Командир слабо вооруженного корабля нарушил приказ и нанес японцам урон больше, чем две Тихоокеанские эскадры вместе взятые

Не так давно рассказывал про одного боевого русского офицера – Константина Иванова 13-го, героя боя в Корейском проливе во время русско-японской войны. Но раз этот офицер был тринадцатым по счету, то значит, были и другие. И они тоже были боевыми офицерами. И тоже, возможно, добивались впечатляющих успехов.

Например, Федор Николаевич Иванов 6-й за один день умудрился нанести японцам больший урон, чем все остальные корабли 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр за всю русско-японскую войну.
https://s.mediasalt.ru/cache/content/data/images/330/330987/original.jpg
Дело в том, что 18 марта 1904 года Иванова 6-го назначили командиром минного заградителя «Амур». И уже через две недели, изучив маршрут, которым регулярно проходила японская эскадра, обеспечивавшая блокирование 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре, он предложил командовавшему эскадрой Витгефту поставить мины.

Адмирал Витгефт дал добро, но разрешил ставить миры в 8 милях от Порт-Артура. Что было делать минам в этом месте, не совсем понятно, так как корабли японцев проходили дальше. Но имелись свои тонкости с обеспечением прикрытия и соблюдением правил ведения войны.

1 (14 ) мая 1904 года выдалась не самая хорошая погода. Туман. Точнее, это вообще была плохая погода, а вот для постановки мин она была отличной. И командир «Амура» Иванов принял решение нарушить отданный ему приказ и произвести минную постановку там, где сам считал нужным.

Это было опасно по массе причин. Во-первых, «Амур» могли обнаружить японцы, а русские корабли не успели бы прийти на помощь минзагу. Во-вторых, командир корабля нарушил прямой приказ вышестоящего начальства, а на войне это категорически не приветствуются. Но, как мы знаем, победителей не судят.

Воспользовавшись тем, что «Амур» скрыла полоса тумана, его команда слаженными действиями быстро поставила полсотни мин, после чего корабль ушел на базу.

На следующий день, японская эскадра шла привычным маршрутом, обеспечивая блокирование Порт-Артура. Про поставленные на их пути мины японцы были не в курсе. И оставались не в курсе до того момента, когда в 9 часов 55 минут флагман отряда, броненосец «Хацусе» подорвался на мине. Японцы начали снимать с корабля команду и штаб отряда, но броненосец налетел на вторую мину и быстро затонул.

Тем временем к «Хацусе» подходил другой броненосец «Ясима», чтобы заняться буксировкой поврежденного корабля. Вместо буксировки «Ясима» почти одновременно со вторым подрывом «Хацусе» тоже налетел на мину. «Ясиму» с минного поля таки смогли вытащить. Он даже пошел на базу, но вне видимости русских наблюдательных постов перевернулся и утонул, о чем в Порт-Артуре узнали много позднее.

В результате одной удачной минной постановкой было выведено из строя 2 из 6 японских броненосцев. Казалось бы, русский флот получил отличную возможность покончить с японской блокадой, более того, у 1-й Тихоокеанской эскадры появился шанс вообще перехватить преимущество и инициативу на море.
https://s.mediasalt.ru/cache/content/data/images/330/330988/original.jpg
Но… 1-я Тихоокеанская эскадра в тот день в бой так и не вступила, кроме миноносцев, так как команды как раз получили увольнение на берег. Дело же было в воскресенье… Даже не знаю, что сказать по этому поводу, но вот так получилось.

Японцы поставили в боевую линию крейсера «Ниссин» и «Касуга» . И вроде бы у русской эскадры появился перевес, который вполне можно было использовать.. Но бой в Желтом море состоялся только 28 июля (10 августа) 1904 года, почти через ТРИ месяца после такого успеха. И бой этот закончился для русского флота неудачно, при том, что вообще говоря, эскадра почти выполнила свою задачу – прорыв во Владивосток.

Но это уже совсем другая история.

Судьба минзага «Амур» оказалась также печальна, как и судьба всей 1-Тихоокеанской эскадры. 26 ноября 1904 года японцы потопили его артиллерийским огнем осадных орудий в доке. Иванов 6-й к этому моменту командовал броненосным крейсером «Баян», который также утонул в тот же самый день, по той же самой причине, что и минзаг.

Сам Иванов 6-й в дальнейшем продолжил службу и вышел в отставку в 1915 году. К сожалению, в пламени революции его следы затерялись. Если кто знает, что стало с офицером, остался ли он в России или эмигрировал - поделитесь, на самом деле интересно.

Не знаю, честно говоря, было ли ему горько от того, что на отлично выполненная боевая работа в итоге так и пропала даром из-за нерешительности старших командиров. Наверное, да, было обидно. А минзаг «Амур» по сути, так и остался самым успешным кораблем той бесславной войны, далеко на Востоке, у павших твердынь Порт-Артура.