Определен Топ-5 востребованных, хотя и относительно редких, профессий. Некоторые специалисты из этого списка уже «в большом дефиците», и кое-кто вместе с лучами весеннего солнышка первым почувствует к себе интерес работодателей.
Корректный коллектор
«Юридическое или экономическое образование, опыт работы в силовых структурах, ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, сдержанность, умение работать в команде», - так начинается практически каждое объявление о поиске коллектора. Впрочем, если судить по данным сайтов вакансий, число резюме соискателей, мечтающих построить собственное благополучие на чужих долгах, примерно на треть превышает количество предложений о работе. Что, по мнению Леонида Чермиса, HR-консультанта компании WST-Consulting, неудивительно: «Эта работа, по мнению многих претендентов, не требует высокой квалификации. Поэтому практически каждый имевший опыт работы в силовых структурах считает, что может справиться с этой задачей. Однако такая тенденция может привести к профанации профессии - ведь в Европе этим занимаются люди, имеющие специальную психологическую подготовку и умеющие «давить» логикой, а не силой». «Дефицит в специалистах, разбирающихся в кредитно-финансовых аспектах и имеющих связи в правоохранительных органах, ощущается очень остро. В то время как людей с психологией «вышибал» - пруд пруди», - сообщил руководитель одной из коллекторских компаний, пожелавший остаться неназванным.
«О такой профессии еще несколько месяцев назад мало кто слышал, сейчас же она входит в пятерку самых востребованных», - сообщил Максим Муровайко, менеджер по связям с общественностью портала rabota.ua.
Уровень зарплат, который предлагают коллекторские компании своим потенциальным сотрудникам, находится в пределах $400-900. Впрочем, учитывая, что многие работодатели в своих компаниях «зафиксировали» курс доллара на уровне 5-6 грн., эти цифры могут выглядеть как более, так и менее внушительными.
Однако есть и еще один нюанс: коллектор, прессингующий «клиента» по телефону, получает зарплату в два, а то и три раза меньше, чем «выездной» специалист, задача которого - пообщаться с должником тет-а-тет и договориться «по-хорошему». Если по-хорошему не получается - в бой идут юристы.
Как рассказали в коллекторской компании «Возврат», такое разделение труда имеет свои преимущества и свой тонкий психологический смысл. «В этом случае человек понимает, что он имеет дело не с каким-то там рэкетиром, а с солидной компанией, сотрудники которой действуют в пределах правового поля. Хотя, конечно, особой любовью среди своих подопечных мы не пользуемся», - посетовал Дмитрий Майстренко, заместитель директора ООО «Возврат».
Считать чужие деньги
Хотя должность бюджетного контроллера предусмотрена почти во всех крупных компаниях, эксперты полагают, что необходимость более трепетно относиться к расходам фирмы может стать причиной, по которой эти специалисты будут востребованы средним бизнесом. «Уже сейчас на рынке наметилась такая тенденция, - подтвердил г-н Чермис. - В некоторых компаниях сокращают другие должности - рекламистов, пиарщиков, - но вводят позицию бюджетного контроллера».
Его основная задача - оперативный контроль движения денежных средств, сбор и анализ информации о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности, составление бюджетов и анализ эффективности исполнения бюджетов и планов.
Поэтому, по словам Виталия Михайлова, руководителя рекрутинговой компании WORLD STAFF, «работодатели хотят видеть специалиста с финансовым образованием, опытом работы в аудиторской компании или в действующем бизнесе». Нередко, если речь идет о компаниях с иностранным капиталом, бюджетному контроллеру требуется знание иностранного языка и международных стандартов IAS, IFRS. При этом, по мнению Нели Номоконовой, директора департамента персонала компании Renault Ukraine, «не менее важно, чтобы, помимо высокого уровня профессиональных навыков, кандидат на данную позицию обладал высокой степенью ответственности, дисциплинированности и, конечно, лояльности к марке и компании в целом. Только в этом случае союз будет успешным и перспективным».
Уровень оплаты бюджетных контроллеров, по данным компании WORLD STAFF, составляет в среднем от $1,5 до 3 тыс.
Поглотить и подняться
Продажа небольшой швейной мастерской, как и многомиллионные, потрясающие воображение сделки, нуждается в юридическом сопровождении. Именно поэтому специалист по M & A может найти себе применение как в специализированных подразделениях солидных банков или в компаниях «большой четверки», так и в юридических фирмах, штат которых не превышает 10-15 человек. И хотя на сегодняшний день на рынке M & A наблюдается спад, ближе к весне эксперты ожидают заметного оживления. «По моим прогнозам, активизация данного сегмента рынка начнется уже в марте-апреле будущего года. Сейчас потенциальные инвесторы заняли выжидательную позицию, а собственники компаний готовятся к реструктуризации», - сообщил Артур Нонко, управляющий партнер юридической компании «Центр Правового Консалтинга» (штат - 25 чел.). Разумеется, потребность в консультантах по слияниям и поглощениям будет расти.
А для того чтобы начать восхождение по карьерной лестнице в сфере M & A, молодому специалисту понадобится диплом юриста и, главное, - устойчивый интерес к этому виду деятельности. «В дополнение к юридическому, экономическое образование может дать такому специалисту весомое преимущество, поскольку позволит ему глубже понимать особенности бизнес-процессов в той или иной компании», - считает г-н Нонко. Ну а что касается опыта работы, то, как оказалось, далеко не все отечественные юридические компании предпочитают выходцев из крупнейших международных консалтинговых агентств. «Наш рынок несколько специфичен, и работа по шаблонам и клише здесь не всегда уместна», - пояснил Артур Нонко.
Подпись на миллион
Буквально «андеррайтер» означает «подпись ниже». Но «ниже» - не означает ее меньшей важности. От имени страховой компании он визирует договоры страхования, анализирует и классифицирует риски, определяет тарифные ставки и конкретные условия договора страхования, принимает решение о возможности (или невозможности) заключения договора страхования на определенных условиях. Нередко он занимается также и формированием страхового портфеля.
«На сегодняшний день андеррайтеры очень востребованы. Таких специалистов мало на рынке, но в них существует высокая потребность», - утверждает Алла Рогачева, менеджер по подбору персонала рекрутингового агентства «Таргет».
Для того чтобы успешно справляться со всеми этими нелегкими обязанностями, у андеррайтера «за душой» должно быть экономическое образование. Причем, по мнению потенциальных работодателей, - желательно КНУ им. Шевченко или КНЭУ. И главное - знания в области оценки рисков по личному и имущественному страхованию, принципов бюджетирования, регулирования убытков. Этот специалист должен прекрасно ориентироваться в юридических аспектах страхования. Из личных качеств стоит отметить собранность, внимательность, гибкость, высокие аналитические способности.
За такой набор знаний, навыков и умений страховые компании готовы платить от $800 (для начинающих специалистов) до $4-5 тыс.
При этом «среднее предложение работодателей для андеррайтеров увеличилось за последние три месяца с $1070 до $1620, а рост за календарный год составил почти 90%», - сообщил Андрей Иваненко, руководитель отдела продаж поисковика вакансий и резюме jooble.com.ua.
Чрезвычайный ас
К нему, как к доктору, обращаются только в крайних случаях. Поэтому кризис-менеджер должен обладать особым даром - способностью мгновенно и всесторонне оценить ситуацию и начать действовать решительно.
Чаще всего лучшими кризис-менеджерами становятся собственники или топ-менеджеры крупных компаний, которые «подняли» свой бизнес или вывели предприятие из пике, а затем, заскучав, осознали, что рутинную работу можно передать другим, самим же - перейти в разряд «играющих тренеров». «При этом, как правило, у специалистов высокого класса уже сформированы свои команды, с которыми они приходят, чтобы выполнить определенную задачу», - рассказал Виталий Михайлов.
Рост спроса на кризис-менеджеров рекрутеры отметили в конце сентября: потребность в этих специалистах, по информации Максима Муравко, выросла на 20-25%. Но это только начало. Как сообщила Елена Грищук, руководитель рекрутинговой компании «Форсаж», «мы прогнозируем, что после Нового года, когда компании начнут реализацию антикризисных программ, таких специалистов будут более активно привлекать для того, чтобы решать задачи оперативного управления, а также чтобы предприятие стабильно развивалось в будущем». Несмотря на то, что услуга нова, уже есть выполненные проекты. Для одной из розничных сетей компания «Форсаж» подобрала антикризисную команду, которая приступила к работе.
Таких людей мало, но их имена известны в узких кругах. Именно поэтому портрет идеального кризис-менеджера представить себе практически невозможно. Опыт каждого из них, как и биография, может быть уникальным. Единственное, что, помимо успешных проектов, может стать дополнительным преимуществом, - образование по программе МВА. Так же широко варьируют и условия оплаты кризис-менеджеров - от $2-3 тыс. до 10-15 тыс., в качестве базовой ставки во время работы над проектом. При этом, по данным компании WORLD STAFF, бонус по результатам работы может достигать и $100 тыс.