Английский лайнер затонул почти 100 лет назад, но остается популярным и по сей день. Крушение лайнера стало одной из самых известных катастроф в истории человечества. Что еще осталось за кадром?
Главной субъективной причиной гибели людей были устаревшие правила Британского кодекса торгового мореплавания
1. Особенность Титаника. Титаник, английский лайнер типа Олимпик, заложен на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Куинс-Айленд (Ирландия) 31 марта 1909 года), спущен на воду 31 мая 1911 г., прошел ходовые испытания 2 апреля 1912 г. Титаник был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трех из первых пяти отсеков, или же всех первых четырех отсеков.
2. Первое плавание длилось пять дней. 10 апреля 1912 года отбыл из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту. 14 апреля 1912 года в 23:40 в точке с координатами 41°46' северной широты и 50°14' западной долготы на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на маневр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, в результате которого корпус получил многочисленные мелкие пробоины: из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны. 15 апреля 1912 года в 00:05 был отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора. 00:15 — с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи. 00:45 — выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7). 01:15 — допущены на палубу пассажиры 3 класса. 01:40 — выпущена последняя сигнальная ракета. 02:05 — спущена последняя спасательная шлюпка. 02:10 — переданы последние радиотелеграфные сигналы. 02:17 — гаснет электрическое освещение. 02:18 — Титаник разламывается на две части. 02:20 — Титаник затонул.
3. Шлюпки для спасения. Главной субъективной причиной гибели людей были устаревшие правила Британского кодекса торгового мореплавания, ставившие количество спасательных шлюпок в зависимость от тоннажа судна, а не от количества пассажиров. Правила были установлены в 1894 году, когда тоннаж пассажирских судов не превышал 12952 тонн, и все суда водоизмещением 10 000 тонн и выше попали в одну категорию. Для таких судов правила требовали, чтобы в спасательных шлюпках было достаточно места для 962 человек. В полном соответствии с действовавшими требованиями пароход имел 20 спасательных шлюпок, которых было достаточно для посадки 1178 человек, то есть для 50 % людей, находившихся в этот момент на борту, и 30 % — от плановой загрузки.
4. Пассажиры и экипаж. Общее количество пассажиров на Титанике составляло 2208 человек (1311 пассажиров, 897 членов команды). Среди них пассажиров 1 класса — 329 (спаслось 199 человек), 2 класса — 272 (спаслось 119 человек), 3 класса — 710 (спаслось 174 человека). При гибели корабля утонули десять миллионеров. Вместе с ними на дно ушли бриллианты и другие богатства, оцененные потом в 4 миллиона фунтов стерлингов. Из 897 человек членов команды спаслось лишь 212 человек.
5. Жертвы некомпететности. В результате анализа операции по спасению людей с Титаника был сделан вывод о том, что при адекватных действиях команды жертв было бы как минимум на 553 человека меньше. Причиной низкой выживаемости пассажиров на судне называется установка, данная капитаном, на спасение в первую очередь женщин и детей, а не всех пассажиров. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, выполнил приказ капитана Смита «сначала женщины и дети» буквально: он позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцами и ни при каких других обстоятельствах. Капитан Смит не проследил за тем, чтобы все шлюпки были заполнены. Кроме того, люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосет в воронку от тонущего судна. С воды было подобрано всего 13 человек.
6. Капитан Титаника. Эдвард Джон Смит родился 27 января 1850 года. До того, как капитан Смит принял Титаник под свое командование, у него уже был большой опыт службы во флоте (около 46 лет). На самом корабле капитан пользовался большим авторитетом и уважением среди экипажа. Он слыл фигурой волевой, сильной. Но, похоже, что в момент катастрофы легендарные навыки лидерства оставили его. После столкновения Титаника с айсбергом действия капитана были какими-то вялыми и осторожными. С тонущим кораблем он остался до последнего, не предпринимая решительно никаких действий по своему спасению.
7. Неблагоприятные факторы послужили причиной столкновения судна с айсбергом. Айсберг принадлежал к редкому типу «черных айсбергов», перевернувшимся так, что на поверхность попала его темная подводная часть, из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безлунной и безветренной, поэтому впередсмотрящие не заметили барашки вокруг айсберга.
8. Последняя из выживших. Последней американкой, выжившей при крушении Титаника, была Лиллиан Гертруд Асплунд. Она родилась 21 октября 1906, Вустер (Массачусетс). Во время катастрофы ей было всего пять лет. На Титанике она потеряла отца и трех братьев. Выжили ее мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 5. В 2006 году Лиллиан умерла во сне в возрасте 99-ти лет в Бостоне в своем доме. О ее смерти сообщило 7 мая 2006 бостонское похоронное бюро.
9. Титаник и искусство. Крушение лайнера стало одной из самых известных катастроф в истории человечества. В какой-то мере образ «Титаника» стал символом слабости человеческой техногенной цивилизации перед силами природы. Катастрофа нашла широкое отражение в искусстве. Фильм Титаник, выпущенный в 1997, до сих пор является лидером по кассовым сборам ($1 845 034 188 в мировом прокате).
10. Титаник сегодня. Останки Титаника покоятся на глубине 3800 метров в Атлантическом океане. На дне разбросано множество обломков и лежат две крупные части корабля: выступающей неясной громадиной нос и меньшая по размеру кормовая часть. При катастрофе ее сильно изуродовало: опускаясь на глубину, она развернулась на 180 градусов. С каждым днем Титаник становиться все меньше и меньше. Металл съедают ржавчина, соленая вода и морские микроорганизмы. Совсем скоро останки корабля превратятся в прах.