На дне. Как погибала звезда фильма «Семь стариков и одна девушка»
В 1968 году на советские экраны вышла картина «Семь стариков и одна девушка». История о том, как молодая выпускница института физкультуры превращает группу проблемных мужчин предпенсионного возраста в здоровых и уверенных себе людей, стала очень популярной. Старики и секс-символ Режиссер Евгений Карелов собрал в своем фильме целую плеяду великолепных актеров — Борис Чирков, Алексей Смирнов, Борис Новиков, Евгений Весник, Анатолий Папанов, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов... Съемочная группа легко шла на эксперименты. Например, для сюжета переозвучили и вставили в ленту кусок популярного французского фильма «Фантомас разбушевался» с неподражаемым Луи де Фюнесом. Ну и, конечно, «Семь стариков и одна девушка» не был бы таким популярным без главной героини — очаровательной блондинки, пробуждающей в побитых жизнью желание преодолевать трудности и отказаться от нехороших привычек. В борьбе за эту роль актриса Светлана Савелова обошла звезду «Операции Ы» Наталью Селезневу, а также Ольгу Остроумову, в том же году прогремевшую своей дебютной работой в картине «Доживем до понедельника». Никому и в голову не могло прийти, что этот успех станет последним в карьере Савеловой...
Судьба нашла ее в аптеке
Она родилась в Крыму в январе 1942 года. Отец погиб на фронте, мать в одиночку поднимала троих детей. Светлана не любила рассказывать о проблемах — ни в юности, ни позже. В школе Света занималась балетом в студии, которую организовала ее мама, медик по образованию, но всегда тянувшаяся к творчеству. О карьере актрисы девушка и не думала. Она собиралась идти в медицину, по стопам матери. После окончания школы решила сначала попробовать себя в смежной сфере, устроившись на работу в одну из аптек Севастополя. Там то ее и настигла судьба. Режиссер Яков Сегель снимал картину «Прощайте, голуби!» Работа уже шла, а он все никак не мог подобрать актрису на главную роль. Пока ассистенты в Киеве трудились над сценами, которые можно было снимать без главной героини, Сегель уехал в Севастополь. Там он зашел в аптеку, чтобы купить таблетку от головной боли, и... За прилавком стояла юная блондинка, на 100 процентов подходившая под его замысел. Если бы Света отказалась, то Сегель, наверное, обосновался бы у порога ее квартиры. Но на такие жертвы идти не пришлось — девушка согласилась попробовать себя в кино. По стечению обстоятельств, в «Прощайте, голуби!» Савелова играла медсестру, то есть на экране она воплотила мечту о профессии.
Сложный характер
А в реальности Светлана изменила планы, поступив вместо медицинского института в Щукинское училище. На одном курсе с ней учились Александр Калягин и Владимир Смирнитский, с которым она впоследствии сыграет в своем самом звездном фильме. Друзья и сокурсники отмечали сложный, жесткий характер Савеловой, который выдерживали немногие. Несмотря на это, педагоги прочили ей большое будущее в профессии. Окончив в 1965 году Щукинское училище, Савелова стала работать в театре имени Вахтангова, но уже через год перешла в театр имени Ленинского комсомола. Однако по-настоящему звездных ролей на сцене она не сыграла. Хотя новый режиссер театра Марк Захаров возлагал на нее большие надежды. В кино поначалу дело обстояло значительно лучше. Помимо проходных работ, были и творческие удачи. Например, в 1964 году Савелова снялась в лирической мелодраме «Зеленый огонек», которая имела успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В 1966 году она сыграла возлюбленную главного героя в сатирической комедии «Последний жулик». Сюжет картины рассказывал о коммунистическом будущем, где закрыли все тюрьмы, и последний преступник, которого сыграл Николай Губенко, перевоспитывается, вдохновленный любовью к правильной и сознательной красавице. Ну а потом был оглушительный успех в роли тренера Лены Величко в «Семи стариках и одной девушке». Который затем обернулся стремительным падением.
Не сложилось...
Личная жизнь Светланы оказалась куда сложнее, чем профессиональная карьера. Через год после окончания училища она вышла замуж за будущего режиссера Геннадия Байсака. Сыграли веселую свадьбу в Севастополе, но через год расстались. Байсак впоследствии признавал — они были слишком молоды, думали больше о карьере, чем о семье, к тому же не смогли притереться друг к другу. Поклонников у сногсшибательной красавицы хватало, но не все они могли выдержать Светлану. Наиболее ярким получился роман с Николаем Караченцовым. Он был на два года младше, пришел в «Ленком» позже, и Савелова на первых порах взяла над ним шефство. Которое вскоре переросло в большое чувство. Но в итоге не сложилось. Сегодня на свете нет уже ни Савеловой, ни Караченцова, поэтому нет смысла гадать, почему они расстались. Вот только ленкомовцы, провожавшие Светлану в последний путь, вспоминали — актер опоздал на прощание с Савеловой, и гроб к тому моменту уже опустили из траурного зала в технические помещения крематория. Не скрывавший слез Николай Петрович положил принесенный букет на то место, где несколько минут назад стоял гроб...
Падение в бездну
Друзья детства, общавшиеся со Светланой, вспоминают, что выпивать она стала еще в 1970-х. А к началу 1980-х это превратилось уже в настоящую проблему, которая мешала и профессии, и попыткам актрисы все-таки наладить личную жизнь. Ей было 40, когда она попыталась обрести материнское счастье. Но беременность закончилась трагически, и ее это окончательно подкосило. Практический каждый год Савелова приезжала в Севастополь, проводя на летний отпуск на море. Но контакты с прежними друзьями оборвала. Кажется, она просто не хотела, чтобы они видели, что с ней стало. Марк Захаров проявлял к Савеловой удивительное терпение и сострадание. Несмотря на то, что к началу 1990-х она не выходила на сцену даже в массовке, она продолжала числиться в штате театра и получать зарплату.
Прощание
В «Ленком» она приезжала только за деньгами, и ни с кем не общалась. Последние ее ухажеры по совместительству являлись собутыльниками, приближая страшный конец. В начале 1999 года в театр позвонили из милиции и поинтересовались, не возьмет ли на себя администрация похороны своей актрисы. Больше стражам порядка обращаться было не к кому — родных в Москве у Савеловой не осталось, а найти их в других регионах не представлялось возможным. Надо сказать, что милиционеры проявили сострадание — подобный розыск не входил в их обязанности, и останки актрисы могли оказаться в захоронении невостребованных прахов. Савелову нашли в ее квартире спустя несколько дней после смерти. Причиной ухода из жизни, согласно заключению медиков, стала острая алкогольная интоксикация. Последние дни своей жизни звезда кино доживала в ужасающих условиях. Одежду для прощания подбирали в театре, потому что собственных приличных вещей у Светланы Ивановны не осталось. Прах актрисы захоронили в колумбарии столичного Николо-Архангельского кладбища. На табличке лаконичная надпись: «Актриса Савелова Светлана Ивановна. 7.I.1942 — 30.I.1999».