Краткое содержание рассказа «Мастер» (В. Шукшин)
Каждому человеку приходится в течение жизни разочаровываться в чем-то, во что он искренне верил, к чему относился с открытой душой, чем восхищался и что боготворил. Однажды пришлось пережить разочарование и главному герою рассказа «Мастер». Он остался наедине со своей проблемой, столкнулся с бюрократией, равнодушием и нежеланием людей помогать окружающим. Сюжет произведения незатейливый, однако сквозь кажущуюся простоту проступают острые вопросы, актуальные в любые времена.
Семка Рысь, мастер на все руки, жил в селе Чебровка. Среди местных он слыл добрым человеком. Однако самому Семке, по его словам, «остолбенело все на свете», и он тратил свои силы на то, чтобы «поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь». Время от времени Семка выпивал, но не в ущерб своей семье – зарплату исправно отдавал жене, а то, что зарабатывал сверх, тратил на себя.
К Семке люди приезжали из отдаленных уголков, просили изготовить какую-нибудь мебель. Однажды к нему обратился один писатель, пожелавший отделать свой кабинет под избу XVI века. Он показал Семке рисунки, и Рысь делал мебель по ним. Пока Семка жил в городе у писателя, он не пил, много читал книг о старине.
Вернувшись в родные края, Семка стал приглядываться к заброшенной каменной церкви в деревне Талица, находившейся в трех верстах от его родного села. Она, в отличие от церкви в Чебровке, располагалась в низине, под откосом, и привлекала Семку своей легкостью и тем, «что открывалась глазам внезапно». Проникнуть внутрь церквушки можно было через подвал – сюда Семка лазил еще в детстве. Мастер не завершил свою работу. Некоторые особенности церкви «зацепили» Семку: между полом и стенами шло закругление – наверное, для визуального увеличения внутреннего пространства, а вдоль стен – каменный прикладок, однако о его предназначении Рысь не догадывался. Камни внизу темные, но чем выше, тем становились светлее, затем и вовсе сливались с белой стеной.
У Семки появилось желание восстановить церквушку. Загоревшись этой идеей, на следующий день он отправился в райгородок, где находилась действующая церковь, и встретился там с батюшкой. Тот знал о талицкой церкви, однако оказать финансовую помощь был не в состоянии. Батюшка направил Семку к митрополиту. Однако и тот развел руками – помочь, дескать, ничем не может. Для осуществления задуманного надо писать в облисполком, далее – в Москву. Однако в обращении обязательно надо оговаривать, что церковь интересует как объект архитектуры, а не место для богослужения.
Семка задумался – как же ему написать бумагу. И тут он вспомнил о писателе, которому обставлял кабинет, и решил обратиться за помощью к нему. Нашел дом, где жил писатель. Позвонил в дверь. Открыла какая-то женщина. Она заявила резким тоном, что писателя дома нет, и захлопнула дверь.
Тогда Семка отправился в облисполком. К председателю он попал быстро – секретарша перепутала его с кем-то и сразу впустила в кабинет.
Семка рассказал председателю о церкви. Оказалось, что такими вопросами занимается другой сотрудник, Игорь Александрович. Председатель вызвал в его в кабинет. Игорь Александрович, в свою очередь, проводил Семку к себе и внимательно выслушал его. Потом снял с книжной полки папку и прочитал вслух данные о церкви. Согласно им, церквушка не имела архитектурной ценности – мастер, возводивший ее, копировал аналогичные строения XII века. Игорь Александрович признался, что сам был очарован некогда этой церквушкой и писал в Москву, откуда и пришел ответ. Семка почувствовал себя обескураженным, ему стало понятно, что до красоты церкви никому дела нет.
С тех пор он никогда не говорил о талицкой церкви. И, оказываясь рядом, поворачивался к ней спиной. Местные замечали это, однако никто не решался спросить Семку, что случилось, зачем он ездил в город. А раз ничего не рассказывает сам, то и спрашивать нечего.