Трофеи из Южной Африки: бронепоезда англо-бурской войны
Александр Потёмкин
https://warhead.su/system/images/000/095/340/content/eee431808d67fba37e31e3878d40ac24c845e073.jpg?1522238888
Война англичан с бурами стала одновременно похоронной песней оружию XIX века и прологом к бойням на полях сражений XX века. Во время кампании начали массово использовать пулемёты и траншеи, колючую проволоку и артиллерию, бронепоезда и другие средства, без которых сегодня сложно представить любую войну.

«Лохматая Мэри»

Начало войны было за бурами. Они осадили несколько городов и смогли нанести урон британской армии. Но на выполнение главной цели — блокировать порты, куда могли бы поступать подкрепления английских частей, — у африканеров изначально не было ресурсов. А значит, поражение было лишь делом времени.

Тем не менее, лёгкой прогулки у британцев не получилось — буры использовали каждую складку местности, чтобы стрелять в английских солдат.

На широких просторах вельда основными магистралями были железные дороги, по которым так удобно было бы пускать поезда… если бы не эти чёртовы «коммандо».

Из засады они стреляли по всему, что движется. Никакого уважения и принятия джентльменских правил войны!

Но у Её Величества королевы Виктории был корпус инженеров, который использовал опыт предыдущих войн. Ответом на обстрелы из засад стало появление защиты для паровозов.

https://warhead.su/system/images/000/093/070/content/8de4dc25b2c1d5f0cb8afe0fe1199e7efb236c05.jpg?1522074050
«Лохматая Мэри» (фото: Wikimedia Commons)

Иногда она принимала странные формы. Как, например, в случае с «Лохматой Мэри» (Hairy Mary). Её «броню» изготовили из 3600 метров канатов, «позаимствованных» у линейного корабля «Террибл». Не то чтобы это было очень уж эффективно, просто оперативно инженерная мысль смогла предложить только это. И в целом от ружейного огня такая защита спасала. А там уже стали и металл для блиндирования подвозить…

«Run, Churchill, run!»

Схему построения бронепоезда даже выдумывать не надо было — всё уже опробовали задолго до войны. Перед паровозом и в конце состава цеплялся защищенный вагон со взводом пехоты, обычно усиленный пулемётом «максим» или автоматической пушкой «пом-пом» (QF 1-pounder, которую называли «пом-пом» за характерный звук выстрела).

https://warhead.su/system/images/000/09 … 1522075300
Бурская атака на бронепоезд

При нападении буров британцы открывали огонь из всего, чего было можно, и не давали противнику приблизиться к составу. Если этого не хватало и нападающие всё ещё жаждали общения — в дело вступала пушка, установленная на платформе в середине поезда.

Перед первым вагоном с солдатами впоследствии стали цеплять небольшую нагруженную площадку со скотосбрасывателем, которая одновременно служила средством раннего обнаружения заложенных бурами контактных мин.

В качестве груза использовали всякие необходимые для починки путей детали: рельсы, шпалы и т. п. — дёшево, практично и всё под рукой. Естественно, каждому составу придавался артиллерийский расчёт и отряд военных инженеров для устранения всяческих препятствий.

https://warhead.su/system/images/000/093/160/content/f4bd06868bf98ca4e426ca3725b533e7800694d7.jpg?1522075735
Погрузка британской пехоты в бронепоезд (фото: Horace W. Nicholls)

Но и на старуху бывает проруха. 15 ноября 1899 года из Эсткорта (небольшой город в провинции Квазулу-Наталь, ЮАР) вышел бронепоезд, состоявший из четырёх бронированных вагонов и отряда пехоты и вооружённый семифунтовой дульнозарядной пушкой. Целью мероприятия была разведка позиций противника вокруг осаждённого городка Ледисмит (провинция Квазулу-Наталь, ЮАР). В городе находились британские войска, которым требовалась помощь.

Вместе с солдатами в поезде находился двадцатичетырёхлетний журналист «Морнинг Пост» Уинстон Черчилль.

На подходе к городу англичане заметили крупный отряд буров, который немедленно начал загонять в ловушку такую желанную «дичь». Британцам привычнее была другая роль на охоте, поэтому они решили отступить. Но на путях (внезапно) возникла куча камней, сбить или объехать которую было невозможно. Поезд остановился.

Несмотря на то, что препятствие вскоре устранили, солдаты начали сдаваться теснившим их африканерам. Черчилль, пока была возможность, решил сбежать. Но не успел и в итоге попал в плен.

https://warhead.su/system/images/000/093/090/content/281b2f15e9f46063f51b5f6d2964cc7fba9d127b.jpg?1522074301
Уинстон Черчилль (справа) сдается в плен 15 ноября 1899 года

Буры живьём его есть не стали, а отправили в офицерский лагерь в Претории, который находился… в здании старой школы. Охрана там была чисто для проформы, ибо «слову джентльмена стоит верить всегда». Поэтому, когда будущий британский премьер и шесть его товарищей напали на охрану, все были, мягко говоря, удивлены.

Сбежать и сесть на уходящий из страны поезд удалось только Черчиллю (этот эпизод хорошо повлиял на его карьеру), после чего он с триумфом вернулся в Великобританию.

«Они готовят пушку! Зачем? А! Они будут стрелять!»

Но вернёмся к железным дорогам. Инженеры предложили и одобрили вариант дрезины для двух и четырёх человек. Разработали систему блокгаузов, аварийной связи и защиты путей, что было гораздо эффективней в борьбе с партизанскими отрядами, чем курсирующие в качестве защиты бронепоезда.

Это хорошо. Но как взламывать укрепления противника без артиллерии — никто особо не представлял. Требовались средства доставки на артиллерийские позиции пушек большой мощности. Желательно с боекомплектом, расчётом и без дополнительных дырок от снайперов — новые.

https://warhead.su/system/images/000/093/210/content/0ea1771ac3c5710335f8ef61649e5a3e8de6d7c2.jpg?1522074497
4,7-дюймовая морская пушка на ж/д платформе

Железнодорожники начали «творить». Например, 4,7-дюймовая пушка поначалу располагалась на открытой платформе, что сразу плохо сказалось на выживаемости расчётов. «Пушек-то мы наклепаем, а вот расчёты так и закончиться могут. Да и калибр у орудия как-то маловат», — тяжело вздохнул генералитет и запросил у инженеров чего-нибудь позабористей.

https://warhead.su/system/images/000/093/260/content/0b5bfa05f1389c4eca9f9fe7f1bfbdc247a945ac.jpg?1521649104
Британские солдаты тащат по путям шестидюймовое морское орудие

Те выдали идею монтажа шестидюймовой корабельной пушки с поворотной основой на платформу, которая отцеплялась от поезда, укреплялась на земле с помощью выдвижных «лап» и вела огонь с прилично оборудованной позиции. Да и щиток от пуль и осколков там какой-никакой имелся.

А аппетиты у военных росли. Двадцати британским бронепоездам уже требовалась защита посолидней. В результате двенадцатифунтовую пушку монтировали уже в закрытой поворотной башне, усилив тем самым огневую мощь до предела технических возможностей.

«О! Отлично! Господа, а дайте нам ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ ПУШКУ! Мобильную. На платформе. И такую, чтобы Р-РАЗ — и всё. Сможете»?

В метрополии выдали 9,2-дюймовое морское орудие на железнодорожной платформе. Но в 1900 году, пока оно транспортировалось морем из Белфаста до зоны боевых действий, штурмовать и разрушать стало нечего. Буры полностью перешли к партизанской тактике, а потому генералам пришлось отложить новую игрушку в долгий ящик.

https://warhead.su/system/images/000/093/240/content/f9541070ee938e8d1d8f3856ca81812804041625.jpg?1522075194
9,2-дюймовая «игрушка» позже пригодилась британцам в Первой мировой

Несмотря на скорое окончание активной фазы боевых действий, британцы не забыли о бронепоездах и железнодорожных артиллерийских платформах. Армия Его Величества вовсю применяла их спустя 12 лет на полях сражений Первой Мировой — как в Европе, так и в Южной Африке. «Сумрачный гений» рождал всё новые идеи. Опираясь на бесценный опыт, полученный в том числе и на полях англо-бурской войны.