Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Литература » Иван Бунин


Иван Бунин

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ЗА ЧТО БУНИН ТЕРПЕТЬ НЕ МОГ ГОРЬКОГО?

https://mtdata.ru/u1/photo94EA/20405076804-0/original.png#20405076804
ГОРЬКИЙ, БУНИН И ТЕЛЕШОВ

18 июня скончался Максим Горький (1868-1936).

Поговорим сегодня о его дружбе с Иваном Буниным, которая закончилась последовательной враждой со стороны певца дворянских усадеб.

А ведь это именно Горькому Бунин сделал трогательную надпись на подаренном томике своих сочинений: «Что бы ни случилось, дорогой Алексей Максимович, я всегда буду любить Вас».

Не говори «гоп».

На склоне лет, когда вроде приходит мудрость, Бунин, по свидетельству Адамовича, напишет на портрете Горького другие слова.

А именно: «Полотер, вор, убийца».

В конфликтах с другими литераторами Бунину отказывало чувство меры. Он не жалел публичных слов осуждения, щедро навешивая ярлыки и передёргивая.

Горький действовал тоньше. Ни разу не одернул он Бунина в передовицах, зато в дневнике оставил для потомства безжалостную характеристику соратника:

«Талантливейший художник русский, прекрасный знаток души каждого слова, он – сухой, «недобрый» человек, людей любит умом, к себе до смешного бережлив. Цену себе знает, даже несколько преувеличивает себя в своих глазах, требовательно честолюбив, капризен в отношении к близким ему, умеет жестоко пользоваться ими».

Это написано без учета непростого положения Бунина в современной ему литературе. Тончайший лирик не вписывался в ситуацию Серебряного века; презирал погоню за читателями; не признавал модернистов, считая себя последним хранителем заветов Чехова и Толстого Льва. В результате слава уходила мимо Бунина к Леониду Андрееву, Арцыбашеву, тому же Горькому, в чем уязвленный писатель усматривал глобальную несправедливость.

Имел ли Бунин право на обиду за недооценку?

А как же.

Но ведь в случае с Горьким не только творческая ревность подмешивалась. Были и денежные расчеты. И прямая неблагодарность.

https://mtdata.ru/u1/photoFBEA/20297368200-0/original.png#20297368200
ГОРЬКИЙ, МАМИН-СИБИРЯК, ТЕЛЕШОВ, БУНИН

Представил их друг другу в 1899 году Чехов.

Бунин аттестует дружбу с Горьким «странной» в том плане, что «чуть не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были».

Не были? Но куда деться от писем Ивана Алексеевича Горькому, где сплошь восторги: «Дорогой друг», «Дорогой поэт», «Вы истинно один из тех очень немногих, о котором думает душа моя, когда я пишу, и поддержкой которых она так дорожит»?

Как быть с тем, что три зимы живя на Капри, Бунин не вылезал из гостеприимного дома Горького, а возвращаясь в Россию, с удовольствием рассказывал газетчикам его мысли и планы, выставляя себя горьковским конфиндентом?

А кому, как ни Горькому посвятил Бунин поэму «Листопад», пусть позже и снял посвящение?

Бунин зависел от Горького. Ведь «раскрутил» его Горький, открыв Бунину путь в богатейшее по гонорарам издательство «Знание». Именно с томиков «Знания» Бунина узнал самый широкий читатель.

Позже и это неблагодарный Иван Алексеевич обыграет, от шпильки не удержавшись.

«Знание» сильно повысило писательские гонорары. Мы получали в «Сборниках Знания» кто по триста, кто по четыреста, а кто и по пятьсот рублей с листа, он (прим. авт. – Горький) — тысячу рублей: большие деньги он всегда любил».

А какие деньги любил Иван Алексеевич? Маленькие? Дальнейшие события показали, что нет.

https://mtdata.ru/u1/photoAC95/20743513898-0/original.png#20743513898
Дружескими такие отношения быть априори не могли. Это можно назвать сотрудничеством, где один проталкивает, а другой принимает помощь, вынужденно улыбаясь, когда хочется язвить.

Зачем язвить?

Ну, поводов для обид было у Бунина предостаточно.

Представьте эпизод – в компании, где главенствуют Горький и Чехов, к Бунину подходит адвокат Сахаров…

«-Иван Алексеевич, уезжайте отсюда…

-Почему? — удивился я.

-Вам, конечно, очень тяжело здесь среди таких знаменитостей, как Горький, например…

-Нисколько, — сказал я сухо, — у меня иной путь, чем у Горького, буду академиком… и неизвестно, кто кого переживет…»

Речь не столько о самолюбии. Слава Горького раздражала Бунина, поскольку он видел актерскую ее сущность. Наличествовало явное несовпадение между репутацией босяка-марксиста и домом в Нижнем Новгороде, квартирой в Питере, гонорарами по 1000 рублей за лист. Бунина коробило неестественное поведение Горького, рисовка его перед поклонниками.

Бунин замечал:

«Ходил он теперь всегда в темной блузе, подпоясанной кавказским ремешком с серебряным набором, в каких-то особенных сапожках с короткими голенищами, в которые вправлял черные штаны. Всем известно, как, подражая ему в «народности» одежды, Андреев, Скиталец и прочие «Подмаксимки» тоже стали носить сапоги с голенищами, блузы и поддевки. Это было нестерпимо».

Тут Бунин упускает одну из важнейших вещей, обуздывая свое лихое красноречие. А именно: в «Подмаксимках» числили и его тоже.

Долго терпеть подчиненное положение он не собирался.

https://mtdata.ru/u1/photoC519/20189659596-0/original.png#20189659596
До 1917 года Бунин и Горький все же контактировали умеренно - спокойно. Революция разбросла их в разные стороны, но опять же, ведь лукавил Иван Алексеевич, говоря:

«Тут случилось, что человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, вдруг оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мне ужас, негодование. С течением времени чувства эти перегорели, он стал для меня как бы несуществующим».

Да как же несуществующим, если столько ядовитой желчи вылито?

И ведь был, был потаенный мотив никак с революционными воззрениями Горького не связанный, хотя уже в 1918 Бунин заявлял жене, что «Придет день, я восстану открыто на него. Да не только, как на человека, но и как на писателя. Пора сорвать маску, что он великий художник. У него, правда, был талант, но он потонул во лжи, в фальши».

Горький же записывает тогда же в дневнике: «Очень плох И.А. Бунин в своих «Окаянных днях». Бунин — умен по природе, достаточно образован. Видеть его в состоянии столь болезненного бешенства и обидно, и противно. И жаль художника. Пропал художник».

https://mtdata.ru/u1/photo6507/20412732445-0/original.png#20412732445
А КОГДА-ТО ДРУЖИЛИ РЯДОМ СИДЕЛИ

Как-то обходился Бунин без публичного оскала в сторону Горького в 1920-ых? Два эмигранта просто не встречались. Но вот опять запахло большими деньгами и Бунина понесло. Он, Горький, Шмелев и Мережковский шли претендентами на Нобелевскую премию по литературе. Именно в этот период Бунин разинул рот на бывшего друга да больше не закрывал. Он развенчивал миф о босячестве Горького; вспоминал роскошный банкет в ресторане после премьеры «На дне»; чехвостил «Песню о Соколе» и «Мои университеты».

Уехавший в СССР Горький не отвечал, хотя к его услугам была вся советская пресса, готовая пнуть эмигранта, получившего Нобелевку. Горький просто занес в дневник еще одно откровение, и по точной ехидности оно перекрыло всё брюзжание Бунина.

«Читал «Заметки» Бунина и вспомнил тетку Надежду, вторую жену дяди моего Михаила Каширина. Дядя и его работник били бондаря, который, работая в красильне, пролил синюю «кубовую» краску. Из дома на шум вышла тетка и, схватив кол, которым подпирали «сушильные» доски, побежала, крича:

— Ну-те-ко, постойте-ко, дайте-ко я его…

На Бунина тетка Надежда ничем не похожа была, — огромная, грудастая, необъятные бедра и толстейшие ножищи. Рожа большая, круглая, туго обтянута рыжеватой, сафьяновой кожей, в середине рожи — маленькие, синеватые глазки, синеватые того цвета огоньков, который бывает на углях, очень ядовитые глазки, а под ними едва заметный, расплывшийся нос и тонкогубый рот длинный, полный мелких зубов. Голос у нее был пронзительно высокий, и я еще теперь слышу ее куриное квохтанье:

— Ко-ко-ко-ко…»

Странно, конечно, что все время выступавший против достоевщины «человека из подполья», Бунин именно как подпольный человек себя вёл.

Ладно, время все равно вывело в классики.

И его, и Горького.

0

2

ЗА ЧТО БУНИН НЕНАВИДЕЛ ЕСЕНИНА
https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1118810/1118810_original.png
Иван Бунин (1870-1953), один из великих писателей земли Русской.

Это сейчас. А при жизни Бунину все время приходилось доказывать, что он входит в первый ряд литераторов.

Любовь читателя к Бунину была тихой, без нервной экспрессии завалить цветами. Для Бунина оказалась недосягаемой прижизненная слава Горького, Леонида Андреева, Куприна, это бы ладно, но даже Арцыбашева приветствовали шумнее, о Вербицкой говорили больше. Представляете момент, когда Бунин согласился выступить вместо заболевшего звездной болезнью писателя Юшкевича, а публика устремилась из зала сдавать билеты. А ведь было.

Бунин не вписывался в ситуацию Серебряного века, когда литература смыкалась с эстрадой и в раскрутке писателей все чаще звучали слова: «Скандал», «Запрещено цензурой-дурой», «Принимаю поклонниц по будням с 2-х до 5-ти». Молча улыбаться несправедливой, как он чувствовал, славе, Бунин не собирался, выбрав тактику нападения. Один из последних писателей, чей талант успели признать гиганты Лев Толстой и Чехов, объявил себя хранителем нравов классической литературы, костеря успешных модернистов огулом.

По верному замечанию Корнея Чуковского, Бунин ощущал себя единственным праведником, очутившимся среди преуспевающих грешников.

Особенно уязвимым был Иван Алексеевич в плане поэзии. Книги рассказов расходились, а получивший Пушкинскую премию сборник стихов «Листопад» валялся нераспроданным на фоне разлетающихся тиражей Бальмонта, Блока, Брюсова.

С годами желчь Бунина прогрессировала, а уж когда писатель оказался в эмиграции во враги попала масса литераторов, принявших революцию. Бунин исходил злобой на Блока за «Двенадцать», на Брюсова за сотрудничество с властями, на Бабеля и Пильняка, Маяковского и Есенина.

Вот на неприятии Буниным Есенина остановимся подробней.

Если встреч с Ахматовой Есенин добивался (ЗА ЧТО АХМАТОВА НЕ ЛЮБИЛА ЕСЕНИНА), то встреч с Буниным не искал. Правильная, холодная, академическая, лишенная шока и трепета «деревенская» поэзия Бунина не интересовала рязанского Леля решительно. Насмотревшись в Суриковском кружке на замшелых певцов родной земли, он сделал решительную ставку на модерн.

Бунин тоже долго не замечал Есенина. Создается впечатление, что он зафиксировался на Сергее Александровиче только после заграничного вояжа последнего, ошалев от газетных публикаций не о поэзии самородка, а о трактирном поведении его.
https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1119451/1119451_original.png

Лучше всего претензии старшего товарища сформулированы в стихотворении Дона Аминадо, которое Бунин процитировал в статье «Самородки».

Осточертели эти самые самородки

От сохи, от земли, от земледелия,

Довольно этой косоворотки и водки

И стихов с похмелия!

В сущности, не так уж много

Требуется, чтобы стать поэтами:

— Запустить в Господа Бога

Тяжелыми предметами.

Расшвырять, сообразно со вкусами,

Письменные принадлежности,

Тряхнуть кудрями русыми,

И зарыдать от нежности.

Не оттого, говорит, я хулиганю,

Что я оболтус огромный,

А оттого, говорит, я хулиганю,

Что я такой черноземный.

У меня, говорит, в одном нерве

И сказуемые, и подлежащие,

А вы, говорит, все — черви

Самые настоящие!

Но все это позже, а пока Бунин недобро упомянет Есенина в рассказе «Несрочная весна» (1923). Герой рассказа, столкнувшись со старыми стихами:

Успокой мятежный дух

  И в страстях не сгорай,

  Не тревожь меня, пастух,

  Во свирель не играй…

- «долго стоял очарованный: какой ритм и какая прелесть, грация, танцующий перелив чувств! Теперь, когда от славы и чести Державы Российской остались только «пупки», пишут иначе: «Солнце, как лужа кобыльей мочи...».

Здесь явный отсыл к строке Есенина из поэмы «Кобыльи корабли»: «Даже солнце мерзнет, как лужа, которую напрудил мерин».

Осенью 1925 года, к годовщине смерти Алексея Константиновича Толстого, Бунин написал статью «Инония и Китеж», где всячески превознося Толстого, лягал Есенина. Прицепившись к строчкам: «Проклинаю дыхание Китежа, обещаю вам Инонию…» Бунин доказывал, что мессианство Есенина смехотворно.

«Я обещаю вам Инонию!» — Но ничего ты, братец, обещать не можешь, ибо у тебя за душой гроша ломаного нет, и поди-ка ты лучше проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой! А главное, все-то ты врешь, холоп, в угоду своему новому барину!»

https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1119645/1119645_original.png
ЕСЕНИН С ДУНКАН ЗА ГРАНИЦЕЙ

Окончательно Бунин возненавидел поэта, когда бедолага страшно закончил свой путь, и, как позже напишет Георгий Иванов, «…с посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность. …все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить».

Обстоятельство, что Есенин на его глазах прописывается в бессмертном пантеоне, взбесило Бунина. В статье «Самородки» он заорал, призывая всех опомниться:

«Вот в Москве было нанесено тягчайшее оскорбление памяти Пушкина (— вокруг его памятника обнесли тело Есенина, — то есть оскорбление всей русской культуре). А как отнеслась к этому русская эмиграция? Отнеслась как к делу должному, оскорбления никакого не усмотрела. Большинство пошло даже гораздо дальше: стало лить горчайшие слезы по «безвременно погибшей белой березке», в каковую превратило оно Есенина, произведя этого маляра (правда, от природы весьма способного) чуть не в великого художника…»

Памятуя, что Есенин теперь в глазах эмигрантов становится, помимо всего прочего, жертвой Советской власти, Бунин пытается его от Советов отделить, мол, «сам дурак».

«Большевистской власти, конечно, было очень приятно, что Есенин был такой хам и хулиган, каких даже на Руси мало, что «наш национальный поэт» был друг-приятель и собутыльник чекистов. …Но что ж с того, что большевикам все это было приятно? Тем хуже для Есенина. Он талант, трагическая натура, и посему ему все прощается? Но талант у него был вовсе не такой, чтобы ему все прощать, а «трагедия» его стара, как кабаки и полицейские участки. Ведь и до Есенина … пели: «Я мою хорошую в морду калошею», и во веки веков процветала на Руси белая горячка, в припадках которой и вешаются, и режутся. И думаю, что всё это отлично знают все проливающие слезы над «погибшей белой березой».

В статье достается многим самородкам — и Николаю Успенскому, и Левитову. Дворянин Бунин был категорически против бегства от сохи в литературу. И размер дарования здесь значения не имеет. По мысли Бунина - человек талантливый, но к культуре неготовый, будет раздавлен свалившимся успехом, последующими неудачами, нежеланием возвращаться к работе физической, отсутствием сил играть роль ему отведенную, а, главное, неудовлетворенным самомнением.

Надо признать, в отношении Есенина данный механизм так и сработал (пусть и не столь прямолинейно, с привлечением множества других факторов).
https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1119953/1119953_original.png

Даже через десятилетия после смерти Есенина Бунин не мог успокоиться. Как прикажете быть спокойным, если имя ненавистного самородка никак не поглотит Лета? В «Автобиографических заметках» Бунин попытался проехаться и по стихам.

«Синий май. Заревая теплынь,

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь,

Спит черемуха в белой накидке…

Дело происходит в мае, в саду, — откуда же взялась полынь, запах которой, как известно, сухой, острый, а вовсе не липкий, а если бы и был липкий, то не мог бы «веять»?

Здесь Бунин прокололся, слишком много поведав о себе. В неправильности Есенина бьет музыка ушедших усадеб, а в ботанически безошибочных стихах Бунина музыки часто нет. У Есенина черемуха, у его оппонента гербарий.

Когда журналист Александров, покоробленный «Автобиографическими заметками», попробовал защитить Есенина, Бунин опубликовал отповедь: «Мы не позволим», где опять нудел: «Память, которую оставил по себе Есенин как человек, далеко не светла».

И не остановившись на этом, прислал редактору газеты «Новое русское слово», напечатавшую статью Александрова, письмо, где похвалился, что может загнуть, как Есенин:

«Я нынче тоже написал, как именно Есенин возвращается к маме и папе — написал a la Есенин.

Папа бросил плести лапоть,

С мамой выскочил за тын,

А навстречу мамы с папой

Их законный сукин сын!»

Похоже?

По мне так не очень…

https://ic.pics.livejournal.com/ygashae_zvezdu/78238682/1120105/1120105_original.png
Бунина оправдывает лишь общая ситуация при которой, почувствовав выгоду, в литературу попер страшный люд, с воплями: «Жрать давай!». Насмотревшись на превращение храма в рынок; погуляв с самородками, оказывающимися на поверку не золотыми слитками, а глиняными разводами, Бунин проглядел золото есенинской поэзии, приняв ее за глиняный развод. Так тоже бывает - зрение мылится. Тем более, Сергей Александрович делал все, чтобы показаться хуже, чем он есть, и даже близкие люди начинали сомневаться, не с упырем ли имеют дело.

Впрочем, об этом мы еще поговорим.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Литература » Иван Бунин