающийся шторм несет в себе информацию о своей разрушительной силе. Она, образно говоря, несется впереди самой волны и вполне «считывается» живыми организмами. Так в приснопамятный цунами в декабре 2004 года в Таиланде, который унес жизни почти 6 тысяч человек, части людей все-таки удалось спастись. Каждый случай был тщательно исследован специалистами. Оказалось, что абсолютно все туристы, которые совершали в этот день прогулку верхом на спине слонов, спаслись. Дело в том, что животные за некоторое время до того, как на берег обрушились гигантские волны, вдруг ни с того ни с сего рванули в сторону гор. И успели подняться на безопасную высоту.
Еще больше удивило ученых, что это «инфразвуковое облако» накрыло собой обширное пространство с охватом в несколько тысяч миль. И на него прореагировали не только в Таиланде, но и в Японии, Китае, Индии, Австралии и других странах. Подобные наблюдения были зафиксированы и во время других цунами…
К сожалению, сведения о шторме, в которое могла попасть бригантина, очень противоречивы, кто-то говорит, что он был, другие отрицают это. Но команда «Марии Селесты» вполне могла покинуть судно из-за чувства неподдельного ужаса, который возник из-за воздействия инфразвука. Кстати, частота звука в 4 Гц может вызвать приступ безумия…

http://spox.ru/cache/imagemanager/2524974.jpg

Расследование 60 лет спустя
Сменилось три поколения, а достоверных данных о пропавшей команде бригантины «Мария Селест» найти так и не удалось. В 1935 году английский журналист М. Китинг предпринял попытку докопаться до истины. Расследование началось с изучения архивов следствия, но не принесло ничего нового. Однако, судьба улыбнулась дотошному журналисту, – ему удалось найти Пембертона, повара с загадочной бригантины, глубокого старика, который чудом спасся. Он и поведал историю трагического плавания более чем шестидесятилетней давности.

«Пьяная» вербовка

Вот что рассказал корабельный кок. Роковой рейс был воистину проклятым. Капитаном «Марии Селест» был человек по фамилии Бриггз. Согласно документам, представленным морскому прокурору судовладельцем, в команде числилось семнадцать моряков, на самом деле их было только десять. При этом только капитан с женой и его первый помощник Хулок числились в списке и действительно были на судне. Остальные члены команды в списке, содержавшем вымышленные фамилии, совсем не значились. Таким образом, список был «липовым», что само по себе уже было тяжким нарушением закона. Причиной этого был тот факт, что набрать матросов на этот трудный рейс было очень сложно, а список из «мертвых душ» подавался заранее. До последнего часа перед отплытием бригантины вербовщик ходил по портовым кабакам, спаивая до беспамятства приглянувшихся ему здоровенных верзил, притаскивал их на корабль, а протрезвев, бедолаги обнаруживали себя на борту судна уже далеко от берега. Троих из набранных таким зверским способом моряков не досчитались на паруснике «Дей Грэйша», – моряки этого парусника решили вволю погулять в приморском кабаке, а в итоге оказались на проклятом рейсе «Марии Селест».

Предчувствие бунта

Не удивительно, что невольные «рекруты» вскоре после отплытия из Нью-Йорка отказались повиноваться капитану. Чтобы предупредить надвигающийся бунт, старпом Хулок избил до полусмерти одного из бунтарей. Хулок, был «правой рукой» капитана и верным его помощником, души не чаявшем в своем «кэпе», чего нельзя было сказать про его отношения с женой капитана. Худлк и супруга капитана возненавидели друг друга с первой же встречи. Мадам любила побренчать на корабельном рояле, предаваясь этому занятию часами, и Хулок, терпение которого лопнуло, наорал на нее. Впрочем, ссору капитану кое-как удалось замять, а бунт подавить. Но рок уже навис над злополучной бригантиной. Ненависть, царившая на корабле, явно прогневила бога морей.

Гнев Богов

Затишье длилось недолго. Через несколько дней бригантину настиг шторм. Тучи казались тяжелее свинца, небо словно раскололось по воле разгневанных Богов, волны бросали суденышко как щепку, заливая палубу. Судно накренилось и должно было вот-вот пойти ко дну. Старший офицер бросился к штурвальному колесу спасать положение, но в это время из каюты раздался душераздирающий крик. От внезапного и сильного крена массивный рояль сорвался с места и раздавил жену капитана. Увидев тело погибшей, капитан Бриггз потерял самообладание, сорвавшись на крик и угрозы. Он считал рулевого, не удержавшего штурвал, виновником гибели жены и требовал, чтобы Хулок немедленно повесил его на рее. Хулок воспротивился. Впервые он отказался выполнять приказ «кэпа». Разъяренный капитан угрожал повесить всю команду и поджечь корабль. На корабле началась паника, перераставшая в бунт. Не зная, как спастись, вся команда во главе с Хулоком предавалась беспробудному пьянству словно перед концом света.

Капитан исчез, а матроса убили

Пока шла попойка на подпрыгивающем как мячик в бурных волнах корабле, капитан незаметно исчез с корабля. Столкнул ли его кто-то из разгулявшихся матросов в море? Бросился ли он сам за борт в приступе горя? Неизвестно. Моряки продолжали пьяный разгул, и в состоянии умопомрачения убили одного матроса. Смерть бедняги несколько отрезвила обезумевших. Хулок понял, что на корабле совершено преступление, отвечать за которое придется в порту прибытия. Учитывая смерть матроса, капитана и бунт на корабле, ему грозила смертная казнь. И тогда Хулок решил уговорить команду покинуть корабль. Из десяти членов команды после смерти жены капитана, гибели матроса и пропажи самого капитана, на корабле оставалось семь человек. Трое из них, включая Хулока, отплыли с бригантины на шлюпке. На корабле остались кок Пембертон, рассказавший спустя много лет эту историю журналисту, и те самые три матроса с парусника «Дей Грэйша», что попали на судно обманом. Они решили дожидаться спасения.

Сговор хитрецов

Если верить коку, когда парусник «Дей Гейша» наконец обнаружил покинутое судно, на нем все-таки были люди. Однако, капитан парусника-спасателя Морхауз вступил в сговор с оставшимися челнами команды «Марии Селест» и решил представить дело так, будто бы бригантина была брошена командой. В таком случае никому не придется отвечать по суду, и к тому же за доставку находки Морхауза ждала премия, которой он обещал поделиться с четверкой хитрецов. Иначе бы им пришлось отвечать перед судом за совершенное убийство. В порту Морхауз представил рапорт, в котором чистосердечно признался во всех деталях происшествия. Кроме одной. Он скрыл, что встретил на борту «Марии Селест» четырех человек, невольно пустив по свету легенду о корабле-призраке, странствовавшем без команды.

Не все так просто...

Казалось бы, история из мистической становится просто криминальной, и историки уверовали в это. Однако отплывшие на шлюпке пропали бесследно. Канули в пучине морской? Скорее всего. Остается еще один вопрос. Куда все-таки делся капитан «Марии Селест»? Ведь в шлюпке его не было, и вообще с самого начала бунта его никто не видел. Кроме слов кока, который вполне мог быть самозванцем, захотевшим, чтобы его имя осталось в истории, никто информацию о чудесном спасении четверки подтвердить не может. Тем более, что списки членов команды корабля-призрака были ложными. Рассказывают, что призрак капитана «Марии Селест» наведывался членам новой команды корабля до гибели бригантины в 1884 году. А сама эта гибель – свидетельство проклятия, тяготевшего над злополучным судном. Моряки же убеждены, что и сейчас можно увидеть в самых удаленных уголках морей и океанов внезапно возникшую из ниоткуда бригантину с надписью «Мария Селест» на борту и призраком у руля. Увидевших этот корабль-призрак ждут неприятности и даже гибель.

0