Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Борис Кустодиев

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/03/f29af336be26-663x543.jpg
7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев. Трудно найти другого живописца, настолько горячо влюбленного в провинциальную Россию: самобытную, яркую, удивляющую
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/03/004180098-663x663.jpg
Сторож

Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» - так называли сторожа, церковного привратника. Неизвестно, были ли дальние предки Бориса Михайловича церковными служителями, но его ближайшие родственники связали свои жизни именно с церковью. Дед служил дьяком в одном из сел Самарской губернии, по его стопам пошли и сыновья – Степан, Константин и Михаил. Учился в духовной семинарии и Борис Михайлович, но поступил он в нее, скорее, в силу обстоятельств. После смерти отца в семье сложилось отчаянное материальное положение, а в духовной семинарии мальчик мог получить образование за казенный счет. Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи. Большую часть времени мальчик будет посвящать своему новому увлечению – скульптуре, вырезая из мягкого камня фигурки забавных животных.

Знаменитый портрет

Борис Кустодиев по праву считается непревзойденным мастером портрета – этот жанр занял центральное место в его творчестве еще со времен учебы в Академии художеств. После появления первых работ на выставках публика оценила мастерство портретиста – посыпались частные заказы. Сам Кустодиев признавался, что эти заказы отвлекают его от неустанного поиска языка и стиля. Книжный иллюстратор Иван Билибин, историк и реставратор Александр Анисимов, поэт и художник Максимилиан Волошин – в каждом портрете Кустодиеву удавалось уловить и донести до зрителя непростую суть человека. Но, пожалуй, самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план, играет роль главного, но все же составного компонента». Интересно, что в нижнем левом углу Кустодиев изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, прогуливающихся в сопровождении секретаря артиста Исайи Дворищина. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Они вспоминали родную Волгу и пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал.
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/22.files/image001.jpg

Акварельная Русь

Любимой темой Кустодиева на долгие годы стала провинциальная Россия с ее народными гуляниями и цветастыми ярмарками и главными действующими лицами – жителями маленьких уютных городков. Кустодиевские полотна узнаваемы сразу: яркие, красочные, с бьющей через край жизнью и множеством узнаваемых деталей. Когда он впервые увидел субботнюю ярмарку, он записал: «…это было умопомраченье по краскам – такое разнообразие и игра. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь».
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/0.files/image001.jpg

Русские Венеры

В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» - типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Он начинает писать их в тяжелые времена. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Именно во время длительного и изнурительного лечения, фактически не приносящего результатов, в 1912 году Кустодиев начинает работу над галереей непревзойденных женских образов. В 1915 году свет увидел «Купчиху»
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/5.files/image001.jpg
и «Красавицу» - неповторимые образы русской красоты.
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/3.files/image001.jpg

Грани таланта

Живопись, скульптура, сценография, книжная графика, преподавательская деятельность – самобытный талант «богатыря русской живописи» проявился в самых различных областях. Сценография привлекала Кустодиева еще в студенчестве, но только в 1911 году, находясь на лечении в Лейзене, он создал свою первую самостоятельную работу для пьесы Островского «Горячее сердце» в постановке Федора Комиссаржевского. Работа была удостоена высоких оценок. Как писал один из рецензентов, «художник сумел облечь Курослеповщину и Хлыновщину в мягкие тона стильных воспоминаний». В 1914 году художник создает декорации к спектаклю «Смерть Пазухина» по пьесе Салтыкова-Щедрина, и они получаются настолько выразительными, что еще дважды, в 1924 и 1938 году, зрители увидят постановку именно в кустодиевском оформлении.
Самыми известными работами Кустодиева-иллюстратора являются рисунки к раритетным изданиям произведений Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Магбет Мценского уезда» (1923), а также некрасовскому сборнику «Шесть стихотворений (1922). Для первой книги Кустодиев оформил обложку, «титульник» и создал 34 иллюстрации. Выполненные в технике цинкографии иллюстрации «неразрывно и гармонично» вплетены в нить повествования: пейзажи московского Замоскворечья чередуются с событийными сценками, отмеченными легкой иронией.

На злобу дня!

С 1905 по 1907 годы Кустодиев сотрудничал с рядом сатирических изданий: «Жупел», «Адская почта», «Искра». Так появилось «Вступление. 1905 год. Москва» - отклик на Кровавое воскресенье, ряд острых карикатур, в том числе, опубликованная во втором номере «Жупел» сатира на Витте. Во время работы над ней Кустодиев цедил сквозь зубы: «Иззобразим, иззобразим… Лицемерный и изворотливый граф Витте… ты славишься умением найти третий выход, когда есть только два!.. Ты хочешь держать одновременно два флага — царский трехцветный и алый революционный? Играть на двоих? Пожалуйста!..» Третий номер журнала – не вышел. Его запретила цензура.
После событий 1917 года Кустодиев создает несколько панно для украшения Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции и воплощает остроту событий на обложках журналов «Красная Нива» и «Красная панорама». В 1920 году пишет неоднозначное по трактовке полотно «Большевик» - огромный исполин с отстраненным взглядом и алым знаменем в руках движется на церковь. Ощущение стихийности, утраты контроля и свои опасения гибели дорогих сердцу традиций Кустодиев выражает в этой работе с присущим ему мастерством. Власть с восторгом принимает «Большевика», «прославляющего новое дело». Последующие картины, написанные по заказу новой власти, будет отличать отсутствие острого надрыва и отвлеченно праздничное настроение.
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/18.files/image001.jpg

Жажда жизни

Берлинский светила нейрохирургии Оппенгейм не подтвердил поставленный в Швейцарии диагноз, сочтя, что у Кустодиева опухоль спинного мозга. Несмотря на успешную операцию, в 1915 году боли вернулись – болезнь атаковала с такой жестокостью, что мастер не мог самостоятельно передвигаться. Он перенесет еще одну операцию, но до самой смерти так и останется прикованным к инвалидной коляске. Тем не менее, именно в этот период Кустодиев создаст самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием и вихрем эмоций. На многих из них будет присутствовать неудержимая тройка, символизирующая движение – то, чего был лишен художник в жизни. Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Но он до последних дней продолжал воспевать то, что было дорого его сердцу - красоту и щедрость русской земли.

0

2

Купчиха и домовой 1922
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/1.files/image001.jpg

Русская Венера 1926
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/2.files/image001.jpg

0

3

Купчиха за чаем 1918
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/4.files/image001.jpg

Купчиха с зеркалом 1918
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/6.files/image001.jpg

0

4

Портрет жены художника 1903
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/7.files/image001.jpg

Гроза 1919
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/8.files/image001.jpg

0

5

После грозы 1921
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/9.files/image001.jpg

Ярмарка 1908
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/10.files/image001.jpg

0

6

Зима 1916
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/11.files/image001.jpg

Портрет дочери 1910
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/12.files/image001.jpg

0

7

Сенокос 1917
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/13.files/image001.jpg

Московский трактир 1916
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/14.files/image001.jpg

0

8

Извозчик за чаем 1920
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/15.files/image001.jpg

Прогулка верхом 1915
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/16.files/image001.jpg

0

9

Трактирщик 1916
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/17.files/image001.jpg

Гуляние 1909
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/19.files/image001.jpg

0

10

Купец 1920
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/20.files/image001.jpg

Голубой домик 1920
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/21.files/image001.jpg

0

11

Натюрморт с фазанами 1914
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/23.files/image001.jpg

Морозный день 1916
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/24.files/image001.jpg

0

12

Портрет девочки 1897
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/25.files/image001.jpg

Портрет Максимилиана Волошина 1924
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/26.files/image001.jpg

0

13

Выходной 1920
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/27.files/image001.jpg

Осень 1926
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/28.files/image001.jpg

0

14

Купание 1921
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/29.files/image001.jpg

Купец 1918
http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/30.files/image001.jpg

0

15

Как известный живописец Борис Кустодиев написал великолепный зимний пейзаж «на слух»
https://mtdata.ru/u14/photo9BF5/20005560200-0/original.jpg#20005560200
Наверняка многие скажут, что для русского человека ничего нет краше и милее именно русской зимы. Поэтому любителям отечественной живописи предлагаем полюбоваться зимними пейзажами знаменитого мастера модерна и импрессионизма Бориса Кустодиева. Уж кто-кто, а Борис Михайлович знал толк в русской зиме, он всякий раз оставлял среди своих живописных белоснежных далей частичку своей души.

https://mtdata.ru/u14/photoCF51/20228633049-0/original.jpg#20228633049
Борис Кустодиев. Автопортрет.

«Многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид?», — как-то написал Федор Шаляпин о своем друге художнике Кустодиеве. И для многих до сих пор остается загадкой, как живописец, прикованный к инвалидному креслу, испытывающий сильные боли и страдания, иногда живя впроголодь, смог создать потрясающе радостные, самобытные и чрезвычайно яркие произведения.

https://mtdata.ru/u14/photo9E3B/20343997294-0/original.jpg#20343997294
«Портрет Федора Шаляпина». 1922 год. Художник Б. М. Кустодиев.

Парадоксально, но свойственные Кустодиеву жизнелюбие и взгляд на жизнь – нисколько не изменились с болезнью. Он не озлобился, не закрылся в себе... Более того, его живопись, вопреки всему, стала еще ярче и прекраснее. Живя с ощущением всеразрушающей боли, он продолжал существовать в своем мире и писать его – ярко, радостно и празднично. Его палитра буквально была замешана на красках радости, яркого света и любви к жизни.

Наверное, именно любовь к жизни, к России, к единственной женщине, ставшей для художника опорой и поддержкой, придавали ему силы.

https://mtdata.ru/u14/photo919C/20790142992-0/original.jpg#20790142992
«Масленица». 1920 год. Художник Б. М. Кустодиев.

Совершенно по-особенному начинаешь смотреть на картины мастера, когда обратишь внимание на датирование большинства лучших его картин. А это, только вдумайтесь, революционные годы, годы гражданской войны, голодовка (в Петрограде она свирепствовала особенно), становление советской власти, когда страну буквально лихорадило от разрушающих и созидающих перемен. Именно в это время в своей холодной ленинградской квартире художник творил потрясающие живописные шедевры, вошедшие в золотой фонд мирового искусства.

Бесконечная русская зима Бориса Кустодиева - яркая, динамичная, жизнеутверждающая

https://mtdata.ru/u14/photo61E5/20682434388-0/original.jpg#20682434388
«Масленица». 1919 год. Художник Б. М. Кустодиев.

Природа и народные традиции России были идейными вдохновителями художника. Кустодиев восторгался суровыми снежными зимами и праздничными обрядами простого люда. На своих многочисленных полотнах, посвященных этой самой волшебной поре года, а также Масленице и другим народным гуляньям, Кустодиев непременно подчеркивал головокружительный вихрь эмоций, в который были вовлечены все его персонажи. Он будто бы вырывал мгновения из бурлящей жизни и искусно накладывал их на свои полотна.

Кустодиев не писал чистые пейзажи, его пейзажи всегда были сюжетными, с огромным количеством различных персонажей. Стоит также отметить, что самым ярким элементом, создающим впечатление динамичного движения, он практически всегда использовал неудержимо мчащуюся тройку - символ русской самобытности.

https://mtdata.ru/u14/photoD664/20574725784-0/original.jpg#20574725784
«Зима». 1916 год. Художник Б. М. Кустодиев.

Полотна художника настолько декоративны по своему колориту и композиционному построению, что напоминают диковинные расписные шкатулки или лубок. Удивительным является и тот факт, что большинство произведений мастера написано по памяти или по воображению. Хотя была в жизни Бориса Михайловича и живописная работа, которую он создал "на слух".

«Лыжники» (1919)

https://mtdata.ru/u14/photoE123/20020871482-0/original.jpg#20020871482
«Лыжники». 1919 год. Художник Б. М. Кустодиев.

В 1919 году Кустодиев создал полотно «Лыжники», на котором изобразил то, чего на самом деле не видел. Художник не мог воочию видеть эту чудесную панораму, которая представляется нашему взору, так как к тому времени уже с трудом передвигался на коляске, и на улице бывал крайне редко.

https://mtdata.ru/u14/photo11F5/20690090029-0/original.jpg#20690090029
«Лыжники». Фрагмент.

Главной вдохновительницей и глазами художника стала его дочь Ирина. Как-то вернувшись из лыжной прогулки из загорода, куда ездила со своими друзьями, она, радостная, раскрасневшаяся, с таким вдохновением и красноречием рассказала отцу, о том, какую неописуемую красоту ей довелось увидеть. О том, как они катались с гор, каким чудесным было морозное небо, какие великолепные открывались просторы, как в клубах дыма и пара мчался по безбрежной заснеженной дали паровоз...

https://mtdata.ru/u14/photo21A9/20359308576-0/original.jpg#20359308576
«Лыжники». Фрагмент.

Кустодиев, буквально заразившись рассказом дочери, тут же взялся за кисть и написал удивительную картину. Причем написал исключительно от услышанной радости и незабываемых впечатлений рассказчицы. Как оказалось, этого талантливому художнику было вполне достаточно. Созданное произведение получилось очень реалистичным и впечатляющим, совершенно непохожим на другие зимние работы мастера, где царило веселое гуляние, праздничное настроение, где кипела яркая жизнь народа среди городских улиц, заметенных снежными сугробами.

«Морозный день». (1913)

https://mtdata.ru/u14/photo9B63/20028527123-0/original.jpg#20028527123
«Морозный день». 1913 год. Художник Б. М. Кустодиев.

Провинциальный городишко завален снегом. По улице несутся сани, в которых сидят молоденькие барышни, лошадью управляет чрезмерно грузный извозчик, а дворник монотонно взмахивает метлой. Аккуратные домишки напоминают игрушечные, а солнечные лучи окрашивают снежный покров и клубы дыма розоватый оттенок. Автор яркой красочной палитрой превратил обыденную сцену в праздник. Под его кистью текущий зимний день приобрел бодрость и красочность.

«Масленица»

https://mtdata.ru/u14/photoB0B9/20251599972-0/original.jpg#20251599972
«Масленица». Фрагмент. Художник Б. М. Кустодиев.

Тему Масленицы художник отражал в своих работах множество раз, притом в разные годы, интерпретируя ее немного по-разному, но оставляя одну и ту же суть. Масленица - праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный.

https://mtdata.ru/u14/photoC80F/20920818519-0/original.jpg#20920818519
«Зима. Масленичное гулянье». Художник Б. М. Кустодиев.

На картинах изображен ясный морозный день. Пейзажный фон народных гуляний настолько красочен, и прекрасен, что создается впечатление будто праздник витает в самом воздухе. Снежные сугробы, освещенные низким февральским солнцем, буквально искрятся своей белизной, а деревья, покрытые толстым слоем инея, напоминают праздничный фейерверк. Поистине подлинная красота русской зимы, которая никого не оставит равнодушным.

Хотя на первый взгляд, многим может показаться, что природа не столь реальна. Уж слишком ярки и неестественны краски, как для зимнего пейзажа. Но в этих картинах весь Кустодиев. Именно так он видел зимнюю русскую природу деревень и городов. Именно этот чудесный мир он замыкал во времени и пространстве.

https://mtdata.ru/u14/photo0EA2/20143891368-0/original.jpg#20143891368
«Масленица». Фрагмент. Художник Б. М. Кустодиев.

Сам народ, который вывалил на улицы, радостный и веселый. Здесь можно увидеть людей всех сословий.

«Балаганы» (1917)

https://mtdata.ru/u14/photo489C/20366964217-0/original.jpg#20366964217
«Балаганы» (1917год). Художник Б. М. Кустодиев.

Балаган - непременный атрибут русских народных гуляний на Масленицу. Как ярчайший образец народного искусства, он для художника - главный источник вдохновения. "Скачут ярмарочные черти и петрушки, бьют в барабаны скоморохи. Шумно, весело, интересно. Красочные сани извозчиков доставили степенную публику к началу гуляний. Плакаты обещают силачей и множество других увеселений. Рядом торговые ряды: горячий сбитень, блины, икра, холодная водка. Весь день будут вертеться карусели на потеху гуляющей толпе." А вокруг зима, деревья окутаны ослепительным инеем. Мороз. Весна еще не скоро...

https://mtdata.ru/u14/photo05EA/20590037066-0/original.jpg#20590037066
« Масленичное гулянье». Фрагмент. Художник Б. М. Кустодиев.

Год создания этой работы - 1917-й. Не было в реалиях России уже масленичных гуляний, не было веселых балаганов. Всем кануло в небытие. И картина - воспоминание о другой, утерянной жизни. Даже в самых радостных картинах Кустодиева ощущается ностальгия по уходящей России. Он писал ту Россию, которая уже исчезла, а новую он так и не успел узнать, так как весь мир для художника был заключен видом из окон его квартиры.

https://mtdata.ru/u14/photo0FD3/20813109915-0/original.jpg#20813109915
«Зима. Масленичное гулянье». Художник Б. М. Кустодиев.

0