И НЕ ПОЛИТИК, И НЕ ГЕРОЙ. КЕМ ЖЕ БЫЛ ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I?
Чему учит нас история с императором Павлом I, который пытался навести в России прусский порядок, да был то ли придушен, то ли убит ударом золотой табакерки в висок?
О людоедах на троне
сергей кургинян: Павел чувствовал, что привилегии, которые Екатерина II (его матушка) дает дворянству, плохо кончатся, что нельзя совсем уж не думать про народ. Он пытался что-то противопоставить княжеским кланам. Но для этого нуждался в опоре. У Петра I была опора: Преображенский и Семеновский полки. И Павел пытался буквально повторить идеи великого прадеда: создать в Гатчине свои потешные полки, чтобы потом с их помощью всех пригнуть. Не получилось. Да, он создал неплохую артиллерию в Гатчине, но корпус людей, заряженных некоей страстью и способных продавливать идеи императора сквозь боярское сопротивление, не создал. Может, потому и не создал, что внутри у Павла была сильная гуманистическая нота. Он понимал, что людоедскими способами продавливать этот абсолютизм то ли уже нельзя, то ли самому не хотелось, то ли он нуждался в каких-то других механизмах. Петр это делал по-людоедски. А Павел хотел выпрыгнуть за эту колею. Его представление о рыцарстве как о спасительной силе - это ведь очень интересно, если посмотреть на Павла глазами социолога элиты. Павел пытался быть мягким Петром, пытался быть Петром без озверелого оскала, без палки.
эхо москвы: Только Петр умирает своей смертью, а Павла убивают.
кургинян: Да, и Сталин умер своей смертью. Тот, кто продавливает свою волю до конца и в средствах не стесняется, остается на троне. А кто начинает стесняться в средствах, не оказываясь при этом абсолютной игрушкой в руках олигархических групп и всего прочего, в конечном итоге горит. В этом урок российской истории. А урок Павла заключается в том, что он пытался вырваться за карму, за эти рамки российской истории, за эти флажки, о которых когда-то пел Высоцкий в "Охоте на волков", он пытался сделать что-то совсем новое, но сделать не смог.
О бессилии элит
эхо москвы: Хороший вопрос пришел от предпринимателя из Москвы: "Согласны ли вы с тем, что главная проблема России сегодня - это отсутствие настоящей, подлинной элиты? Нувориши есть, временщики-чиновники есть, а вот слоя людей, укорененных в России, хотящих строить здесь на века, нет".
кургинян: Да, материал есть, а слоя нет. Есть вменяемые люди в стране, но этот материал чудовищно распылен и по большому счету не обладает достаточно глубоким эффективным мировоззрением и не собирается в социальную ткань. Все говорят "российское общественное мнение", "российское общество". Я в таких случаях спрашиваю, а где оно, цельное российское общество? Есть разорванный социальный слой, когда "сытый голодного не разумеет". Нет консенсуса в обществе.
эхо москвы: Есть люди, которые ездят на "Мерседесах", есть люди, у которых дети учатся в Америке, у которых куча денег, есть люди, которые себя называют "элитой", - почему эти люди на протяжении последних 20 лет, когда Россия стала Россией в нынешнем виде, не в состоянии создать стабильные институты и работающие правила?
кургинян: Помните, в 1996 году банкиры подписали "Письмо тринадцати". Они тогда написали идеологический документ. И мне казалось, что этот идеологический документ может стать для них символом веры, что вокруг этих смыслов они начнут структурироваться и в эту структуру будут втягиваться другие люди... Но оказалось, что смысл для них обладает нулевой ценой. Что это оказалось всего лишь клочком бумаги, пиаром, предвыборной мулькой. И сегодня все они платят за то, что так считали. И заплатят за это до конца, потому что с идеологией не играют. Я в свое время предлагал, чтобы на каждом кабинете этих олигархов было написано: "Миром правит не вещественное. Миром правит смысл". Не деньги, не батальоны, миром правит смысл. Этот смысл создает социальные структуры, собирает вокруг себя людей, которые этому смыслу верят. Извините, в каком-то смысле людей жертвенных, людей, которые этому смыслу присягают, людей с чувством исторической миссии. Вот если эти люди собираются и могут зажечь своей верой народ, то тогда страна вздрагивает и куда-то движется - иногда в нужном направлении, иногда - в ненужном. Но в противном случае она лежит обездвиженная. Если люди собираются срубить и свалить, то им не нужен смысл, им незачем объединяться. Я видел, как гениальная рука Ельцина и еще некоторых людей разводила этих олигархов за месяц, как детей. Как сначала разводили Березовского и Гусинского против Чубайса. Потом разводили уже тех двоих - и рассыпали в пыль. Почему? Потому что алчность, зацикленность на материальном мешала людям поверить в смыслы и собраться вокруг смыслов всерьез. И пока этого собирания вокруг смыслов не произойдет, Россия будет абсолютно обездвижена.
Я с каждым годом все больше понимаю, как гениален Маяковский, который писал:
Этот вихрь от мыслей до курка,/
И зарницы и пожаров дым,/
Прибирала партия к рукам -/
Закаляла, строила в ряды.
Кто будет прибирать к рукам? Какая великая историческая страсть приберет к рукам этот далеко не худший социальный материал? Ведь никто его к рукам пока не прибирает, никто не занят идеологией - все хотят "срубить вкороткую". Но пока все хотят "срубить вкороткую", будут кланы и лидер - и больше ничего
* * *
И не политик, и не герой
Император Павел I - сын Петра III и Екатерины II - родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Санкт-Петербурге. Павел не получил серьезного образования. С детства отличался слабым здоровьем, рос крайне нервным, впечатлительным и непомерно вспыльчивым, подозрительным к окружающим его людям.
Екатерина II старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать по-литику матери. Павел считал, что эта поли-тика опирается на славолюбие и притворство, мечтал о водворении в России под эгидой самодержавия строго законного управления, ограничения прав дворянства, введения строжайшей, по прусскому образцу, дисциплины в армии.
В 1773 году, не достигнув 20 лет, он женился на Гессен-Дармштадтской принцессе Вильгельмине (в православии Наталья Алексеевна), но через три года она умерла при родах. В 1776 году Павел женился вторично, на принцессе Вюртембергской Софии Доротее (в православии Мария Федоровна).
В 1794 году императрица решила устранить своего сына от престола и передать его старшему внуку - Александру Павловичу, но не встретила сочувствия со стороны высших государственных сановников. Смерть Екатерины II 6 ноября 1796 года открыла Павлу дорогу на трон.
Новый император сразу же попытался перечеркнуть сделанное за тридцать четыре года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. Император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 году закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 года.
В области сословной политики основной целью стало превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Противоречивой была политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тысяч крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше.
В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия - это машина и главное в ней - механическая слаженность войск и исполнительность. В повседневной жизни запретили определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.
Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью вызывала недовольство в самых разных социальных слоях. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор. В ночь на 11 (23) марта 1801 года Павел I был задушен в собственной спальне в Михайловском замке. Заговорщики ворвались в покои императора с требованием отречься от престола. В результате стычки Павел I был убит.
Народу объявили, будто император скончался от апоплексического удара.
Тело Павла I погребено в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.