Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Древняя Мексика и ацтеки


Древняя Мексика и ацтеки

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Молчание пирамид Мексики. Тайны

В 1519-м Эрнан Кортес сошел на берег Мексиканского залива, а уже через два года лежала в руинах столица ацтекской империи — величественный Теночтитлан со всеми его святилищами, храмами и статуями богов. Еще через десять лет, в 1531 году, молодому индейцу по имени Хуан Диего явилась Дева Мария и чудесным образом запечатлела свой блистающий облик на его накидке. С этого момента началось обращение индейцев в христианскую веру, и оно увенчалось успехом.
http://i001.radikal.ru/1202/ab/618af86deab7.jpg
Сегодняшнее население Мексики — одно из самых набожных в католическом мире, и даже те, кто продолжает говорить на ацтекском языке «науатль», обращаются со своими молитвами к Иисусу Христу.

Однако страх перед разбитыми и зарытыми в землю богами не умер — индейская кровь исправно передавала его из поколения в поколение. И когда в 1964 году власти Мексики решили поднять из оврага 200-тонную статую Тлалока, индейского бога Дождя, чтобы установить ее у входа в столичный Музей антропологии, они неожиданно столкнулись с сопротивлением местного населения. Во время транспортировки каменного колосса индейцы бежали вслед за статуей, пытаясь, возможно, успокоить потревоженного бога.

Известно, что в этот день с небес хлынул страшный ливень — явление небывалое для того времени года…

Гибель могучей и, казалось, несокрушимой империи ускорило одно трагическое для ацтеков совпадение. Год 1519-й после Рождества Христова был в ацтекском летоисчислении Первым годом Тростника, началом нового 52-годичного цикла, когда в соответствии с предсказаниями должен был вернуться в Мексику Кетцалькоатль, или Пернатый Змей, — бог света и плодородия, самый любимый и самый радостный из всех индейских богов. Его появления ждали со стороны океана — поэтому, когда бородатые испанцы высадились на берегу, их приняли за посланцев бога, ведь только Кетцалькоатль, единственный из всех богов, мог иметь бороду.

Дольше всех в трагическом заблуждении относительно чужестранцев пребывал ацтекский император Мотекусома. Именно он собственноручно ввел Кортеса и его солдат в Теночтитлан как знатных и дорогих гостей. То, что увидели там испанцы, было похоже на фантастический сон. Город ацтеков стоял посреди громадного озера. Его храмы и пирамиды были выстроены на острове, а большинство жилых домов, сделанных из легкого тростника, буквально плавали на воде — «фундаментом» им служили своеобразные плоты из влаголюбивой растительности, дерна и ивовых кустов. С «большой землей» город соединяли три узкие плавучие дамбы, каждая длиной в несколько миль.
http://s017.radikal.ru/i423/1202/37/7727664057a7.jpg
В центре Теночтитлана возвышался Великий Храм в виде 45-метровой двуглавой пирамиды. В знак особой чести Мотекусома предложил Кортесу подняться наверх. Знаменитый конкистадор особой впечатлительностью, как известно, не страдал, но увиденное заставило его содрогнуться. Черная от запекшейся крови лестница вела к двум святилищам. Одно из них принадлежало Уитцилопочтли, богу Солнца и войн, другое — богу Дождя Тлалоку. Оба божества постоянно «требовали» человеческих жертвоприношений, и их святилища были превращены ацтеками в натуральную бойню. Именно здесь, на каменных алтарях, специальными кремниевыми ножами жрецы рассекали грудь жертв, извлекая трепещущие, еще живые сердца и преподнося их в дар каменному идолу. Окровавленные тела сбрасывались вниз, к подножию пирамиды. Неизвестно, что больше поразило Кортеса: бесконечные ряды черепов вокруг святилищ или груды золота во дворце императора. Ясно, однако, что в обличье кровожадных язычников ему все больше виделся Дьявол.

Призвав Бога на свою сторону, испанцы, где хитростью и коварством, где отвагой и силой оружия, заставили капитулировать многократно превосходившее их по численности войско ацтеков. Теночтитлан был усеян трупами и залит индейской кровью, впрочем, не большей, чем проливавшаяся самими индейцами во время их жертвоприношений.
http://s56.radikal.ru/i152/1202/a0/2525bcc75c10.jpg
Кортес добился своего. За исключением некоторых экспонатов в Музее антропологии и «робких» раскопок, прячущихся позади Собора, в Мехико нет практически ничего, что бы напоминало об ацтеках. Бесконечные жилые кварталы тянутся до горизонта. Трудно представить, что на месте этого скопища домов, людей и автомобилей когда-то плескалось громадное озеро, посреди которого стоял, сверкая храмами, роскошный город. Разрушив Теночтитлан, испанцы, словно мстя по инерции уже самой природе, осушили озеро. Климат Долины Мехико резко изменился. В результате крупнейший мегаполис планеты сегодня испытывает острую нехватку воды и задыхается от смога.

Победив в войне с ацтеками, испанцы не подозревали, что основную битву — битву с индейскими богами — они все равно проиграли. Откуда могли они знать, что все ненавистные им боги — и Тлалок, и Кетцалькоатль, и богиня Воды Чальчиутлике — вовсе не были ацтекскими божествами. Они благополучно «жили» на мексиканской земле на протяжении почти трех тысячелетий, и только в последние два столетия перед вторжением испанцев были «узурпированы» ацтеками.

Осознание всей глубины мексиканской культуры пришло сравнительно недавно, в 40-е годы ХХ столетия, когда во время раскопок в местечке Сан-Лоренцо рабочие вдруг увидели в земле глядящий на них громадный каменный глаз! Этот глаз принадлежал соответствующих размеров Голове. Многотонные базальтовые Головы (а всего их было найдено в разных местах больше десятка) поражали не столько своими габаритами, сколько странным, нездешним выражением лиц. Открытую таким образом древнейшую цивилизацию стали называть ольмекской.
http://s43.radikal.ru/i099/1202/64/3e73ed0864a7.jpg
Явные негроидные, а точнее, полинезийские черты обнаруженных Голов дали повод предположить заокеанское происхождение ольмеков. Но позднее стало очевидным, что лица Голов стилизованы. Откуда пришли ольмеки, так и осталось неясным. Чем больше новых предметов ольмекской культуры удавалось обнаружить, тем загадочнее становилась эта цивилизация. Основными произведениями ольмекского искусства, дошедшими до нас, оказались не гигантские Головы, а миниатюрные фигурки из нефрита, жадеита и серпентина, изображавшие странных бесполых людей с вытянутыми вверх, приплюснутыми головами. Часто они держали на руках грустных младенцев с маской ягуара вместо лица. Впрочем, попадались и реалистические скульптуры, выполненные с таким виртуозным мастерством обработки камня, к которому не смогли даже приблизиться другие народы Нового Света.

Цивилизация ольмеков просуществовала около тысячи лет: ее следы обрываются в IV столетии до нашей эры, когда центры будущих мексиканских цивилизаций — Теотиуакан и Монте-Альбан — еще только зарождались. Внимательный глаз находит в ольмекских рисунках-глифах первые противопоставленные друг другу изображения ягуара и змея — символов будущего «мирового» противостояния индейских богов Тецкатлипоки и Кетцалькоатля. Именно ольмеки придумали и ввели в оборот знаменитый 260-дневный календарь, который присутствует во всех индейских культурах. В качестве главного божества ольмеки считали, очевидно, человека-ягуара — оборотня, воплощающего могущество и безжалостность сил земли и ночи. Возможно, они же и создали в своем воображении Кетцалькоатля — Пернатого Змея — диковинный гибрид райской птицы (кетцаль) и змеи (коатль), символ недостижимого соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью.

От ольмеков не осталось ни одного дома, ни одного храма, ни клочка одежды, ни книги, ни косточки — ничего, кроме керамики и камня, не поддавшихся времени и убийственному климату. Однако вряд ли история всей мексиканской культуры была бы такой, какая она есть сегодня, если бы более трех тысячелетий назад загадочные люди не начали в глубине джунглей высекать из камня свои фигурки и барельефы.
http://s54.radikal.ru/i143/1202/80/069405fc4ec4.jpg
Древние цивилизации Мексики подобны цепочке горных озер, которые лишь кажутся независимыми, а на самом деле связаны между собой незаметными, порой подземными ручьями. И Теотиуакан, и Монте-Альбан, и тольтекская культура, и даже стоящая особняком культура майя связаны с живительным ольмекским «источником», хотя и отделены от него пропастью почти в пятьсот лет.

Ко времени появления первых пирамид пантеон индейских богов был практически «укомплектован», и Пернатый Змей занимал в нем одно из ведущих мест. Многие пирамиды посвящены Кетцалькоатлю — именно он, как полагали индейцы, изобрел для них календарь, именно он, превратившись однажды в муравья, выкрал из подземных кладовых зерно маиса и дал его людям. Однако сказать, что каждая пирамида построена в честь какого-то определенного бога, нельзя. Функциональное предназначение древних мексиканских пирамид до сих пор не разгадано. Ясно, что в отличие от египетских, они — не погребальные сооружения. Не использовались они и для жертвоприношений, как это позднее делали ацтеки на вершине своего Великого Храма.

Большинство индейских пирамид устроено по принципу «матрешки», но это не изначальный замысел архитектора, а результат позднейших надстроек и «облицовок»: самая маленькая и самая древняя пирамида — внутри, и какая она — можно узнать, лишь разрушив все последующие.
http://s58.radikal.ru/i162/1202/31/67e3f4279557.jpg
Пирамиды всегда присутствовали в жизни Мексики, и во времена Кортеса, и позднее — но присутствовали молчаливо: это были заросшие травой и кустами холмы. Чтобы к 1910 году освободить от земли самые известные сегодня пирамиды Теотиуакана, археологам пришлось «вспомнить» и о 100-летии провозглашения независимости Мексики, и о 80-летнем юбилее президента! Но все равно денег потребовалось больше, чем весь мексиканский бюджет социального обеспечения. Последующие раскопки Теотиуакана показали, что для своего времени это был один из крупнейших городов планеты, имевший в период расцвета (середина 1-го тысячелетия) тысячи домов, сотни храмов, сотни мастерских и около 200 тысяч жителей! Теотиуакан был космополитичен. «Город богов» был городом для людей, так сказать, индейским Нью-Йорком начала эры: в западных кварталах жили индейцы-сапотеки из Оахаки, в восточных — майя с Юкатана, каждый народ со своими обычаями, со своими божествами. Впрочем, главные сооружения Теотиуакана были посвящены богам, общим для всех: богу Солнца, богине Луны и Кетцалькоатлю.

Катастрофа произошла около 700 года нашей эры. Великий город опустел, разрушениям и пожарам подверглись его дома и храмы, однако причин гибели Теотиуакана не знает никто. Были ли это варвары, пришедшие с севера, или сами жители восстали против своих богов, неспособных защитить их от засухи и голода, во всяком случае, люди оставили город. Часть из них, возможно, переселилась в Монте-Альбан, что почти на 500 километров южнее. Монте-Альбан пережил Теотиуакан, но ненадолго: к концу первого тысячелетия для индейских цивилизаций наступила пора безвременья.

Что произошло? Пирамиды многозначительно молчат…
http://s018.radikal.ru/i502/1202/be/8d13fe1ed423.jpg
К ослабевшим, потерявшим былое могущество городам из северных американских пустынь шли племена кочевых охотников. Их называли «чичимеками» (дословно — «люди собачьего происхождения»), впрочем, это название не носило оскорбительного характера. Некоторые из этих племен, пораженные величием встреченной ими культуры, пытались воспринять ее достижения. К таким принадлежали тольтеки — возможно, последний из индейских народов, который искренне старался воссоздать жизнеутверждающий смысл древних цивилизаций. Но им это плохо удавалось. Почитая превыше всех богов Кетцалькоатля, они не следовали его миролюбивым «принципам»: храм Пернатого Змея подпирали пятиметровые воины-тольтеки, имевшие устрашающий вид. В святилищах впервые стал появляться зловещий Чак-Моол — каменный идол, предназначенный для сжигания человеческих сердец…

В начале второго тысячелетия тольтекские города тоже пришли в упадок. Возможно, они не смогли противостоять натиску новых «чичимеков» — так или иначе, но к приходу ацтеков сами тольтеки уже успели превратиться в легенду.

Будучи, что называется, «без роду и племени», ацтеки нанялись в услужение к кольхуа — потомкам тольтеков. Те разрешили им жить по соседству — на выжженных вулканических землях, населенных одними змеями, которых ацтеки, к изумлению кольхуа, научились готовить и есть. Храбрость ацтеков, их выносливость и умение воевать были по достоинству оценены кольхуа. В свою очередь ацтеки восприняли классический индейский пантеон как свой собственный и понемногу занялись дальнейшим мифотворчеством, которое вначале шло в каноническом русле. По их представлениям, миром правили четыре Тецкатлипоки в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждый Тецкатлипока имел еще и свой цвет. Главный — Черный Тецкатлипока — распоряжался рождением и смертью людей, знал все о каждом и внушал ацтекам священный ужас. Это был бог звездного неба и ночного ветра, и его земным воплощением был ягуар. Ему противостоял Белый Тецкатлипока — хорошо нам знакомый Кетцалькоатль, Пернатый Змей, бог добра и света, защитник и благодетель людей. Красный Тецкатлипока был богом Весны, и наконец, Голубым Тецкатлипокой был не кто иной, как зловещий Уитцилопочтли, воинствующий бог Солнца, чьи указания ацтеки выполняли беспрекословно.

Освоив и «модифицировав» индейских богов, ацтеки стали сильно тяготиться своей «неудачной» родословной. Впоследствии с помощью археологических подтасовок (ацтеки усердно раскапывали города тольтеков и собирали найденные там предметы искусства) им удалось убедить всех окружающих, и прежде всего самих себя, что они — прямые потомки строителей древних пирамид. Они действительно верили в то, что на генеалогическом древе индейских культур занимают верхние уровни, хотя на самом деле были лишь уродливо искривленной боковой ветвью.

Период становления ацтеков был достаточно короток. Кодекс их поведения вырабатывался в процессе контактов с кольхуа и другими индейскими народами, и главную роль в этом, по-видимому, играли императивные приказы бога Уитцилопочтли. Приказы эти, оглашаемые, разумеется, верховным жрецом, были столь бесчеловечны, а практика их исполнения столь чудовищна, что нет необходимости даже объяснять, каким образом народы с гораздо более глубокой историей и культурой оказались под властью ацтеков.
http://s006.radikal.ru/i214/1202/44/507bec7224b9.jpg
Знакомясь со страшными подробностями первых кровавых «подвигов» ацтеков, трудно отделаться от ощущения, что первобытным, в сущности, народом управлял патологический маньяк. Его садистские, извращенные фантазии, оформленные как приказы Уитцилопочтли, становились ритуалами, а последующие военные и политические успехи ацтеков закрепляли эти ритуалы, делая их обязательными для всех поколений.

Дело в том, что человеческое жертвоприношение, как бы оно ни было распространено в древней истории, все-таки всегда рассматривалось жрецами как крайнее средство воздействия на высшие силы. У ацтеков же ритуальное умерщвление людей служило «стимулом» естественных, неизменных природных явлений — например, восхода солнца и его регулярного движения по небу.

Каждый год, в определенное время ацтекские жрецы надевали на свои плечи кожу, снятую накануне с убитых жертв, и носили ее, не снимая, в течение 20 дней.

Этот дикий ритуал символизировал у ацтеков… встречу весны и обновление природы! Трагедия ацтеков, возможно, заключалась в том, что грубая патология одного сознания стала массовым психозом народа. Ежегодно жертвами ацтекских ритуальных убийств становилось десятки тысяч человек!

При этом ацтеки действительно обладали высокими знаниями — по крайней мере, в астрономии и строительстве. Ацтеки оставили после себя немало иллюстрированных книг (письменности у них не было), украшений, изделий из камня и керамики — правда, все их искусство носило какой-то депрессивный характер: страшные маски, искаженные гримасами лица и черепа, черепа, черепа…

Кровь десятков тысяч жертв не могла остаться неотмщенной. Император Мотекусома предчувствовал близкую катастрофу. В последние годы его правления дурные предзнаменования следовали одно за другим. Сначала ужасное наводнение, когда озеро вскипело и затопило город, потом, по слухам, откуда-то взялись двухголовые люди и так же загадочно исчезли. Какая-то женщина все время кричала на ночных улицах. Но больше всего испугала императора птица, которую поймали рыбаки. На лбу у нее было маленькое зеркальце, и в нем Мотекусома увидел вооруженных людей, сидящих верхом на оленях!

Шла эпоха 5-го Солнца — последнего Солнца по верованиям ацтеков. Она должна была закончиться гибелью мира, и ацтеки спокойно готовились встретить смерть. Со страхом и надеждой они ждали возвращения Кетцалькоатля, но Пернатый Змей, по-видимому, навсегда оставил ацтеков, отдав их в безраздельную власть безумному Уитцилопочтли, требовавшему все новой и новой крови. В стремлении приносить все больше и больше жертв ацтеки уже не могли остановиться. И тогда на берег Мексиканского залива высадился Кортес. Конкиста была стремительной…

+1

2

Город смерти Теночтитлан

Потомки ацтеков живут в Мексике и сегодня, тихо, мирно — не в пример своим праотцам, дела которых наводили ужас на соседние поселения и конкистадоров. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, на месте которого сегодня также располагается столица, но уже Мексики.
http://diletant.media/upload/medialibrary/2ef/2ef8cc87d1d19412ac5a5de5825e828d.png
Теночтитлан существовал всего два столетия — мелочи в масштабах столичного города. Основанный примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко, он пал в 1521 году под натиском Эрнана Кортеса и его головорезов.

Столица ацтеков была названа в честь вождя Теноча: он как честный человек посудил, что раз сам основал город, то и назвать должен именем себя. Существуют, конечно, альтернативные версии о переводе. Так, по одной из них, Теночтитлан означает «город, на камнях которого в изобилии растут туны» (священные плоды), по другой — «сердце земли».

Ацтеки вырезали людям сердца и приносили их в жертву Солнцу

Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Чтобы выбрать место для столицы, индейцы 260 лет из края в край бродили по южным землям Северной Америки. И не просто так. По преданию, бог солнца и войны Уицилопочтли завещал основать город там, где ацтеки увидят сидящего на кактусе орла с добычей в когтях. Кстати, этот образ сегодня — на флаге Мексики. Бог сказал — делать нечего, надо искать. И вот, в первой четверти XIV века индейцам повезло — они нашли такое место: и с орлом, и с кактусами, и с жертвой.

http://diletant.media/upload/medialibrary/d48/d48af932ad36458c022279cf0ce27cc7.jpg

По другой, менее романтичной версии, к моменту, когда ацтеки пришли в долину современного Мехико, вся территория была поделена между местными племенами. Отдавать хороший кусок пришельцам никто не хотел, а вот выделить необитаемый остров на озере Тескоко, где водилось много змей, — это пожалуйста, милости просим. Местные ожидали, что чужакам придётся несладко. Однако не знали они, что змеи были обязательным элементом рациона ацтеков. Индейцы были счастливы.

На месте столицы ацтеков сегодня находится Мехико

Озеро Тескоко, на берегу которого появился Теночтитлан, было богато рыбой и водоплавающей птицей, здесь водилось много дичи. Хороший климат, еда в достатке — город разрастался быстро. Уже через 100 лет после основания в столице жило порядка 100 тыс. человек. К 1500 году это был самый большой город на Земле. Кстати, и сегодня Мехико — один из самых густонаселенных городов мира.

http://diletant.media/upload/medialibrary/6e2/6e23100da66ee65bfb66116f3610cbd7.jpg

В городе занимались земледелием. Ацтеки создавали искусственные острова, на которых выращивали овощи, пряности и цветы. Теночтитлан делился на четыре района, в каждом из которых имелся свой храмовый комплекс, а в центре города располагался гигантский ритуальный центр с множеством алтарей, над которыми возвышался 45-метровый Великий храм. Это был «город в городе»: на территорию, окруженную высокой стеной, заходили только для совершения особых ритуалов.

На рубеже XV—XVI вв.еков Теночтитлан был самым густонаселенным городом

Все монументальные постройки ацтекские строители, учитывая рыхлость грунта, возводили на длинных, тонких и упругих сваях. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Одним словом, Венеция по-мексикански.

http://diletant.media/upload/medialibrary/127/127a6798d2fea0276200b8ed570c9867.jpg

В ту пору были очень популярны жертвоприношения. Нужен дождь — принеси жертву, хочешь детей — принеси жертву, как разбогатеть — ну, вы поняли. И так во всем. Ацтеки практиковали это с особым размахом. Каждый праздник (в священном календаре их было почти два десятка) они складывали человеческие трупы на алтарь в знак великого почтения к богам.

С падением Теночтитлана закончилась история империи ацтеков

Обычно жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды, укладывали на плиту, вспарывали живот, доставали сердце и поднимали вверх, к Солнцу. Затем сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его уносили жрецы. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ, а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям.

http://diletant.media/upload/medialibrary/387/3874d642268475f1fa4b9747633bead7.jpg

Если в жертву приносили пленных, то их предварительно могли пытать, накачивать наркотиками — в общем, все, что душе угодно, лишь бы Солнце светило ярче. А специальные набеги для захвата пленников — будущих жертв — назывались очень романтично «цветочными войнами».

Были ли ацтеки каннибалами при этом? Однозначного ответа нет. Одни исследователи говорят, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что в рационе было мало белка. В одном из писем Кортес, например, говорил, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.

По другим данным, после жертвоприношения тело отдавали воину, захватившему пленника, и тот, в свою очередь, варил его, затем разрезал и подносил кусочки в дар важным людям в обмен на подарки и рабов. Но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности — его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Пришедшие в XVI веке испанцы были поражены. С одной стороны, их вдохновляли красота и богатство Теночтитлана, с другой, — истории о многочисленных жертвоприношениях холодили кровь. Первая попытка Эрнана Кортеса завоевать столицу была предпринята в 1519 году. Ацтеки дали отпор и выгнали захватчиков. Испанцы ушли, но вернулись через год со свежими силами. На этот раз, прежде чем атаковать столицу, испанские отряды захватили все значительные города ацтеков поблизости.

Осада Теночтитлана продолжалась 70 дней. Главная трудность сражения заключалась в том, что к городу нужно было пробиваться по дамбам, где нельзя было использовать лошадей. Тогда Кортес решил зайти с другой стороны и распорядился разрушить водопровод, снабжавший столицу питьевой водой.

Несмотря на это, ацтеки еще довольно долго сопротивлялись. Затянувшаяся борьба истощала силы обеих сторон. Завоеватели были вымотаны, их союзники из соседних племен начали роптать. Тогда Кортес принял план полного уничтожения города. После упорных боев испанцы прорвались в центр столицы, где сражение переросло в резню. Конкистадоры и их индейские союзники стремились как можно скорее истребить уцелевших обитателей Теночтитлана.

Когда стало понятно, что город сдается, император ацтеков Монтесума II решился на побег. Однако испанцы перехватили его каноэ и взяли правителя в заложники. После того, как они вынудили его рассказать, где спрятаны сокровища, из разрушенного Теночтитлана была выпущены безоружные истощенные ацтеки.

Завоевателям досталось золото, оцененное в сумму около 130 тысяч испанских золотых дукатов. Но … этого оказалось мало. Тогда они начали пытать пленных, требуя рассказать, где находятся сокровища. Больше, однако, им ничего не удалось узанать.

Взяв Теночтитлан, Кортес объявил его владением короля Испании. На руинах индейской столицы был основан город Мехико. На этом закончилась история империи ацтеков.

0

3

Ночь ужаса: самое крупное поражение конкистадоров
Михаил Поликарпов
https://warhead.su/system/images/000/115/680/content/56e0b6538a4203272159963cb24667952cd94850.jpg?1528113682
Вы верите в астрологические прогнозы? А вот испанские конкистадоры поверили! И… это обернулось для них крупнейшим военным поражением. Что же именно произошло?

Уличные бои

Самая крупная военная неудача Фернандо Кортеса во время завоевания им империи мешиков (ацтеков) произошла летом 1520 года.

Тогда, после объединения с армией Панфило де Нарваэса, в конце мая 1520 года, под началом знаменитого конкистадора собрались серьёзные силы — свыше 1300 испанских солдат, в том числе 97 всадников, 80 арбалетчиков и 80 аркебузиров. Фактически теперь у Кортеса был эскадрон латной конницы, представлявшей на открытой местности силу, с которой стоило считаться.

https://warhead.su/system/images/000/115/690/content/5f6babcbaf88d43a9b51d29f6b8802ad570b8fbc.jpg?1528113844
Фернандо Кортес

Эта армия во главе с Кортесом вернулась в Теночтитлан, где за время недолгого отсутствия завоевателя вспыхнуло восстание ацтеков. Испанцам и их индейским союзникам из Тлашкалы пришлось сражаться в уличных боях. В городе, который стоял на озере Тескоко и больше напоминал Венецию с её многочисленными островами и каналами.

Ударные возможности испанской конницы там реализовать было невозможно.

Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам:

Городские бои — это «борьба в партере». Они нивелируют превосходство передовой армии. В свалках уличных боёв буксуют лучшие армии всех времён. Один из самых прославленных полководцев древности — Пирр — погиб в схватке на узких улочках Аргоса.

Для уличных боёв испанцы построили из дерева четыре подвижные «башни», которые использовали как танки. В них находились стрелки и небольшие пушки, и каждую сопровождал небольшой отряд пехоты и конницы.

Возможно, среди конкистадоров был какой-то попаданец из будущего. Ведь они уже в XVI веке знали, что танки без прикрытия пехотой в городе не воюют! Или, может, Кортес и был тем самым попаданцем?

Правда, ацтеки всё равно смогли уничтожить «башни», забросав их тяжёлыми камнями.

https://warhead.su/system/images/000/115/700/content/87a68fda253d6b0fcd07de1f1f5a2e99a8a3381b.jpg?1528114048
В боях на улицах своей столицы мешики показали, на что способны. Испанец, участник этих схваток, писал: «Стойкость врага была выше всякого вероятия, самые громадные потери как будто проходили незамеченными, а неудачи лишь увеличивали боевую ярость». Испанские конкистадоры, ветераны войн с турками и французами, не могли припомнить там, в Старом Свете, столь ожесточённых боёв.

Ацтеки были готовы заплатить многими жизнями своих воинов за смерть каждого конкистадора — но сражаться до конца и победить.

Ночь печали

Блокированные во дворце испанцы испытывали проблемы с продовольствием и чистой водой. Вновь прибывшие бойцы из отряда Нарваэса пали духом. Фактически конкистадоры оказались в положении польско-литовского гарнизона, осаждённого в Московском Кремле в 1612 году. Правда, никакой гетман Ходкевич на помощь Кортесу не спешил.

В ночь с 30 июня на 1 июля 1520 года объединённая армия с трудом вырвалась из Теночтитлана.

На войне судьба каждого воина зависит от удачи, и поэтому многие солдаты суеверны. Это сыграло злую шутку с армией Кортеса.

https://warhead.su/system/images/000/115/710/content/21a93f53e533817c489526929e297d65f3a8cc03.jpg?1528114529
На выходе именно этой ночью настоял один итальянец-астролог, который убедил в этом капитанов. Солдаты поверили, что только так можно ускользнуть незаметно. Фернандо не верил в предсказания и приметы, но испанские командиры провели военный совет и твёрдо решили уходить, не обращая внимания на мнение Кортеса. Полководцу пришлось подчиниться воле большинства.

Подготовили переносной мост, с помощью которого планировали перебраться через три ещё не засыпанных канала. Его несли индейцы-союзники. Кортес не мог увезти с собой все захваченные в столице сокровища, поэтому позволил солдатам взять столько золота, сколько они хотят. Многие пожадничали и нагрузились им сверх меры.

Ацтеки вовсе не проспали выход. Они дали колонне отойти по узкой дамбе от дворца и внезапно атаковали её с лодок. Начался хаос. Перегруженный переносной мост сломался. Падавшие в воду испанцы шли ко дну под грузом золота.

Жадность до добра не доводит!

Когда стало известно, что переносного моста больше нет, паника охватила всю колонну. Управление было потеряно. Конкистадоры продвигались вперёд, заваливая каналы поклажей и телами индейцев-носильщиков. Астролог утонул вместе с конём. Часть солдат арьергарда побежала назад, во дворец, где их и перебили ацтеки.

Из-за огромных потерь, которые испанцы и тлашкальтеки понесли во время прорыва, произошедшее получило известность как «Ночь печали» — La Noche Triste (исп.). Правда, некоторые выжившие называли её La noche de Espanto (исп.) — «Ночь ужаса».

https://warhead.su/system/images/000/115/720/content/524f241bcfb9f6ba72fd4e240bd55efb326dc2e6.jpg?1528114566
Фернандо Кортес написал королю Испании о 150 испанцах и двух тысячах тлашкальтеков, погибших в эту ночь. Однако он сильно занизил цифры. По подсчётам участника похода Берналя Диаса, во время городских боёв, прорыва в Теночтитлане и последующего отступления погибли свыше восьмисот испанцев. И это не считая нескольких тысяч союзных индейцев.

Ацтеки упустили возможность добить отступавших, потому что их воины занимались сбором трофеев. Затем они потеряли время, отмечая славную победу и принося в жертву пленных.

После выхода войско конкистадоров представляло собой печальное зрелище. Вся артиллерия утонула в каналах. Порох был на исходе, а тетивы намокли. Все вышедшие испанцы (более четырёхсот человек) получили ранения. У них осталось лишь 23 лошади…

Однако Фернандо Кортес не потерял присутствия духа.

Небольшие группы ацтеков преследовали отступающих, осыпая их камнями и дротиками. В одной из засад они смогли убить двух конкистадоров и лошадь, которую голодные испанцы затем съели вместе со шкурой.
https://warhead.su/system/images/000/115/730/content/9c10611c841361ed9c86b410a26e68f6aec2f7cc.jpg?1528114582

Последний бой

Седьмого июля спасшимся испанцам у селения Отумба путь преградило войско ацтеков. Казалось бы, гибель была неминуемой. Но мешики допустили ошибку, решив дать бой на открытой местности.

Испанцы выбрали правильную тактику: раз врагов очень много, нужно в первую очередь выбивать главных. Кортес разделил всю оставшуюся конницу (двадцать человек) на четыре отряда по пять всадников. Целью стали «капитаны», которых безошибочно определяли по ярким костюмам. Испанские всадники атаковали ацтекских воинов, прорывая их ряды. Фернандо лично сбил с ног предводителя мешиков с его штандартом. Мчавшийся за ним испанец добил индейского полководца.

Этот хирургически точный удар помог испанцам победить в битве. После гибели ацтекских командиров поле боя стали покидать находившиеся при войске жрецы, а за ними и павшие духом воины.

Тлашкальтеки в этой битве сражались «словно львы» плечом к плечу с испанцами.

Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам:

В Старом свете — и в античности, и в средневековье — существовала практика, когда полководцы отдавали свои яркие, украшенные золотом и серебром шлемы и панцири кому-то из сподвижников, которые становились своего рода громоотводом. Сами же военачальники вставали в строй, одевая неприметный доспех простого воина.

Ацтеки были храбрыми воинами, но отчаянная смелость и доблесть конкистадоров перевесили. В случае поражения и плена им, равно как и тлашкальтекам, светила смерть на алтаре. Вряд ли эта судьба лучше упоительной смерти в бою!

Из похода вернулась только треть армии конкистадоров — 440 израненных испанцев. Осталось лишь двадцать живых лошадей.

Астролог явно что-то напутал. Через год в этот же день — 30 июня — во время второй осады Теночтитлана испанцы и их союзники также понесли тяжёлые потери — самые большие единовременные во втором походе.

Поистине, это число стало чёрным днём для конкистадоров.

0

4

Класс инфа

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » История » Древняя Мексика и ацтеки