Маневры на индийском направлении
Барак Обама пытается перетянуть Дели на сторону США
30 декабря стало известно, что передача Индии пяти ключевых технологий в военной сфере станет одной из важнейших тем переговоров в ходе визита в страну Барака Обамы в январе 2015-го года.
По данным источников в оборонном ведомстве Индии, которые приводит издание The Hindu, список позиций был передан американской стороне в середине декабря во время визита в Дели делегации Министерства обороны США.
В первой строке списка — получение лицензии на производство двигателя General Electric GE-F404, позволяющего безопасно летать в самую жаркую погоду, для оснащения легких истребителей Tejas.
Индия также заинтересована в технологии stealth, в бортовых радарах с синтезированной аппаратурой компании Raytheon, в стратегических разведывательных беспилотниках Global Hawk, уже много лет состоящих на вооружении военной авиации США. Кстати, БЛА Global Hawk недавно были развернуты на базе США в Японии, а в декабре Вашингтон одобрил продажу четырех аппаратов этого типа Южной Корее. Заинтересованность в их приобретении высказали Австралия и Япония, хотя позже Австралия отказалась от покупки из-за высокой цены.
Последнюю строчку в индийском списке заняла новейшая разработка компании Textron AirLand — легкий реактивный разведывательно-ударный самолет Scorpion.
26 декабря также стало известно, что Индия и США работают над завершением переговоров по заключению контрактов по 22 ударным вертолетам Apache и 15 вертолетам большой грузоподъемности Chinook.
Напомним, декабрьский визит Владимира Путина в Индию стал одним из самых успешных и плодотворных поездок за рубеж в 2014 году. Домой российская делегация привезла 25 соглашений, стоимость которых — несколько десятков миллиардов долларов, а также заверения в том, что Дели всегда поддержит Москву в борьбе с новыми вызовами. Это стало весьма неприятным сюрпризом для Вашингтона, который специально просил индийских партнеров воздержаться от развития отношений с Россией. Однако индийцы по итогам переговоров подписали с российскими партнерами 25 соглашений, в том числе в таких сферах, как ядерная энергетика и военно-техническое сотрудничество.
Что касается ВТС, то речь идет о совместном производстве ракет «БраМос», выпуске снарядов «Манго» для танков Т-90С, которые собираются в Индии, и др. Кроме того, Индия и Россия договорились урегулировать свои разногласия по программе создания истребителя пятого поколения FGFA. Как сообщил СМИ один из российских дипломатов, Москва согласилась увеличить долю Индии от 18 до 25%, а в будущем она может возрасти даже до 40-50%, если индийская авиационная промышленность будет демонстрировать устойчивый прогресс.
***
На январских переговорах Обамы все будет зависеть от того, до какой степени американцам нужна Индия, считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
— То есть все будет зависеть от решения американцев, но я не думаю, что они готовы пойти на такой шаг и предоставить Индии указанные технологии. В любом случае, Индия торгуется. В России почему-то принято считать, что эта страна нам чем-то обязана, хуже того, многие совершенно безосновательно считают, что это — «банановая республика». Но Индия никому не обязана — ни России, ни Америке. И именно потому, что она нужна и нам, и американцам, индийцы ждут — кто даст больше.
***
Россия традиционно доминировала на индийском рынке вооружений. Дело в том, что когда Индия разработала ядерное оружие, США и присоединившиеся к ним страны Западной Европы наложили мораторий на поставки вооружений в Индию, отмечает военный эксперт Виктор Мясников.
— У России оказались отличные условия для того, чтобы очень хорошо зарабатывать на военном экспорте с Индией. Но при этом индийцы всегда хотели получить самое современное оружие и технику по оптимальным ценам. Контракты, прямо скажем, нам всегда давались непросто, в первую очередь из-за того, что Индия, буквально торгуясь за каждый рупию, всегда предъявляла повышенные требования по модернизации техники, настаивала, чтобы она была укомплектована передовой аппаратурой. Именно поэтому мы, поставляя ей самолеты, зачастую ставили них авионику французских или израильских производителей, адаптировали машины под иностранное вооружение.
Но при этом Индия покупала оружие не только у нас. В объявленных ею тендерах участвовали все ведущие компании мира, и далеко не всегда Россия в них выигрывала. Надо понимать, что это государство, особенно под руководством премьер-министра Нарендра Моди, взяло курс на многовекторное развитие, покупая то, что им требуется, в первую очередь — технологии и лицензии.
Индия готова приобретать партию готовой продукции, но обязательно с тем, чтобы в дальнейшем наладить ее производство на своей территории. Отмечу, что она всегда закупала большие объемы, тратя деньги, сопоставимые с российским военным бюджетом, но иногда даже гораздо эффективнее, чем российские военачальники. Не надо забывать, что у Индии сложные отношения с Пакистаном и с Китаем. Сейчас наметилась некоторая разрядка, но, тем не менее, регион переживает гонку вооружений. И никто не хочет оказаться в роли аутсайдера, особенно учитывая тот факт, что противоречия между странами периодически обостряются.
Те, технологии, которые Индия просит у США, мы не производим. До нынешнего момента американцы отказывались предоставлять индийцам лицензии, что шло на пользу российским экспортерам. Посмотрим, что будет после визита Обамы, ведь здесь главный вопрос — готовы ли Штаты менять свою политику военной торговли? На мой взгляд, моментального результата здесь вряд ли стоит ожидать хотя бы из-за индийской традиции подписывать контракты годами и торговаться за каждую рупию.
«СП»: — Если Индия ведет себя прагматично на рынке вооружений, то как объяснить тот факт, что она, уже имея на вооружении прекрасный самолет Су-30МКИ, и в перспективе надеясь получить истребитель пятого поколения FGFA на основе Т-50 ПАК ФА, не отказывается от контракта с французами на поставку Rafale?
— Это тот самый многовекторный курс. Как я уже говорил, Индия ведет переговоры на поставку той или иной техники годами, требуя удешевления, передачи технологий. В свое время она даже установила мировой рекорд, затянув переговоры по учебно-боевому самолету на 18 лет: когда же все-таки был объявлен победитель конкурса, выяснилось, что машина морально устарела.
Что касается прагматизма, то на данный момент Су-30МКИ на стадии модернизации — для них разработаны современные радары, бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). То есть платформа остается прежней, но боевые качества — повышаются. На этом фоне переговоры о Rafale могут длиться довольно долго и закончиться ничем. За это время может быть создан истребитель пятого поколения FGFA…
«СП»: — Который также будет оснащен стелс-технологией… А вообще передача США Индии таких технологий возможна, учитывая, что они всегда считали их своим достижением?
— Беда в том, что Штаты создали самолет-невидимку, который не видит аппаратура, стоящая у них на вооружении. Восторг американцев закончился тогда, когда выяснилось, что старая советская техника метрового диапазона прекрасно видит самолет. Поэтому такую вещь, как стелс-технологии, надо рассматривать комплексно, поскольку речь идет не об эффекте невидимости, а только — о снижении видимости.
***
Индия — прагматичная страна, и перетянуть ее на свою сторону у Штатов не получится, полагает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
— Эта страна, исходя из своих национальных интересов, пытается диверсифицировать источники закупок вооружений и приобретения военных технологий. В любом случае, США получат столько, сколько индийское руководство сочтет нужным в рамках политики диверсификации. Что касается Индии, то у меня большие сомнения, что американцы предоставят ей свои технологии, по крайней мере, с точки зрения экспорта и всех необходимых ноу-хау.
США даже самым ближайшим союзникам не предоставляет исходную информации с целью развертывания соответствующего производства на территории партнера. Штаты передают готовые образцы вооружений, а дальше — страна-покупатель подвешивается на «крючок».
Если ее политика не противоречит мнению Вашингтона, то она получает запчасти, сервисное обслуживание, планируются мероприятия по модернизации. Если же США что-то не нравится, то мгновенно вступает в действие эмбарго на закупку оружия, в итоге оно превращается в металлолом, который невозможно экспортировать. А, учитывая, что жизненный цикл современных вооружений — порядка 30 лет, то это означает, что масштабные закупки вооружений США обрекут страну-покупателя на частичную потерю суверенитета в сфере принятия решений военно-политического характера.
Я думаю, что индийцы прекрасно понимают, что кроме России на максимально глубокую кооперацию и передачу технологий никто из их партнеров не идет. Скажем, налажено лицензионное производство в Индии 140 многофункциональных истребителей Су-30МКИ, причем уже сейчас идет четвертая фаза, которая характеризуется максимальным участием индийской авиапромышленности в выпуске данного самолета, включая производство необходимых узлов, агрегатов, планера и т.д.
Или перспективный проект российско-индийского истребителя 5-го поколения, который реализуется по линии ОАК (ОАО «Объединённой авиастроительной корпорации» — «СП»): Россия готова фактически передать полный пакет технологий индийским партнерам, на что США никогда не пойдут. Американцы готовы поставлять только готовые образцы.
Поэтому я уверен, что, несмотря на желание Дели приобрести американские вооружение, все-таки нашу страну не смогут подвинуть с того места, которое мы занимаем на индийском рынке оружия. Очевидно, что мы продолжим удерживать за собой эти позиции. Тем более, есть еще ряд совместных крупных проектов с локализацией производства на территории Индии.
Но думаю, что визит Обамы будет явно касаться не только военно-технических программ. США обеспокоены динамично развивающимися российско-индийскими контактами, особенно после визита президента Путина в Дели. Задача американской администрации — попытаться максимально затормозить процесс индийско-российского сотрудничества во всех без исключения сферах.
«СП»: — На ваш взгляд, зачем индийцам французские Rafale, если уже неоднократно говорилось, что модернизированные Су-30МКИ превосходят их в небе?
— Французы, выиграв тендер, ценник задрали практически в два раза, к тому же они не собираются передавать Индии все секреты производства — исходные данные по Rafale. То есть индийцы получат этакого «кота в мешке», причем по стоимости в два раза выше, указанной в тендере. Французы уже, таким образом, показали себя недобросовестным игроком.
Кроме того, учитывая ситуацию с «Мистралями», Париж запросто может «кинуть» Индию, также как могут «кинуть» и США. Вспомним хотя бы скандал 20-летней давности с поставками американских истребителей в Пакистан.
Но самое главное, программа модернизации Су-30МКИ, которые уже стоят на вооружении ВВС Индии, за гораздо меньшие деньги даст повышение боевых характеристик самолетов, которые не просто будут соответствовать Rafale, но и превосходить их. А получив истребитель пятого поколения, Индия вообще выйдет на уровень передовых государств. На мой взгляд, в интересах индийцев аннулировать результаты тендера в виду того, что Франция не исполнила требования, увеличив стоимость самолетов. Не исключено, что так и произойдет.