Политические победы Александра Горчакова
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/03/41f1e65bd1_7000413_10558658.jpg
11 марта 1883 скончался величайший русский политик Александр Горчаков. Гению дипломатии удалось поднять Российскую империю с колен после Крымской войны, а также обратить внимание властей на внутренние проблемы страны.

Сохранение империи Габсбургов

В 1848-1849 годах по странам Центральной Европы прокатилась волна общественных волнений и революций, получивших название «Весна народов». Дружественная и родственная Романовым династия Габсбургов оказалось под угрозой. На преодоление революционной угрозы была нацелена не только военная мощь российской империи, но и лучшие таланты отечественной дипломатии. Участвовал в урегулировании конфликта и Горчаков. По мнению историков, в частности, Виктора Лопатникова, именно благодаря участию России удалось урегулировать конфликты, избежать крушения империи Габсбургов, когда в 1849 году русские войска под командованием генерала Паскевича подавили вооруженное восстание в Венгрии.
После разрешения европейских противоречий, престиж Горчакова, как при императорском дворе, так и на международном поприще сильно возрос. Но любой успех России был сопряжен с неизбежным страхом европейских держав, страшившихся «российской угрозы». Россию объявили «жандармом Европы», а международный накал привел к Крымской войне.

Реформирование МИДа

Александр Михайлович Горчаков практически заново «отстроил» МИД, который достался ему в «потрепанном» состоянии по итогам катастрофической Крымской войны и Парижского мирного договора. Немало сил пришлось потратить новому министру иностранных дел, чтобы изменить само представление о службе в министерстве, которую воспринимали не иначе как «отпускные», после тяжелой службы, например, на военном поприще. Военный министр князь В.А. Долгоруков так видел карьеру посла во Франции, на должность которого метил: «После трудов, понесенных на военном министерстве в военное время, хорошо бы отдохнуть в Париже».
Принципиальная позиция, занимаемая Горчаковым, охладила рвение влиятельных претендентов, в том числе и таких, для кого высочайшее покровительство делало посольское назначение решенным делом. Горчакову порой приходилось идти на крайние меры, угрожая государю своей отставкой. Министр хотел видеть на посольских должностях таких людей, кто был в состоянии защищать интересы государства. С 1859 года была восстановлена принятая Екатериной II норма — необходимость при определении на дипломатическую службу подтвердить знание двух иностранных языков и иметь диплом о высшем образовании. Были введены повторные внутриведомственные «испытания» для тех, кто готовился вступить в вакантную дипломатическую должность. Горчаков стал первым российским министром, который систематизировал и развил изучение дипломатических архивов, открыв к ним доступ для исследователей.

Крестьянский вопрос

Деятельность Горчакова не ограничивалась внешнеполитическими вопросами, она затрагивала и внутренние противоречия, которые должны были быть решены ради усиления Российской империи и роста ее влияния на мировой арене.
Горчаков, которого часто сравнивают с его современником и его хорошим знакомым – Бисмарком, имел свое влияние на Александра II. Сам Горчаков в личной беседе рассказывал Бисмарку: «В России есть только два человека, которые знают политику русского кабинета: император, который ее делает, и я, который ее подготовляет и выполняет». Одним из важнейших вопросов внутренней политики был пресловутый крестьянский вопрос, в решении которого он принял самое активное участие. Уже в начале 1857 года, стремясь придать динамизм и конкретность устремлениям императора, Горчаков подготовил служебную записку «О шести способах к достижению освобождения крестьян от крепостного состояния». Неподдельный интерес императора вызвала раздобытая Горчаковым брошюра, в которой были подробно изложены способы решения крестьянского вопроса в сопредельных с Россией княжествах Молдавии и Валахии. В своем резюме он писал: «В какой области ни возьмись мы строить предположения, будь то Европа или Восток, мы приходим к одному выводу — для своей безопасности, равно и ради своего могущества на внешней арене, и в интересах народов, заботу о которых возложило на нас Провидение наипервейший долг России есть завершение внутренних преобразований, от чего зависит будущее России и всех славянских народов».

Разрешение польского кризиса

Ключевым звеном в европейской политике 60-х годов XIX века стал Польский кризис, разразившийся в результате усиления национально-освободительных движений. Восстание отчасти носило религиозный контекст, так как в его разжигании не последнюю роль сыграла католическая церковь. События в Польше послужили предлогом для вмешательства Франции и Англии в польские дела: правительства этих стран демонстративно требовали от России пойти навстречу требованиям восставших. В английской и французской прессе развернулась шумная антирусская кампания. Тем временем, ослабленная после Крымской войны Россия не могла позволить себе потерять еще и Польшу, отказ от нее мог повлечь распад Российской империи. Кульминация дипломатического сражения настала 5 июня 1863 года, когда Горчакову были переданы английская, французская и австрийская депеши. России предлагалось объявить амнистию мятежникам, восстановить конституцию 1815 года и передать власть самостоятельной польской администрации. Будущий статус Польши должна была обсуждать европейская конференция. 1 июля Горчаков отправил ответные депеши: Россия отказала трем державам в правомерности их сторонних внушений и энергично протестовала против вмешательства в собственные внутренние дела. Право рассмотрения польского вопроса признавалось только за участниками разделов Польши — Россией, Пруссией и Австрией. Благодаря усилиям Горчакова очередная антирусская коалиция не сложилась. Он сумел сыграть на англо-французских противоречиях вокруг венской конвенции 1815 года, и на боязни Австрии влезть в новую войну. Польша и Франция остались в одиночестве. Преодоление польского кризиса средствами классической, а также публичной дипломатии принято считать вершиной политической карьеры Горчакова.

Сохранение нейтралитета

Находясь, фактически, в международной изоляции по итогам Крымской войны Россия была вынуждена сохранять нейтралитет на внешнеполитической арене. Новая война на фоне глубоких внутренних преобразований грозила империи потерей независимого статуса.
Политика нейтралитета стала кредо внешнеполитического курса Горчакова. Он сам не раз повторял: «Нет таких расходящихся интересов, которые нельзя было бы примирить, ревностно и упорно работая над этим делом в духе справедливости и умеренности». Ему удавалось локализовать разгоравшиеся войны, не давая им разрастаться до континентального масштаба, когда вспыхивали кризисы — польский, датский, австрийский, итальянский, критский… Он умел удерживать Россию в стороне от острых конфликтов, оберегая ее от военного вовлечения в европейские проблемы, на протяжении более двадцати лет. Тем временем, Европу сотрясали бесконечные конфликты: Австро-франко-сардинская война (1859), война Австрии и Пруссии против Дании (1865), Австро-прусская война (1866), Австро-итальянская война (1866), Франко-прусская война (1870–1871). В отличие от Бисмарка Горчаков сумел мирным путем вернуть своему государству прежнее положение великой европейской державы. К 1870 году Российской империи удалось вновь «обрести голос», наладить новые экономические отношения и поставить, наконец, вопрос о пересмотре столь унизительных для страны условий Парижского мирного договора.

"Возвращение" проливов

Несмотря на обреченные приговоры современников, о том, что России удастся «излечиться» от Парижского мира только новой войной, сам Горчаков «предвидел возможность только войны на бумаге, газетной перебранки и прений в парламентах», — писал его ближайший помощник барон А. Г. Жомини.
31 октября 1870 года Горчаков отправил ноту европейским монархам, в которой приводил факты их непоследовательной политики, свидетельства нарушений странами, подписавшими Парижский трактат, его основных положений. Одновременно Россия в лице Горчакова заявила об отказе следовать статьям соглашения, которые ограничивали ее суверенные права в акватории Черного моря. 13 марта 1871 года в Лондоне после долгих перебранок был подписан новый договор – Лондонская конвенция. Страны участницы Парижского договора отказались от дискриминационных ограничений в свободе судоходства в Черном море и проливах. Было также подтверждено суверенное право России на строительство и содержание здесь военного флота. Россия вновь поднималась с колен.

Обретение нового союзника

На фоне предательства Австрии и недружественного нейтралитета Пруссии во времена Крымской войны, а также международной изоляции по итогам конфликта, у Российской империи возникла острая необходимость в поиске нового союзника. Им оказалась США, один из главных врагов Англии, которая в то время была охвачена Гражданской войной между Севером и Югом. В 1863 году Александр II санкционировал весьма рискованную акцию – скрытый переход двух эскадр российского флота к Атлантическому и Тихоокеанскому побережьям США, продемонстрировав, тем самым, поддержку Севера. Для неокрепшей американской государственности, определенность позиции России оказалась весьма кстати. По замыслу организаторов похода, экспедиция была призвана показать всему миру уверенность России в себе, несмотря на угрозы, звучавшие в ее адрес в связи с польскими событиями. Это был самый настоящий вызов. Тем не менее, этот смелый шаг, на тот момент, подарил России нового перспективного союзника, которому, впоследствии, по инициативе Горчакова будет продана Аляска. Сегодня, этот политический ход кажется неоправданным, но во второй половине XIX века он позволил завершить реформаторские преобразования Александра и восстановить экономику страны.