Табор уходит в небо… от Саркози
Президент Франции Николя Саркози принял решение закрыть не менее 200 цыганских таборов, а их обитателей выслать из страны. Эта мера, прежде всего, распространяется на цыган из Болгарии и Румынии.
На столь радикальный шаг французский президент решился после событий 17-18 июля в городке Сен-Эньян, вызвавших широчайший резонанс в стране. Тогда 22-летний цыган на своём автомобиле прорвал заграждение, выставленное стражами порядка, и сбил одного из жандармов, попытавшихся преградить ему путь. Нарушитель попытался уйти от второго патруля, но один из полицейских вынужденно применил оружие и застрелил цыгана. Полиция полагала, что убитый боялся проверки, поскольку не имел прав.
В ответ около 50 цыган напали на полицейский участок в Сен-Эньяне. Затем хулиганы принялись громить светофоры, жечь машины и рубить деревья. Для того, чтобы усмирить погромщиков, полиции пришлось вызвать подкрепление из соседних районов.
Собственно говоря, инциденты с цыганами происходят в Западной Европе (не только во Франции) довольно часто. Особо тревожная ситуация сложилась с теми представителями этого народа, что прибыли из Болгарии и Румынии. Они селились в таборах, откуда периодически устраивали "набеги" на города и сёла. Поэтому Саркози ополчился именно на них.
"Президент счёл совершенно недопустимой неправовую ситуацию, которой характеризуется положение цыганского населения из Восточной Европы (имелись в виду Болгария и Румыния — Ред.) на французской территории. Были отмечены 200 нелегальных лагерей, которые являются источником незаконной торговли, недостойных условий жизни, использования детского труда с целью попрошайничества, а также проституции и преступности", — говорится в сообщении Елисейского дворца.
Глава государства потребовал "приступить к высылке выходцев из Восточной Европы, которые незаконно находятся во Франции. Параллельно будет предпринята законодательная реформа, чтобы сделать более эффективной деятельность по эвакуации нелегальных лагерей", — отмечается в сообщении.
Затем с разъяснением выступил глава МВД Брис Ортефе. Он подчеркнул, что цыгане, нарушившие общественный порядок, будут высланы в Болгарию и Румынию. По его словам, речь идёт даже не о 200, а о 600 незаконных таборах. Кроме того, предполагается наладить взаимодействие с болгарскими и румынскими правоохранительными органами в вопросе возвращения цыган на родину.
Представители французских оппозиционных партий (социалисты, "зеленые", коммунисты) осудили решение Саркози. По их мнению, президент пытается повысить свой рейтинг, и ради этого выставляет цыган ворами. Они напомнили, что в прошлом году из Франции были выселены порядка десяти тысяч цыган. Однако глава государства и министры к критике политических противников остались глухи.
Проблемы с болгарскими и румынскими цыганами начались у Франции (да и у других стран Западной Европы) ещё в 1990-е гг., когда Евросоюз принял решение отменить визовый режим с Болгарией и Румынией. С 2007 года эти государства стали членами ЕС. Ездить на Запад стало ещё проще. Порядка миллиона болгар и 2,5 миллиона румын воспользовались этим и отправились на заработки.
Свои выгоды извлекли из открытия границ и огромные цыганские общины двух государств. По официальным данным, в Болгарии насчитывается 200 тысяч цыган (2,5 процента населения страны). По неофициальным — 600 тысяч. В Румынии эти цифры ещё более впечатляющие: 550 тысяч (почти три процента населения) и два миллиона.
Во Франции, Германии, Бельгии, даже в бывшей социалистической Чехии десятилетиями существуют программы "социализации цыган". Они направлены на то, чтобы представители данного народа завязали с неблаговидными занятиями, переселились из таборов в города, начали нормально работать и учиться. И нельзя сказать, что программы не дали никакого результата. Многие тысячи цыган удалось "вписать" в общество.
Однако Болгария и Румыния подобными успехами похвастаться не могут. Большинство местных цыган как жили в таборах, так и живут. Как занимались сомнительными с точки зрения закона делами, так и занимаются. И как только появилась возможность переехать в Западную Европу, сотни тысяч болгарских и румынских цыган хлынули туда, заставив французскую, немецкую, испанскую или голландскую полицию трудиться в поте лица.
Регистрироваться, получать вид на жительство и устраиваться на работу, как того требуют западноевропейские правила, они, в массе своей, не собирались. Такого типа поселения, как "табор", те же французские законы не предусматривают. Так болгарские и румынские цыгане пополнили ряды нелегалов. Которые, согласно нормам любой страны, подлежат депортации.
Решение Саркози о депортации болгарских и румынских цыган, а также ситуацию с представителями этого народа в Западной Европе в целом, прокомментировал "Правде.Ру" немецкий политолог Александр Рар.
— Проблема болгарских и румынских цыган действительно существует. Причём не только во Франции, но и в других странах Западной Европы. Надо признать: когда Евросоюз решил принять в свои ряды Болгарию и Румынию, его руководство не задумывалось о том, как быть с местными цыганами.
Западная Европа совершенно не была готова к их массовому наплыву. Европейцы, живущие в Париже, Мюнхене или Брюсселе не привыкли к тому, что люди целым табором могут жить где-то под мостом, ничего не делать, клянчить деньги у прохожих. Разумеется, у многих действительно есть проблемы с законом, они превратились в настоящую головную боль для правоохранительных органов.
И вот Саркози принял решение начать депортацию "пришельцев". Кстати говоря, в Германии, как и во Франции, существует практика выдворения из страны болгарских и румынских цыган. Просто немцы, в отличие от французов, делают это непублично.
Отмечу, что кроме болгарских и румынских цыган, в Западной Европе есть и местные представители этого народа. И они выгодно отличаются от соплеменников из Восточной Европы. Они не живут таборами под мостами, имеют квартиры, работают, платят налоги. Наиболее благообразных уже и внешне не отличишь от французов или немцев. Конечно, и местные цыгане доставляют полициям стран "старой" Европы немало хлопот. Но проблемы с ними меркнут на фоне того, что делается с болгарскими и румынскими цыганами.
Что делать с этими выходцами с востока Европы? Это сложный вопрос, затрагивающий основы европейской политкорректности. С одной стороны, нельзя преследовать людей по национальному признаку. Тем более цыган, которых в годы Второй мировой войны сотнями тысяч сжигали в газовых камерах по приказу Гитлера. С другой, представители какого-то народа, имеющие в кармане болгарские или румынские паспорта, нарушают общественный порядок, с этим нужно что-то делать.
Так что Европе придётся серьёзно поломать голову над тем, как интегрировать болгарских и румынских цыган в европейское общество.