Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Экономика » Санкции против России и их последствия


Санкции против России и их последствия

Сообщений 151 страница 159 из 159

151

Россия: вековой опыт жизни в условиях экономических санкций
9.08.2017 , Валентин Катасонов

Валентин Катасонов: ни государственное устройство, ни внешнеполитические приоритеты России не меняют отношение к ней Запада

За рубежом наиболее известный пример долгосрочных односторонних санкций – эмбарго США в отношении Кубы, начавшееся в 1960–1962 годах и продолжающееся до сих пор. Компаниям США запрещены любые экономические контакты с Кубой (в том числе через третьи страны и через посредников) без специального разрешения. По данным кубинских властей, прямой ущерб от эмбарго составил около 1 трлн долларов в текущих ценах, но Куба выстояла. Своих целей на острове Вашингтон не достиг.

Ещё более богат российский опыт. Под экономическими санкциями оказалась уже Российская империя, затем санкции продолжали применяться против Советской России. Сегодня санкции действуют против Российской Федерации.

http://ic1.static.km.ru/sites/default/files/imagecache/620/illustrations/article/2017/8/9/009.jpg
Фото с сайта fondsk.ru

То есть ни государственное устройство, ни социально-экономическая модель развития, ни внешнеполитические приоритеты России не меняют отношение к ней Запада.

Экономические санкции – порождение культурно-исторических (цивилизационных) различий между Западом и Россией, о чём в своё время писали Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, О. Шпенглер, святитель Николай Сербский и другие.

Впервые США в одностороннем порядке ввели экономические санкции против России в 1911 году, когда денонсировали российско-американский торговый договор 1832 года. Денонсация была спровоцирована американским банкиром Якобом Шиффом, который пытался давить на власти Российской империи, требуя прекратить «ущемление прав евреев» (речь шла об ограничениях по передвижению и местам проживания для евреев, приезжавших в Россию из Америки по делам коммерции).

Денонсация договора означала, что Россия лишалась статуса страны, имеющей в Америке режим наибольшего благоприятствования. Речь шла, прежде всего, о льготных ставках таможенных пошлин. Правда, ущерб от тех санкций был в основном политический, так как Америка не занимала большого места во внешней торговле Российской империи.

Несравненно более жёсткими и масштабными были санкции против России в советский период её истории. Во-первых, они были коллективными, в них участвовали многие страны Запада. Во-вторых, они охватывали не только торговлю, но и транспортировку грузов, кредиты, инвестиции, консультирование, подрядные работы, передачу технологий, передвижение людей. В-третьих, они нередко дополнялись дипломатическими и военными мерами давления и обставлялись условиями политического характера.

Основной целью санкций и иных мер давления было вернуть Россию в лоно капиталистического хозяйства, закрепив её положение колонии или полуколонии Запада.

После того когда большевики объявили об отказе от долгов царского и временного правительств, Запад тут же организовал торговую блокаду Советской России, которая дополнялась блокадой морской (особенно на Балтийском море). Блокада ещё более усилилась после того, как в апреле 1918 года был подписан декрет «О национализации внешней торговли». Декрет устанавливал государственную монополию внешней торговли, что окончательно лишало Запад надежды на продолжение экономической эксплуатации России.

Данный декрет можно рассматривать как первую серьезную реакцию на блокаду Запада. Государственная монополия внешней торговли гораздо более надёжно защищала российскую экономику, чем даже высокие таможенные тарифы. Европейские государства и США отказывались торговать с советскими государственными организациями, немногочисленные контракты заключались лишь с теми организациями, которые имели кооперативную форму собственности (фактически за ними стояло советское государство). Торговая блокада дополнялась блокадой кредитной (отказ в предоставлении кредитов), а также блокадой золотой (отказ поставлять товары в Россию в обмен на золото).

Попытки нормализовать экономические отношения между Россией и Европой были предприняты на международной конференции в Генуе в 1922 году. Запад ещё раз потребовал от РСФСР признания долгов царского и временного правительств (в общей сложности на сумму 18,5 млрд зол. рублей), а также возвращения национализированных предприятий и активов, принадлежавших иностранным инвесторам, или компенсации за них.

В очередной раз был поднят также вопрос об отмене государственной монополии внешней торговли. По последнему пункту советская делегация ни на какие компромиссы не пошла.

Что касается государственных долгов, то Москва была готова на частичное их признание, но при условии получения от Запада долгосрочных кредитов для восстановления народного хозяйства. По поводу иностранных предприятий советские представители заявили, что готовы бывших собственников пригласить в качестве концессионеров, и выдвинули встречные требования Западу о выплате компенсаций за ущерб, нанесенный торговой блокадой и военной интервенцией. Сумма требований более чем в два раза превышала долговые обязательства по кредитам и займам царского и временного правительств. Переговоры зашли в тупик.

Именно тогда впервые руководство Советской России осознало, что рассчитывать на восстановление довоенных торгово-экономических отношений с Западом не только бесполезно, но опасно. Именно тогда впервые зародилась идея создания самодостаточной экономики (или по крайней мере экономики, не зависящей критически от внешнего рынка и внешних кредитов). Концепция проведения индустриализации и создания независимой экономики складывалась несколько лет. Запад невольно содействовал в этом Советскому Союзу, не прекращая санкции против СССР.

В 20-е годы ХХ века Запад столкнулся с большими экономическими трудностями. Некоторые страны (особенно Великобритания) постоянно смотрели в сторону Советской России, понимая, что именно на востоке они могут найти хотя бы частичное решение своих проблем (дешёвое сырье и рынок сбыта готовой продукции).

Старт социалистической индустриализации в СССР совпал с началом мирового экономического кризиса (октябрь 1929 года). Кризис ослабил единый фронт западных стран против Советского Союза, облегчил ему заключение контрактов на поставку сырья, сельскохозяйственной продукции, покупку машин и оборудования для строившихся предприятий. Советскому Союзу удалось также получить ряд кредитов, правда, не очень долгосрочных. В годы первой пятилетки была использована такая форма привлечения иностранного капитала, как концессии (добыча нефти, марганца).

Полной отмены антироссийских санкций не было даже в 1930-е годы, когда Запад находился в состоянии экономической депрессии. Так, многократно выставлялись барьеры советскому экспорту. В США после прихода в Белый дом президента Франклина Рузвельта был принят закон Джонсона, который запрещал американским банкам выдавать кредиты и займы странам, не погасившим свои долги перед правительством США. Выдача Советскому Союзу американских кредитов и размещение советских облигационных займов на американском рынке прекратились.

Во второй половине 1930-х гг. центр тяжести во внешнеэкономическом обеспечении советской индустриализации перешёл от США к Германии. Были заключены контракты на поставку высокоточных металлообрабатывающих станков, другого сложного оборудования. Москве удалось получить от Германии ряд достаточно длинных кредитов.

Индустриализация, прерванная войной в разгар третьей пятилетки, далась Советскому Союзу дорогой ценой, но её основные цели были достигнуты. За 11,5 лет в стране были построены 9600 новых предприятий, то есть в среднем каждый день запускались в эксплуатацию по два предприятия. Среди них были настоящие гиганты, сопоставимые по мощности с крупнейшими производственными комплексами Северной Америки и Западной Европы: Днепрогэс, металлургические заводы в Краматорске, Макеевке, Магнитогорске, Липецке, Челябинске, Новокузнецке, Норильске, Уралмаш, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, автомобильные заводы ГАЗ, ЗИС и др.

Многие предприятия были производственными объектами двойного назначения: в случае войны они были готовы быстро начать выпуск вместо тракторов – танков, вместо грузовых автомобилей – бронетранспортёров и т. д. В 1935 году открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км.

Промышленное производство в период 1928-1937 гг. (первые две пятилетки) выросло в 2,5-3,5 раза, то есть годовой прирост составлял 10,5-16 %; прирост производства машин и оборудования в указанный период 1928-1937 гг. оценивается в среднем в 27 % в год.

Вот показатели объёмов производства некоторых видов промышленной продукции в 1928 и 1937 гг. и их изменения за десятилетие 1928 – 1937 гг. (две пятилетки):

http://ic1.static.km.ru/sites/default/files/imagecache/620/illustrations/article/2017/8/9/90.jpg
Источник: СССР в цифрах в 1967 году. — М., 1968

Страна сделала невероятный рывок. По большинству показателей промышленного и сельскохозяйственного производства она вышла на первое место в Европе и второе в мире. Была создана действительно независимая, самодостаточная экономика с полным набором взаимосвязанных отраслей и производств. Это был единый народнохозяйственный комплекс.

На внутренние потребности работало почти 99% советской экономики, на экспорт поставлялось немного более одного процента произведенной продукции. Внутренние потребности в потребительских товарах и продукции производственного назначения (инвестиционные товары) покрывались почти полностью за счёт отечественного производства, импорт удовлетворял не более 0,5% потребностей.

Это был решительный ответ на экономические санкции, действовавшие в отношении Советского Союза более двух десятков лет. И это был ответ на военные приготовления Запада против Советского Союза. Была создана мощная оборонная промышленность, без чего не было бы победы над фашистской Германией и её союзниками во Второй мировой войне. Без такого экономического потенциала СССР не смог бы за несколько лет (быстрее западноевропейских стран) восстановить после войны своё хозяйство.

Эти успехи обеспечивались и самой моделью экономики, которая принципиально отличалась и от той, которая существовала в дореволюционной России, и от той, что была на Западе.

Вот наиболее значимые особенности этой модели, относящиеся к сфере управления и формирования производственных отношений в обществе того времени:

1) решающая роль государства в экономике; 2) общенародная собственность на средства производства; 3) использование кооперативной формы хозяйства и мелкотоварного производства в дополнение к государственным формам хозяйства; 4) централизованное управление; 5) директивное планирование; 6) единый народнохозяйственный комплекс; 7) мобилизационный характер экономики; 8) максимальная самодостаточность; 9) ориентация при планировании в первую очередь на натуральные (физические) показатели (стоимостные играют вспомогательную роль); 10) отказ от показателя прибыли как главного стоимостного показателя, ориентация на снижение себестоимости продукции; 11) периодическое снижение розничных цен, основанное на снижении себестоимости; 12) ограниченный характер товарно-денежных отношений (особенно в тяжёлой промышленности); 13) одноуровневая модель банковской системы и ограниченное количество специализированных банков, 14) двухконтурная система внутреннего денежного обращения (наличное, обслуживающее население, и безналичное обращение, обсуживающее предприятия); 15) ускоренное развитие группы отраслей А (производство средств производства) по отношению к группе отраслей Б (производство предметов потребления); 16) приоритет развития оборонной промышленности как гарантия национальной безопасности; 17) государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия; 18) отказ от конкуренции, замена её социалистическим соревнованием (имевшим иную сущность); 19) сочетание материальных и моральных стимулов труда; 20) недопустимость нетрудовых доходов и сосредоточения избыточных материальных благ в руках отдельных граждан; 21) обеспечение жизненно необходимых потребностей всех членов общества и неуклонное повышение жизненного уровня.

А также большое количество других признаков и особенностей тогдашней модели экономики: органичное сочетание личных и общественных интересов, развитие социальной сферы на основе фондов общественного потребления и т. д.

В ходе Второй мировой войны Запад на некоторое время стал рассматривать Советский Союз как временного союзника. В период 1941-1945 гг. на фронте экономических санкций возникло затишье, но после объявления Западом в 1946 году холодной войны экономические санкции против СССР заработали в полном объёме. Санкции против советского государства продолжались вплоть до распада СССР в 1991 году.

Показательно, что они продолжали действовать и в отношении Российской Федерации как правопреемницы СССР. Например, поправка к Закону о торговле США (поправка Джексона – Вэника), принятая Конгрессом США в 1974 году и ограничивавшая торговлю со странами, препятствующими эмиграции и нарушающими другие права человека. Она была принята исключительно для борьбы с Советским Союзом. Поправка Джексона – Вэника сохраняла свою силу вплоть до 2012 года, когда была заменена «законом Магнитского».

0

152

Немецкие эксперты шокированы ростом российской экономики вопреки санкциям
13.08.2017

Эксперты немецкого издания Frankfurter Allgemeine Zeitung шокированы стремительным ростом российской экономики в условиях санкций и снижения цен на нефть.

Как уточняет ФАН, согласно данным Национального бюро статистики, показатели российских производственных секторов во втором квартале текущего года выросли на 2,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

При этом немецкие специалисты считают, что сельское хозяйство РФ еще не смогло восстановиться после введения антироссийских санкций.

Аналитики полагают, что РФ получит полную экономическую независимость от других стран в тот момент, когда и промышленность, и сельское хозяйство восстановятся в полном объеме.

0

153

Сыровары России просят у Запада еще 10 лет санкций, — CBC News
15.08.2017

Для фермеров и производителей сыра антироссийские штрафные меры стали ценным подарком. Они надеются, что санкции будут действовать ещё как минимум десять лет — тогда Россия начнёт поставлять свои сыры в Европу, США и Канаду.

Когда российский производитель сыра Олег Сирота обнаружил пропажу одной из своих коров, он забеспокоился, что это может быть плохим знаком.

Об этом сообщается на сайте CBC News.

Дело в том, что он в шутку назвал корову «Санкции» — а западные штрафные меры оказались предпринимателю очень на руку, поясняет издание. Сейчас его сыроварный бизнес процветает, однако из-за пропажи коровы он встревожился, не настанет ли этому конец — а такое могло бы случиться, если бы президент Дональд Трамп действительно ослабил санкции, как он собирался сделать некоторое время назад.

«Мы были так обеспокоены, что мы потеряли Санкции — самое ценное, что у нас есть», — шутливо заметил Сирота, говоря о своей ферме в Истре, в 78 км от Москвы. Однако его беспокойство было напрасным, уверяет издание. Через несколько дней корова вернулась, а Трамп подписал законопроект об ужесточении санкций в отношении России.

По мнению сыровара из России, чем дольше будут действовать штрафные меры Запада, тем лучше.

«Нам нужно ещё как минимум десяток лет под санкциями, — считает Сирота. — Мы переживаем, что они могут снять эти санкции, которые так ценны для нас. В настоящий момент они нас защищают».

Когда Запад ввёл санкции, на которые Россия ответила продовольственным эмбарго, Сирота, до этого работавший в компьютерной сфере в Москве, увидел в этом шанс для открытия собственного дела. Он получил землю и начальный капитал от российского правительства, чтобы начать сырный бизнес.

Этим летом он собирается приготовить свой первый Пармезан и уверяет, что он будет неотличим от оригинального итальянского сыра. «Нам нужно ещё десять лет санкций, — утверждает предприниматель. — Если у России будет ещё десятилетие санкций, мы начнём продавать наши сыры в Европу, Америку и Канаду».
Каждое лето в начале августа Сирота устраивает фестиваль в своих деревенских владениях, чтобы отпраздновать санкции. В этом году производители выставили на прилавках мягкие сыры, такие, как Бри, Камамбер и козий сыр, а также более твёрдые, например, Гауду.

Вкусы сильно разнятся, потому что на совершенствование техники приготовления сыра этих сортов могут уйти поколения. По замечанию одного из продавцов, эти сыры, возможно, и не такого качества, как итальянские, но всё-таки они очень хороши.

Как сообщается в статье, раньше Россия импортировала из Евросоюза сыры на сумму $1 млрд в год. Для таких стран, как Дания, Россия была крупнейшим экспортным рынком сыров. Теперь производство российских сыров растёт на 10% в год, а российское правительство потратило немало средств для того, чтобы помочь фермерам закупить необходимое оборудование и производственную технику.

Между тем, за пределами сельскохозяйственного сектора, который выигрывает от отсутствия конкуренции, санкции имеют совсем иной эффект и в долгосрочной перспективе заметно подействуют на экономический рост России в целом, уверяет CBC News. Впрочем, после двух лет спада большинство аналитиков предсказывают России небольшой рост в этом году. Для сельского хозяйства это хорошее время.

«Каждый год нас становится всё больше и больше, — подчеркнул Сирота. — В прошлом году было 25 фермеров, на следующий год стало 150, а после будет тысяча».

Производитель сыра даже подумывает о расширении собственной фермы, если его сыры будут и дальше пользоваться таким спросом.

0

154

Россияне не променяли Родину на холодильник, — австрийские СМИ
18.08.2017

Санкции Запада не смогли привести к смене политического курса в России, констатирует Die Presse. Для граждан страны престиж их государства оказался важнее уровня жизни, и ожидаемой «войны между телевизором и холодильником» не произошло. Россияне, напротив, отмечают рост качества отечественных продуктов и считают, что от штрафных мер в большей степени пострадал сам Запад, пишет автор статьи Эдуард Штайнер.

Результаты опросов свидетельствуют об очень противоречивом отношении россиян к санкционной войне с Западом, а также к качеству отечественных продуктов, пишет Die Presse. По данным исследовательского холдинга «Ромир», три года назад разница в оценке качества импортных и российских сыров была огромной, а сейчас она уже не такая большая. Удовлетворённость граждан продуктами Made in Russia растёт. Эта тенденция не проглядывается только в случае с мясными и молочными изделиями, отмечает австрийское издание.

В то же время всё меньше россиян поддерживают эмбарго, констатирует автор статьи Эдуард Штайнер. Если два года назад в пользу запрета на импорт западных продуктов высказывалось 78% респондентов, то сегодня, по данным «Левада-Центра», это 65%. При этом всё больше россиян считают, что Запад пострадал от санкций сильнее, чем Россия.

Престиж страны оказался для россиян важнее уровня жизни и ожидаемой «войны между телевизором и холодильником» не произошло, заключает издание. Граждане страны нашли в себе силы свыкнуться с новыми обстоятельствами.

К тому же российское правительство преподносило эмбарго как успех, который спровоцировал рост отечественного сельского хозяйства. Впрочем, это лишь отчасти соответствует действительности, отмечает издание. В последнее время аграрная промышленность росла на 4% каждый год, но это было связано не только с санкциями, но и увеличением денежной поддержки, а также падением рубля.

Российская экономика восстанавливается, констатирует Штайнер. Во втором квартале 2017 года в пересчёте на годовые темпы ВВП вырос на целых 2,5%. Это самый большой прирост с конца 2013 года, отмечает издание. Эксперты продолжают спорить о том, какой же всё-таки ущерб западные санкции смогли нанести российской экономике.

Впрочем, все специалисты сходятся во мнении, что самая тяжёлая за последние 20 лет рецессия в 2015 и 2016 годах была в большей степени вызвана не штрафными мерами Запада, а падением цен на нефть.

Так или иначе в результате Россия смогла адаптироваться к новым условиям — и смены политического курса не произошло, заключает издание.

Однако некоторым секторам экономики всё же был нанесён существенный ущерб, продолжает автор статьи. А именно оборонной и нефтегазовой промышленности, так как на Западе был введён запрет на поставку России определённых технологий. Впрочем, как утверждает президент «Союзнефтегазсервиса» Игорь Мельников, все западные фирмы всё равно искали пути сотрудничества с российской стороной в обход санкций, а отечественные компании, в свою очередь, были готовы к полулегальной работе с иностранными технологиями.

Теперь же новые санкции США могут дополнительно усложнить такое сотрудничество, в том числе и в сфере инвестиций. Без технологий и денежных вливаний отставание России от развитых стран будет только увеличиваться, отмечает издание. «С санкциями можно жить, но развиваться нельзя», — отметил один российский экономист.

0

155

Германии придётся заплатить за новые санкции США против России, — пресса ФРГ
17.04.2018

Из-за новых санкций США против России экономика Германии понесёт «серьёзные убытки». К такому выводу пришли эксперты Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП).

Об этом сообщает Deutsche Wirtschafts Nachrichten.

По оценкам ВТП, один только отказ от новых сделок обойдётся немецкой экономике в краткосрочной перспективе в сумму несколько сотен миллионов евро, а в долгосрочной под угрозой окажутся проекты общей стоимостью несколько миллиардов евро, отмечает издание.

«Если деятельность немецких и американских компаний в России будет дальше усложняться, то азиатские компании, в особенности китайские, постепенно заполнят освободившуюся нишу.

Непонятно, как более тесное сотрудничество „русского медведя” и „китайского дракона” в долгосрочной перспективе должно служить интересам Запада», — заявил председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп.

Deutsche Wirtschafts Nachrichten напоминает, что в последний санкционный список США попали российские фирмы и их представители, с которыми немецкие компании тесно сотрудничают: в их числе, например, ГАЗ, РУСАЛ, «Газпром» и «Ренова».

В последние же годы, по данным ВТП, немецкие предприятия активно инвестировали в экономику Российской Федерации — благодаря улучшенным инвестиционным условиям и несмотря на санкции, подчёркивает издание.

0

156

Алюминий резко дорожает на Лондонской бирже в ответ на антироссийские санкции США
07.04.2018

Контракты на алюминий резко подорожали в пятницу на Лондонской бирже металлов из-за опасений, что введение санкций против «РусАла» нарушит нормальные поставки металла на мировой рынок.

В ходе торгов цены на фьючерсы поднимались на 2,4%, затем рост ограничился 1%, контракты торговались на уровне $2009 за тонну.

До объявления о санкциях цены на металл снижались из-за введения США пошлин на импорт алюминия.

London Metal Exchange между тем заявила в пятницу, что пока не будет запрещать торги металлом, произведенным «РусАлом».

Как говорится в сообщении биржи, каждый из «стейкхолдеров биржи должен сам решать, устраивает ли использование товаров отдельных производителей, учитывая юридические и регуляторные факторы».

Ряд трейдеров, как пишет The Financial Times, высказывали озабоченность, что теперь они не смогут торговать произведенным «РусАлом» металлом. На российскую компанию приходится около 7% его мирового производства.

Минфин США в пятницу объявил о том, что после консультаций с Госдепартаментом американская администрация ввела санкции в отношении семи российских бизнесменов, 12 компаний, 17 правительственных служащих РФ, а также против «Рособоронэкспорта» и связанного с ним банка.
В пресс-релизе отмечается, что данные санкции вводятся по итогам обнародованного в январе 2018 года «кремлевского доклада», который в свою очередь является реализацией принятого в США в начале августа 2017 года закона «О противодействии противникам США посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act; CAATSA).

В заявлении главы Минфина Стивена Мнучина указано, что санкции касаются ряда лиц, которые непосредственно пользуются деятельностью властей РФ в своих целях, а также сами участвуют в «продвижении российской пагубной активности».

0

157

Россия отказалась дополнительно финансировать Всемирный банк
23.04.2018

Россия не будет участвовать в докапитализации Всемирного банка из-за заморозки банком проектов в Россию.

Об этом заявил замминистра финансов России Сергей Сторчак в ходе весенней встречи Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ).

Всего акционеры решили увеличить капитал ВБ на $13 млрд. Россия не собирается участвовать в докапитализации, так как банк в настоящее время запретил выделять средства на российские проекты.

В таких условиях Минфин РФ не намерен обращаться к руководству страны с просьбой выделить дополнительные бюджетные средства на пополнение капитала института, который противодействует российской экономике.

Кроме того, Москва недовольна принципом перераспределения средств внутри банка. МВФ фактически живет за счет прибыли Всемирного банка, который получает эту прибыль за счет заемщиков, а они же являются самыми нуждающимися акционерами. Таким образом, банк не помогает развитию в той мере, в какой был призван.

В российском Минфине уверены, что пополнение капитала можно осуществлять за счет более развитых государств, которые сами выступают за содействие в развитии остального мира.

При этом США также не собираются участвовать в докапитализации, но сохраняют за собой блокирующий пакет.

Всемирный банк (World Bank) — это международная финансовая организация, созданная с целью оказания финансовой и технической помощи развивающимся странам. Сейчас под этой вывеской действуют две организации с многолетней историей: Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития.

Вместе еще с тремя организациями (Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) они образуют так называемую Группу Всемирного банка.

0

158

Американская капитуляция: Вашингтон признал бесполезность новых санкций
30.09.2018

Минфин США решил остудить пыл конгрессменов и сенаторов, которые требуют введения новых жестких санкций против России.

В обстоятельном докладе американского казначейства, представленном специальному комитету конгресса, который отвечает за разработку антироссийких санкционных программ, прямым текстом сказано, что вводить более жесткие санкции против Москвы просто нельзя.

Более того: замминистра финансов Маршалл Биллингсли, составивший доклад, настаивает на том, что политика сдерживания России не может опираться на санкции и что для борьбы с «российской агрессией» (именно этот термин используется в официальном документе Минфина) необходимо использовать совсем другие методы.

Нужно отдать должное чиновникам американского Минфина: они делают свою работу качественно, несмотря на колоссальное политическое давление со стороны радикально настроенных сенаторов и конгрессменов, а также антироссийских «ястребов» в самой администрации Дональда Трампа.

С учетом охоты на ведьм, которая развернулась в Америке, чтобы выступить перед конгрессом с тезисом «более жесткие санкции против России опасны, бесполезны и вредны для самих США», нужно быть очень смелым и ставить интересы финансовой стабильности Штатов выше риска оказаться в застенках ФБР по обвинению в работе на Кремль.

Министр финансов Стивен Мнучин уже выступал с аналогичными заявлениями, а сейчас перед конгрессменами «отдувался» его заместитель, которого они вызвали на ковер из-за того, что Минфин не поддерживает законопроекты об ужесточении антироссийских санкций.

Показательно, что ради предотвращения ввода новых жестких мер против России чиновники американского Минфина готовы рискнуть не только собственными карьерой и свободой, но и дискредитировать один из фундаментальных мифов о России, на котором строится информационная и пропагандистская стратегия американского руководства.

Американское Министерство финансов утверждает, что «российская экономика большая и хорошо интегрирована в глобальную экономику, в международную финансовую систему и глобальные производственные цепочки».

Из-за этого против нее нельзя вводить санкции в стиле тех, что ввели против Ирана или КНДР. Это понятная и логически непротиворечивая позиция: американские финансисты показывают американским законодателям, что усиление санкций против Москвы опасно для мировой экономики в целом и для американской экономики в частности.

Проблема в том, что эту позицию невозможно состыковать с основными тезисами американской пропаганды о России.

Например, нельзя согласовать утверждение о том, что Россия — региональная держава с порванной (еще Обамой) в клочья экономикой, с заявлением о том, что российская экономика слишком большая и слишком глубоко интегрирована в мировую, а потому ужесточение санкций будет контрпродуктивным.

Совершенно невозможно логически примирить оценки Минфина США и заявления американских русофобов о том, что Россия — «это бензоколонка, притворяющаяся страной».

Понятно, что пропаганду можно будет не менять, несмотря ни на какие обстоятельства, но вот верить в нее после таких откровений американского Минфина смогут только те, кто хотят обмануть самих себя.

В качестве иллюстрации тезиса о негативных последствиях антироссийской санкционной политики можно привести ситуацию с мерами против компании «Русал». На первый взгляд, атака на «Русал» — пример успешного применения санкций в качестве инструмента давления на российский бизнес, но такая оценка была бы крайне близорукой интерпретацией происходящего.

На практике Штаты получили несколько негативных последствий от санкций: резко выросли цены на алюминий на мировом рынке — и это сразу же ударило по американским потребителям.

Чтобы хоть как-то затормозить рост цен, американское правительство было вынуждено дважды ослаблять санкции, а потом и вовсе разрешить действующим клиентам «Русала» и дальше заключать контракты на покупку его продукции. Это очень наглядное доказательство тезиса американского Минфина об интеграции российской экономики в мировую систему.

Второе важное последствие: российские бизнесмены (и это уже заметили американские финансовые СМИ, такие как Блумберг) отреагировали на санкции массовым «опустошением западных счетов, переводом денег в Россию и избавлением от доллара», что в перспективе сильно поможет российской экономике, а значит, санкции вообще дали эффект, обратный ожидаемому.

https://cdn4.img.ria.ru/images/151459/88/1514598804.jpg
Министерство финансов США в Вашингтоне

Показательно, что в качестве альтернативных методов борьбы с «российской агрессией» американские финансисты предлагают как следует покарать Прибалтику.

Если смотреть на эти предложения с точки зрения здравого смысла, то они кажутся просто образцом безумия, ибо совершенно непонятно, как закрытие латвийских или эстонских банков, специализирующихся на работе с российскими клиентами, может повлиять на внешнюю политику Москвы.

Однако если посмотреть на эти предложения с точки зрения доминирующего в США политического дискурса, то все становится понятным, хотя и очень смешным. Американский Минфин выстраивает следующий логический ряд: чтобы наказать Россию, нужно наказать российских чиновников и олигархов, и если им причинить ощутимый материальный ущерб, то они наконец-то перестанут вмешиваться в американские выборы. В качестве наказания предлагается перекрыть для них возможности вывода капитала из России, а как успешный пример такого «наказания» в вышеупомянутом докладе Минфина приводятся санкции, направленные на латвийский банк AB.LV.

В общем, за мифическое вмешательство в американские выборы предлагается подвергнуть порке американских же союзников. Можно было их пожалеть, конечно, но в этом случае предложение Минфина нужно поддержать. Во-первых, когда американские союзники страдают из-за действий США — это прекрасно и справедливо, а во-вторых, чем эффективнее американцы перекрывают каналы вывода капиталов из России, тем лучше для российской экономики.

В конце концов, если ущемленное чувство гордости американских сенаторов и конгрессменов требует, чтобы кто-то пострадал из-за «российской агрессии», то пусть в качестве козлов отпущения страдают латвийские, эстонские, кипрские и другие европейские банки.

https://cdn4.img.ria.ru/images/152951/71/1529517119.jpg
Здание Конгресса США в Вашингтоне

Судя по оценкам экспертов, которых цитируют американские СМИ, рассмотрение санкционных законопроектов вряд ли состоится до ноября. Возможно, за это время специалисты американского Минфина все-таки смогут убедить американских законодателей не делать глупостей.

Однако, независимо от судьбы новых санкционных пакетов, ясно одно: в Вашингтоне понимают, что любые последующие санкции в большей степени навредят не России, а Америке.

Иван Данилов

0

159

Санкции против России нанесут серьёзный удар по США
03.10.2018

Американский истеблишмент не сворачивает своего антироссийского курса и в ближайшее время может быть принят «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKAA). Впрочем, не исключено, что это решение негативно отразится на экономике США.

Авторы делового журнала Fortune приходят к выводу, что новые ограничительные меры против российских предпринимателей и компаний приведут к нарушениям поставок газа и нефти, что в результате будет означать рост цен на сырье.

Отмечается, что в конечном итоге решение о введении санкций значительно увеличит издержки потребителей Соединенных Штатов.

Специалисты склонны утверждать, что после нового пакета санкций американские предприниматели будут вынуждены отказаться от совместных проектов с российскими партнерами, что негативно отразится на внутреннем бизнесе.

Кроме того, на новые санкции будут реагировать финансовые рынки. Учитывая тот факт, что конвертация американского доллара в другие валюты станет более сложной, то это также негативно отразится на США.

В Fortune также приходят к выводу, что агрессивное поведение американского истеблишмента заставит объединяться другие государства вокруг России. Там уверены, что российские предприниматели найдут новые рынки сбыта и партнеров. Американским компаниям прогнозируют тяжелые времена.

Учитывая тот факт, что российская сторона действительно держит под контролем европейский сырьевой рынок, то такие прогнозы вполне обоснованы.

Лишь несколько государств Европы смогут сегодня отказаться от российского топлива. При этом нужно понимать, какой ущерб понесет ЕС, если США «заставят» их поддерживать санкции.

Вероятно, предприниматели начнут обходить выдвинутые Вашингтоном ограничения, и в конечном итоге новые ограничения станут бесполезными.

Антон Орловский

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Экономика » Санкции против России и их последствия