Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Психология » Загадки человеческого мозга


Загадки человеческого мозга

Сообщений 1 страница 30 из 36

1

Все ли Вы знаете о своем мозге?
http://copypast.ru/uploads/posts/1365431335_1365320330_mozgechelovecheskom.jpg

0

2

http://copypast.ru/fotografii/komiksi/illustracia-cinizma-0-/illustracia-cinizma-0-001.jpg

+1

3

Психологические факты о вас (

Человеческая психика остается одной из самых больших загадок в мире. Хотя исследователи узнали много интересных фактов о психологических особенностях человека и даже могут предсказывать наше поведение, многое еще остается непознанным.

Вы переделываете свои воспоминания.
Мы воспринимаем наши воспоминания, как небольшие “фильмы”, которые мы проигрываем в нашей голове и считаем, что они хранятся так же, как видео в нашем компьютере. Однако это не так.
Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к какому-то событию, вы его изменяете, так как нервные пути каждый раз иначе активизируются. На это могут влиять и более поздние события, и желание восполнить пробелы в памяти. Так, вы, например, не помните, кто еще был на встрече родственников, но так как ваша тетя обычно присутствовала, вы можете со временем включить ее в ваше воспоминание.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-001.jpg

0

4

Вы не можете не обращать внимание на еду, на секс и на опасность.
Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. На самом деле, мы не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть древнейшая структура мозга, которая отвечает за выживание и спрашивает: “Могу я это съесть? Можно ли заняться с этим сексом? Может ли это меня убить?”
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-002.jpg

0

5

Вы можете запомнить только 3-4 элемента одновременно.
Существует правило “7 плюс-минус 2″, согласно которому человек не может хранить в памяти больше 5-9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20-30 секунд, после чего мы ее быстро забываем, только если не повторяем снова и снова.
Последние исследования показывают, что мы способны хранить еще меньше: около 3-4 блоков информации одновременно. И хотя мы стараемся группировать данные, которые получаем, наша кратковременная память все же остается достаточно ограниченной.
Так, например, телефонный номер разбит на несколько групп чисел, для того, чтобы мы могли его легче запомнить.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-003.jpg

0

6

Мы плохо воспринимаем сочетание красного и синего цвета.
Хотя эти цвета используются во многих национальных флагах, красный и синий цвет тяжело воспринимаются нашим зрением, когда они находятся рядом друг с другом.
Это происходит из-за эффекта, называемого “хромостереопсис”, который заключается в том,, что один цвет подавляет другой. Это вызывает раздражение и усталость глаз. Сильнее всего этот эффект проявляется при сочетании красного и синего, а также красного и зеленого цветов.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-004.gif

0

7

Мы предаемся мечтам 30 процентов времени.
Любите витать в облаках? Согласно психологам, мы все любим предаваться мечтам, по меньшей мере 30 процентов времени. Некоторые из нас еще больше, но это не всегда плохо. Исследователи утверждают, что люди, которые любят помечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-005.jpg

0

8

Вы видите вещи иначе, чем их воспринимают органы чувств.
Согласно исследованию Кембриджского университета, “нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах”.
Даже если буквы будут немного перемешаны, вы сможете прочесть предложение. Это происходит потому, что человеческий мозг читает не каждую букву, а слово в целом. Он постоянно обрабатывает информацию, которую получает от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (спутанные буквы).
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-006.jpg

0

9

Привычки формируются в течение 66 дней.
Ученые, изучающие, как долго те или иные действия превращаются в привычки, выяснили, что в среднем для этого нужно около 66 дней.
Чем сложнее поведение, которые мы хотим приобрести, тем дольше времени нам нужно. Так, тем, кто хотел обрести привычку делать физические упражнения, чаще всего требовалось в 1,5 раза больше времени, чтобы она стала автоматической, чем тем, кто вырабатывал привычку, например, есть на обед фрукты. Даже если вы пропустите день иди два, это не повлияет на время обретения привычки, но слишком много пропущенных дней подряд может замедлить процесс.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-007.jpg

0

10

Вы способны удерживать пристальное внимание около 10 минут.
Даже если вы находитесь в аудитории, где тема для вас интересна и человек ее хорошо излагает, то максимум внимания, которое вы способны поддерживать, это 7-10 минут. После этого ваше внимание начнет слабеть и вам нужно сделать перерыв, чтобы эффективно усваивать материал.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-008.jpg

0

11

Количество друзей, которое у вас может быть, ограничено.
Даже если вы можете похвастаться несколькими тысячами друзей в социальных сетях, на самом деле их у вас намного меньше. Психологи и антропологи выявили “число Данбара” – максимальное число близких связей, которое может иметь человек. Это значение варьируется от 50 до 150.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-009.jpg

0

12

Вы переоцениваете свою реакцию на будущие события.
Мы не очень хорошо предсказываем будущее. Если быть точнее, мы переоцениваем нашу реакцию на будущие события, будь они приятные или негативные. Исследования показали, что люди считают, что положительные события, такие как замужество или крупный выигрыш, сделают их намного счастливее, чем это происходило на самом деле. Аналогично, мы считаем, что негативные события, такие как потеря работы или несчастный случай, вызовут у нас гораздо большую подавленность, чем в реальности.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-010.jpg

0

13

Вы знаете, как делать вещи, которые никогда раньше не делали.
Представьте, что вы никогда не видели iPad, но вам его дали и предложили почитать на нем книги. Еще до того, как вы включите iPad и начнете им пользоваться, в вашей голове уже будет модель того, как читать с его помощью книги. У вас будут предположения того, как будет выглядеть книга на экране, какими функциями вы сможете пользоваться, и как вы это будете делать.
Наши мысленные модели основываются на неполных фактах, прошлом опыте и даже интуитивном представлении.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-011.jpg

0

14

Вы вините другого человека, а не ситуацию (и ситуацию, а не себя).
Вспомните моменты, когда вы ждали другого человека, который опаздывал на встречу. Скорее всего, вы объясняли его задержку безответственностью и несобранностью. В этой же ситуации свое опоздание вы списывали на внешние обстоятельства (пробки на дорогах).
В психологии это называется “фундаментальная ошибка атрибуции” – склонность объяснять поведение других людей особенностями личности, а свое поведение – внешними условиями. К сожалению, даже осознавая нашу склонность делать несправедливые суждения, мы все равно продолжаем совершать эту фундаментальную ошибку.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-012.jpg

0

15

Вам хочется больше выбора, чем вы сможете осилить.
Если вы зайдете в любой супермаркет, вы увидите огромный ассортимент продуктов, и все потому, что людям нужен большой выбор.
В одном исследовании, проводимом в супермаркете, исследователи представили участникам 6 видов джема, а затем 24 вида джемов. И хотя люди чаще останавливались у прилавка с 24 видами джема, они в 6 раз чаще покупали джем на прилавке с 6 видами джема.
Это объясняется просто: несмотря на тот факт, что нам кажется, будто мы хотим больше, наш мозг может справиться только с ограниченным количеством элементов одновременно.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-013.jpg

0

16

Вы счастливее, когда чем-то заняты.
Представьте, что вы находитесь в аэропорту и вам нужно забрать багаж. При этом вам нужно около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан. Насколько нетерпеливым вы себя чувствуете?
Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждете свой багаж 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны.
Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя менее удовлетворенными жизнью.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-014.jpg

0

17

Вы не можете выполнять сразу несколько дел одновременно.
Если вы думаете, что хорошо можете выполнять сразу несколько дел одновременно, вы ошибаетесь. Ученые доказали, что мы не можем делать сразу 2-3 дела сразу. Конечно, мы можем идти и в то же время разговаривать со своим другом, но наш мозг фокусируется только на одной приоритетной деятельности в конкретный момент времени.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-015.jpg

0

18

Ваши самые яркие воспоминания ошибочны.
Воспоминания волнительных и драматических событий называют в психологии “воспоминания-вспышки”, и они, как оказалось, полны ошибок.
Известными примерами этого феномена являются события связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где они были и другие детали, связанные с этим событием, сразу после теракта и через 3 года. Выяснилось, что 90 процентов более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-016.jpg

0

19

Ваш мозг также активен во сне, как во время бодрствования.
Когда вы спите и видите сны, ваш мозг перерабатывает и объединяет опыт всего дня, создает ассоциации из полученной информации, решает что запомнить, а что забыть. Наверняка вы часто слышали совет “хорошо выспаться” перед экзаменом или важным событием. Если вы хотите запомнить то, что выучили, лучше всего ложится спать после того, как вы изучили материал и до того, как будете стараться его запомнить.
http://copypast.ru/fotografii/interesnoe/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-/psihologiheskie-fakty-o-vas-0-017.jpg

0

20

Как мозг может нас "подставить"
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/hearing-aid-663x653.jpg
Мозг – «командный пункт» нашего организма, у которого постоянно случаются программные сбои. И тогда он может пошутить над нами – придумать воспоминания, потерять чувство направления или остановить пространство.

Сбить GPS
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/235434-320x240.jpg
Наверное, каждый хоть раз в жизни терял пространственную ориентацию, причем в знакомом месте. Словно кто-то резко выключил ваш внутренний автопилот. Такое случается со всеми, но у этой шутки мозга могут быть совершенно не смешные причины. В медицине это называется «временная потеря ориентации», когда человек резко перестает узнавать места, людей, не может самостоятельно принять решение. Причинами такого явления, особенно если оно проявляется постоянно, могут быть легочные заболевания или сахарный диабет.

Правда, иногда сбои в вашей внутренней навигации - следствие постоянного использования GPS. Если вы даже до ближайшего магазина предпочитаете двигаться по стрелке на смартфоне, то, по мнению ученых из университета МакГилла, вскоре превратитесь в «навигационного зомби», полностью потеряете способность ориентироваться по ландшафту.

Фальсифицировать воспоминания
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/uchenye-ispolzuja-svetovye-vspyshki-vnedrjajut-v_1-320x247.jpg
Человеку легко что-то внушить. Сегодня практически у каждого есть ложные воспоминания. Обычно это истории, которые вы от кого-то услышали, например, о вашем детстве. Человек практически ничего не запоминает из своих ранних годов, большая часть того, что он якобы помнит – рассказы родителей, близких людей. Например, история о том, как вас везли из роддома, а вы кричали на всю улицу. Или как однажды, в четыре года подрались с соседским мальчишкой.

Отделить ложные воспоминания от реальных практически невозможно. Исследования показали, люди, ставшие свидетелями каких-либо событий, могут позднее под влиянием неверной информации «изменить» свои воспоминания. Ученые проводили эксперимент, в котором свидетелей дорожно-транспортного происшествия, утверждавших, что в нем виноват водитель, не заметивший красного сигнала светофора, разделили на две группы. Одной из них предъявили «доказательства» того, что свет был зеленым. Спустя некоторое время провели повторный опрос обеих групп, и те, которым предоставили ложную информацию, внезапно «вспомнили», что на светофоре горел зеленый сигнал, а не красный, как они утверждали ранее. Другой эксперимент провел Вашингтонский университет. Студентов попросили рассказать какие-то случаи из детства, и сравнить их с воспоминаниями родителей, среди которых одно было ложным. В итоге, около 20% студентов во время второго собеседования «вспомнили» ложный случай. Причем, после каждого опроса история обрастала новыми подробностями.

Заставить нести чушь

Человек не только постоянно «редактирует» свои воспоминания, но и забывает. Происходит это в результате информационной перегрузки в оперативной памяти, мозг просто выбрасывает информацию, которую счел ненужной. Это постоянно ставит нас в неловкое положение, но не представляет серьезной опасности. Ситуация в корне меняется, если вы однажды неудачно ударились головой и заработали себе расстройство мозга – «афазию Вернике» или «временную потерю памяти слов».

Помните эпизод из фильма «Брюс Всемогущий», когда герой Джима Керри с помощью божественной силы заставил героя Стива Карелла нести в прямом эфире бессвязную цепочку слов? Это и есть афазия, когда человек выдает бессмысленную тарабарщину. Причем, люди, с которыми это произошло, утверждают, что их рот, будто жил собственной жизнью, они не знали, что скажут в данную минуту и осознавали смысл уже пост-фактум.

Сделать плагиатчиком

Подобно ложным воспоминаниям, мозг генерирует ложные идеи. Это называется криптомнезия или «неосознанный плагиат». Иными словами, ваш мозг «ворует» чужие идеи и подсовывает вам под видом ваших собственных. Ведь для выживания главное мысль, а ее авторские права дело десятое. Из громких примеров – Джордж Харрисон, которому пришлось выплатить 600 000 долларов за песню, которую он искренне считал своей. Такое может случиться с каждым. Например, спустя некоторое время после ожесточенного спора и отчаянной защиты вашей позиции, переработав идею оппонента, вы принимаете ее за свою.

Еще криптомнезия проявляется в наложении снов и реальности, когда человек не может вспомнить точно, когда то или иное событие происходило с ним, во сне или наяву.

Устроить слайд шоу
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/2933-320x179.jpg
Представьте себе следующую ситуацию – вы стоите на дороге и ждете зеленого сигнала светофора. Проходит минута, две, пять, зеленый уже давно дал старт, но вместо оживленного движения вы все также видите перед собой застывшую улицу, словно кто-то нажал на «мировом пульте» кнопку «стоп».

Этот «кто-то» все тот же ваш мозг, который подвергся «акинетопсии» или «неспособности воспринимать движения». Причины явления могут быть разными, от последствий травмы до побочных эффектов приема антидепрессантов. Неподвижную машину человек с акинетопсией видит как обычно. Если машина начинает двигаться, то воспринимается как последовательность отдельно взятых кадров, которые оставляют после себя размытый след. Иными словами, дорога для вас превращается в кадр с большой выдержкой. Или другой пример, представьте, что вы хотите наполнить стакан. Но струя воды для вас неподвижна, стакан в ваших глазах так и останется пустым. В случае акинотепсии человек перестает воспринимать и мимику других людей, а лицо собеседника, несмотря на издаваемые звуки, будет статичным, словно в маске. В общем, фильм ужасов наяву. Благо, акинотепсия, чрезвычайно редкое явление, которое исчезает после устранения причины.

Убить время

О восприятии времени мы знаем не больше, чем обо всех возможностях человеческого мозга. Оно всегда течет по-разному. Например, согласно исследованиям ученых, ход психологического времени изменяется, если человек живет в процессе восприятия информации. В детстве ребенок как губка впитывает новые знания, и каждый день наполнен впечатлениями. По мере взросления человек больше действует автоматически, меньше познает мир и впитывает информацию. Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени. Восприятие времени может меняться в зависимости от пространства – в душном помещении оно тянется «как резина», потому что человек постоянно сосредоточен на том, что ему некомфортно.

Но бывают случаи, когда человек совершенно теряет чувство времени. Точнее, не воспринимает последовательность событий, не делит жизнь на годы, а годы на месяцы и дни. Одна женщина отказывалась признавать, что есть цикл из 24 часов и 365 дней. Она, как и все, вставала, завтракала, занималась делами, но для нее это был неделимый момент, проще говоря, ее жизнь всегда состояла из одного дня. Подобное временное восприятие называется «агнозия времени». Кстати, эта патология мозга "одного поля ягоды" с акинотепсией – искажением восприятия пространства.

Зеркалить других
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/zerkalnye-nejrony2-320x192.jpg
Вы когда-нибудь испытывали неприятные ощущения в теле, услышав, что кто-то прищемил палец или сломал ногу. Или, смотря боевики, автоматически хватались за то же место, где только что получил ранение герой. Это так называемая сочувствующая боль, разновидность эмпатии (способность поставить себя на место другого человека). Ученые доказали, что наш мозг постоянно копирует выражение лица, ощущения, симптомы других. А все благодаря зеркальным нейронам, которые присутствуют в речевых, моторных, зрительных, ассоциативных и других областях. Для чего человеку нужны «мозговые зеркала» пока не ясно. Возможно, они помогают при обучении и раннем развитии, когда дети учатся, повторяя за родителями. Или это такие специальные нейроны, которые отвечают за наше сопереживание, в общем, отличают нас от динозавров (у других млекопитающих, в том числе у приматов, тоже есть зеркальные нейроны). В любом случае, именно им мы обязаны тем, что в народе называют «впечатлительностью» - применение того, что видишь, на себя – боли, синдромов беременности и фобии.

0

21

Интересные факты о работе нашего мозга
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/155/128155370_RRRR.jpg
Интересные факты о работе нашего мозга Большая часть принципов работы мозга для нас остается тайной, но некоторые особенности, полученные опытным путем, более известны. Как мозг обрабатывает информацию, что собой представляет, какие бывают типы мышления — об этом  и многом другом сегодняшний пост.

Родители и учителя, которые много читают вслух и обсуждают прочитанное с детьми, ускоряют и стимулируют их (детей) умственное развитие.
Дети, которые изучают с раннего возраста (до 5 лет) два разных языка, обладают особой структурой мозга, в отличие от своих “моноязычных” сверстников.

Жестокое авторитарное обращение с детьми ухудшает восприятие новой информации и дальнейшее развитие

Нейроны в мозгу образуются в течение всей жизни, в отличие от распространенного ранее мифа о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Для того, чтобы это образование происходило, надо постоянно “нагружать” свой мозг, получая новые впечатления.

Комплексная добавка "l-глютамин" http://www.elit-pharm.com.ua/products/a … utamine50/ благодаря содержащимся в ней витаминам способна значительно простимулировать мозговую деятельность человека.

У левшей и владеющих двумя руками одинаково людей мозолистое тело в головном мозгу в среднем на 11 процентов больше, чем у правшей. Мозолистое тело – это особое образование, состоящее из 200-250 миллионов нервных волокон, соединяющих левое и правое полушарие – своеобразная шина данных.

Головной мозг растет в размерах в среднем до 18 лет.

Если ребенок находится в окружении, стимулирующем развитие, он в дальнейшей жизни будет на 25% лучше усваивать информацию. И наоборот, примитивная среда обитания на те же 25% снижает обучающие способности.

Мозг творческого человека работает в особом режиме, в отличие от техногенного “сухаря” :)

В Нью-Йорке было проведено интересное исследование, согласно которому студенты, исключившие из своего пищевого рациона продукты с искусственными ароматизаторами и консервантами, имеют в среднем на 14% выше IQ, чем их менее придирчивые товарищи. Тут, правда, непонятно – то ли повышенный IQ вызвал неприятие синтетической пищи, то ли отсутствие ароматизаторов вызвало повышение IQ. Хочется верить, что второе.

Мозг человека имеет врожденное стремление к познанию, то есть любознательность. Но при отсутствии стимуляции это стремление быстро исчезает, уступая место скуке.

Еще одно исследование показало, что изучение новых вещей и явлений приводит к быстрому изменению структуры мозговой активности, причем уже через неделю обучения.

Музыка улучшает обучаемость. Наиболее эффективна легкая фоновая мелодия, особенно классическая музыка.

В мозгу есть два миндалевидных тела (по одному в каждом полушарии), которые “отвечают” за нашу способность читать лица окружающих и понимать, как они себя чувствуют.

Способность к обучению и запоминанию называется декларативной памятью,  в отличие от непосредственно воспоминаний она “находится” в другой части мозга.

Запах позволяет лучше усваивать знания. Исследование показало, что совмещение обучения с некоторыми ароматами улучшает процесс запоминания.

Каждый раз, когда вы что-то вспоминаете, в мозгу образуется новая связь.

Память сильно связана с ассоциациями, поэтому ассоциативный способ обучения весьма эффективен. Ассоциации – связи между различными явлениями, понятиями и так далее. К примеру слова кошка  – зверь – ласковый – девушка – соседка – лифт – кнопка — канцелярская… являются ассоциативно связанными, по крайней мере для меня :)

Считается, что мозг упорядочивает воспоминания во время сна.

Недостаток сна ухудшает способность к запоминанию.

Краткосрочная память связана с кратковременными электрохимическими взаимодействиями в мозгу, а долговременная – с изменением структуры связей между нейронами.

Каждый раз, когда мы моргаем, наш мозг “запоминает” картинку, и держит ее до того момента, как начнет поступать новая зрительная информация. Если бы не было этого явления, то при моргании нам бы заново приходилось рассматривать окружающее.

Казалось бы, что может быть проще, чем смех? Оказывается, этот процесс требует активности как минимум пяти областей мозга – левой части коры головного мозга, анализирующей фразу и разбирающей ее на части. После в дело вступает обширная часть лобной доли, ответственной за социальное поведение. Далее правое полушарие анализирует смысл шутки, “въезжает” в нее. Потом Срабатывает затылочная доля обрабатывает визуальные сигналы, или как окружающие реагируют на шутку. И наконец, двигательные области мозга подают сигнал на соответствующие мышцы, вызывая характерные звуки

До сих пор не известно точно, зачем мы зеваем, и почему зевота так заразительна. По одной из гипотез, ранее зевание было чем то вроде социального ритуала, поэтому в подсознании у нас срабатывают наиболее глубокие участки, вызывая зевание и “отвечая” на зевание окружающих. Со временем функция зевания стала чисто декоративной, превратившись в рудимент.

В Гарварде есть банк мозгов, где хранится более 7000 экземпляров человеческого мозга для исследования.

Диснеевские мультфильмы являются наглядной демонстрацией различных нервных расстройств – герои в них часто храпят, видят кошмары и ходят во сне.
Подсчитано, что человек в среднем думает 70 тысяч мыслей ежедневно.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что мышление и сознание находятся в сердце.

На работу мозга влияет множество факторов, даже гравитация. Установлено, что в условиях невесомости характер взаимодействия нейронов в мозгу изменяется.

В драмах Шекспира слово “brain” (мозг) встречается 66 раз.

Археологи обнаружили доказательства того, что примитивные операции на мозге производились в 2000 году до нашей эры. Они, правда, ограничивались проделыванием отверстий в черепе для снижения внутричерепного давления.

Мозг на три четверти состоит из обыкновенной воды.

Мнение о том, что мы используем 10% от возможностей своего мозга – миф. Даже при сравнительно простой активности задействуются все его области.

Средний вес человеческого мозга – 1300 грамм

Мозг обрабатывает болевые сигналы от многих тысяч болевых рецепторов, но при этом сам не имеет клеток, чувствительных к боли, поэтому не “чувствует” ее.

Основная часть мозга – так называемый большой мозг, расположенный в передней верхней части черепа. Он составляет 85% от всего веса головного мозга.

Мозг состоит из белого и серого вещества в пропорции три к двум.

Количество нейронов в нашем мозгу – около 100 000 000 000.

У каждого из этих нейронов есть от 1000 до 10000 синапсов (отростков, соединяющих их с другими нейронами).

Так называемый мозговой ствол при интенсивной мыслительной деятельности становится толще и толще.

Даниэль Таммет является гениальным аутистом, он может в уме совершать сложнейшие математические вычисления, знает 7 языков и придумал свой собственный язык.

Мозг Альберта Эйнштейна не отличается от нашего с вами, за исключением увеличенного на треть региона, ответственного за математические вычисления и пространственное восприятие.

Кейт Джаретт – известный джазовый музыкант, который в возрасте трех лет мог точно указать воспроизведенную ноту.

У лондонских таксистов со стажем увеличенный гиппокамп – область мозга, отвечающая за структурирование и запоминание информации. Им необходимо помнить расположение улиц, новости, а также выслушивать рассказы пассажиров

Бен Придмор является чемпионом по запоминанию – он за 5 минут запоминает 96 исторических событий, а расположение карт в колоде – за 26 секунд.

0

22

Человеку хватает на 10% использовать свой мозг.

0

23

Как наш мозг бессовестно нам врёт и делает из мухи слона

Привыкнув сражаться с разнообразными трудностями, мы вскоре начинаем видеть проблемы там, где их нет.

Многие наши проблемы и неприятности оказываются в прямом смысле надуманными.

Многие люди живут в состоянии постоянного аврала – у них на место одной решенной проблемы приходят десять новый. Конечно, порой все так и бывает, однако иногда посмотришь на эти проблемы со стороны, и начинает казаться, что человек просто сам себе усложняет жизнь.

Исследователи из Гарварда, Дартмутского колледжа и других научных центров США пишут в своей статье в Science, что тут все дело действительно не столько в проблемах как таковых, сколько в особенностях нашего восприятия, в нашей склонности в определенных обстоятельствах делать из мухи слона. В первом эксперименте психологи показывали добровольцам серию фотографий с разными лицами, причем на фото были как весьма угрожающие личности, так и вполне безопасные на вид, и нужно было определить, кого из людей на фото следует бояться, а кого нет. По мере того, как человек смотрел на серию фото, среди них оставалось все меньше и меньше угрожающих персонажей – однако одновременно тот, кто на них смотрел, начинал видеть угрозу во вполне безобидных лицах.

В другом эксперименте нужно было сравнивать уже не фото, а просто цветные точки, синие и фиолетовые. И снова, когда синих точек становилось мало, фиолетовые точки в глазах смотрящего превращались в синие. Более того, такой перекос в восприятии возникал даже в том случае, когда участникам исследования заранее сообщали, что синих точек будет все меньше; и даже в том случае, когда человеку обещали денежное вознаграждение, если он не будет называть фиолетовое синим. Иными словами, все это происходило на бессознательном уровне – ведь странно было бы предполагать, что человек откажется от вознаграждения, сознательно выдавая одно за другое.

Наконец, в третьем эксперименте авторы работы предложили добровольцам прочитать описание нескольких научных исследований и оценить, насколько эти исследования были этичны. И вновь чем реже перед глазами читающего появлялись откровенно неэтичные работы, тем чаще он называл таковыми вполне безобидные опыты. Иными словами, искажение восприятия касалось не только того, что мы видим глазами, но и каких-то абстрактных вещей, связанных, страшно сказать, с моралью. Если же вспомнить о том, с чего мы начали, то есть с постоянных проблем, от которых многие просто не знают, куда деваться, то можно представить, что человек начинает видеть серьезные проблемы в совершенных пустяках из-за того, что не так давно действительно был очень и очень занят.

Психологи объясняют это тем, что наши оценки предметов, событий, поступков и пр. основываются на сравнениях. То, что мы видим или переживаем сейчас, мы сравниваем с тем, что видим вокруг – но также и с тем, что мы видели или переживали в прошлом. И в случае с теми же фотографиями получается так: пытаясь оценить человека на фото, мы сравниваем его не только с другими фотографиями, которые сейчас перед нами, но и с общим впечатлением, которое сложилось у нас во время этого задания. Общее впечатление говорит о том, что угрожающие лица на фото мы совсем недавно встречали довольно часто; кроме того, если их действительно стало мало, то среди большого количества спокойны и приятных физиономий даже малейшее отклонение от «средней приятности» покажется нам угрожающим.

Считается, что такие относительные сравнения в смысле когнитивных усилий менее затратны, чем попытки оценить, так сказать, абсолютную величину – то есть, например, прикинуть, кто в семье выше по росту, а кто ниже, гораздо легче, чем точно определить рост. И в целом для повседневной жизни относительные сравнения вполне удобны и во многих случаях их вполне хватает. Но давайте представим каких-нибудь волонтеров, взявшихся патрулировать район на предмет охраны общественного порядка. Пресекая разнообразные мелкие инциденты, вроде уличных драк и прочего мелкого хулиганства, такие добровольцы-общественники добьются того, что район станет тихим и безопасным. И вот в таком тихом и безопасном районе те же волонтеры начнут видеть опасность там, где ее нет, так что любой человек, просто прогуливающийся вечером, будет казаться опасным злоумышленником. И общественная безопасность – лишь один пример, где выдуманные проблемы могут доставить серьезные неприятности; о том, какие неприятности это может принести, скажем, в финансовой сфере или медицине, не хочется даже думать. Можно ли как-то победить такой когнитивный перекос, не очень понятно: если говорить о прямом воздействии на мозг магнитного поля или электрического тока, то надо знать, куда воздействовать; сами авторы предлагают развивать умственную дисциплину, чтобы в особо важных случаях ясно осознавать, почему мы склоняемся к тому или иному решению.

0

24

10 ежедневных причуд нашего мозга

Человеческий мозг — восхитительный орган, не только определяющий нашу личность, но и позволяющий нам нормально функционировать каждый день. Это невообразимо сложный механизм, и некоторые принципы его функционирования непонятны учёным до сих пор. Как и положено любому сложному механизму, периодически он допускает ошибки. Крупные могут привести к ужасным последствиям, мелкие же случаются ежедневно и мы даже успеваем к ним привыкнуть.

Распознавание лиц там, где их нет

Часть мозга, ответственная за наши социальные навыки, склонна переусердствовать. В связи с этим, мы видим лица не только у других людей, но и абсолютно где угодно — в облаках, на овощах и фруктах, деревьях и обоях.

Проблемы с транспортом

Нахождение в транспорте зачастую вгоняет мозг в ступор — мы же сидим на месте, но при этом быстро едем! Когда мы ходим или бегаем, мозг распознаёт это как движение, а транспорт — не всегда. Из-за этого могут возникнуть как проблемы с управлением машиной, так и классическое укачивание на заднем сиденье.

Отключение моторики

Во сне мозг отключает моторику, чтобы мы могли спокойно отдохнуть, а при пробуждении включает её назад. Когда он не справляется с любой из этих задач, начинаются проблемы — в первом случае либо человек активно ворочается, либо даже ходит во сне, во втором — получает эффект «сонного паралича», одного из самых неприятных состояний сознания

Вера в справедливый мир

Свойственна многим людям, на её основе формировался тот же закон кармы или многие представления о загробном мире. Звучит достаточно безобидно, но на самом деле обострённая форма подобного мышления может привести к нелогичным и некрасивым выводам. Например, жертвы изнасилований или убийств будут обвиняться в том, что они гуляли или жили в неправильных местах или неподобающе одевались. Любые преступления же можно проигнорировать, поскольку злодея так или иначе настигнет «кара свыше».

Подчинение приказам

Ещё одна социально-психологическая проблема нашего мозга связана с подчинением приказам людей, кажущихся нам авторитетами. Это было подтверждено серией экспериментов, впервые проводимых психологом Стэнли Милгрэмом в 1963 году. Даже когда речь касается о причинении сильной боли ничем не заслужившему это человеку, людям крайне трудно перечить приказам вышестоящего лица.

Эффект Даннинга-Крюгера

Так зовётся проблема, при которой люди, имеющие низкий уровень квалификации, не могут это осознать из-за данного низкого уровня, совершают одни и те же ошибки и считают себя компетентными. И напротив, люди с высоким уровнем квалификации склонны свой уровень занижать и подвергать сомнениям свой опыт. Таким образом, чем больше мы знаем, тем менее уверены в себе.

Редактирование памяти

Сложно себе это вообразить, но многие наши воспоминания являются ложными — или наполнены огромным количеством ложных деталей. Мозг склонен изменять память, чтобы мы лучше себя чувствовали, и не только стирает воспоминания, но и редактирует неприятные моменты.

Ложный вкус

Нам кажется, что вкус пищи определяется исключительно языком, но на самом деле он во многом рождается именно в мозге — на основе сложенной воедино информации, поступающей от глаз, носа и языка. Если надеть на глаза человека повязку и заткнуть ему нос, он зачастую не сможет определить на вкус разницу между яблоком и картошкой.

Наслаждение гневом

Нас с детства учат, что злиться — плохо, но мозг зачастую шепчет совсем обратное. Злость разгоняет по крови адреналин и заставляет нас чувствовать себя лучше, и чем чаще мы её испытываем, тем легче снова ей поддаться.

Поощрение переедания

Иногда после плотного обеда мозг словно говорит нам «конечно, в желудке есть ещё местечко для десерта!», хотя желудок был бы рад отчаянно запротестовать. Увы, главный тут мозг — если ему кажется, что еда выглядит достаточно аппетитно, он подавляет сигналы от пищеварительной системы и подталкивает нас съесть ещё кусочек.

0

25

Жёстко, но справедливо: почему деградирует наш мозг

С каждым днем все больше людей жалуется на проблемы с мозговой деятельностью — на все возрастающую рассеянность (т.е. невозможность концентрировать свое внимание, собираться с мыслями для решения каких-то задач), на сложности с запоминанием информации, на физическую невозможность читать большие тексты, не говоря уже про книги.

И просят дать им что-нибудь для улучшения мозговой деятельности в целом и памяти в частности. Причем, как это ни парадоксально, данная проблема характерна не только и не столько для пожилых людей, ослабевать мозгами которым, вроде как, «положено по возрасту», сколько для людей среднего и моложе среднего возраста. При этом многие даже не интересуются, почему так происходит — автоматически списывают это на стрессы, усталость, нездоровую экологию, на тот же возраст и т.п., хотя все это даже близко не является причиной. Так в чем же причина?

А причина состоит в том, в чем, несмотря ни на какие доводы, никто, категорически, не хочет отказаться от так называемой постоянной круглосуточной «подключенности к информации». Другими словами, ускоренная утрата Ваших мозговых функций началась в тот самый знаменательный день, когда Вы решили быть постоянно «на связи». И нет никакой разницы — вынудила ли Вас к этому служебная необходимость, изнывание от безделья или элементарная боязнь быть «не на уровне», т.е. боязнь прослыть белой вороной, чудаком в среде себе подобных.

Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, постоянно перескакивает с одного места на другое, а информацию оценивает исключительно с позиции «поделиться», т.е. «А можно ли это «откровение» кому-нибудь переслать?». Но не с целью обсудить, а, главным образом, с целью вызвать эмоции в виде анимированной «отрыжки», сопровождающейся короткими репликами и возгласами в СМС-формате.

В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F. Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось».

Поэтому наиболее эффективным способом подачи информации рядовому интернет-пользователю является отображение информации в виде перевернутой пирамиды (т.е. согласно принципу «чем ниже, тем меньше») с обязательным выделением ключевых слов (чтобы потребители информации понимали, что важно, а что — не очень) и раскрытием не более одной мысли за абзац. Только так можно задержать внимание на странице максимально долго. Если же по мере спуска вниз по странице плотность информации не убывает или, того хуже, увеличивается (как, например, в этой статье), то на таких страницах задерживаются лишь единицы.

Интернет — это реальный наркотик. А что такое наркотик? Это совершенно бесполезная вещь, без которой любой человек может прекрасно жить до тех пор, пока не попробует. А когда попробует, то зависимость возникает пожизненная — наркомания не лечится.
https://b.radikal.ru/b37/1808/69/2648aeed061e.jpg
На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей — от высококвалифицированных университетских профессоров до сервисных работников по обслуживанию стиральных машин. Подобные жалобы можно особенно часто услышать в академической среде, т.е. от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно и ежедневно общаться с людьми (обучать, читать лекции, принимать экзамены и т. д) — они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает все ниже и ниже.

Большинство людей испытывает колоссальные затруднения при чтении больших текстов, не говоря уже про книги. Даже блог-посты размером более трех-четырех абзацев уже кажутся большинству слишком трудными и нудными для восприятия, а потому скучными и не заслуживающими даже элементарного вникания. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв — не осилил», которое обычно пишут в ответ на предложение прочитать что-то длиннее пары десятков строк. Получается замкнутый круг — писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем — массовое отупение.
https://b.radikal.ru/b30/1808/70/9d8b11a4cd76.png
Даже люди с хорошими (в прошлом) навыками чтения говорят, что после целого дня метания по интернету и лавирования среди десятков и сотен электронных писем, они физически не могут начать даже очень интересную книгу, поскольку чтение уже одной только первой страницы оборачивается настоящей пыткой.

Чтение попросту «не идет», прежде всего, потому, что:

а) не получается заставить себя перестать сканировать текст, отыскивая в нем ключевые слова

б) совершенно не усваивается сложный синтаксис, свойственный большинству классических, высокосодержательных или наукоемких произведений, который полностью отсутствует в обмене телеграфной «СМС-отрыжкой».

В результате этого одно предложение приходится перечитывать по нескольку раз! Наиболее откровенные люди так прямо и говорят: я противен/противна сам(а) себе.

Но это еще далеко не все. Из-за постоянной подключенности к интернету резко ухудшаются такие навыки человека, как способность возвращаться к уже некогда осмысленной информации, анализировать прочитанное и подключать воображение. Еще хуже то, что в 80% случаев люди ходят в интернет за сомнительными развлечениями, либо черпают оттуда информацию, имеющую не то что нулевую, а отрицательную культурную ценность.

При этом большинство людей (особенно молодых) привязаны к своим гаджетам настолько, что при угрозе оказаться отключенными от сети в течение хотя бы одного дня испытывают не только психическую подавленность, граничащую с паникой, но и реальную физическую ломку, напоминающую наркотическую. Не верите? А ну-ка выключите свою мыльницу СОВСЕМ и попробуйте прожить без нее хотя бы 2-3 дня.

Есть мнение, что способность эффективно воспринимать сложные тексты, читать сложную литературу вскоре станет элитарной привилегией, доступной только особой касте людей. Идея эта не нова, поскольку еще Умберто Эко в романе «Имя розы» предлагал пускать в библиотеку только тех, кто умеет и готов воспринимать сложные знания. А все остальные будут в состоянии читать лишь вывески да интернет.

Короче говоря, никакие таблетки, никакие пищевые добавки, никакие диеты, никакие мозгоправы и т.п. не способны остановить деградацию мозга. Остановить ее может только одно — прекращение поступления в систему обработки всевозможного информационного мусора и ежедневная загрузка мозга так называемой «полезной информацией». Процесс этот чрезвычайно сложный, а для многих людей так и вовсе невыполнимый. Для многих поезд, как говорится, уже ушел.

Ещё раз, коротко:

1. Гаджеты, обеспечивающие Вашу постоянную подключенность к информации/интернету — смартфоны, айпады и пр., без которых Вы теперь даже в туалет сходить не можете, — делают Вас практически дебилом с вялым, апатичным, с еле соображающим мозгом, который не способен думать и анализировать. Но, как и всякий наркоман, Вы, конечно же, убеждены в обратном — в том, что эти мыльницы делают Вашу жизнь нереально яркой, насыщенной, удобной и т.п., а Вас лично — «сильно продвинутой личностью», которая всегда в курсе всего.

2. Благодаря этим устройствам, в Ваш мозг непрерывным потоком круглосуточно поступает всевозможный мусор, который загаживает Ваш «бортовой компьютер» настолько, что ты годитесь лишь для выполнения самой примитивной, низкоквалифицированной работы. Вы не в состоянии ни связно говорить, ни писать, ни читать — Ваша речь косноязычна и наводнена словами-паразитами. Рассказывая кому-то о чем-то, Вы с трудом подбираете нужные слова, а слушая кого-то — быстро теряете нить разговора и начинаете скучать и зевать. Писать Вы не можете, поскольку практически в каждом слове начинаете делать ошибки, а как использовать знаки пунктуации — не знаете даже приблизительно. Зато Вы круто делаете селфи (и прочие мусорные фото) и стучитесь к кому-нибудь в Viber или WhatsApp.

3. Короче говоря, слушайте плохие новости: мобильную связь нужно использовать только и исключительно в ЭКСТРЕННЫХ случаях. Например, Вы приехали в незнакомый город и не можете найти встречающего — позвонить действительно нужно. Или Вы опаздываете на важную встречу — позвонить реально необходимо, т.е. нужно настроить Ваш гаджет только на приём или передачу необходимой Вам профессиональной и деловой информации. А остальное время Ваш гаджет должен быть ВЫКЛЮЧЕН. Впрочем, я представляю себе, как Вам неуютно от одной только мысли об этом.

4. Нужно быть готовым к тому, что все Ваше окружение Вас, мягко говоря, не поймет — Вам скажут, что Вы с приветом, совсем ку-ку, что у Вас поехала крыша и т.п. Наплевать и растереть. Помните, Вы объект для информационного нападения и вам нужно защищаться. Как говорил президент CBS News Ричард Сэлант: «Наша работа — продавать людям не то, что они хотят, а то, что нужно нам».

5. И, наконец, Вам нужно заново учиться читать книги. Настоящие бумажные книги — понимаете? Не разглядывать часами подслеповатыми глазами свою мыльницу с экраном, а читать книги. Будет тяжело, но Вы попробуйте. Насиловать себя не нужно — в первый день прочитайте полстраницы, на следующий — целую стр

0

26

8 удивительных фактов о человеческой памяти

По расчетам нейрофизиологов из института Солка, человеческий мозг способен запомнить от 5 до 20 петабайт информации. Это сопоставимо по объему со всей глобальной сетью. Однако мы продолжаем не помнить, куда только что положили телефон, и совершенно забываем, сколько времени, уже через секунду после того, как посмотрели на часы.

1. Фотографии стирают память
https://d.radikal.ru/d26/1808/2a/1afe22fb8911.jpg
Ученые Калифорнийского университета провели эксперимент и доказали, что сфотографированные объекты быстрее стираются из памяти.
Они разделили 50 студентов на 3 группы и показали каждому одни и те же картины. Первая группа фотографировала их на смартфон, вторая — фотографировала и стирала снимки через несколько минут, а третья просто смотрела.
Через некоторое время, когда всех испытуемых попросили вспомнить увиденное, с заданием справились только те, кто не делал снимков.

2. Мы помним не то, что происходило на самом деле, а то, что нас задело
https://d.radikal.ru/d14/1808/7c/bb574eaab655.jpg
Нобелевский лауреат психолог Даниэль Канеман давно исследует феномен человеческой памяти и пришел к выводу, что у нас есть два «я»: одно переживает опыт, другое — хранит о нем воспоминания и оценивает. Часто два этих «я» могут не совпадать.
Как пример он приводит слова одного из участников эксперимента, который 20 минут слушал прекрасную симфонию на концерте и все это время наслаждался музыкой, но его впечатление обо всем мероприятии испортил какой-то неприятный скрежет, который он услышал в самом конце. Переживание опыта доставило человеку удовольствие, но вот воспоминание о нем было испорчено неприятным событием в конце.

3. Существует протез памяти
https://b.radikal.ru/b04/1808/f0/e66028b8c0a3.jpg
Ученые из университета Южной Калифорнии придумали и уже испытали мозговой имплантат, который в будущем может помочь каждому человеку хранить в голове целые энциклопедии знаний.
Испытания проводились на пациентах с эпилепсией и болезнью Альцгеймера, их просили запомнить что-то и выполнить тест. Во время ответов на часть вопросов память стимулировали. В ходе эксперимента выяснилось, что новое изобретение помогает улучшить запоминание до 37 % даже у людей с хроническими нарушениями памяти.

4. Депрессия стирает воспоминания
https://d.radikal.ru/d07/1808/0e/fcb6b6871a82.jpg
Немецкие нейробиологи из Рурского университета разработали математический алгоритм, который способен просчитать воздействие депрессии на клетки человеческого мозга.
В ходе исследования мозга нескольких волонтеров с депрессивными расстройствами ученые пришли к выводу, что глубокая депрессия способна стереть часть прошлых воспоминаний.
У человека, который долгое время пребывает в подавленном состоянии, замедляется формирование новых нервных клеток. Это деформирует нашу память, и мы теряем воспоминания из нашего прошлого.

5. Воспоминания могут быть ложными
https://c.radikal.ru/c35/1808/73/af63b49b12cf.jpg
Иногда наши воспоминания стираются и их место психика может занять чем-то, чего на самом деле не происходило. Такое явление называют конфабуляцией. Это иногда происходит по отношению к событиям далекого прошлого, например, когда мы вспоминаем что-то из нашего детства или путаем то, что нам приснилось, с событиями реальной жизни. Но если такие «галлюцинации памяти» происходят часто, это может говорить и о прогрессирующей амнезии.
Свою предрасположенность к ложным воспоминаниям можно обнаружить, пройдя тест, в котором участникам предлагается запомнить список из нескольких слов, а потом повторить их. Если человек называет слово, которого в списке никогда не было, это считается конфабуляцией.

6. Есть таблетка, стирающая плохие воспоминания
https://d.radikal.ru/d25/1808/22/8cb0da1c1924.jpg
Ученые из Университета Джонса Хопкинса в США после ряда экспериментов над мышами нашли белковые соединения в мозге, которые отвечают за хранение информации о негативном опыте. Исследователи изобрели способ удалять эти белки, а вместе с ними и плохие воспоминания с помощью медикаментов.
Эта методика вызывает массу дискуссий и пока не получила широкого распространения. Предполагается, что таким образом можно будет лечить посттравматическую депрессию и избавлять людей от зависимостей.

7. Воспоминания можно «скачивать» и передавать в другой мозг
https://c.radikal.ru/c00/1808/ee/8fed53ad837e.jpg
Представьте, что вы приходите изучать новый иностранный язык, а преподаватель просто «перекидывает» все свои знания из своего мозга в ваш за одно занятие. И вот вы уже говорите на незнакомом языке. Возможно, скоро это станет нашей реальностью и обучение больше не будет занимать так много времени.
Ученые из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе уже научились передавать память одного моллюска другому с помощью извлечения молекул РНК. Система нейронов этих существ гораздо проще человеческой, однако исследователи уверены, что алгоритм передачи информации в нашем мозгу работает точно так же.

8. Совы страдают болезнью Альцгеймера чаще, чем жаворонки
https://a.radikal.ru/a18/1808/c6/7948dc22c6b7.jpg
После обследования 189 добровольцев ученые из Вашингтонского университета обнаружили новый симптом болезни Альцгеймера. Оказалось, что пептиды, провоцирующие нарушение работы памяти, также мешают людям спокойно спать по ночам и бодрствовать в светлое время суток.
Люди, которые спокойно просыпаются утром и ложатся спать с наступлением ночи, не страдают хроническими заболеваниями, вызывающими нарушение памяти в пожилом возрасте.

0

27

Как мозг нас обманывает и показывает нам не то, что мы видим на самом деле

Мир на самом деле немного не такой, каким мы его видим.

1. Временная слепота

Особенность нашего зрения — его дискретность (прерывность). Причина тому — саккады. Это микродвижения глазного яблока, совершаемые одновременно в одном направлении. Во время них человек слепнет — ничего не видит. Зрение как будто ставится на паузу.
Мы не замечаем того, что зрение дискретно, так как наш мозг сам заполняет пробелы. Он дорисовывает картинку, заполняет недостающие фрагменты, фантазирует.

Саккады нужны для того, чтобы постоянно по чуть-чуть менять угол зрения. Мы видим благодаря тому, что изменяется яркость окружающих нас предметов.

Как это проявляется

Наши глаза постоянно сканируют окружающее пространство, ищут, за что можно зацепиться. Это должно быть что-то контрастное — яркое пятно, выступ, детали. Именно поэтому приятно находиться в лесу, где много контрастов, рассматривать интересные с точки зрения архитектуры объекты, разнообразные элементы.
А вот монотонность, однородность, отсутствие элементов, за которые можно было бы зацепиться глазом, кажется нам скучной.

2. Растянутость времени

Саккады имеют интересный эффект. После них мы можем ощутить замедление времени. Это явление называется хроностазис.

Как это проявляется

Если вы посмотрите на секундную стрелку аналоговых часов, перескакивающую от деления к делению, первое её движение покажется более медленным, чем последующие. Это происходит потому, что мозг чуть «подтормаживает» после саккады. Возникает иллюзия растянутости времени.
Эксперимент, связанный с восприятием времени, провели американские учёные Чесс Стетсон (Chess Stetson) и Дэвид Иглмен (David Eagleman). Они выдали участникам наручные дисплеи с большими постоянно меняющимися цифрами. При небольшой частоте их можно было легко различить. А когда скорость смены увеличилась, цифры сливались в однородный фон.

Учёные попытались доказать, что, если человек испытывает стресс, он снова начнёт видеть отдельные цифры. По их гипотезе, мозг иначе воспринимает время в критических ситуациях. Испытуемые прыгали с высоты 31 метр на страховочную сетку. Опыт не удался, однако, вероятнее всего, стресс был не столь сильным, как требовалось: люди знали, что внизу страховка и они останутся невредимыми.

3. Спрятанные слепые пятна

В глазу человека есть слепое пятно — это область на сетчатке, нечувствительная к свету. В этом месте нет световых рецепторов из-за особенностей строения нашего органа зрения. Но мы этого не замечаем, потому что мозг нас обманывает.

Как это проявляется

Когда мы смотрим обоими глазами, слепые пятна незаметны. То же самое, если закрыть один глаз. В этом случае мозг «подгружает» изображение, которые он берёт с другого глаза.
Но обнаружить слепое пятно всё-таки можно. Используйте эту картинку:
https://b.radikal.ru/b03/1808/d4/1331f578b60c.jpg
Закройте правый глаз и посмотрите левым глазом на правый крестик, обведённый кружком.
Не моргая, отдаляйте или приближайте лицо к монитору.
Боковым зрением следите за левым крестиком, не переводя на него взгляд.
В определённый момент левый крестик исчезнет.

4. Разное восприятие цвета

Центральное и периферическое зрение воспринимают цвета по-разному. Всё дело в том, что в глазу есть два типа светочувствительных элементов — колбочки (они лучше различают цвета) и палочки (у них выше светочувствительность). Место максимального скопления колбочек — центр глаза. Палочек больше на периферии.
Отсюда возникает особенность нашего зрения. Периферическое зрение позволяет видеть в полутьме и тьме. Оно лучше улавливает яркие, контрастные цвета, например чёрный или красный. Но
другие оттенки воспринимает хуже.

Как это проявляется

Несмотря на разницу центрального и периферического зрения, видим мы целостную картинку. Итоговое изображение рождает мозг, который додумывает, конструирует его из уже имеющихся данных. И не факт, что он не ошибается и не искажает реальность.

5. Особое восприятие

Это психологическая теория, согласно которой мы воспринимаем окружающую среду и события в ней с точки зрения их способности действовать. И это создаёт интересные зрительные иллюзии.

Как это проявляется

Теннисисты ощущают, что мячик движется медленнее, если они успешно его отбивают. Если человеку нужно поймать мяч, он будет казаться ему больше. Горы выглядят круче, если вы собираетесь подняться наверх с тяжёлым рюкзаком.
На зрительное восприятие влияет скорость движения, форма, размер предметов, а также действия: удар, перехватывание, метание и так далее. Всё это помогает выживать. И если вы хотите увидеть, как выглядит предмет в реальности, используйте фотокамеру.

6. Перевёрнутое зрение

На самом деле изображение попадает на сетчатку глаза в перевёрнутом виде. Роговица и хрусталик — это собирательные линзы, которые, по законам физики, переворачивают предметы вверх ногами. Информация попадает в мозг, а он его обрабатывает и адаптирует — чтобы мы видели мир таким, какой он есть.

Как это проявляется

Есть простой, но показательный способ.
Надавите пальцем на внешний край нижнего века правого глаза. В левом верхнем углу вы увидите пятно. Это настоящее, перевёрнутое изображение вашего пальца — как его воспринимает глаз.
Мозг способен адаптировать наше зрение. В 1896 году доктор Калифорнийского университета Джордж Стрэттон создал инвертоскоп, который переворачивал изображение окружающего мира. Тот, кто носил этот прибор, видел предметы такими, какими они попадают на сетчатку глаза.
Стрэттон выяснил, что если носить инвертоскоп на протяжении нескольких дней, зрительная система приспосабливается к перевёрнутому миру, дезориентация уменьшается. Таким образом можно тренировать пространственные способности.

0

28

Горькая правда: как интернет ломает наш мозг

Нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии, член-корреспондент Норвежской академии наук Татьяна Черниговская прочитала для проекта «Сноб. Диалоги» лекцию «Как интернет изменил наш мозг», в которой развеяла популярные стереотипы о работе мозга и рассказала, почему «Гугл» и онлайн-образование не так полезны, как кажутся.

Что нужно знать о мозге в первую очередь?

Рецепт мозга выглядит так: 78% воды, 15% жира, а остальное — белки, гидрат калия и соль.
Нет ничего более сложного во Вселенной из того, что мы знаем и что сопоставимо с мозгом вообще. Прежде чем перейти непосредственно к теме, как интернет изменил наш мозг, я расскажу, исходя из современных данных, про то, как мозг учится и как он меняется.

Можно сказать, что сейчас началась мода на исследования мозга и сознания. Особенно сознания, хотя это опасная территория, потому что никто не знает, что это такое. Худшее, а оно же и лучшее, что можно по этому поводу сказать, это что я знаю, что я есть. Это на английском называется first firsten experience, то есть впечатления от первого лица. Это то, мы надеемся, чего нет почти ни у каких животных и пока нет у искусственного интеллекта.
Однако я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл. Об этом, конечно, понятно, снимаются фильмы и т. д. Помните «Превосходство» с Джонни Деппом, о том, как человек, умирая, подключил себя к сети? На премьере этого фильма в Петербурге я во время показа услышала за спиной, как один человек другому говорит: «Сценарий писала Черниговская».
Тема мозга стала популярной, люди стали понимать, что мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.

То есть он оказался у нас в черепной коробке, в этом смысле мы можем называть его «мой». Но он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.
Как вы думаете, какое количество энергии потребляет мозг? 10 Ватт. Я даже не знаю, есть ли такие лампочки. Вероятно, в холодильнике. Лучшие из мозгов в лучшие из своих креативных мгновений потребляют, скажем, 30 Ватт. Суперкомпьютеру нужны мегаватты, настоящие мощные суперкомпьютеры потребляют энергию, которая нужна для электрификации небольшого города. Из этого следует, что мозг работает каким-то совершенно другим способом, нежели компьютер.
Это наталкивает нас на мысли о том, что, если бы мы узнали все-таки, как он действует, это бы повлияло на все сферы нашей жизни, включая даже энергетическую — можно было бы пользоваться меньшим количеством энергии.

В прошлом году все компьютеры мира сравнялись по производительности с одним человеческим мозгом. Вы понимаете, какую длинную дорогу проделала эволюция мозга? Неандертальцы по прошествии некоторого времени превратились в Канта, Эйнштейна, Гете и дальше по списку. За существование гениев мы платим огромную цену. Нервные и психические расстройства выходят на первое место в мире среди болезней, они начинают опережать по количеству онкологию и сердечно-сосудистые заболевания, что являет собой не только вообще ужас и кошмар, но, кроме всего прочего, очень большое динамическое бремя для всех развитых стран.

Мы хотим, чтобы все были нормальными. Но норма — это не только то, что упирается в патологию, но и то, что упирается в другую патологию с противоположной стороны — гениальность. Потому что гениальность — не норма. И, как правило, эти люди дорогой ценой свою гениальность оплачивают. Из них огромный процент людей, которые либо спиваются, либо с собой кончают, или шизофрения, или что-нибудь у них непременно есть. И это огромная статистика. Это не бабушкины разговоры, на самом деле так.

В чем разница между мозгом и компьютером?

Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие-то программы в нем стоят уже, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете всю жизнь, пока не помрете. Он качает это все время, вы все время меняетесь, перестраиваетесь. За те минуты, которые мы сейчас говорили, мозг всех нас, мой, разумеется, тоже, уже перестроился. Главная работа мозга — учиться. Не в узком, банальном смысле — вроде знать, кто такой Драйзер или Вивальди, а в самом широком: он поглощает информацию все время.
В нас больше ста миллиардов нейронов. В разных книжках разные цифры приведены, да и как их сосчитаешь всерьез. У каждого из нейронов, в зависимости от типа, может быть до 50 тысяч связей с другими частями мозга. Если кто умеет считать и сосчитает, он получит квадриллион. Мозг — это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт информации — это три миллиона часов просмотра видеоматериала. Триста лет непрерывного просмотра!
Это ответ на вопрос, не перегрузим ли мы мозг, если мы будем потреблять «лишнюю» информацию. Мы его можем перегрузить, но не «лишней» информацией. Для начала, что такое информация для самого мозга? Это не только знания. Он занят движениями, занят перемещением калия и кальция через клеточную мембрану, тем, как работают почки, что делает гортань, как меняется состав крови.

Мы знаем, конечно, что в мозгу есть функциональные блоки, что есть какая-то локализация функций. И мы думаем, как дурачки, что если мы делаем языковую работу, то в мозгу будут активированы зоны, которые заняты речью. Так вот нет, не будут. То есть они будут задействованы, но остальные участки мозга тоже будут принимать в этом участие. Внимание и память в этот момент будут работать.

Если задание зрительное, значит, зрительная кора тоже будет работать, если слуховое — то слуховая. Ассоциативные процессы тоже всегда будут работать. Одним словом, во время выполнения какой-либо задачи в мозге не активируется какой-то отдельный участок — мозг всегда работает весь. То есть участки, которые за что-то отвечают, вроде бы есть, и в то же время их как бы нет.
У нашего мозга иначе организована память, нежели у компьютера — она организована семантически. То есть, скажем, информация о собаке вовсе не лежит в том месте, где собрана наша память о животных. Например, вчера пес опрокинул чашку кофе на мою желтую юбку — и навсегда у меня собака этой породы будет ассоциироваться желтой юбкой. Если я в каком-нибудь простом тексте напишу, что такая собака у меня ассоциируется с желтой юбкой, мне поставят диагноз слабоумие.
Потому что по земным правилам собака должна находиться среди других собак, а юбка — рядом с кофточкой. А по правилам божественным, то есть мозговым, воспоминания в мозгу лежат где хотят. Для того чтобы вы в компьютере что-нибудь нашли, вы должны указать адрес: папка такая-то, файл такой-то, а в файле набрать ключевые слова. Мозгу тоже нужен адрес, но он указывается совсем другим способом.

В нашем мозгу большинство процессов идет параллельно, в то время как компьютеры имеют модули и работают сериально. Нам лишь кажется, что компьютер выполняет много работ одновременно. На самом деле он просто очень быстро скачет с задачи на задачу.
Кратковременная память у нас организована не так, как в компьютере. В компьютере есть «железо» и «софт», а в мозгу hardware и software нераздельны, это какая-то смесь. Можно, конечно, решить, что hardware мозга — это генетика. Но те программы, которые наш мозг качает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся железом. То, чему вы научились, начинает влиять на гены.

Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело — уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью. У компьютера этого тела нет.

Как виртуальная реальность меняет мозг

Если мы сидим все время в интернете, то появляется то, что в мире признано болезнью, а именно компьютерная зависимость. Ее лечат те же специалисты, которые лечат наркоманию и алкоголизм, и вообще разные мании. И это правда настоящая зависимость, а не просто пугалка. Одна из неприятностей, возникающая при компьютерной зависимости, — лишение социального общения. У таких людей не разрабатывается то, что сейчас считается одной из последних (и то ускользающих) привилегий человека по сравнению со всеми другими соседями по планете, а именно способности строить модель психики другого человека. На русском языке нет хорошего термина для этого действия, по-английски это называется theory of mind, что часто по-идиотски переводится как «теория ума» и ничего общего с этим не имеет. Но на самом деле это означает способность посмотреть на ситуацию не своими глазами (мозгом), а глазами другого человека. Это основа коммуникации, основа обучения, основа сопереживания, эмпатии и т. д. И это настройка, которая появляется, когда человека учат этому. Это чрезвычайно важная вещь. Те люди, у которых эта настройка отсутствует полностью, — больные аутизмом и пациенты с шизофренией.

Сергей Николаевич Ениколопов, большой специалист по агрессии, говорит: ничто не заменит дружеский подзатыльник. Он глубоко прав. Компьютер покорен, его можно выключить. Когда человек уже всех «переубивал» в интернете, подумал, что надо пойти котлету съесть, выключил компьютер. Включил — а они опять живые там бегают. Такие люди лишаются навыка социального общения, они не влюбляются, они не знают, как это делать. И вообще беда с ними происходит.

Компьютер — это хранилище внешней информации. А когда появились внешние носители информации, началась человеческая культура. До сих пор идут споры: кончилась биологическая эволюция человека или нет. И, между прочим, это вопрос-то серьезный. Генетики говорят, кончилась, потому что все остальное, что в нас развивается, — это уже культура. Мое возражение генетикам такое: «А вы откуда знаете, если не секрет?» Мы сколько живем на планете?

Значит, даже если забыть про культуру вообще, то люди современного типа живут 200 тысяч лет. Муравьи, например, живут 200 миллионов лет, по сравнению с ними наши 200 тысяч лет — это миллисекунда. А когда наша культура началась? Хорошо, 30 тысяч лет назад, я согласна даже на 50, на 150 тысяч, хотя этого не было. Это вообще мгновение. Давайте проживем хотя бы еще миллион лет, тогда и посмотрим.

Хранилище информации становится все более и более сложным: все эти облака, в которых висят наши данные, видеотеки, кинотеки, библиотеки, музеи растут каждую секунду. Что с этим делать, никто не знает, потому что эту информацию невозможно переработать. Количество статей, связанных с мозгом, превышает 10 миллионов — их просто нельзя прочесть. Каждый день штук десять выходит. Ну, и что мне делать теперь с этим?

Доступ к этим хранилищам становится все более сложным и дорогим. Доступ — это не читательский билет в библиотеку, а образование, которое человеку дают, и представление о том, как эту информацию добыть и что с ней сделать. А образование становится все более длительным и все более дорогим. Неважно, кто платит: сам студент или государство, или спонсор — не в этом дело. Оно объективно очень дорогое. Поэтому мы избежать контакта с виртуальной средой уже не можем.

Мы оказались в мире, который не просто целиком из информации состоит — это жидкий мир. Это не просто метафора, в ходу термин fluid world. Жидкий потому, что один человек может быть представленным в десяти лицах, в десяти никнеймах, при этом мы не знаем, где он находится. Более того, знать не хотим. Какая разница, в Гималаях он сидит в данный момент, в Перу или в соседней комнате, или он вообще нигде не сидит и это симуляция?

Мы оказались в мире, который стал непонятным объектом: неизвестно, кем он населен, все ли в нем живые люди или нет.Мы считаем: как хорошо, что у нас есть возможность дистанционного обучения — это ведь доступ ко всему на свете! Вот только такое обучение требует очень тщательного отбора того, что брать, а что не брать. Вот история: я недавно купила авокадо, собираясь сделать соус гуакамоле, и забыла, как его делать. Что туда класть надо? Можно его вилкой, например, помять или блендером обязательно? Я, естественно, лезу в «Гугл», полсекунды — получаю ответ. Понятно, что это неважная информация. Если мне интересно будет узнать, какая грамматика была у шумеров, последнее место, куда я полезу, будет «Википедия». Значит, я должна знать, где искать. Вот тут-то перед нами встает вопрос, неприятный, но важный: насколько цифровые технологии меняют нас самих?

В чем проблема «гугления» и онлайн-образования

Любое обучение стимулирует наш мозг. Даже идиотическое. Под словом «обучение» я не имею в виду сидение в классе и чтение учебников, я имею в виду, любая работа, которая делается мозгом и которая сложна ему, данному мозгу. Искусство передается от мастера к ученику, от личности к личности. Нельзя учиться кулинарии по книжке — ничего не выйдет. Для этого нужно стоять и смотреть, что и как делает другой. У меня есть чудный опыт. Я была в гостях у приятеля, и его мать сделала пирожки, которые едят только на небесах.

Я не понимаю, как это можно было испечь. Я ей говорю: «Продиктуйте мне, пожалуйста, рецепт», что не говорит о моем уме. Она мне продиктовала, я это все записала, исполнила точно… и выбросила на помойку все! Есть было невозможно. Вкус к чтению сложной, интересной литературы невозможно привить дистанционно. Человек идет учиться искусству к конкретному мастеру для того, чтобы сесть на интеллектуальную иглу и драйв получить.

Есть много факторов, которые электроны не передают. Даже если эти электроны передаются в формате видеолекции, все равно не то. Пожалуйста, пусть 500 миллиардов человек получит это дистанционное обучение. Но я хочу, чтобы сотня из них получила обычное образование, традиционное. Мне сказали на днях: принято решение, что дети скоро вообще не будут писать рукой, а будут только на компьютере печатать. Письмо — мелкая моторика не просто для рук, это моторика правильного места, которое, в частности, связано с речью и с самоорганизацией.
Есть некоторые правила, которые касаются когнитивного и креативного мышления. Одно из них — нужно снять когнитивный контроль: перестать оглядываться и бояться ошибок, не смотреть, как что делают соседи, перестать себя корить: «Наверное, я этого не могу делать, в принципе не могу сделать, не стоит и начинать, я недостаточно подготовлен». Пусть мысли текут, как текут. Они сами притекут туда, куда надо. Мозг не должен быть занят вычислительной работой, как калькулятор.

В некоторых фирмах, которые могут себе это позволить (я знаю, что в Японии такие есть), на работу нанимают чумового человека, абсолютного хиппи по поведению. Он всем мешает, ненавидит всех, получает деньги ни за что, приходит не в костюме, как положено, а в каких-то драных джинсах. Он садится, где не надо, все опрокидывает, он курит, где никому не разрешено, а ему разрешено, вызывает мощнейшую негативную реакцию. А потом внезапно говорит: «Знаете, это надо сюда, а это сюда, а это сюда». Результат — прибыль 5 миллиардов.

0

29

Возможности нашего мозга очень велики

0

30

Человек разумный может все.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Психология » Загадки человеческого мозга