На постсоветском пространстве женщина-инвестор скорее исключение, чем правило. В числе трейдеров, зарегистрированных на самой активной российской торговой площадке — ММВБ, представительниц прекрасного пола всего 12%, среди частных торговцев их не более 10–15%.

В Украине бизнесвумен на бирже порядка 15% (для сравнения: женщин-брокеров на Франкфуртской бирже — свыше 35%). Сильный пол преобладает и среди вкладчиков инвестфондов. Управляющие активами уверены, что у женщин попросту нет свободных средств, которые можно было бы вложить, например, в акции. "Чаще всего основной добытчик в семье все же муж или отец, — объясняет руководитель компании "Алхимия финансов" Алия Бахтина. — Женщины в среднем зарабатывают меньше мужчин (более половины представительниц слабого пола получают заработную плату на 20–40% меньше), часто меняют работу по семейным обстоятельствам и, соответственно, не так быстро делают карьеру, а в пожилом возрасте 80% женщин получают пенсию, намного меньшую, чем у мужчин". При этом представительницы прекрасной половины человечества более консервативны: дамы, если и доверяют свои сбережения, то только банку, где сроки инвестирования, равно как и доходность, гарантированы.

Прекрасное будущее

"Современная женщина уже не только хочет выйти замуж и родить детей, но еще и сделать карьеру, открыть собственный бизнес, достичь финансовой самостоятельности", — рассуждает Алия Бахтина. Только за последние десять лет количество леди-инвесторов в мире выросло на треть. Более того, на Западе создаются специальные фонды для женщин и управляемые представительницами слабого пола. В Нью-Йорке, например, действует специальный инвестфонд Pomegranate Capital Management, который вкладывает исключительно в хедж-фонды, управляемые прекрасным полом (в 2008 году их было 300, капитал под управлением — $70 млрд). Более того, как показывает практика, женские инвестиции чаще оказываются успешнее мужских.

Активность бизнесвумен растет и на постсоветском пространстве. В России уже создаются специальные инвестклубы "только для женщин" по аналогии с европейскими и японскими женскими клубами, появившимися еще в XIX веке. Некоторые компании по управлению активами нанимают менеджеров-женщин специально для работы с инвесторами прекрасного пола. В Украине такой активности пока не наблюдается, хотя интерес к инвестициям у женщин постоянно растет. По данным КУА "КИНТО", в 2007 году женщин-вкладчиц в ИСИ было порядка 25%, причем в основном это были дамы-руководители, собственники или совладельцы компаний. В 2009-м доля представительниц прекрасной половины человечества выросла почти до 40%.

Неслабый пол

Психологи уверены: женщины могут быть и будут успешными на бирже, хотя отношение к инвестициям у представителей обоих полов разное. "Дама вкладывает свои средства для того, чтобы их приумножить, добиться финансовой самостоятельности; мужчине игра на фондовой бирже заменяет азартные игры", — объясняет частный психолог Галина Кучеренко. Представители сильного пола рискуют, не исключая возможности, что могут все потерять. Женщины не могут этого допустить, поэтому они, в отличие от мужчин, последовательнее в принятии решений, совершают меньше сделок и избегают риска.

"Женщина по своей природе более консервативна, инвестиционные решения ее взвешены, она точно следует разработанной стратегии, в решающий момент часто доверяет интуиции", — делится наблюдениями Алия Бахтина. Прекрасные представительницы чувствуют рынок и, прежде чем совершить сделку, долго выжидают, проводя глубокий анализ. К тому же у современной дамы, которой приходится заниматься буквально всем (дом, семья, дети, работа), часто нет времени и возможности постоянно следить за котировками на бирже. Мужчина же на торговой площадке — спекулянт. В отличие от прекрасного пола он всегда пытается уловить настроение рынка, поэтому покупает ценные бумаги тогда, когда спрос на них растет. А как только акция начинает дешеветь, мужчина-инвестор сразу же старается от нее избавиться. "Поймать дно" таким образом вряд ли получится. При этом ради сиюминутной прибыли мужчина даже готов влезть в долги, что для женщины в 90% случаев недопустимо.

Исследование, проведенное профессорами Калифорнийского университета (бизнес-школа Девис) Брэдом Барбером и Теренсом Одином в 2008 году, показало, что текучесть мужских портфелей почти в два раза выше, чем женских. При этом активное участие сильного пола в торгах снижает стоимость портфеля на 2,65% в год (в первую очередь, за счет комиссии посредникам, а также с учетом потерь на разнице котировок при покупке-продаже ценных бумаг). Портфель женщин "худеет" всего на 1,72%. Жажда риска и перемен позволяет мужчинам существенно приумножить свои сбережения, но так же быстро они их и теряют. В долгосрочной перспективе женские инвестиции прибыльнее мужских: по данным Университета Калифорнии, инвестиционные портфели слабого пола доходнее на 1–1,5%.

"Интуиция — главный помощник женщин: они обладают острым взглядом в определении компаний, которые обречены на успех", — рассказывает Галина Кучеренко. При выборе объекта инвестиций дамы детально изучают не только компанию, акции которой собираются приобрести, но и весь рынок, на котором работает данный объект. Обычно женщины избегают вложений в ноу-хау, которые выплескиваются на рынок и пользуются кратковременным спросом, а затем исчезают. Бизнес-леди останавливают свой выбор на продукции, без которой нельзя прожить и дня. К примеру, они часто выбирают акции предприятий, которые выпускают продукты питания, товары для детей и предметы ежедневного пользования. Причем отдают предпочтение тем компаниям, продукцией которых сами пользуются.

Важно для женщин и положение компании на рынке. Представительницы прекрасного пола чаще всего вкладывают свои средства в прозрачные структуры: они обращают внимание не только на финансовые показатели и историю компании, но и на состав акционеров, отношения между мажоритариями и миноритариями. В фаворе ценные бумаги тех эмитентов, в отношении которых у женщин складывается положительное впечатление. Кроме того, для леди-инвестора важна репутационная составляющая: женщина должна быть уверена, что выбранная ею компания честна и ответственна, в ее истории не должно быть корпоративных конфликтов и скелетов в шкафу. Эффективность таких инвестиций доказана опытным путем: открытые и честные компании, выпускающие качественную продукцию, устойчивее и финансово успешнее на протяжении длительного времени.

У современной бизнесвумен слишком мало времени, чтобы заниматься инвестициями. Дефицит свободного времени и неуверенность в своих знаниях — не зло для женщины-инвестора, а скорее даже благо. Это мешает тратить деньги зря, постоянно изменяя свой инвестпортфель. Выводы приходится делать на основе ежедневных наблюдений, что, впрочем, зачастую оправдано.

Как женская логика помогает мужчинам

Женская логика характерна не только для представительниц прекрасной половины человечества: попадаются инвесторы, манера поведения которых в точности повторяет навыки противоположного пола. Более того, именно такие особи и становятся миллионерами. Например, Уоррен Баффет. Для инвестиций миллионер, как правило, выбирает понятные компании, выпускающие продукцию ежедневного пользования. В его портфеле — ценные бумаги Mars Inc. и See’s Candies, производителя жевательных резинок Wm. Wrigley. Уоррен Баффет одним из первых рискнул вложить значительные средства в акции Coca-Cola и Gillette, потому что был уверен: эти компании никогда не повторят судьбу жертв кризиса доткомов в начале 2000-х годов.

Другой знаменитый инвестор — Питер Линч — часто пользуется советами своей жены. Именно по ее рекомендации он вложил значительную часть средств инвестиционного фонда Fidelity Magellan в акции производителя памперсов — компанию Hanes — и не прогадал. Кроме того, по признанию самого гуру, чтобы найти подходящие идеи для инвестиций, он тщательно следит за покупками своих несовершеннолетних дочерей, повторяя: "Устами младенца глаголет истина, а чего хочет женщина, того хочет Бог".