Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Синематограф » Акира Куросава - самурай с русской душой


Акира Куросава - самурай с русской душой

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

100-летие со дня рождения Акиры Куросавы
http://s61.radikal.ru/i171/1003/73/843a6370bb0c.jpg
23 марта кинематографический мир празднует столетний юбилей японского режиссера Акиры Куросавы. Его называют  уникальным явлением в истории мирового кино. Потомок древнего самурайского рода, приоткрывший Западу двери в таинственную Японию, за вдохновением часто обращался к классикам российской литературы. "Мои взгляды и психология похожи на взгляды и психологию героя "Идиота", - говорил он. – Может быть, поэтому я так люблю Достоевского".

Мастер детали

Акира Куросава родился в предместье Токио в семье офицера, потомка давнего рода самураев. С детства отец учил его боевым искусствам, однако вместо военной карьеры Куросава решил посвятить себя искусству. В семнадцать лет он поступил в школу западного рисования, а через некоторое время, выдержав большой конкурс, был принят помощником режиссера в одну из японских киностудий.

На первых порах в обязанности Куросавы входило написание сценариев. Многие из них так и остались без внимания режиссеров. Свой первый  самостоятельный фильм ”Легенда о дзюдо" Куросава смог снять в 33 года. Уже тогда он знал, что посвятит свое творчество одному единственному вопросу: "как человек может найти счастье с другими?". Этот вопрос есть во всех его работах.

Снимая свои фильмы, Куросава всегда стремился к идеальной точности. Он мог неделями и даже месяцами ждать нужной для съемки  погоды. Оператор Федор Добронравов, снимавший вместе с японским режиссером фильм "Дерсу Узала", вспоминает: "Куросава хотел передать нюансы всех четырех времен года... Однажды у него даже прихватило сердце, когда налетевший тайфун оборвал золотую таежную листву накануне съемок задуманной сцены. Помог реквизит "Мосфильма", из Москвы  прислали  ящики с  осенними гирляндами, и вся группа накручивала их на оголенные деревья.  Куросава навешивал листики вместе со всеми... ".

Для ленты ”Ран” на склонах горы Фудзи был построен настоящий замок, который сразу же после съемок пришлось сжечь. А в одной из сцен "Трона в крови" по актеру Тосиро Мифуне стреляли с близкого расстояния настоящими стрелами. Безопасность актера гарантировала только ловкость мастеров кюдо, пишет "Газета".

Японский взгляд на российскую класику

Международная известность пришла к режиссеру после выхода в 1950 году фильма "Расемон". За эту работу Куросава получил главный приз на Венецианском кинофестивале  и премию Американской Академии Киноискусства "Оскар" как лучший иностранный фильм года. "Расемон" впоследствии оказал большое влияние на западный кинематограф. По словам немецкого режиссера Вернера Херцога, эта кинолента "близка к совершенству".

Другой знаменитой картиной мастера является фильм "Семь самураев", вышедший в 1954 году. Картина появилась во многом потому, что режиссер хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре "дзидайгэки" (историческом фильме о боевых приключениях самураев). Причем он стремился сделать свой фильм одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Старания Куросавы не прошли мимо внимания  критиков. "Семь самураев" получили Серебряного льва Венецианского фестиваля и были номинированы на множество других наград.

Получив изрядную долю мировой славы, Куросава позволил себе заняться тем, о чем давно мечтал – экранизациями произведений русских и западных писателей:  Достоевского ("Идиот"), Шекспира ("Трон в крови" был создан по мотивам "Макбета") и Горького ("На дне"), в которых неизменно переносил действие в Японию.

Первым появился "Идиот" – фильм, который режиссер называл лучшим в своем творчестве. Действие романа Достоевского он перенес в послевоенную Японию, на остров Хоккайдо. А герои произведения получили японские имена.

К творчеству российского классика у Куросавы всегда было особое отношение. "Книги Достоевского читаю и перечитываю постоянно, – рассказывал режиссер. – Никто, кроме него, не способен так искусно писать о людях, их психологии и судьбе. Благодаря ему я понял жизнь".

Советский Голливуд

В 1959 году Куросава основал кинокомпанию "Куросава про". Однако фильмы, снятые им на собственные средства, имели скромный успех в Японии.  Компания Куросавы оказалась на грани банкротства, и режиссер согласился на сотрудничество с Голливудом.

На "фабрике звезд" японскому режиссеру прижиться не удалось. В 1966-м он должен был поставить фильм ”Поезд-беглец” с американскими актерами, однако с продюсерами сработаться не смог. Вместо глубокого философского фильма ему предлагали снимать сцены с обнаженными женщинами. Между тем, американцы, решив, что у режиссера просто расшатались нервы, отправили его к невропатологам.  В итоге все закончилось расторжением контракта.

Попытка начать все с начала на родине тоже закончилась для режиссера провалом. После того, как его новый фильм  "Додескаден"  ("Под стук трамвайных колес") провалился в прокате, режиссер совершил попытку уйти из жизни так, как делали его предки-самураи. Но его спасли.

Последовал длительный перерыв в работе. Одно время Куросаве  пришлось зарабатывать деньги, снимая рекламу японского виски. А в начале 70-х он совершил еще одну попытку – снять фильм за рубежом. Картину "Дерсу Узала" Куросава снимал на студии "Мосфильм" при участии Советского Союза.

Режиссер давно мечтал сделать экранизацию романа Владимира Арсеньева "Дерсу Узала" о жизни человека в гармонии с природой. C выбором Юрия Соломина на роль самого писателя у Куросавы колебаний не было - после "Адъютанта его превосходительства" на советском экране трудно было найти более подходящего "аристократа-интеллектуала". А на роль Дерсу режиссер выбрал никому неизвестного Максима Мунзука из тувинского музыкального театра.

Во время пробы Куросава усадил Мунзука в собственное кресло и просто любовался им. Он и после неизменно называл его своим самым любимым актером в жизни.

Советские операторы рассказывали, что работать с Куросавой было не просто - съемочный день начинался в 7 утра и тянулся 15 часов. Больше всего их шокировало то, что за режиссером всегда ходила его секретарь, которая конспектировала все, что говорил он и мы.

Через почти два года работы картина была удостоена главного приза на МКФ в Москве в 1975 году, а год спустя была признана американской Киноакадемией лучшим иностранным фильмом.

В 1993 году режиссер снял свой последний фильм – "Мададайё" ("Нет еще"). В нем рассказывается история старого профессора-мудреца. За дверями его дома идет война, но он не замечает ее. Профессор и его ученики замечают другое, значительно более важное: первые почки на деревьях, летнюю жару, кучи желтых и красных листьев перед их домом, рассыпчастый зимний снег. Название фильма режиссер вырезал из диалога:

— Ты готов перейти в иной мир?

— Нет, еще нет...

Его не стало через пять лет. Выдающийся режиссер скончался в возрасте 88 лет от сердечного приступа.

0

2

Десять фильмов Куросавы, которые нельзя не увидеть

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения японского режиссера, сценариста и продюсера Акиры Куросавы. Куросава семь лет (с 1936 года) проработал ассистентом у режиссера Кадзиро Ямамото, прежде чем снять свой первый фильм «Гений дзюдо» (Sugata Sanshiro) в 1943 году. За «Гением дзюдо» последовали еще десятки фильмов, практически каждый из которых становился событием для мирового кинематографа.
Куросава говорил о себе: "Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино - я пропал. Кино - это моя жизнь".

В 1950 году на экраны вышел фильм «Расемон», с него и началось по истине триумфальное шествие режиссера по красным ковровым дорожкам мировых кинофестивалей. И редко когда Куросава покидал их с пустыми руками. По сути, именно «Расемон» открыл для Европы и Америки японское кино.

«Расемон» / Rashomon (1950) 

В основу фильма легли две новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ «Ворота Расёмон» и «В чаще». В центре сюжета - суд по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены. Четыре истории, четыре версии преступления, рассказанные случайными свидетелями, подозреваемым в убийстве бандитом, вдовой убитого и даже самим убитым самураем. Каждая версия открывает новые подробности случившегося, но какая из версий правдива?

В 1951 году «Расемон» получил главную премию Венецианского кинофестиваля - «Золотого Льва», а позже специальный почетный «Оскар» (номинации лучший иностранный фильм тогда еще не было).

«Идиот» / Hakuchi (1951)

В 1951 году Куросава снимает японскую киноадаптацию романа Федора Достоевского «Идиот». Достоевский был любимым писателем Куросавы. В своем творчестве Куросава часто обращается к русским писателям, в 1957 году он снимает свою адаптацию пьесы Горького «На дне».

Действие же «Идиота» из заснеженного Петербурга XIX века перенесено на заснеженный Хоккайдо века ХХ-го, а князь Мышкин в версии Куросавы стал бывшим военнопленным по имени Камеда. Режиссеру удалось сохранить дух и драматизм первоисточника. «Достоевский – мой любимый автор, и он один из немногих кто наиболее честно писал о человеческом существовании» - сказал когда-то Куросава. Фильм «Идиот» во многих интервью сам режиссер называл своей лучшей работой.

Оригинальная версия фильма состояла из двух частей общей продолжительностью 256 минут, но на студии этот вариант не приняли, посчитали слишком длинным, и Куросаве пришлось сократить его почти на 100 минут.

«Жить» / Ikiru (1952)

В 1952 году Куросава выпускает на экраны философскую драму «Жить». Фильм «Жить» был удостоен специального приза на Берлинском кинофестивале в 1954 году.

«Жить» - это история «простого токийского бюрократа» Кандзи Ватанабэ, внезапно узнавшего, что он неизлечимо болен. Ватанабэ всю жизнь проработал на нелюбимой скучной работе, не взяв ни одного отгула, не помог ни одному человеку, не потратил деньги, которые зарабатывал и копил, он даже не покупал саке, в общем-то и не жил. Узнав, что ему осталось всего несколько месяцев, он решает изменить свою жизнь, успеть за оставшееся время то, что не успел за многие годы.  «Подумать только, целых 30 лет я не замечал закат, а теперь у меня нет на это времени» - говорит в конце фильма главный герой.

«Семь самураев» / Shichinin no samurai (1954)

Следующий международный хит Куросавы, и, пожалуй, самый известный его фильм - «Семь самураев». Изначально фильм был задуман как один день из жизни самурая, фильм должен был стать хроникой поступков героя в течение дня, в конце главный герой должен был умереть, совершив харакири. Но, работая над этим сценарием, Куросава постепенно переключился на историю о семи ронинах (самураях без господина), защищающих небольшую деревеньку от нападения бандитов, по сути, таких же ронинов. 

Действие фильма происходит в XVI веке, в Японии идет гражданская война, узнав о том, что бандиты готовят нападение на их деревню, жители нанимают для защиты семь странствующих самураев. Расплатиться жители деревни могут лишь едой, но самураи соглашаются и на это.

Фильм удивительно реалистичен и поэтичен одновременно, он стал одним из ярких символов неповторимого стиля Куросавы. «Семь самураев» были в числе номинантов «Оскара» и премии Британской киноакадемии, а в 1954 году фильм получил «Серебряного льва» на фестивале в Венеции. В 1960 был снят не менее успешный голливудский ремейк «самураев», один из самых известных вестернов - «Великолепная семерка».

«Телохранитель» / Yojimbo (1961)

Еще один фильм Куросавы, ставший источником вдохновения для многих других картин, - «Телохранитель». Действие фильма происходит в Японии в середине XIX века.  В маленький городок, где орудуют два бандитских клана, приходит бродяга-самурай, он сталкивает обе банды между собой и заставляет их уничтожить друг друга. Фильм «Телохранитель» получил «Золотого льва» на фестивале в Венеции в 1961году.

Спустя несколько лет сюжет фильма повторил итальянский режиссер Серджио Леоне в спагетти-вестерне «За пригоршню долларов» (1964). Причем в этом фильме Леоне позаимствовал у Куросавы не только идею, но и многие приёмы съёмки. Это стоило итальянцу судебного иска, который выиграл Куросава. Куросаве также достались 15% от мирового проката фильма Леоне и эксклюзивные права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване. По словам Куросавы, картина «За пригоршню долларов» принесла ему больше денег, чем его же «Телохранитель» (1961). 

В 1996 году вышла лента «Герой-одиночка» с Брюсом Уиллисом в главной роли, которая также отчасти повторяет сюжет «Телохранителя». А в одном из последних фильмов Никиты Михалкова - «12» - из «Телохранителя» заимствован эпизод с собакой, несущей оторванную человеческую кисть.

«Дерсу Узала» (1975)

В 1974 году Акира Куросава приезжает в СССР, и на студии «Мосфильм» снимает фильм «Дерсу Узала». В основу фильма положены произведения русского ученого и писателя Владимира Арсеньева. По его собственным словам, Куросава давно мечтал сделать экранизацию романа Владимира Арсеньева «Дерсу Узала».

На роль Арсеньева Куросава без колебаний выбрал Юрия Соломина, а вот найти подходящего артиста на роль Дерсу оказалось сложно. После долгого кастинга Куросава остановился на Максиме Мунзуке, актере тувинского музыкально театра, которого он увидел в эпизоде одного малоизвестного фильма. Как рассказывал оператор Федор Добронравов, работавший над фильмом «Дерсу Узала», Куросава был покорен исполнителем роли Дерсу и даже называл Мунзука «своим самым любимым актером в жизни». Куросаве удалось практически невозможное: снять русский фильм о России, сохранив при этом свой собственный стиль.

Фильм вошел в историю кинематографа, хотя и не имел кассового успеха. В 1974 году «Дерсу Узала» получил "Оскара", а в 1975 – золотой приз Московского международного кинофестиваля.

«Кагемуся: Тень воина» / Kagemusha (1980)

Куросава снял «Тень воина» в 1980 году, в нем он вновь обращается к одному из своих любимых жанров – историческому кино. Когда работа над сценарием фильма была завершена Куросава начал переговоры с кинокомпанией, но в вопросе финансов режиссер и компания сойтись не смогли и средства для съемок фильма ему помогли достать Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас.

Действие фильма происходит во второй половине  XVI века, Япония охвачена междоусобными войнами, соперничающие феодалы сражаются за власть над столицей – Киото, ибо власть над Киото означает власть над всей Японией. В этот круговорот случайно попадает мелкий воришка, вынужденный стать двойником известного феодала. Причина тому - его удивительное внешнее сходство с правителем, который и спасает вора от неминуемой казни.

В 1981 году фильм «Тень воина» был удостоен «Оскара» как Лучший фильм на иностранном языке. В этом же году Акира Куросава за этот фильм получил от Британской киноакадемии титул лучшего режиссера. «Тень воина» также стал лауреатом премии «Сезар» - лучший фильм на иностранном языке «Сезар», и получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 1980 году. 

«Ран» («Смута»)/ Ran (1985)

В 1985 году Куросава снимает фильм «Ран» («Смута»). Япония, XVI век. Стареющий правитель решает разделить свои владения между тремя сыновьями. Обманутый старшими, он прогоняет младшего, осмелившегося критиковать решение отца. Но вскоре, всеми покинутый, лишившийся власти и рассудка, он остается один и лишь младший сын становится его опорой. Взяв за основу «Короля Лира» Куросава сделал масштабный эпос, с красивой японской природой, замками и батальными сценами.

В 1987 году «Смута» принесла своему создателю премию BAFTA (британский «Оскар») как лучший фильм на иностранном языке. А также номинации на «Оскар» и премию «Сезар».

Куросава не в первый раз обращается к мировой классике, и к Шекспиру в частности, в 1957 году он уже снял драму «Трон в крови», в основу которой был положен «Макбет». За «Трон в крови» Куросава получил очередного «Золотого льва» в Венеции.

«Сны Акиры Куросавы» / Akira Kurosawa’s Dreams (1990)

Фильм «Сны» состоит из семи новелл, которые объединены лишь тем, что являются снами режиссера. В этой ленте Куросава размышляет на все те же вечные темы: жизни и смерти, творчества, человеческой природы. Очень красивая, местами сюрреалистичная фантазия действительно похожа на сон.

Интересным фактом фильма стало то, что одну из ролей в нем исполнил другой известный режиссер – Мартин Скорсезе, он сыграл Винсента Ван Гога в одной из новелл. Фильм был удостоен приза Японской киноакадемии, а так же номинировался на премию «Золотой глобус».

«Августовская рапсодия» / Hachi-gatsu no kyôshikyoku (1991)

«Августовская рапсодия» одна из последних работ Куросавы. Главная героиня фильма – Канэ - пережила взрыв «Толстяка» над Нагасаки, потеряла в этой трагедии мужа и осталась одна с двумя маленькими детьми. Теперь Канэ уже бабушка, у нее гостят четверо внуков, пока их родители навещают родственников в Америке. Старший брат Канэ, имени которого она даже не помнит, теперь гражданин той самой страны, которая скинула бомбу на Японию, а его дети и внуки - типичные американцы. Один из них (его играет Ричард Гир) приезжает в Японию, чтобы познакомиться с родственниками.

Фильм посвящен памяти атомной бомбардировки Нагасаки, рассказанной своим внукам бабушкой Канэ. Самым трогательным эпизодом фильма стал разговор бабушки Канэ и ее американского родственника о событиях 1945 года, когда герой Гира произносит простую фразу «Мне очень жаль».

0

3

Дерсу Узала

http://video.mail.ru/mail/vasilich-box47/414/10148.html

0

4

Мне его "Расемон" когда-то давно понравился.

0

5

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Синематограф » Акира Куросава - самурай с русской душой