Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Пандемия чумы в Средние века


Пандемия чумы в Средние века

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Чумной бунт в России: как это было

Разрушительный след в истории человечества оставили не только войны и стихийные бедствия – землетрясения, наводнения, ураганы. Огромными опустошениями «отметились» пандемии и эпидемии чумы. Болезнь, именованная чёрной смертью, черным мором, моровой язвой, злой лихорадкой, не раз совершала губительные набеги на нашу планету. И каждый раз число её жертв исчислялось миллионами людей.

Как эпидемия чумы проникла в Россию в 1770 году
https://b.radikal.ru/b10/2003/c0/2686cfd46b77.jpg

По дошедшим до нас источникам, первая пандемия «чёрной смерти», охватившая множество стран, возникла в VI веке в Египте («Юстиниановая чума»). Вспышки этого ужасного повального заболевания периодически повторялись на разных континентах. Не обошла стороной чума и русские земли, несколько раз посетив их в течение XIII-XIV веков. Тогда пострадали Новгород, Псков, Киев, Смоленск, Чернигов. Но самый большой «урожай» моровая язва собрала в Москве в 1770-1771 годах, во время царствования Екатерины II.
Можно сказать, что чума въехала в Первопрестольную на солдатских штыках. В ходе войны с Турцией русские части оказались на территории Молдавии, где тогда свирепствовала чума. В походной жизни нет времени на личную гигиену; на биваках, как правило, царят скученность и антисанитария. Так солдаты и офицеры становились «транспортом» для блох-носителей чумной палочки. Переносчиками заразы становились также трофеи и иноземные товары. Чума быстро распространилась по Украине, захватила Брянщину и Тверскую область, а в декабре 1770-го первые её признаки обнаружились у раненых в московском госпитале на Введенских горах.
Какие меры предпринимала власть, чтобы локализировать распространение чумы

https://b.radikal.ru/b38/2003/3b/3a73c0c3b031.jpg
Московский губернатор Пётр Салтыков распорядился проводить все известные на то время дезинфекционные мероприятия: окуривать помещения можжевеловым дымом, сжигать вещи умерших, обрабатывать уксусом деньги и предметы обихода. Однако действенных результатов это не принесло, и в марте 1771 года распоряжением императрицы все полномочия по борьбе с чумой были переданы генерал-поручику Петру Еропкину.
Но самый значимый вклад в ликвидацию эпидемии внёс опальный к тому моменту фаворит Екатерины II граф Григорий Орлов, получивший от императрицы неограниченные полномочия.
Кроме осуществления традиционных обеззараживающих мер, по его инициативе в столице начали действовать санитарные отряды, обеспечивающие эвакуацию больных и захоронение умерших в специально отведённых местах. Гвардейцы Орлова пресекали мародёрство и торговлю пожитками умерших, не допускали значительных скоплений людей. Улицы очищались от умерших людей, их имущество и дома сжигались. Осиротевших детей направляли в особый приют.
https://d.radikal.ru/d26/2003/cf/d1b901337446.jpg
На окраинах и за чертой города были основаны специальные карантинные больницы. Врачам положили двойное жалованье. Добровольно обратившимся за помощью при выписке выдавалось солидное денежное и вещевое пособие. Гражданам, скрывавшим больных, грозила вечная каторга, а вот донёсшие на таковых материально поощрялись. Закрылись все фабрики, гостиные дворы и торговые ряды регулярно окуривались можжевельником. Особое внимание уделялось состоянию богаделен и их обитателей. Всего на мероприятия по локализации чумы из казны было выделено 400 тысяч рублей.

Почему москвичи взбунтовались и убили архиепископа Амвросия
https://a.radikal.ru/a23/2003/60/647c79d95c95.jpg
Несмотря на титанические усилия властей, смертельный недуг сдавал свои позиции довольно медленно. В отчаянии люди были готовы на любые безумства. Охватившая Москву истерия вылилась в череду трагических кровавых событий, получивших название «Чумной бунт».
В сентябре начали проводиться стихийные молебны перед иконой Боголюбской Божией Матери, которая была установлена на стене у Варварских ворот Китай-города. Это случилось после того, как кто-то распустил слух о якобы вещем сне, в котором Богородица посетовала на то, что возле её образа не возжигаются свечи и не служатся молебны. Господь за это решил покарать вероотступников, обрушив на них каменный дождь, но по молитвам Заступницы смягчил наказание, наслав моровую язву.
Правящий архиерей Амвросий (Зертис-Каменский) категорически воспротивился этому. Служение молебнов в не предназначенном для этого месте простыми мирянами, то есть людьми, не облачёнными в священнический сан, он назвал богопротивным позорищем. Кроме того, Владыка Амвросий опасался, что стечение к иконе толп народа может способствовать дальнейшему распространению эпидемии. Поэтому он принял решение перенести святой образ в расположенную неподалёку церковь Кира и Иоанна, а ящики для пожертвований опечатать и передать в сиротский дом.
Узнав об этом, Еропкин распорядился изменить целевое назначение денег, направив их на борьбу с чумой. Появившийся у ящиков с деньгами военный караул спровоцировал народ на бунт. В толпе зазвучали возгласы о том, что грабят Богородицу. Вооружённый дрекольем и камнями люд напал на военных. Кричали, что во всем виноват Амвросий. Желая выместить на нем злобу и отчаяние, народ ринулся к жилищу архиепископа в Чудовом монастыре. Предупреждённый Амвросий бежал в Донской монастырь, однако спастись ему не удалось: разъярённые бунтовщики вытащили его из церковного алтаря, где архиепископ пытался скрыться, и до смерти забили кольями.

Как удалось подавить восстание, и кто понёс наказание за «богомерзкое позорище»
https://b.radikal.ru/b24/2003/2a/a720bfb29740.jpg
Мятежники не ограничились погромом монастыря и убийством архиепископа. Бунт покатился по Москве, выплеснулся на улицы. Против нескольких тысяч обезумевших горожан власти могли выставить всего 130 гвардейцев. Поэтому после того, как мирно договориться с бунтовщиками не удалось, в ход пошли пушки. Несколько сотен человек погибли, 250 человек были арестованы, остальные бежали. Следствие по делу о мятеже и убийстве архиепископа Амвросия не смогло выявить конкретных зачинщиков беспорядков. Однако для острастки мятежников суд «назначил» виновных. Четверых приговорили к повешению, к шестидесяти подсудимым применили вырезание ноздрей, публичное битье кнутом, ссылку на каторжные работы. Около полутора сотен человек были отпущены на свободу.
https://c.radikal.ru/c40/2003/d3/935392159795.jpg
Процесс над мятежниками стал поворотным моментом в судебной практике государства Российского. До этого события существовал негласный мораторий на смертную казнь, введённый во время правления Елизаветы Петровны. Но «Чумной бунт» был настолько вопиющим преступлением, направленным против священства, а значит, против Бога, что Екатерина II решилась на возвращение высшей меры наказания.

0

2

Как эпидемия чумы в XIV веке изменила развитие европейской цивилизации?

Пандемия чумы, охватившая Европу, Азию и часть Африки в 1346 году, стала одной из самых свирепых эпидемий XIV века. Она унесла жизни 60 млн человек, половина из которых проживала в Европе. Мало того что эта смертельная болезнь разрушила жизни миллионов семей, она оказала ощутимое влияние на всю человеческую историю, подтолкнув к развитию культуру и промышленность, наложив отпечаток на развитие религиозных культов, рождение антисемитизма, а также изменив генетический код населения. Готовы узнать, как «черная смерть» повлияла на современный мир? Тогда читайте.

https://flytothesky.ru/wp-content/uploads/2020/04/2.jpg

Вторая пандемия и ее влияние на развитие европейской цивилизации

1. Развитие промышленности

Во времена Средневековья ремесленники и их сообщества вели довольно закрытую деятельность, передавая секреты своего мастерства от отца к сыну. Профессии кузнецов, плотников, пекарей, кожевников и мясников считались наследными. Но после пандемии все изменилось – погибло так много людей, что семейные предприятия просто разваливались. Рабочих рук катастрофически не хватало, так что приходилось открывать секреты всем желающим. Колоссальная нехватка людской силы привела к революции в области промышленности. Ученые стали все чаще задаваться вопросом о том, как механизировать производство? А еще к извечно мужскому ремеслу начали подключать женщин.

2. Появление понятия «карантин»

Медицина в те времена находилась в глубоком упадке, лечение было примитивным – телу больных почти не уделяли внимания, только «спасению души» при помощи молитв, причастий, различных пахучих трав и амулетов. Нужно ли говорить, что это не оказывало никакого эффекта? Тогда люди впервые задумались о том, отчего возникла пандемия чумы и есть ли какие-то способы оградить себя от напасти?

В 1348 году власти Венеции впервые вводят понятие «карантин». Все прибывшие торговые суда отправляются на 40 дней к острову Лазаретто, после чего там проводится осмотр приезжих. Зараженных отселяют на отдельные территории и запрещают с ними всякие контакты. Кроме того, власти стараются поскорее избавиться от умерших тел. В принудительном порядке закрывают места с большим скоплением народу – таверны, рынки, публичные дома. А также рекомендуют здоровым людям держаться подальше от городов и грязной воды.

3. Изменения в генетике населения

Исследования американских ученых в области структуры ДНК людей до эпидемии бубонной чумы и после обнаружили интересные странности. «Черная смерть» сделала выживших на порядок здоровее, укрепив их иммунитет. Говоря простым языком: болезнь уничтожила слабый генофонд и оставила только самых стойких и сильных, которые в дальнейшем дали жизнь еще более крепкому потомству. После эпидемии люди начали жить дольше, появились первые долгожители. А также пандемия чумы изменила систему полового созревания девочек, замедлив их рост. Именно после эпидемии увеличилось количество низкорослых женщин.
https://flytothesky.ru/wp-content/uploads/2020/04/1.jpg

4. Потеря церковниками авторитета

Если до массового заражения церковнослужители считались самой влиятельной кастой, в руках которых держалась вся власть, «черная смерть» многое изменила. До этого люди всецело уповали на духовенство. Перед ними преклонялись, их боялись и беспрекословно подчинялись даже самым нелепым требования.

Увы, в час беды от Церкви не дождались никакой помощи. Мало того что она сказочно обогатилась за счет несчастий своего народа (пытаясь избежать смерти, люди отдавали Богу все, что у них было), монахи часто проявляли малодушие – закрывались в своих кельях и отказывались исповедовать больных. Они боялись заражения, поэтому отстранялись от народа. Более того, из-за колоссальной смертности отбор в монастыри стал упрощенным. Среди церковников увеличилось количество невежд и религиозных фанатиков, которые портили весь имидж религии. В итоге люди стали разочаровываться в Боге. В обществе усилились еретические настроения. Церковь перестала играть ведущую роль.

5. Рост антисемитизма в Европе

Вы удивитесь, но именно пандемия чумы стала катализатором политики холокоста во время Второй мировой войны. Какая связь между событиями, которые разделяют 700 лет? Исследуя причины нелюбви к евреям, современные ученые выяснили, что этот народ стали притеснять и ненавидеть как раз в Средние века. Более того, поводом к травле послужила низкая смертность от болезни среди евреев, что казалось людям подозрительным. Их тут же стали обвинять в колдовстве. Якобы именно евреи отравляли воду чумой, истребляя мирное население.

В те времена не знали, что чума распространялась благодаря антисанитарии и зараженным грызунам, которых употребляли в пищу. Тогда как евреи всегда тщательно следили за гигиеной и питанием. Кстати, среди этой нации редко можно встретить обладателей первой группы крови, которая является особенно привлекательной для чумных бактерий.

https://flytothesky.ru/wp-content/uploads/2020/04/4.jpg

6. Закрепление английского языка

В те времена на английском престоле сидели норманны, которые завоевали корону в 1066 году и управляли не только государством, но и образованием. А так как их родным языком был один из французских диалектов, придворные Англии быстро заговорили на le français. Кто знает, чем бы все закончилось, если бы пандемия чумы не выкосила треть жителей Европы. Города так опустели, что пришлось вливать в них жизнь с помощью притока сельских жителей, которые в силу своей неграмотности говорили на немодном английском. Бывшие крестьяне не были образованными, но на них держалась торговля и промышленность, градостроение и экономика. Так что властям пришлось идти на уступки и учитывать права и интересы холопов. Уже в 1362 году был подписан закон, который возвращал английский в школы и госучреждения. Так «крестьянский язык» снова вернулся к жизни и стал популярным.

7. Изменения в сельском хозяйстве

До пандемии чумы большинство крестьян занимались земледелием – выращивали агрокультуры и хлопок. А вот когда болезнь ворвалась в их жизни, оказалось, что свободных рук катастрофически не хватает. Началась массовая утечка работников в большие города, фермерство стало загибаться. А также произошла своего рода революция – селяне переключились на животноводство. Оказалось, выращивание домашней скотины не требует большого количества рук. Огромными стадами легко можно было управлять с помощью пары пастухов или собак-помощников. Феодалам пришлось прогибаться под настроения своих крепостных, раздавая больше прав и свобод, чтобы удержать рабочую силу.

Вот так одна из самых больших трагедий для европейской цивилизации стала катализатором к переменам, навсегда изменив привычный средневековый уклад. Началась формироваться новая система отношений и появились первые предпосылки для гуманизма и Реформации.

0

3

Как чума стала причиной прогресса

Чем заняться в средневековой Европе, если вокруг гуляет чума? Пандемия XIV века открыла перед человеком много новых возможностей: любой мог стать рыцарем, монахом, даже торговцем с собственным кораблем. Главное — остаться в живых.
https://moya-planeta.ru/upload/images/xl/e2/d1/e2d12c9494032155d3d75e4611f486578efa105d.jpg
Питер Артсен. Торговец дичью

Пока ученые изобретают новые вакцины от коронавируса, люди ждут конца пандемии и возвращения к нормальной жизни. Будет ли она нормальной, то есть той, к которой мы привыкли, — открытый вопрос. Болезни способны менять уклад жизни до неузнаваемости — ярким примером тому служит Европа до и после черной смерти.

Краткий экскурс в историю: эпидемия бубонной чумы, прозванной черной смертью из-за именно такого цвета мозолей — бубонов — в подмышках, паху и на шее больного, началась в Европе в конце 1347 года. Фламандский монах-бенедиктинец Лодевик Хейлиген писал, что зараза прибыла на трех торговых кораблях, которые привезли в Геную страшную болезнь с Востока. С 1347 по 1350 год погибли примерно 20 млн европейцев — 30–50% от всего населения континента. Те, кто выжил, обнаружили, что мир меняется — и не только в худшую сторону.

ИЗБЫТОК МЕРТВЫХ, НЕХВАТКА ЖИВЫХ
https://moya-planeta.ru/upload/images/xl/2b/47/2b479584503b1abf9d596b3ee1414f2fff839591.jpg
Клод Лоррен. Гавань с виллой Медичи
После чумы везде потребовались рабочие руки. Поля оказалось некому вспахивать, животных — некому пасти, поэтому цены на землю и скот обрушились, а на пшеницу выросли. Крепостные, которым феодалы обеспечивали защиту и часть от урожая, начали выкупаться или сбегать от лордов, чтобы работать на тех, кто готов был платить за их труд деньгами. Некоторые крестьяне покидали деревни и переселялись в опустевшие дома в городах. Их некому было ловить — властям не хватало стражей, сборщиков налогов, тех, кто копал бы могилы и заботился о выживших сиротах и вдовах, пишет медиевист Дорси Армстронг.

Исследователи отмечают резкий рост числа работающих женщин: к 1450 году варка пива и эля, к примеру, стала преимущественно женской профессией.

https://moya-planeta.ru/upload/images/xl/6c/f0/6cf0042b707667fa8d3dff293d151dabde1a8ad8.jpg
Дэвид Тенирс Младший. Двенадцатая ночь пьянки короля
Работа отнимала много времени и сил, и, как результат, женщины стали иметь меньше детей. Некоторые вообще отказывались рожать и целиком посвящали себя работе, что замедляло рост населения — такой вот маленький протофеминизм.

Дворяне получали деньги, торговцы — престиж

Те, кому повезло выжить, смогли быстро улучшить свое финансовое положение. Расценки на наемный труд росли, а конкуренция снизилась. На многих свалилось наследство от умерших родственников. В этих условиях, рассказывает Армстронг, торговый класс становился все сильнее и многочисленнее. У людей появились свободные деньги на роскошь с Ближнего Востока и из Индии. Торговцы прокладывали новые маршруты в далекие страны — не только сухопутные, но и морские.

https://moya-planeta.ru/upload/images/xl/81/bc/81bc38fba1b5af9ce7856247b4efc03841027edc.jpg
Феликс де Винь. Ярмарка в средневековом Генте
Единственное, чего не хватало купцам, — это титулов, пишет медиевист. К их радости, феодалы к этому моменту, наоборот, беднели из-за выросших расходов на рабочую силу. Чтобы поправить положение, им приходилось заключать браки с торговым сословием. Так дворяне получали деньги, торговцы — престиж. Ничего подобного раньше не было: до черной смерти в средневековом обществе человек рождался в своем классе и в нем же и умирал. После чумы предприимчивый или просто трудолюбивый европеец мог при желании оказаться среди знати или попасть в духовенство.

КАРА БОЖЬЯ
https://moya-planeta.ru/upload/images/xl/11/02/1102d985084939b3a1ae41c994badc33b6859ff5.jpg
Франсиско Эррера Старший. Святой Бонавентура вступает во францисканский орден
Кризис кадров не обошел и церковь: монастыри и соборы лишились порядка 40% клира — кто-то умер, кто-то сбежал. Сначала дефицит попытались восполнить за счет молодежи. Монашеский обет разрешили приносить в 15 лет, а не в 20, как раньше, в священников рукополагали в 20 лет, а не в 25, пишет историк Норман Кантор. Церковь наполнилась молодыми и часто недостаточно образованными клириками. Но и их не хватало. В духовенство начали записывать, грубо говоря, всех желающих. Эти желающие зачастую не обладали сильной верой и глубокими познаниями Писания, а просто хотели комфортной жизни, которую предлагала церковь.

Между тем люди как никогда ждали от служителей Господа помощи: спасения от чумы и облегчения страданий. Священники, тем более неопытные и не закончившие обучение, не смогли этого дать. В лоне церкви восприняли чуму как небесную кару за человеческие грехи, поэтому народу предложили индульгенции для сокращения мук после смерти. Церковь богатела: ей несли ценности и жертвовали деньги. Но авторитет священства слабел. Божественное наказание чумой могло натолкнуть людей на мысль, что и духовенство плохо справляется со своими обязанностями, считает Армстронг.

Среди европейцев в это время снискали популярность нищенствующие ордена (например, францисканцы). Монахи без монастыря, они путешествовали из города в город, где молились, проповедовали и помогали бедным. Кантор отмечает растущую тенденцию к частному христианству. Люди начали искать способы разговаривать с Богом без посредничества церкви: мистические течения привлекали все больше сторонников, знать и богатые ремесленники и торговцы возводили для себя частные капеллы и часовни.

MEMENTO MORI
https://moya-planeta.ru/upload/images/xl/ab/20/ab2082b4acb35a8fb673cb32366508fb855ce983.jpg
Пляска смерти — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья

Жизнь европейцев выстроилась вокруг реальности близкой гибели — это коснулось и искусства. Впрочем, нельзя просто сказать, что все вдруг стали писать стихи и картины про смерть. Мотив memento mori (лат. «помни о смерти»), призванный напомнить человеку о неизбежном конце, существовал в искусстве еще до эпидемии, но болезнь вывела его на первый план. Кантор даже высказывает смелую обратную мысль: Европа потому так тяжело пережила черную смерть, что ее культура и без того была мрачной. После крушения надежд на церковь в борьбе с чумой художники и поэты эпохи Возрождения отошли от религиозных сюжетов и сфокусировались на человеке, его земных страданиях, радостях и переживаниях.

Впрочем, влияние черной смерти на средневековое искусство сложно суммировать коротко. Да, чума дала Европе «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Декамерон» Джованни Бокаччо, «пляску смерти» — обширный сюжет живописи и литературы, где смерть, великий уравнитель, увлекает в танец королей, крестьян и монахов. С другой стороны, многие проекты свернули из-за пандемии — к примеру, Сиенский собор, жемчужину итальянской архитектуры, хотели расширить, но не смогли. Множество мастерских, техник, целые направления были потеряны. Из-за этого искусство в отдельных регионах могло дать обратный ход. К примеру, историк Миллард Мисс заметил, что североитальянская живопись после чумы двинулась от гуманистической линии Джотто назад, к строгой религиозной традиции XII века. Кантор считает, что этот разворот можно объяснить не размышлениями о смерти, а гибелью тех прогрессивных мастеров, которые работали в направлении Джотто.

СРЕДНИЕ ВЕКА НА СМЕРТНОМ ОДРЕ
https://moya-planeta.ru/upload/images/xl/b2/4f/b24f1866894efb12de56530b0a9a30cab50860f6.png
Жан Огюст Доминик Энгр. Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Фрагмент

К началу эпидемии Столетняя война Англии и Франции шла уже около десяти лет. Население Франции втрое превышало английское, но у последних была мощная налоговая система, армия из свободных крестьян, а не из дворянства со своими амбициями, плюс супероружие — английский длинный лук. Не исключено, что династия Плантагенетов завоевала бы Францию целиком, если бы не чума. Англия тяжелее всех перенесла эпидемию — вернуться к населению в 6 млн (показатель до вспышки) страна смогла только к 1500 году, то есть через 150 лет. Король Эдвард III остался без армии и без налогоплательщиков. Его дочь Иоанна должна была выйти за Педро Кастильского, но умерла по дороге во время вспышки болезни в Бордо — так сорвался династический союз Англии и Испании. Франция зализала раны, а затем — здесь начинается история Жанны д'Арк — вышвырнула британцев с континента. Конец Столетней войны в 1453 году называют одной из дат окончания Средних веков.

Бубонная чума сама по себе не стала концом эпохи. Но ее бациллы проникли в тело самого Средневековья, и вскоре признаки болезни показались наружу. Трехчастная структура общества (те, что молятся, те, что воюют, и те, что трудятся) расползлась, великая Римская католическая церковь ослабла, голубая кровь уступила золотым монетам. Зато пережившие пандемию получили возможность устроить свой мир заново. Некоторые покинули Старый Свет и на каравеллах двинулись на запад, а там для них и всего мира началась новая жизнь.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Пандемия чумы в Средние века