10 ошибок в истории Оскара
На церемонии вручения премии Оскар (Oscars, Academy Awards) американской Академии киноискусства (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS) был поставлен в этом году своеобразный рекорд: впервые премия за режиссуру досталась женщине. Оглядываясь назад, сотрудники газеты Daily Telegraph вспомнили спорные моменты, вызванные вердиктом киноакадемиков.
Решения о том, кто именно из номинантов заслуживает престижной премии, часто субъективны. Почему, к примеру, в 2002 году Кэтрин Зета-Джонс (Catherine Zeta-Jones) побила Мерил Стрип (Meryl Streep) в номинации за лучшую женскую роль второго плана?
1. В 1941 году фильм «Как зелена была моя долина» (How Green Was My Valley) был признан лучшей картиной. Неплохой фильм, но его соперником выступал фильм «Гражданин Кейн» (Citizen Kane) Орсона Уэллса (Orson Welles), картина на порядок лучшая и заслуженно ставшая классикой мирового кино.
2. Похожая история – режиссерский дебют Роберта Редфорда (Robert Redford), фильм «Обыкновенные люди» (Ordinary People). Он получил приз за лучшую картину, оставив позади фильм «Бешенный бык» (Raging Bull) Мартина Скорцезе (Martin Scorsese). Редфорд взял также приз за лучшую режиссерскую работу, а Тимоти Хаттон (Timothy Hutton) побил Джо Пеши (Joe Pesci) в борьбе за право называться лучшим актером второго плана. Говорят, что Скорцезе был наказан за более ранний фильм «Таксист» (Taxi Driver).
3. «Крамер против Крамера» (Kramer vs Kramer) – другой хороший фильм, даже признанный классикой. Но в 1979 году на Оскара был номинован фильм «Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now). Работа Франсиса Кополлы (Francis Ford Coppola) о войне во Вьетнаме была представлена в восьми номинациях, включая приз за лучшую картину, лучшую мужскую роль второго плана и лучшую директуру, но выиграла только два Оскара – утешительные призы за кинематографию и звук.
4. «Рокки» (Rocky), сценарий которого был написан Сильвестром Сталлоне (Sylvester Stallone), выступавшим в главной роли, в действительности недооцененный фильм. Сталлоне хорош в роли, которую написал сам для себя. Но немного странно, что он побил «Таксиста» (Taxi Driver) Мартина Скорцезе в 1976 году в номинации на лучшую картину.
5. Разве «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange) хуже, чем «Французский связной» (The French Connection)? Они оба прекрасны, разумеется. Был ли Уильям Фредкин (William Friedkin) лучше как режиссер, чем Стенли Кубрик (Stanley Kubrick)? Вероятно. Был ли его сценарий лучше? Никто не знает. Лучше ли был отредактирован? Неизвестно. Мы можем только судить по собственным ощущениям. И судя по ним, ужасной несправедливостью остается тот факт, что шедевр Кубрика был в 1971 году номинирован на четрые Оскара и практически ничего не выиграл. Все затмил собой фильм «Французский связной».
6. Другой прекрасный фильм, сделанный прекрасным режиссером, «Психо» (Psycho) Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock), был также жестоко отвергнут в 1960 году. Это был последний год, когда Хичкок номинировался как режиссер, и его работа проиграла фильму «Квартира» (The Apartment) Билли Уайлдера (Billy Wilder).
7. Возвращаясь к Кубрику: его антивоенная комедия «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (Dr Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb) была также оставлена без заслуженной награды в 1964 году. Конечно, «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady) Джека Уорнера (Jack L Warner), с Одри Хепберн (Audrey Hepburn) в главной роли, не мог остаться неотмеченным. Но уже в следующем году «Звуки музыки» (The Sound of Music) выиграл у фильма «Доктор Живаго» (Dr Zhivago).
8. «Танцы с волками» (Dances with Wolves) не самый плохой фильм. «Хорошие парни» (Goodfellas) не просто хороший фильм – он великий, с прекрасно написанным сценарием, отлично снят и сыгран. Но бесконечная история Кевина Костнера (Kevin Costner) выиграла в 1990 году приз за лучшую картину, а сам Костнер побил Скорцезе в качестве режиссера.
9. Вообще говоря, по части демонстрации обучения инвалида и ценности быстрой реакции «Форест Гамп» (Forrest Gump) не имеет себе подобных. Но Оскара за это не дают. И в 1994 году Академия киноискусства оказалсь в сложном положении, обсуждая претендентов на лучшую картину. В том же году номинировали «Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption) и «Криминальное чтиво» (Pulp Fiction) Квентина Тарантино (Quentin Tarantino). Тарантино оказался также без приза за режиссуру, его унес домой Роберт Земски (Robert Zemeckis).
10. «Влюблённый Шекспир» (Shakespeare in Love) – занимательная, хорошо сделанная конфета или великолепная кинематографическая работа? Мы бы сказали, что первое ближе к истине. Академия киноискусства 1998 году решила, что второе.
Жизнь порой несправедлива, что тут скажешь.