Смешные шутки, забавные диалоги и песни… Большинство советских кинокомедий в этом плане не то что не уступали заграничным, а были на порядок выше и лучше. Советские комедии — из разряда тех фильмов, которые хочется смотреть и пересматривать.
1.«ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА» (1934, режиссёр Григорий Александров)
За то, что зрители смогли насладиться этим фильмом, нужно сказать спасибо не только съёмочной группе и актёрам, но и товарищу Сталину. После того, как фильм не прошёл цензуру и уже готов был отправиться в архивы Госфильмофонда, его решили показать руководителю страны. Сталину фильм понравился, и картину пустили в прокат.
2. «ВОЛГА-ВОЛГА» (1938, реж. Григорий Александров)
По свидетельству Любови Орловой, название фильма взято из народной песне о Стеньке Разине («Из-за острова на стрежень...»), которую напевал Александров, катаясь на лодке в компании Чарли Чаплина в бухте Сан-Франциско. Чаплин в шутку предложил режиссёру назвать его новый фильм «Волга, Волга». Александров воспринял предложение серьёзно и действительно назвал так фильм. Картина подвергалась редактированию: в 50-е годы из негатива вырезали кадры с памятником Сталину на канале Москва — Волга и с названием большого теплохода «Иосиф Сталин»; в 1985 году, после начала горбачёвской антиалкогольной кампании, вырезали больше половины песни «Водовоз» (что заметно по непоследовательности действий в кадре).
3. «ПОДКИДЫШ» (1939, реж. Татьяна Лукашевич)
Фильм снят по сценарию Рины Зелёной и Агнии Барто. Премьера состоялась 27 января 1940 года. В годы войны негатив фильма погиб во время бомбардировки, однако в Госфильмофонде СССР была найдена сохранившаяся позитивная копия. Никто из детей, сыгравших в фильме, больше в кино не снимался.
4. «КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ» (1956, реж. Эльдар Рязанов)
Первый фильм Рязанова, вышедший на большой экран кинотеатров. Снималась картина в Центральном театре Советской Армии. Лидер советского кинопроката в 1956 году.
5.«ПЁС БАРБОС И НЕОБЫЧНЫЙ КРОСС» (1961, реж. Леонид Гайдай)
Короткометражная комедия, длящаяся всего 10 минут и имевшая оглушительный успех как в СССР, так и во многих зарубежных странах. Первое появление на киноэкране мгновенно ставшего знаменитым трио Трус — Балбес — Бывалый (Вицин, Никулин, Моргунов).
6.«САМОГОНЩИКИ» (1961, реж. Леонид Гайдай)
Короткометражка с полюбившимся трио Вицин — Никулин — Моргунов. Если в «Псе Барбосе» они не произносят ни слова, то здесь даже поют. Фильм вышел на широкий экран в январе 1962 года, был закуплен для проката 68 странами.
7.«ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ» (1962, реж. Леонид Гайдай)
Такое впечатление, что творчество О'Генри, по трём новеллам которого снят этот фильм, в СССР знали и ценили больше, чем на родине писателя, в США. Наверное, потому, что юмор Уильяма Сидни Портера (таково настоящее имя писателя) очень близок по духу русской душе.
8.«ТРИ ПЛЮС ДВА» (1963, реж. Генрих Оганесян)
Совместное производство киностудии им. Горького и Рижской киностудии. В основу сценария легла пьеса Сергея Михалкова «Дикари». Одним из основных претендентов на роль ветеринара Романа был Никита Михалков, но режиссёр утвердил на эту роль малоизвестного тогда Андрея Миронова. Натурные съёмки проходили в Крыму, эпизоды в палатке и в салоне «Волги» были досняты в павильонах Рижской киностудии. В фильме героини собираются идти в кино на премьеру картины «Сержант милиции», — а в 1974 году Геннадий Нилов, сыгравший Сундукова, снялся в фильме с таким же названием. «Три плюс два» стал лидером советского кинопроката 1963 года.
9. «Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ» (1963, реж. Георгий Данелия)
Лирическая комедия по сценарию Геннадия Шпаликова. Жанр «лирическая комедия» был изобретён специально для этого фильма, чтобы обойти претензию Госкино к первоначальному «несмешная комедия». Песня из фильма стала хитом и исполнялась многими известными эстрадными артистами. Первая главная кинороль Никиты Михалкова. В своей книге «Безбилетный пассажир» Данелия рассказывает, что когда часть фильма уже была отснята, Михалков потребовал поднять ему оплату одного съёмочного дня с 8 рублей аж до 25. Данелия ответил, что возьмёт на эту роль другого актёра. Михалков расплакался, попросил прощения и сказал, что его подучил старший брат Андрон.
10. «ТРИДЦАТЬ ТРИ» (1965, реж. Георгий Данелия)
Выйдя в прокат, фильм задержался в нём всего на пару недель. Говорят, что секретарь ЦК КПСС Суслов, «главный по идеологии», увидев в фильме кортеж (автомобиль «Чайка» в сопровождении эскорта мотоциклистов), усмотрел в этом пародию на встречу космонавтов. Данелия отказался вырезать эти кадры, и тогда фильм из широкого проката был изъят. В книге «Безбилетный пассажир» Г.Данелия позже писал: "25 лет картина была запрещена, и все 25 лет она время от времени появлялась на экранах: в клубах, воинских частях и даже в кинотеатрах на окраине Москвы… А я в семидесятых смотрел её заезженную копию на военной базе на Кубе. После перестройки, когда все стали хвастаться своими «закрытыми» фильмами, я решил примкнуть к хору и тоже стал рассказывать, что мой фильм «Тридцать три» пролежал на полке 25 лет. Но номер не прошёл: в застойные семидесятые почти все умудрились посмотреть мой сверхзакрытый фильм на экране".
11. «БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ» (1966, реж. Эльдар Рязанов)
Фильм стал первой совместной работой Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. В основу сюжета легла «бродячая легенда» тех лет — о человеке, который угонял машины у спекулянтов, взяточников, расхитителей социалистической собственности, продавал эти машины, а деньги переводил в детские дома.
12. «ОПЕРАЦИЯ „Ы“ И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» (1965, реж. Леонид Гайдай)
Фильм, состоящий из трёх забавных новелл, главным героем которых является неунывающий студент по имени Шурик. Картина имела огромный успех и была лидером кинопроката в СССР в 1965 году.
13.«КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, или НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА» (1966, реж. Леонид Гайдай)
Новая встреча со старыми знакомыми: Шуриком и троицей Трус — Балбес — Бывалый. В прокате 1967 года фильм занял первое место, за год его посмотрело более 76 с половиной миллионов зрителей.
14. "НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ" (1966, реж. Виталий Мельников)
Премьера фильма состоялась 17 апреля 1967 года. В основе сценария — реальные факты, о которых сообщалось в прессе («Известия» — А. Бычков в 1922 году, И. Волк в 1962). Творческий коллектив фильма в 1968 году получил приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика».
15.«ЕГО ЗВАЛИ РОБЕРТ» (1967, реж. Илья Ольшвангер)
Фантастическая комедия, получившая в 1969 г. премию «Золотой шар» на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Милане.
16. «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЁНОК» (1968, реж. Михаил Швейцер)
Двухсерийный фильм, первая экранизация знаменитого одноимённого романа Ильи Ильфа (настоящая фамилия — Файнзильберг) и Евгения Петрова (настоящая фамилия — Катаев). Действие происходит через три года после событий романа «Двенадцать стульев».
17-18. «ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ» (1971, реж. Леонид Гайдай; 1976, реж. Марк Захаров)
Неблагодарное и бессмысленное дело — выбирать лучшую из двух замечательных экранизаций романа Ильфа и Петрова, спорить, кто лучше из Остапов, Гомиашвили или Миронов, кто лучше из Воробьяниновых, Филиппов или Папанов… Каждый фильм хорош по-своему.
19. «ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС» (1961, реж. Владимир Фетин)
Фильм с самого начала задумывался как способ перенести на киноэкран цирковой аттракцион дрессированных тигров Маргариты Назаровой. Лидер советского кинопроката 1961 года.
20. «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» (1973, реж. Леонид Гайдай)
Картина снята по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», написанной в 1935 году. Лидер советского кинопроката 1973 года.
21. «АФОНЯ» (1975, реж. Георгий Данелия)
«Афоня», как и большинство фильмов Георгия Данелии, сочетает в себе элементы комедии, мелодрамы и немного грустной притчи. Съёмки проводились летом 1974 в Ярославле, а роль деревни Борщовки сыграла деревня Диево-Городище. Лидер проката 1975 года.
22.«МИМИНО» (1977, реж. Георгий Данелия)
Премьера на большом экране состоялась 27 марта 1978 года, однако до того, в июле 1977 года, фильм был показан на X Международном Московском кинофестивале, где получил Золотой приз. В 1978 году Данелия и исполнители главных ролей — Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян — стали лауреатами Государственной премии СССР.
23. «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА» (1968, реж. Леонид Гайдай)
Один из самых популярных фильмов в истории советского кино. Почти каждая произнесённая персонажами фраза стала крылатой и вошла в фольклор. Сцены в «Стамбуле» снимались в советском Баку, а ресторан «Плакучая ива» соорудили на «Мосфильме».
24. «ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА» (1964, реж. Константин Воинов)
Картина снята по мотивам трилогии А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Женитьба Бальзаминова». Снимался фильм в Суздале. Вицину, игравшему 25-летнего Бальзаминова, во время съёмок было уже 46, и Людмила Шагалова, сыгравшая роль матушки героя, была на 6 лет моложе его.
25. «ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ» (1971, реж. Александр Серый)
Одна из самых популярных советских кинокомедий, лидер проката в СССР 1972 года. Режиссёр А. Серый в 1958 году сам был осуждён за драку из-за девушки (вышел досрочно), и именно он добавил в сценарий знаменитые жаргонные фразы (пригодился тюремный опыт). Однако как раз из-за обилия жаргона Госкино не сразу выпустило фильм на экраны. Глава МВД Щёлоков, как вспоминают очевидцы, смотря «Джентльменов», хохотал до слёз, — а «добро» на широкий прокат фильма дал лично Брежнев после просмотра у себя на даче, оценив юмор и заметив, что такой жаргон знает каждый мальчишка.
26. «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН» (1977, реж. Эльдар Рязанов)
Картина снята на основе пьесы Э. Рязанова и Э. Брагинского «Сослуживцы», которая с 1971 года ставилась в десятках советских театров. Лидер проката 1978 года.
27. «НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!» (1975, реж. Леонид Гайдай)
Состоит из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко: комедии «Преступление и наказание», рассказу «Забавное приключение» и комедии «Свадебное происшествие». Две первые новеллы снимались в Астрахани, третья — в Москве. Фильм «Не может быть!» стал последней удачей Гайдая, который после этого не снял больше ни одного по-настоящему «хитового» фильма.
28. «ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАША ТЁТЯ!» (1975, реж. Виктор Титов)
Фильм снят по мотивам пьесы Брэндона Томаса «Тётка Чарлея» (перевод с английского И. Рубинштейна). После выхода на на экраны этого фильма любимой южноамериканской страной советских граждан стала Бразилия, где так много «диких обезьян» и «донов Педро».
29. «ДЕВЧАТА» (1961, реж. Юрий Чулюкин)
Премьера фильма состоялась в Центральном Доме кино в Москве 7 марта 1962 года, накануне Международного женского дня. Киношное начальство охарактеризовало комедию как «чересчур бытовую и мелковатую для советского экрана», поэтому фильму была присвоена третья прокатная категория. Но зрителям (и критикам) картина сразу понравилась и стала одним из лидеров кинопроката 1962 года.
30.«ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА» (1962, реж. Евгений Ташков)
Сценарий фильма написан режиссёром Е. Ташковым совместно с женой Екатериной Савиновой, исполнившей главную роль, и отражает некоторые факты биографии актрисы. Все песни в фильме исполнила Екатерина Савинова. Героиня приезжает в Москву из села Ельцовка, — это реально существующее село в Алтайском крае, где на самом деле родилась Савинова.
31. «КОРОЛЕВА БЕНЗОКОЛОНКИ» (1963, реж. Алексей Мишурин, Николай Литус)
Фильм снят на территории реально существовавшей в то время АЗС в украинском городе Пирятин (Полтавская обл.) на трассе «Киев — Харьков». Рядом с настоящей АЗС была построена бутафорская, т.к. на настоящей заправке снимать из-за осветительной аппаратуры было небезопасно в пожарном отношении. Макетная заправка была так похожа на настоящую, что однажды на съёмочную площадку заехал грузовик, чтобы заправиться. Актёры разыграли водителя, отказавшись заправлять его машину, и к тому же хотели ещё и оштрафовать его за грубость. Потом извинились и объяснили, что здесь снимается кино. Эпизод был впоследствии включён в фильм.
32. «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, или ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН» (1964, реж. Элем Климов)
Дипломная работа Климова. После просмотра худсоветом фильм немедленно «положили на полку»: финал фильма худсовет охарактеризовал как издевательство над «кукурузной программмой», активно продвигавшейся тогда Хрущёвым. Э. Климов рассказывал, что кто-то сумел уговорить самого Никиту Сергеевича посмотреть фильм. Хрущёв смотрел, смеялся, а потом спросил: «А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат». Фильм вышел на экраны страны 9 октября 1964, а через 5 дней было принято «Постановление Пленума ЦК КПСС о снятии Н.С. Хрущёва».
33.«РЕСПУБЛИКА ШКИД» (1966, реж. Геннадий Полока)
В основе сценария — автобиографическая повесть бывших воспитанников-«шкидцев» Григория Белых (в фильме — Янкель) и Алексея Еремеева, писавшего под псевдонимом П. Пантелеев, который и создал сценарий, будучи к тому времени уже классиком советской детской литературы. Фильм сразу завоевал популярность, но Пантелеев был скорее разочарован. По его словам, «жизнь Шкиды на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле».
34.«СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ» (1967, реж. Андрей Тутышкин)
Музыкальная комедия, экранизация одноимённой оперетты Бориса Александрова. 2 место проката в 1967 году. На Всесоюзном кинофестивале 1968 года в Ленинграде актёры фильма Зоя Фёдорова, Михаил Пуговкин, Михаил Водяной, Владимир Самойлов получили приз «За лучший комедийный ансамбль».
35. «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА» (1973, реж. Алексей Коренев)
Четырёхсерийный телевизионный фильм, снятый по мотивам повести Г. Садовникова «Иду к людям». Исполнитель главной роли Михаил Кононов к этому фильму относился скептически. В своих мемуарах он писал: "В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, и она с успехом прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним".
36.«ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА» (1982, реж. Михаил Козаков)
Литературной основой для сценария послужила одноимённая пьеса Леонида Зорина. Почти сразу после окончания производства фильма актриса Елена Коренева, сыгравшая Людочку, вышла замуж за американца и уехала с мужем за рубеж. Выход фильма оказался под вопросом. От «полки» фильм спасло то, что как раз в это время вышло постановление ЦК КПСС о кинематографе, содержавшее требование выпускать больше кинокомедий.
37. «ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ» (1984, реж. Владимир Меньшов)
Лирическая комедия, снятая по одноимённой пьесе театрального актёра Владимира Гуркина (им же был написан сценарий фильма). В основе пьесы и фильма — реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных, живших на родине Гуркина, в г. Черемхове Иркутской области. Фильм был снят как двухсерийный, но госкомиссия потребовала сократить продолжительность, после чего фильм был перемонтирован. Эпизоды, не вошедшие в прокатную версию, не сохранились. Премьера картины состоялась 7 января 1985 года.
38. «ФОРМУЛА ЛЮБВИ» (1984, реж. Марк Захаров)
Вольная экранизация повести А.Н. Толстого «Граф Калиостро». Можно сказать, очень вольная: сюжет имеет мало общего с мрачной мистической повестью. Один из т.н. «фильмов-цитатников», текст которых был моментально расхватан зрителями на цитаты. Пожалуй, лучший фильм М. Захарова.
39.«КИН-ДЗА-ДЗА!» (1986, реж. Георгий Данелия)
Двухсерийный фильм в жанре антиутопии. Вымышленные слова из фильма вошли в разговорный язык, некоторые фразы персонажей стали устойчивыми выражениями. Во время Всероссийской переписи населения в 2010 году несколько человек заявили переписчикам, что их национальная принадлежность — «пацак», что и было зафиксировано в переписных листах. Данелия рассказывал в одном из интервью: "… Ко мне обратился американский режиссёр с предложением делать спецэффекты для его картины. Сказал, что его впечатлило, как у нас летает пепелац. А я ему: «А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицапу. Мы поставили её на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным. Это их разработки. А то вдруг я вам тайну расскажу. У нас с этим строго, меня будут считать шпионом». Он и обратился. Потом мне позвонили из Министерства обороны и наорали..."
40. «ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ» (1987, реж. Алла Сурикова)
Комедия-«вестерн». Последняя главная кинороль Андрея Миронова. Натурные съёмки проводились в Крыму, в Тихой бухте, где была построена фанерная декорация городка «Дикого Запада».
Парижский бульвар, на который ссылается фильм, правильно называется «Бульвар Капуцинок», — а хранилище золотого запаса США на военной базе Форт-Нокс, упоминаемое героями фильма, было построено только в 1936 году, т.е. через несколько десятилетий после времени действия в фильме.