Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Синематограф » Солнечный удар. Культовому фильму «Белое солнце пустыни» - 40 лет


Солнечный удар. Культовому фильму «Белое солнце пустыни» - 40 лет

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Весной 1970 г. на кинотеатрах СССР появились афиши первого советского вестерна. С большим скрипом в прокат вышел фильм «Белое солнце пустыни».
http://s57.radikal.ru/i158/1004/12/d04f98dc6a21.jpg
Только за первый год новую картину режиссёра Владимира Мотыля посмотрели почти 50 млн зрителей. Фильм мгновенно растащили на цитаты. Но даже после такого успеха мало кто мог тогда предположить, что картина станет настоящей народной киноклассикой.

Однако удивительно не то, что «Белое солнце пустыни» столько лет находится в зените народной любви… Удивительно, что это «Солнце» вообще смогло «взойти». Потому что «госпожа удача» в те годы явно была не на стороне создателей картины.

Бартер с бандитами

Изначально сценарий доверили писать Андрону Кончаловскому и Фридриху Горенштейну. Однако их работа руководство киностудии не устроила. Тогда за дело взялся сценарист Валентин Ежов.

«Поскольку действие будущей картины должно было разворачиваться на Востоке, мне требовался в помощники человек, который знает «восточную тему» изнутри. Тогда-то я и решил позвать в соавторы Рустама Ибрагимбекова», - вспоминал Ежов. «Честно говоря, я тогда скрыл, что никогда не был в Средней Азии и ни в каких революционных событиях там, понятно, не участвовал. Я принял предложение, пообещав поделиться своим «восточным опытом», - спустя годы признался Ибрагимбеков.
http://s56.radikal.ru/i153/1004/57/3a48a230216a.jpg
Сценарий был готов, однако экранизировать его все известные режиссёры категорически отказывались. Владимир Мотыль поначалу отказался тоже: «Я просто не представлял, как из этого материала можно сделать что-то более-менее приличное!» Дать согласие режиссёра заставили обстоятельства… Дело в том, что после выхода его фильма «Женя, Женечка и «катюша» Мотыля занесли в список «неблагонадёжных», что означало серьёзную угрозу его дальнейшей карьере. Так что особо выбирать режиссёру не приходилось.
Многочисленные трудности и неприятности сопровождали создателей картины практически от первого и до последнего дня съёмок.

«Когда мы приехали на съёмки в Махачкалу, нас в первый же день местная воровская шайка обчистила по полной программе. Украли всё: костюмы, бутафорское оружие, сабли, да чуть ли не половину реквизита. Все были в шоке! Мы просто не знали, что делать! - рассказывает ассистент оператора Игорь Клебанов. - Из положения вышли оригинально: нашли главного мафиози Махачкалы и предложили ему небольшую роль. В обмен попросили вернуть украденное. Ударили по рукам. Реквизит тут же «нашёлся», а мафиози сыграл,  по сути, самого себя. Помните бандита, которого убивают у баркаса? Так это он и есть!»

Условия съёмок были и так несладкими - страшная жара, песчаные бури… Ситуацию усугубляло ещё и то, что в группе подчас хромала дисциплина, а техническая организация процесса была крайне слабая (на тот момент основные силы советской кинематографии были брошены на съёмки киноэпопеи «Освобождение», так что «Белому солнцу…» даже съёмочного крана не досталось).

Все сцены, в которых появлялся красноармеец Сухов, пришлось попросту отправить в корзину спустя первую же неделю после начала съёмок. Сухова изначально играл Георгий Юматов. Но… в первый же выходной актёру в пьяной драке изрядно подпортили лицо. Никакой грим этого скрыть не мог, а ждать месяц, пока синяки на лице Юматова пройдут, никто не собирался. В итоге его место занял Анатолий Кузнецов.

Вообще режиссёру пришлось переснимать немало сцен. Например, сцену с закопанным по шею в песок Саидом в исполнении Спартака Мишулина. Актёра, кстати, закапывали в специально сколоченном ящике, иначе он просто «сварился» бы. Температура песка достигала +75 градусов! Как назло, плёнка, на которую снимали эту сцену, оказалась бракованной. Говорят, узнав о браке, Мишулин рвал и метал от негодования…
«Всё плохо! Фильм на полку!»
http://i081.radikal.ru/1004/73/f36b97cb9cfb.jpg
Но если жару можно вытерпеть, с бандитами - договориться, брак - переснять, а съёмочный кран ухитриться сделать своими руками, то как быть с чиновниками от кино, никто не знал. Отсмотрев рабочий материал, комиссия разнесла работу в пух и прах. Мотыля обвинили в профнепригодности. Встал вопрос о том, чтобы картину доснимал другой режиссёр. Но вновь никто за «Белое солнце…» не желал браться. Картину, снятую уже на две трети, законсервировали почти на четыре месяца, после чего Мотыля всё-таки отправили доснимать фильм, заставив переснять и переделать множество ключевых сцен, в том числе поменять концовку. Так, например, изначально картина заканчивалась сценой, в которой многочисленные жёны гарема бросались к мёртвому телу Абдуллы и рыдали во весь голос.

Но, даже после того как все пожелания чиновников были учтены, Мотыля заставляли вносить всё новые и новые поправки - всего около 30. Но… итог всё равно был печален: тогдашнему директору «Мосфильма» картина категорически не понравилась, и он не подписал акт приёмки. «Белое солнце пустыни» «закатилось» на полку.
http://s39.radikal.ru/i083/1004/17/6e786195ef78.jpg
Неизвестно, сколько бы фильм пылился, если б его однажды не увидел Брежнев. Генсеку картина невероятно понравилась, после чего, понятно, недовольные киночиновники были вынуждены выпустить ленту в прокат.

«Чем чаще я вспоминаю трудности и препятствия, которые пришлось пройти на тех съёмках…Чем больше я думаю о причинах непредсказуемого успеха «Белого солнца…» - одной из девяти сделанных мною картин, тем больше мне представляется, что я как бы исполнитель чьей-то воли. Видимо, мне помогал Господь», - говорил Владимир Мотыль, увы, совсем немного не доживший до сорокалетия своего фильма.

0

2

«Мое дело — охранять границу». Настоящая история «таможенника Верещагина»
01/05/2016 Андрей Сидорчик

Михаил Поспелов стал «красным» еще до появления большевиков и торговал коврами, чтобы накормить своих бойцов.

http://images.aif.ru/009/033/cd72c03a472900dfab154c2a11d57c23.jpg
Михаил Поспелов. © / Кадр youtube.com

Сценарист нашел героя в командировке

Таможенник Павел Артемьевич Верещагин, герой знаменитого советского фильма «Белое солнце пустыни», чрезвычайно популярен в народе. Верещагин, блистательно сыгранный Павлом Луспекаевым, стал неофициальным символом таможенной службы, а его фразы навсегда вошли в народный фольклор. «Я мзду не беру — мне за державу обидно!», — говорил суровый таможенник в годы безвременья, когда не было уже ни таможни, ни державы, которой он когда-то служил, и казалось, не будет уже никогда.

Не все знают, но у легендарного Верещагина был реальный прототип с не менее драматичной судьбой.

Кинодраматург Валентин Ежов, которому было поручено написание сценария, ставшего основой «Белого солнца пустыни», действовал в условиях крайнего дефицита времени — ему на работу отвели всего полтора месяца. Но Ежов, в отличие от своих современных коллег, к делу относился очень ответственно. Потому он отправился в Среднюю Азию, чтобы побеседовать с ветеранами сражений с басмачами.

В этих беседах и всплыло имя офицера российской пограничной стражи Михаила Поспелова, чья история очень заинтересовала сценариста. Факты из биографии Поспелова перекочевали в историю Верещагина.

Более того, если сравнить фотографию самого Поспелова в форме офицера дореволюционных времен и фотографию, которая в фильме висит на стене в доме Верещагина, не остается никаких сомнений в том, что и внешний образ героя был списан с него.

http://static1.repo.aif.ru/1/81/596089/ef4227a5be4c5f1be3bd7690f576d358.jpg
Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

Прототип Верещагина обучался у полковника Верещагина

Михаил Поспелов родился в мае 1884 года в городе Орле. Получив домашнее образование, он поступил в Тифлисское пехотное училище, которое окончил по второму разряду.

Вот еще любопытный момент: когда Поспелов поступил в Тифлисское училище, его начальником был герой русско-турецкой войны, участник Памирской кампании, полковник Александр Васильевич Верещагин.

После выпуска Поспелова определили на службу в Либавский пехотный полк. Служба протекала спокойно, что молодого деятельного офицера не радовало. Осенью 1910 года он добился зачисления в пограничную стражу в 7-й округ на среднеазиатскую границу.

В 1913 году поручик Поспелов, отлично зарекомендовавший себя на новом месте, получает назначение в 30-ю Закаспийскую бригаду, которая охраняла границу с Персией и побережье Каспийского моря.

Русско-персидская граница была очень неспокойным местом. Здесь постоянно действовали шайки контрабандистов, с сопредельной стороны бандиты совершали набеги на туркменские поселения, захватывая девушек для продажи в рабство в Персии.
http://static1.repo.aif.ru/1/49/596095/c39f25b3bdaa9ff86affda15bc5f2c2f.jpg
Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина. Павел Луспекаев.

«Красный шайтан»

Сначала под началом Поспелова находился пост «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем и весь Гермабский погранотряд, контролировавший 100-верстный участок границы, имевший в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: «Гермаб», «Сулюкли», «Мерген-Улья» и «Сарам-Сакли».

Поспелов был великолепным воином: в совершенстве владел элементами кавалерийской подготовки, за успехи в соревнованиях по стрельбе был награжден шестью императорскими призами. Награды были прикреплены к ножнам шашки, которую он долго хранил.

Но дело было не только в отличном владении оружием и большой физической силе. Поспелов, что называется, душой болел за порученное ему дело. Он обустраивал быт своих подчиненных, решал их проблемы, наладил тесные связи с местным населением.

Поспелов помогал жителям приграничных селений, а они помогали пограничникам, видя в них свою единственную надежную защиту от бандитов.

Благодаря этому командир Гермабского погранотряда организовал хорошо разветвленную сеть разведки, что позволяло пограничникам знать заранее места и время набегов бандитов и попыток прорыва контрабандистов.

Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». Это было еще до появления большевиков — причиной стали не политические взгляды Поспелова, а его роскошные огненно-рыжие усы. Он появлялся внезапно для контрабандистов в самых неожиданных местах, из-за чего наиболее суеверные бандиты стали подозревать, что этот русский офицер обладает еще и навыками боевой магии.

http://static1.repo.aif.ru/1/e6/596091/a76f40e52c03c9660d77f9a949e735e8.jpg
Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

«Я не уйду»

Дом Верещагина из фильма тоже не выдумка — он во многом срисован с дома Поспелова. В посаженном русскими пограничниками саду росли грецкий орех, яблони, груши, вишни, абрикосы, алыча, а в пруду плескались карпы.

В 1917 году, как и Верещагин, Поспелов превратил свой дом в маленькую крепость. Старый мир рушился — Российская империя ушла в прошлое, и наступило безвластие, при котором бандиты и контрабандисты стали действовать нагло, не опасаясь отпора.

Гермабский отряд практически развалился — солдаты, набранные, в основном, в Центральной России, рвались домой, и Поспелов не мог их уже удержать.

Ему самому предлагали уехать за границу, говоря о том, что здесь его служба никому теперь не нужна, а там он может стать большим человеком.

http://static1.repo.aif.ru/1/56/596097/a7d107983d914dd32eeb97dd18a28769.jpg
Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина. Фото: Кадр из фильма

«Я пограничник, и мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду», — отвечал упрямый Поспелов.

С горсткой бойцов теперь он уже оборонял не 100 верст границы, а собственный дом, обучив владению винтовкой, пулеметом и гранатами жену Софью. В этой крепости росли и две маленькие дочери Поспелова, Лена и Вера.

Наиболее дерзкие бандиты, решившие поквитаться с «Красным шайтаном», получали настолько жесткий отпор, что бросали планы мести раз и навсегда. А сам пограничник в перерывах между этими схватками, как и Верещагин, глушил тоску самогоном.

http://static1.repo.aif.ru/1/23/596093/e27f71c057bc99c0d6bfe6fedf540edd.jpg
Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

Власть возвращается

Он оставался единственным из командиров 30-й Закаспийской бригады, кто остался в строю. И в 1919 году Поспелов стукнул кулаком по столу, решив, что пора наводить порядок. «Красный шайтан» набрал добровольцев из числа местных жителей, которые устали от бандитского беспредела, вооружил и занялся их обучением. Вскоре ему удалось восстановить пограничную службу сначала на посту «Гермаб», а затем и на всем участке ответственности Гермабского погранотряда. Бандиты и контрабандисты, наткнувшись на сопротивление, предпочли уйти подальше, туда, где «Красный шайтан» не мог до них добраться.

http://static1.repo.aif.ru/1/a9/596098/cdb2e0f6e228676c675e0cc5636acfa6.jpg
Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина. Фото: Кадр из фильма

Тем временем чаша весов в Гражданской войне стала склоняться в сторону большевиков. И «Красный шайтан» стал «красным» и в политическом смысле — 24 декабря 1919 года приказом по войскам Туркестанского фронта товарищ Поспелов Михаил Дмитриевич был назначен командиром пограничного батальона с дислокацией в населенном пункте Гермаб.

Времена были трудные, и Поспелову приходилось нетривиальными способами решать вопросы снабжения. Для того, чтобы обеспечить своих пограничников хлебом, он продал все ковры, которые были в его доме еще с дореволюционных времен.

В марте 1921 года Михаил Поспелов стал командиром 1-го пограничного полка с дислокацией в городе Ашхабад. Задача полка — охрана всей советско-персидской границы. С формированием войск ВЧК Туркестана он назначается начальником 1-го района 35-й пограничной бригады.

http://static1.repo.aif.ru/1/4c/596092/1f57b14f0e7a0c1078c740925f4e8026.jpg
Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

Начальник научного каравана

Погранвойска молодой республики остро нуждались в подготовленных кадрах. В 1923 году в Ашхабаде при непосредственном участии Поспелова была создана школа для подготовки младшего комсостава. Курс был рассчитан на 3 месяца. Выпускники школы становились начальниками и помощниками начальников застав на среднеазиатской границе. Впоследствии эта школа была переведена в Ташкент.

В конце 1925 года Михаил Поспелов был отправлен в бессрочный отпуск в связи с достижением предельного возраста службы. Отпуск получился своеобразным: к нему за помощью обратились руководители экспедиции Академии наук СССР в Кара-Кумы по поиску серы для ее промышленной разработки.

Ученым был нужен человек, который знал местность, прекрасно ориентировался в бескрайних песках, знал местные обычаи и владел туркменским языком. Таким человеком и стал Поспелов, занявший должность начальника каравана. По признанию ученых, высокий профессионализм отставного пограничника позволил экспедиции, несмотря на тяжелейшие условия, добиться блестящих результатов. Спустя год работал Поспелов и в повторной экспедиции.

В конце 1920-х опытный офицер помогал добивать банды басмачей, а перед Великой Отечественной войной он перешел на работу в пожарную часть города Ташкента.

http://static1.repo.aif.ru/1/23/596094/a1bc45e0a22c281a39621b5e066f0ce4.jpg
Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

Есть такая профессия...

В 1950-х годах ему был присвоен статус персонального пенсионера Узбекской ССР. До последних лет жизни Михаил Поспелов сохранял военную выправку, носил гимнастерку и пограничную фуражку.

10 августа 1962 года, в возрасте 78 лет, человек, всю свою жизнь посвятивший служению державе, умер в Ташкенте.

Внук и правнук Михаила Поспелова были выпускниками суворовского училища, достойно служили в Вооруженных Силах, продолжая традицию, заложенную предком.

Михаил Дмитриевич Поспелов не дожил восьми лет до появления своего «кинодвойника». Но таможенник Верещагин, полюбившийся большой стране, стал достойным воплощением образа человека, посвятившего жизнь своей Родине.

0

3

Что осталось за кадром «Белого солнца пустыни»: Вырезанные эпизоды и другая концовка

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-1.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

Этот фильм давно стал классикой советского кинематографа, хотя его съемки сопровождались большими сложностями, режиссера обвиняли в профнепригодности, а зрители могли бы и вовсе не увидеть на экранах любимых героев. Немногие знают о том, что у «Белого солнца пустыни» изначально было не только другое название, но и другая концовка, а вырезанных эпизодов хватило бы на две серии.

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-2.jpg
Постеры фильма | Фото: kino-teatr.ru

В 1960-х гг. на волне популярности «Неуловимых мстителей» возрос интерес к приключенческому кино, и на уровне руководства было принято решение о съемках «истернов» с историко-революционным содержанием в противовес зарубежным «вестернам». К работе над сценарием нового фильма с рабочим названием «Басмачи» (или «Пустыня») привлекли Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна. В основу сюжета легла история, рассказанная участником Гражданской войны, о том, как в Средней Азии басмачи, спасаясь бегством от красноармейцев, бросали в пустыне свои гаремы. Так родилось еще одно название фильма – «Спасите гарем».

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-4.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: domkino.tv

Кончаловский вскоре покинул проект ради съемок другого фильма. От работы также отказались Юрий Чулюкин и Андрей Тарковский. Владимир Мотыль планировал снять картину о декабристах, но, получив гарантии полной свободы действий на съемочной площадке, он согласился взяться за работу над предложенным проектом о «басмачах». Советскому кинематографическому руководству название «Спасите гарем» показалось двусмысленным, поэтому был утвержден другой вариант – «Белое солнце пустыни».

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-3.jpg
Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru

На роль красноармейца Сухова пригласили Георгия Юматова, но на тот момент у него уже были серьезные проблемы с алкоголем, и опасения режиссера по поводу того, что он может сорвать съемки, были небезосновательными. Через неделю после начала съемок он попал в пьяную драку и явился на съемочную площадку весь в синяках. Тогда режиссер принял решение снимать актера, чью кандидатуру отклонили на пробах, – Анатолия Кузнецова.

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-5.jpg
Под паранджой могло оказаться не только прекрасное личико Гюльчатай, но и мужская физиономия | Фото: domkino.tv

К съемкам привлекали и непрофессиональных актеров. Только 3 из 9 жен Абдуллы были актрисами, остальные были далеки от мира кино. Женщины тяжело переносили жару и в тех сценах, где им не нужно было открывать лица, их дублировали молодые солдаты, облаченные в паранджу.

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-6.jpg
Большинство *жен Абдуллы* не были профессиональными актрисами | Фото: domkino.tv

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-7.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

Съемки проходили в Дагестане и Туркмении. Дисциплина в творческой группе хромала – актеры часто пропадали в местных ресторанах и участвовали в пьяных потасовках. В течение командировки не успели отснять весь запланированный материал. В результате комиссия забраковала работу режиссера и обвинила его в профессиональной непригодности, а фильм положили «на полку» на 4 месяца. Но поскольку в Министерстве финансов отказались списывать потраченные на съемки деньги, было решено все же дать возможность Мотылю завершить работу над фильмом.

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-8.jpg
Заключение комиссии о внесении изменений в отснятый материал | Фото: pikabu.ru

Для того, чтобы фильм вышел на экраны, режиссеру пришлось переснять несколько сцен, а некоторые готовые эпизоды – вырезать. Так, изначально финал был совсем другим: жена Верещагина от горя сходит с ума, а жены Абдуллы в отчаянии бросаются к мертвому мужу и рыдают над телом. Сухов ожидал увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегали мимо него и принимались причитать над мужем, как и положено восточным женщинам. Но такой финал возмутил руководство «Мосфильма».

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-9.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-10.jpg
Катерину Матвеевну сыграла непрофессиональная актриса – редактор студии «Останкино» Галина Лучай | Фото: domkino.tv

Многие кадры не вошли в картину. Так, был вырезан эпизод, когда Абдулла поджигал бак, где прятались его жены. Женщины, спасаясь от огня, должны были, скинув одежду, выбраться наружу. Но все они наотрез отказались сниматься обнаженными. После долгих уговоров они согласились, поставив условие: на съемочной площадке не должно быть мужчин. Но избавиться от операторов и осветителей не было возможности, поэтому прогнать пришлось только плотника. Правдами и неправдами эпизод сняли, но комиссия потребовала его убрать. Пришлось также «вырезать ляжки» Катерины Матвеевны, когда она с задранной юбкой переходила через ручей, так как это квалифицировалось как порнография. Удалили и те сцены, в которых Верещагин пьянствовал – герой не мог быть алкоголиком.

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-11.jpg
Многие сцены пьянства из фильма потребовали вырезать | Фото: domkino.tv

Из фильма вырезали многие сцены с женами Абдуллы. Искусствовед и переводчица Светлана Сливинская, сыгравшая роль Саиды, рассказывает: «Сначала планировалась приключенческая картина под названием «Спасите гарем», где главными были Абдулла и его жены. Но материал порезали, картину переименовали, главным стал не гарем, а рассказ о том, как происходила революция в азиатских странах. Помню, забраковали сцену, как в одном из снов Сухов под песню «Из-за острова на стрежень» кидает меня с баркаса. Я должна была покорно уходить под воду. Хорошо, что аквалангисты меня вовремя вытащили! А потом сцену велели вырезать как жестокую».

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-14.jpg
Светлана Сливинская в роли Саиды | Фото: kino-teatr.ru

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-12.jpg
Кадр, не вошедший в фильм: сон Сухова о том, как он, вспомнив жену, бросает в воду женщин из гарема | Фото: pikabu.ru

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-13.jpg
Кадр, не вошедший в фильм: сон Сухова о том, как он, вспомнив жену, бросает в воду женщин из гарема | Фото: pikabu.ru

Но и после этих изменений материал не удовлетворял комиссию, и Мотылю пришлось внести еще около 30 правок. Финальный вариант существенно отличался от первоначального, но директор «Мосфильма» не был доволен результатом и не подписал акт о приемке. Зрители наверняка так бы никогда и не увидели один из лучших советских фильмов, если бы однажды на закрытом просмотре «Белое солнце пустыни» не показали Леониду Брежневу. Он пришел в такой восторг от увиденного, что картину выпустили в прокат. В первый же год фильм посмотрели 35 млн зрителей, и до сих пор он не теряет своей популярности.

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-15.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

https://kulturologia.ru/files/u19001/White-sun-of-desert-16.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

0

4

Единственная роль Гюльчатай: Из-за чего звезда фильма «Белое солнце пустыни» загубила актерский талант

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-1.jpg
Татьяна Кузьмина в фильме *Белое солнце пустыни* и в наши дни | Фото: kinoistoria.ru

Очень редко актеры приобретают всенародное признание после одной роли, к тому же эпизодической. Еще реже после оглушительного успеха они уходят из профессии. Татьяна Кузьмина, известная по своей единственной роли – Гюльчатай из фильма «Белое солнце пустыни» – сознательно и добровольно оставила кинематограф. Ее выбор многим показался странным и немотивированным, а она сама никогда не пожалела о своем решении и считает, что пожертвовала ложными ценностями ради истинных.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-2.jpg
Татьяна Федотова в роли Гюльчатай | Фото: kino-teatr.ru

Татьяна Федотова родилась в многодетной семье в деревне Самша в Тверской области. Когда ей было 4 месяца, они переехали в Ленинград. Татьяну отдали в интернат, где она занималась в танцевальном кружке, а затем ее приняли в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. Девочка не мечтала стать балериной, часто прогуливала занятия и чувствовала себя в училище гадким утенком.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-3.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: aif.ru

Когда младшая жена Абдуллы Гюльчатай показала личико, не запомнить ее было невозможно – зрители сразу же обратили внимание на актрису с очень яркой и привлекательной внешностью. У нее тут же появились тысячи поклонников, но все они тщетно ждали ее новых появлений на экране. Татьяна Кузьмина (в титрах «Белого солнца пустыни» – Татьяна Федотова) не продолжила актерскую карьеру.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-4.jpg
Татьяна Федотова в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kinoistoria.ru

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-5.jpg
Татьяна Федотова в роли Гюльчатай | Фото: kino-teatr.ru

Роль Гюльчатай стала ее звездным часом и первой и последней работой в кино. На самом деле в этой роли зрители должны были увидеть другую актрису – ученицу Московского циркового училища Татьяну Денисову, но из-за экзаменов она через 4 месяца уехала со съемок. Нужно было очень быстро подыскать ей замену, и ассистенты режиссера 16-летнюю Татьяну Федотову нашли прямо на улице: «Ассистенты бегали по школам и институтам северной столицы, пытаясь найти девушку, которая вписывалась бы в уже созданный образ. И такое сокровище нашлось в хореографическом училище имени Вагановой (в настоящее время – Академия Русского Балета) и, что удивительно, новую Гюльчатай звали тоже Таней. Сдав в училище экзамены, Татьяна Федотова выехала на съемки. Именно ей было суждено стать народной любимицей...».

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-6.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kinoistoria.ru

Со своим будущим мужем, композитором Геннадием Кузьминым, Татьяна Федотова познакомилась в «Ленконцерте», где работала в танцевальном ансамбле после окончания хореографического училища. На тот момент Кузьмин был женат, и связь актрисы с несвободным мужчиной обсуждали на всех заседаниях месткомов и парткомов. Они вместе работали и вместе ездили на гастроли и в конце концов решили пожениться. С тех пор Татьяна Кузьмина видит свое главное предназначение в том, чтобы быть хорошей женой и матерью.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-7.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kinoistoria.ru

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-8.jpg
Татьяна Федотова в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kinoistoria.ru

К религии она пришла в 1994 г. По ее словам, это случилось само собой – ни сильных потрясений, ни страшных трагедий перед этим не происходило. Сейчас она уверена в том, что ее Бог уберег от того, чтобы стать актрисой: «Могло случиться что-нибудь плохое. Судьбы звезд очень трагические. Я бы не хотела иметь такую же… Все от дьявола. Он использует и красоту, и талант. Использует и извращает…». Бывшая актриса стала членом христианской церкви «Источник жизни», которую многие православные священники называют деструктивной сектой, чем шокировала своих поклонников.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-9.jpg
Бывшая актриса в наши дни | Фото: aif.ru

Будучи уже на пенсии, Татьяна 4 года проработала уборщицей в Русском музее, но не стыдится этого. Когда журналисты задают ей вопросы о том, не жалеет ли она об утраченных шансах в кинематографе, Татьяна отвечает: «Господь сохранил меня от этой славы, которая убивает душу человеческую… Люди радуются и веселятся, смотрят, какие красивые актеры. Но как они увядают быстро. Была красота – и нет ее, была слава – и ничего от нее не осталось. Люди поднимают человека, а потом они же и опускают его, и он становится одиноким». Сейчас она уверена в том, что и слава, и красота, и богатство – преходящие блага, и найти в них счастье невозможно. Татьяна Кузьмина говорит, что ее призвание – быть женой, и она ни разу не пожалела о своем выборе. Бывшая актриса не смотрит телевизор и не читает газет. Она не согласна с тем, что загубила свой талант, напротив, считает, что последовала судьбе, предопределенной свыше.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Tatiana-Kuzmina-10.jpg
Бывшая актриса в наши дни | Фото: kinoistoria.ru

0

5

Военные и актерские подвиги Павла Луспекаева: почему роль Верещагина стала для него настоящим испытанием

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-1.jpg
Павел Луспекаев в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: peoples.ru

47 лет назад ушел из жизни великолепный актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР Павел Луспекаев. Он не дожил 3-х дней до своего 43-летия – 20 апреля в этом году ему могло бы исполниться 90 лет. В 15 лет он ушел на войну добровольцем и получил там такие травмы, которые позже превратили его жизнь в череду испытаний. Одним из них стала роль таможенника Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни», которая стоила Луспекаеву неимоверных усилий.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-2.jpg
Павел Луспекаев в молодости | Фото: kino-teatr.ru

Павел Луспекаев родился в 1927 г. в Луганске, его отец был родом из нахичеванских армян, а мать была донской казачкой. Когда началась война, Павел учился в Луганском ремесленном училище, а в 1943 г. в 15-летнем возрасте он ушел добровольцем на фронт. В составе партизанской разведгруппы Павел Луспекаев не раз принимал участие в боевых операциях. Во время одной из них он был вынужден несколько часов пролежать в снегу, что привело к сильному обморожению ног. Из-за этого у него в 26 лет развился атеросклероз сосудов ног. А после ранения разрывной пулей в руку у Луспекаева был раздроблен локтевой сустав, из-за чего в военном госпитале ему решили ампутировать руку, но он категорически отказался от этой операции.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-3.jpg
Павел Луспекаев в спектаклях *Гибель эскадры* и *Иркутская история*, 1960 | Фото: kino-teatr.ru

После демобилизации Павел Луспекаев вернулся в Луганск и устроился в труппу драматического театра. Проработав там 2 года, он решил поступать в театральное училище им. Щепкина. И хотя он уступал другим абитуриентам из-за специфического говора и недостатка общего образования, на его талант и взрывной темперамент преподаватели не могли не обратить внимания. И уже на первом курсе Луспекаев заработал высшие баллы по актерскому мастерству.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-4.jpg
Павел Луспекаев в фильме *Они спустились с гор*, 1954 | Фото: kino-teatr.ru

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-5.jpg
Павел Луспекаев в фильме *Голубая стрела*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru

Однако бурный темперамент не только помогал юноше в профессии, но и приводил к курьезным случаям в жизни. Однажды профессор Зубов, считавший Луспекаева самым талантливым студентом на курсе, вдруг поставил ему вместо «пятерки» «четверку». Ночью студент приехал к нему на дачу, кричал и колотил кулаком по воротам, а потом целый час просил прощения и даже стал есть землю. Всегда и со всеми он говорил на «ты», и многих это шокировало. Когда на уроке танцев преподавательница, не зная о его проблемах с ногами, сделала ему замечание и попросила прыгать полегче, он ответил: «Спасибо, мамаша, постараюсь!». Многое приходилось терпеть и его жене. Через месяц после свадьбы Луспекаев пропал на неделю, а потом признался, что загулял с какой-то девушкой и просил у жены прощения.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-6.jpg
Павел Луспекаев в фильме *Эзоп*, 1960 | Фото: chtoby-pomnili.com

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-7.jpg
Актер театра и кино Павел Луспекаев | Фото: kino-teatr.ru

После окончания училища Луспекаев поступил в труппу Тбилисского драмтеатра, а в середине 1950-х гг. его пригласили сниматься в кино на киностудии «Грузия-фильм». Затем он переехал в Киев, выступал на сцене Театра русской драмы и снимался в художественных фильмах на киностудии им. Довженко. Там его заметил актер Кирилл Лавров, рассказал о нем режиссеру Товстоногову, и вскоре Луспекаева пригласили в БДТ. Товстоногов редко делал актерам комплименты, но о своем новом актере сказал, что его игра «является абсолютным критерием жизненной правды». Даже Лоуренс Оливье, увидев Луспекаева на сцене БДТ, воскликнул: «В России есть один актер – абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно…».

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel_Luspekaev-8.jpg
Павел Луспекаев в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-9.jpg
Кадры из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: rg.ru

Во время одной из репетиций старая травма дала о себе знать – на ноге открылась рана, в результате актеру пришлось ампутировать стопы обеих ног. Он был вынужден уволиться из БДТ и написал Товстоногову: «Театр любит сильных и здоровых людей, а на меня рассчитывать нельзя».

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel_Luspekaev-10.jpg
Павел Луспекаев в роли таможенника Верещагина, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

И тут в 1968 г. Луспекаеву предложили роль в фильме «Белое солнце пустыни». Поначалу эта идея многим казалась безумной – даже здоровым актерам было сложно справиться с ежедневными физическими нагрузками. Но Луспекаев согласился на эту роль, и без костылей, на специальных металлических протезах ходил по песку, превозмогая чудовищную боль.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-11.jpg
Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: rg.ru

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-12.jpg
Павел Луспекаев в роли таможенника Верещагина, 1969 | Фото: rg.ru

Эта роль стала для него самой известной и одной из последних. 17 апреля 1970 г. Павел Луспекаев умер от разрыва сердечной аорты, не дожив трех дней до своего 43-летия.

https://kulturologia.ru/files/u19001/Pavel-Luspekaev-13.jpg
Актер театра и кино Павел Луспекаев | Фото: kino-teatr.ru

0

6

Как снимали «Белое солнце пустыни»

Закрытая премьера фильма «Белое солнце пустыни» состоялась 14 декабря 1969 года в Ленинградском Доме Кино. В широкий прокат в СССР картина вышла 30 марта 1970 года.
https://c.radikal.ru/c19/1803/c8/689395a69d63.jpg
Фильм снят Экспериментальной творческой киностудией (ЭТК) при «Мосфильме», которая появилась на свет в 1965 году благодаря стараниям двух людей: народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии кинорежиссера Григория Чухрая и предпринимателя Владимира Познера (кстати, отца нынешнего телеакадемика). Режиссером фильма после достаточно долгих убеждений стал 40-летний Владимир Мотыль.
30 января авторы сценария ( Андрей Михалков-Кончаловский, Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков) поменяли название сценария «Пустыня» на «Спасите гарем». С начала марта 68-го в 1-м павильоне «Ленфильма» начались интенсивные пробы актеров на главные и второстепенные роли. Заглянем в съемочный журнал фильма:
4 марта — проба с Ломакиным, Кавсадзе (как мы помним, на роль Абдуллы пробуется также известный актер Отар Коберидзе, конкуренцию которому отныне будет составлять никому доселе неизвестный 33-летний актер Тбилисского театра имени Шота Руставели Кахи Кавсадзе).
https://d.radikal.ru/d09/1803/e3/1d1237488ed4.jpg
7 марта — пробы с Коберидзе, Лосевым (на роль Петрухи).
11 марта — пробы с Мулаевым (на роль Саида), Вахлиным, Логвиновым, Лосевым.
28 марта — пробы с Юматовым.(на роль красноармейца Сухова)
1 апреля — пробы с Юматовым, Зиминым, Шевцовым.
3 апреля — пробы с Ильиным, Мишулиным, Ледогоровым (двое последних пробуются на роль Саида, но победит в этом споре, как мы знаем, Спартак Мишулин).
Приглашение Мишулина на роль Саида для многих выглядело неожиданным, но только не для Мотыля. Он давно был знаком с Мишулиным — еще в 50-е ставил в Омском драмтеатре пьесу «Клоп», где Спартак играл сразу несколько ролей. Мотыль был просто очарован актером, поскольку такие трансформации были подвластны в те годы разве только великому Аркадию Райкину. Уже тогда стало понятно, что Мишулин — глубокий актер, которому подвластно все, от эксцентрики до психологического характера.
https://a.radikal.ru/a21/1803/b4/f213c4845355.jpg
18 апреля — пробы с Копеляном (Верещагин), Ефимовым (Сухов).
19 апреля — пробы с Ефимовым, Мишулиным.
6 мая — Мотыль вылетает в Махачкалу (Дагестанская АССР) для выбора мест натурных съемок и пробудет там до 15 мая. За три дня до его возвращения в ЭТК придет сообщение из Главного управления художественной кинематографии, что режиссерский сценарий наконец-то принят.
23 мая — пробы с Юматовым(Сухов), Локтевым (Петруха).
20 — 22 мая — пробы с Юматовым (Сухов), Кавсадзе (Абдулла).
Весьма тяжело шел процесс выбора актера на роль Петрухи. Ни один из тех, кто пробовался на эту роль, не устраивал Мотыля, который поначалу и сам, видимо, плохо себе представлял, каким должен быть этот герой: то ли с трагическим оттенком, то ли с комическим. Именно этим можно объяснить тот факт, что на роль Петрухи пробовался даже суперкомик советского экрана Савелий Крамаров. Он приехал в Питер на пробы 17 июня и пробыл там один день. Больше на съемочной площадке он не объявлялся, поскольку через две недели Мотыль вспомнил про молодого питерского актера Николая Годовикова, которого он снял в крохотном эпизоде в собственной «Жене, Женечке...»
https://d.radikal.ru/d05/1803/1e/6f6411803e7a.jpg
С середины июня на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска началась постройка декораций для фильма. Руководил художник-декоратор «Ленфильма» А. Тимофеев. По чертежам главного художника фильма Б. Каплан-Маневич строители начали возводить в песчаных дюнах несколько бутафорских домиков, дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки.
К берегу был подогнан старый баркас Махачкалинского рабочего порта «Дербент», переименованный на время съемок в «Тверь». Чуть позже сюда же приедет группа комбинированных съемок.
На территории в один квадратный метр художники создадут из пенопласта, красок и фантазии макет среднеазиатского захолустного городка Педжента.
Ассистент режиссера Э. Ясан привезет из Средней Азии двух верблюдов, которые вольются в банду Абдуллы, а из Москвы прибудет конный взвод Московского кавалерийского полка, ветерана кинематографии, участвовавшего в съемках таких фильмов, как: «Война и мир», «Одиночество», «Сергей Лазо» и др.
https://c.radikal.ru/c42/1803/cc/a6981e016b70.jpg
На съемках фильма «Белое солнце пустыни»
В начале июля наконец-то были найдены актеры на роли Верещагина, Катерины Матвеевны и Гюльчатай. Ими стали актеры: Павел Луспекаев из БДТ, Галина Лучай с «ТВ Останкино», Татьяна Денисова из Московского циркового училища.
Стоит отметить, что кандидатура Луспекаева не всех в съемочной группе устроила. Некоторые ворчали, что зачем шить какие-то особые, дорогие сапоги с внутренними упорами для Луспекаева, если можно заменить его здоровым актером. Но все эти разговоры мгновенно прекратились, едва начались съемки.
https://b.radikal.ru/b10/1803/ed/fa3461cd07b5.jpg
4 июля было решено заменить название будущего фильма на «Белое солнце пустыни» (в качестве других названий фильма фигурировали и такие: «Длинная дорога напрямик», «Прощай, пустыня», «Прощай, гарем»). Два дня спустя это название утвердил директор ЭТК Владимир Познер.
А теперь вновь полистаем съемочный журнал.
9 июля — состоялась проба с Юматовым.
10 июля — проба с Лучай (Катерина Матвеевна).
В середине июля Мотыль планировал начать натурные съемки, причем снимать решил с эпизода «сон Сухова», чтобы раскрепоститься от прежних сценарных впечатлений, почувствовать собственный стилевой камертон. Местом для съемок были выбраны окрестности у деревни Мистолово под Лугой. Однако в назначенный день съемки сорвались. Дело было так.
Съемочная группа в полном составе на двух автобусах подъехала к гостинице «Октябрьская», где проживал исполнитель роли Сухова Георгий Юматов. Однако в оговоренное время актер к группе не вышел. Послали за ним гонца — администратора. Но тот вернулся назад ни с чем, сообщив, что дверь номера артиста закрыта изнутри, а на стуки никто не отвечает. Зная о загульном нраве Юматова (хотя вот уже два года тот был в «завязке», но ожидать от него можно было всякого), решили выломать дверь. А открыв ее, застали жуткую картину: артист лежал на кровати, что называется, вдребезги пьяный, да еще с «разукрашенным» синяками лицом. Причины происшедшего выяснились чуть позже.
Все началось 6 июля, когда по дороге в Прибалтику погиб известный питерский кинорежиссер Никита Курихин (сын актера Федора Курихина, известного зрителям по фильмам: «Веселые ребята», «Цирк», «Вратарь» и др.). Курихин-младший стал не менее знаменитым, чем его отец, но только в режиссуре. Он дебютировал в большом кино в 1959 году, поставив вместе с Теодором Вульфовичем ставший впоследствии культовым фильм «Последний дюйм». Затем были картины: «Мост перейти нельзя» (1960), «Барьер неизвестности» (1962), «Жаворонок» (1965), «Не забудь… станция Луговая» (1967). В последнем фильме главную мужскую роль сыграл Георгий Юматов, у которого с Курихиным сложились очень теплые отношения. Когда режиссеру понадобилось купить автомобиль, именно Юматов напряг все свои связи и выручил друга (в противном случае очередь Курихина на «колеса» подошла бы через несколько лет). И вот в начале июля Курихин с семьей выехал на отдых в Прибалтику, однако до места назначения так и не доехал — автомобиль попал в аварию, режиссер погиб.
Когда об этой трагедии узнал Юматов, он впал в транс: ведь злосчастный автомобиль режиссеру помог купить именно он. И теперь актера мучила совесть, хотя вины в случившемся за ним, конечно же, не было. Ситуацию усугубил приход в номер Юматова вскоре после похорон режиссера целой компании дружков во главе с известным актером Александром Сусниным (родился в 1929 году, в 1952 году окончил ВГИК, известность получил, снявшись вместе с Юматовым в фильме «Жестокость» (1959). Суснин предложил другу помянуть погибшего водкой, на что у Юматова просто не было сил сопротивляться. А спустя час-другой между собутыльниками возникла драка. Поводом к ней послужила оброненная кем-то из присутствующих фраза, что в гибели Курихина есть косвенная вина и Юматова. Актер бросился с кулаками на обидчика, но поскольку остальные присутствующие поддержали оскорбителя, победа осталась не за Юматовым. Короче, ему здорово досталось, и особенно сильно пострадало лицо.
Когда Мотыль узнал об этом, он понял, что Юматов — отрезанный ломоть. Стало ясно, что с этим исполнителем «каши уже не сваришь», поскольку, во-первых, его лицо будет приходить в норму минимум неделю, а времени ждать уже не было (часть съемочной группы упаковала вещи, чтобы ехать в Махачкалу, а другая часть — та, что собиралась снимать «сон Сухова» должна была присоединиться к ней в самом конце июля); во-вторых — не было гарантии, что «развязавший» актер не пустится в загул в экспедиции. Поэтому Мотыль отбил срочную телеграмму в Москву Анатолию Кузнецову: мол, приезжай, пропадаем. Правда, было опасение, что актер, обиженный первым отказом, может проигнорировать приглашение. Но Кузнецов оказался выше всяких амбиций и 16 июля приехал в Ленинград по первому зову. В тот день и на следующий состоялись его кинопробы.
А Юматов 16 июля отбыл в Москву. Причем уезжал он из города на Неве без копейки денег, поскольку всю имевшуюся при себе наличность пропил. Чтобы насобирать денег на обратную дорогу, он заложил гостиничным сотрудникам чуть ли не все свои вещи: одному отдал свои часы, другому паспорт, третьему костюм.
https://c.radikal.ru/c09/1803/a2/7b8175b92588.jpg
Проба Г. Юматова на роль красноармейца Сухова
Он был утвержден на роль сразу, но, ввиду сложных взаимоотношений артиста с алкоголем, Мотыль поставил ему условие: «уйдешь в запой — сниму с фильма». Съемки Юматов сорвал.
https://b.radikal.ru/b24/1803/f4/fac003ede22d.jpg
Первый съемочный день выпал на 24 июля. Почти восемь часов снимали эпизод, в котором участвовали 11 человек: Сухов, Катерина Матвеевна и 9 жен из гарема Абдуллы (некоторых жен на тот момент еще не нашли, поэтому в их ролях снимались актрисы-однодневки). Из реквизита на съемочной площадке присутствовали: прялка (прокат — 1 рубль в сутки), самовар (2 рубля в сутки), корова (3 рубля на 6 дней). Кадры, снятые в тот день, теперь известны всем: Сухов кует серп и передает его жене; на зеленой лужайке сидит гарем и одна из жен читает книгу Карла Маркса (позднее надпись на книге по требованию цензуры стыдливо закроют цветком); Катерина Матвеевна идет с коромыслом, стоит у березки и всматривается вдаль, переходит речку. Кстати, в последнем эпизоде снимались ноги совсем другой актрисы. Дело в том, что у Лучай была прекрасная фигура, но ноги не полные. А Мотылю нужны были именно пышные, кустодиевские. И вот за несколько дней до съемок он дал задание все тому же Конюшеву найти ноги Катерины Матвеевны. Причем, где и как искать, сказал конкретно: дескать, сними подвал на Кировском проспекте и смотри не на лица, а только на ноги. И Конюшев смотрел день-другой. Сколько ему при этом пришлось выслушать оскорблений от женщин, к которым он затем прицеплялся с просьбой снять их ноги в кино, одному ему и известно. Но с заданием справился — нашел-таки женщину, которая согласилась предоставить свои пышные ноги для будущего хита отечественного кинематографа. Жаль только, что имя ее кануло в безвестность.
https://a.radikal.ru/a37/1803/45/07941be04684.jpg
В конце июля съемочная группа прибыла в столицу Дагестанской АССР город Махачкалу, что на берегу Каспийского моря, где уже все было готово к натурным съемкам (в окрестностях городов Каспийска и Сулака). Технически группа была укомплектована не самым лучшим образом: например, отсутствовал съемочный кран, поскольку практически вся лучшая техника «Мосфильма» была брошена на съемки широкомасштабной эпопеи Юрия Озерова «Освобождение» (съемки 1-го фильма начались ровно год назад, а в августовские дни 68-го снимались эпизоды 2-го фильма). Пришлось киношникам из «Белого солнца» сооружать кран из подручных средств — бревен и канатов. В начале августа к месту предстоящих съемок стали подтягиваться и актеры: 1-го приехал Николай Годовиков (Петруха), 2-го — Кузнецов (Сухов), Мишулин (Саид), чуть позже Луспекаев (Верещагин). Все поселились в гостинице «Кавказ».
https://b.radikal.ru/b30/1803/53/f64dadf679bd.jpg
Съемки начались в окрестностях Каспийска 3 августа в 6.30 утра и закончились в пять вечера. Весь день снимали эпизоды с участием Сухова и Саида: оба сидят у поваленного дерева и разговаривают, при этом Сухов говорит: «Подзадержался я здесь… А что у тебя с Джавдетом?», Саид: «Отца убил, меня закопал, четырех баранов забрал — больше у нас не было...» Сухов отдает свой нож и уходит; Сухов идет по пустыне.
4 августа — группа перебазировалась в Сулак, где снимались эпизоды: Сухов появляется из-за бархана, останавливается; на песке сидят Сухов и Саид, они разговаривают; Саид встает и уходит (эти эпизоды в картину не войдут).
5 августа (Сулак) — в песке торчит голова Саида; Сухов садится на песок, глядит на часы и произносит: «Два часа...», спрашивает Саида: «Давно обосновался?»; берет лопатку и начинает откапывать Саида; Сухов идет по пустыне. Съемка продолжалась с 6.30 до 16.30. В этот же день вечером Мишулин уехал в Москву. Отснятые эпизоды в окончательный вариант фильма не войдут и будут пересняты, о чем речь еще пойдет впереди.
6 августа — съемочная группа готовит к съемкам декорацию «дом Верещагина» в окрестностях Каспийска.
7 августа — снимают следующие эпизоды: Петруха подходит к дому таможенника; запрыгивает на дувал и попадает во двор; по двору ходят павлины; Верещагин внимательно наблюдает за незваным гостем сквозь в окне.
https://a.radikal.ru/a04/1803/79/a3a1fab23b07.jpg
Около двенадцати дня сняли еще несколько эпизодов: четверо стариков сидят у стены дома, один из них на вопрос Сухова (за кадром) отвечает: «Давно здесь сидим...» (В этих ролях были заняты в основном непрофессиональные актеры: одного (Нижарадзе) Мотыль знал еще по «Детям Памира», другого нашел ассистент в соседней закавказской республике (Рамазанов), а третий, который спал на ящике с динамитом, вообще москвич Май-Маевский — в прошлом курьер Ленина). В час дня съемки пришлось прервать из-за непогоды — сильный ветер, дождь.
8 августа — Сухов садится у дома Верещагина и слушает доносящуюся из окна песню (кстати, песня «Ваше благородие...» пока еще только пишется композитором Исааком Шварцем и Булатом Окуджавой); со стариков взрывной волной сдувает чалмы. Съемки в тот день длились мало — с 6.30 до 10 утра, после чего вновь были прерваны из-за непогоды.
9 августа — выходной день.
https://c.radikal.ru/c17/1803/e8/e64cdd012f1d.jpg
10 августа съемки продолжились. В тот день в окрестностях Каспийска снимали эпизоды: Петруха садится на песок и плачет от обиды (эпизод в картину не вошел); старики сидят у стены; Сухов отодвигает лежащего старика, открывает ящик с динамитом и поливает его водой из чайника; Сухов подбрасывает шашку с динамитом в воздух и стреляет в нее; обгорелый подпоручик Семен (В. Кадочников) подползает к ящику; пулеметная очередь пробивает дувал над головами стариков (два последних эпизода в окончательный вариант фильма не вошли).
11 августа — Сухов здоровается со стариками: «Здорово, отцы!..»; Сухов замечает ящик с динамитом; Петруха во дворе дома Верещагина; Верещагин наблюдает за Петрухой, затем втягивает его к себе в окно; Сухов садится на песок и слушает песню Верещагина; кидает камешек в окошко: «Эй, хозяин, огоньку не найдется?»; сверху на песок падает динамитная шашка; Сухов прикуривает от горящего шнура и кидает шашку обратно; Верещагин в ставнях, бросает ключи: «Заходи!»
12 августа — услышав окрик «Руки вверх!», Петруха поднимает руки; гарем садится у стены дома; Петруха плачет и обращается к Сухову: «Там старухи камнями гонят, чтобы уходил. Говорят, что Абдулла из-за них поубивает всех» (при монтаже этот монолог озвучат иначе); Сухов говорит Петрухе: «Прихвати ящичек… Никакого Абдуллы не будет»; Петруха взваливает себе на плечо ящик с динамитом; Сухов идет в сопровождении гарема. В 10 утра съемка была прервана из-за непогоды. В этот же день приехали Кахи Кавсадзе (Абдулла) и Спартак Мишулин (Саид).
13 августа снимались следующие эпизоды: жена Верещагина Настя ходит по двору и разговаривает с мужем; берет корзину с бельем; подпоручик подъезжает к дому Верещагина, взбирается на дувал; стучит плеткой в закрытые ставни; возле дома на лошади его ждет напарник по банде; поручик вылетает из окна верещагинского дома, садится на лошадь и на вопрос напарника: «Чего это ты?», отвечает: «Да, гранаты у него не той системы...»
14 августа — подпоручик вылетает из окна; гарем сидит у стены; пьяный Петруха выходит от Верещагина и горланит песню (эпизод в картину не вошел); Сухов гарему: «А вас кто сюда звал?»; Сухов с пулеметом в руках перебегает к мечети (в картину не вошел); Настя выпрыгивает из окна и бежит к морю за мужем. В тот же день должны были начаться съемки на баркасе, но их пришлось отменить из-за шторма.
https://b.radikal.ru/b10/1803/92/fe0cc614992b.jpg
15 августа — весь день шла подготовка к съемкам.
16 августа — Сухов с пулеметом подбегает к баку, за ним бежит гарем; женщины сидят в баке и смотрят вверх. Съемка длилась полдня, вторая половина — простой из-за поломки лихтвагена (машины для света).
17 — 18 августа — съемки сорваны из-за плохой погоды.
19 августа — гарем на дне бака; Верещагин чинит ставню после полета подпоручика (эпизод в картину не вошел); Настя выбрасывает из калитки оружие, садится в лодке за пулемет (эпизод в картину не вошел); Настя бежит за мужем: «Паша!»; Абдулла сидит на лошади у бака и пьет из бутылки коньяк, к нему подходит Верещагин: «А что это, никак твои ребята подпалить что-то хотят?» — «Да вот, закрылся один, а выходить не хочет». — «Федор, Петруха с тобой?» — «Нет Петрухи, Павел Артемьевич, Абдулла зарезал»; Абдулла Верещагину: «Иди, иди! Хороший дом, хорошая жена, что еще надо человеку, чтобы встретить старость».
20 августа снимались эпизоды, которые по замыслу должны были войти в финал картины, но в итоге так и не вошли, поскольку финал полностью изменили: Верещагин и Настя несут оружие в лодку; измазанный мазутом Сухов бежит к морю; Сухов плывет к баркасу и кричит Верещагину «Взорвешься!»; Сухов подплывает к мачте, борется с волнами, цепляется за обломок мачты и стреляет в Абдуллу; Абдулла прыгает с баркаса в воду и, как заправский супермен, стреляет на лету в Сухова; Абдулла падает в воду; смертельно раненный Абдулла выходит на берег, делает несколько шагов и замертво падает в ноги Сухову.
https://a.radikal.ru/a23/1803/c3/54cfb7813fe6.jpg
В первоначальном варианте сценария финал картины выглядел иначе.
Сухов и Абдулла пытались убить друг друга на баркасе, затем упали в воду и продолжили борьбу там. В схватке оба получили огнестрельные ранения: но Сухов был ранен легко — в плечо, а Абдулла — смертельно. Из последних сил бандит доплывал до берега, вставал на ноги и, шатаясь, шел на Сухова. Однако сил, чтобы выстрелить, у Абдуллы уже нет: он не доходил всего лишь нескольких метров до своего врага и замертво падал на землю. Кстати, падать актеру было больно — он бился лицом о землю ровно три дубля, заработав даже легкое сотрясение мозга. Получилось эффектно, но, увы, этот финал в Москве забраковали.
Между тем несладко пришлось во время съемок этого же эпизода и Анатолию Кузнецову, который тогда… едва не утонул. Дело было так. Упав с баркаса, Кузнецов попытался схватиться в воде за бревно, но так как оно было вымазано мазутом, сделать это ему не удалось. В результате обессиленный после драки на палубе актер пошел ко дну. Хорошо, что рядом оказались каскадеры, которые и помогли актеру выбраться на поверхность.
https://b.radikal.ru/b16/1803/6a/52849557ae6a.jpg
21 августа советские войска вошли в Чехословакию. Событие мирового масштаба, однако в съемочной группе «Белого солнца...» об этом пока никто не знает, хотя в последующем эти события будут иметь для картины плохие последствия. В тот день снимались следующие эпизоды: Верещагин в лодке с женой, последняя топит оружие; Верещагин закрывает в доме жену, а ключ от двери кладет под коврик; Сухов блаженствует, лежа на воде; Сухов плывет вдоль борта баркаса; Сухов в море моется мочалкой из водорослей (два последних эпизода в картину не вошли).
22 августа — все в том же Каспийске снимались эпизоды: Сухов купается в море; Петруха поднимает руки, Верещагин втаскивает его к себе в дом через окно и закрывает ставни; Сухов тянет гарем к лестнице на баке, но они упираются, не идут; Сухов лезет на бак сам и зовет женщин следовать за собой; от баркаса бежит Петруха (три последних эпизода в картину не вошли). В тот день в Ленинград уехал Луспекаев.
23 августа — съемка отменена из-за непогоды.
24 августа — Сухов разрывает лопаткой выход из подземелья, вылезает на поверхность, но, увидев бандитов у баркаса, падает сам и валит на землю женщин (эпизод вошел в картину частично); Петруха, вытирая руки ветошью, выходит из-за рубки; Петруха видит бандитов и падает за люк, ползет по палубе и прыгает за борт (эти эпизоды в картину не вошли).
25 — 27 августа — выходные дни. Группа занималась кто чем. Например, оператор с помощниками и в выходные ломали голову над тем, как усовершенствовать убогую техническую базу группы. А актеры (кроме Кузнецова, который на выходные уехал в Москву) отправились в Махачкалу развлекаться: Луспекаев, например, любил посидеть в ресторане, где тамошняя публика принимала его на «ура», а молодежь «отрывалась» на танцплощадке. В дни съемок между Годовиковым (Петруха) и Денисовой (Гюльчатай) завязался трогательный роман, поэтому их в те дни частенько можно было видеть вместе.
https://a.radikal.ru/a24/1803/36/6cc82d59a086.jpg
28 августа в 6.30 утра съемки продолжились. Снимались эпизоды: бандиты вылезают из подземелья и бегут к баку; двое бандитов пытаются открыть люк в баке, но ломают винтовку; Абдулла на коне подъезжает к баку, стучит по нему маузером (последний эпизод вошел в картину частично).
29 августа — панорама моря с лошадьми; Настя мечется по берегу и зовет мужа: «Паша!», садится на землю, бросается в воду; Сухов смотрит на гарем; в воздухе взрывается шашка, подброшенная Суховым; разговор Сухова и Рахимова (М. Дудаев), где последний уговаривает Сухова взять гарем, а тот отвечает: «Рахимов, я ведь домой иду...»; из-за бархана появляются Абдулла и его банда; банда спускается к баку, окружает его; Абдулла стучит маузером по баку, затем стреляет в него, после чего обращается к Сухову: «Выходи, Сухов! Я один тебя жду. Ты должен принять смерть достойно, как мужчина...» Последний эпизод вошел в картину частично — как Абдулла стреляет по баку. Причем снимался он курьезно. Дело в том, что конь под актером каждый раз шарахался от выстрелов и запорол несколько дублей. В конце концов кому-то пришла в голову идея — заменить коня… человеком. И вот ассистент режиссера посадил себе на плечи Кавсадзе (а весил тот 106 килограммов!) и принялся изображать из себя лошадь. Однако в картину все-таки вошел дубль с лошадью.
30 — 31 августа и 1 сентября — съемки не проводились из-за шторма на море. А 2 у группы был официальный выходной.
продолжение следует...

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Синематограф » Солнечный удар. Культовому фильму «Белое солнце пустыни» - 40 лет