Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Психология » Загадки человеческого мозга


Загадки человеческого мозга

Сообщений 31 страница 36 из 36

31

Вопрос на засыпку: зачем нужны и как формируются извилины нашего мозга?

Группа международных исследователей имитировала процесс формирования мозговых извилин млекопитающих с помощью геля.
Описание процедуры они привели в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Практически все знают, как выглядит мозг. Он имеет извилины – складчатые возвышения коры, ограниченные бороздами. Эти извилины нужны для увеличения поверхности мозговой коры. Чем крупнее млекопитающее, тем у него больше извилин. Например, у мыши мозг маленький и гладкий, а у человека – большой и с извилинами.
Долгое время ученые пытались выяснить, как формируются извилины мозга. Одни говорили, что они появляются вследствие неравномерного роста отдельных участков коры, другие же связывали этот процесс с миграцией нейронов. В своем новом исследовании ученые решили имитировать процесс формирования мозговых извилин в лабораторных условиях.

Предположив, что белое и серое вещества обладают одинаковой плотностью, но разной скоростью роста, исследователи создали компьютерную модель развития коры мозга. Чтобы повторить это в реальных условиях, им понадобилось два геля, выступающих в качестве белого и серого веществ. Затем путем химической реакции ученые заставили гель расти словно кора мозга.
В результате внешний гель расширялся быстрее внутреннего, формируя извилины коры – рельеф, который наблюдается в мозге млекопитающих, в том числе человека. Исследование дало ученым основание предположить, что плотно прилегающие друг к другу одинаково плотные вещества по мере своего роста ведут к изменению поверхности внешнего слоя, то есть образованию извилин мозга.

0

32

вообще очень интересно изучать свой мозг

0

33

Разум, не шути так!
Сотни лет великие умы изучали человеческий мозг, и до сих пор неустанно ведутся исследования этой сложнейшей структуры, в которой таится множество неразгаданных тайн и неизученных загадок. Человек был наделён разумом, чтобы мир не погряз в хаосе и безрассудстве, но, помимо этого, у мозга есть одна особенность — игры с нашим восприятием действительности.
Человеческий разум умеет обманывать, играя с людьми и показывая то, чего на самом деле не существует.

Семантическое насыщение

Заставляет слова терять смысл при многократном повторении
«Семантическое насыщение» происходит, когда вы повторяете слово так часто, что оно начинает звучать, как бессмыслица.
Об этом явлении начали говорить еще в 1919 году, когда вышла научная работа, в которой попытались определить, сколько раз нужно повторить односложное слово, чтобы оно потеряло смысл.

Проверка текста на ошибки

Затрудняет обнаружение наших собственных ошибок в тексте.
Когда вы читаете, ваш мозг не фокусируется на каждой букве, а на целых словах. Вот почему мы можем прочесть слова, даже если только первая и последняя буква будут на своем месте, как в «эотм слачуе».
Это позволяет нам читать гораздо быстрее, но из-за этого нам гораздо сложнее заметить собственные ошибки, так как текст нам хорошо знаком.
Чтобы лучше замечать свои ошибки, попробуйте поменять шрифт или распечатайте текст.

Ложные воспоминания

Помогает нам запоминать то, чего не происходило.
Ложные воспоминания на удивление легко внедрить. Так в одном эксперименте, ученые дали людям список слов, связанных со сном (кровать, отдых, пробуждаться), но не включали слово «сон». Позже, когда участников попросили вспомнить список, они по ошибке вспоминали слово «сон» так же часто, как и слова, которые на самом деле были в списке.
Это явление объясняет, почему свидетели преступления часто вспоминают то, чего на самом деле не случалось. Однако исследователи считают, что ложные воспоминания делают людей умнее.
Тот факт, что такое вмешательство может вводить в заблуждение, является небольшой ценой, которую приходится платить за изобретательность человеческого разума.

Эффект Форера

Заставляет нас думать, что гороскопы все о нас рассказывают.
Существует так называемый «эффект Форера», названный в честь психолога, открывшего его.
Бертрам Форер провел эксперимент, дав студентам прочитать о себе утверждение. Студенты оценили точность описания, соответствующего их личности, и средний балл составил 4,26 из 5.
Как оказалось, психолог дал всем студентам одинаковое утверждение.
В описании использовались такие фразы как «вы нуждаетесь в том, чтобы другие люди вас любили и восхищались вами», «хотя у вас есть личные слабости, вы обычно способны их нивелировать», что, если задуматься, можно отнести к большинству людей, хотя и звучит так, будто относится лично к вам.
Именно поэтому многим людям кажется, что гороскопы звучат настолько точными.

Когда песня застряла в голове

Заставляет песни застревать в голове.
Согласно музыкальному психологу Вики Уилльямс многократное повторение, начиная от песни до человека, ситуации и чувства, которые вызывают в памяти мелодию песни, может заставить ее прочно засесть у вас в голове.
Многие люди готовы смириться с навязчивой песней. Другие же пытаются избавиться от нее, прослушав песню целиком или послушав что-то другое. Некоторые даже открывали для себя определенную мелодию, которая помогает избавиться от приставучей песни.

Галлюцинации

Заставляет вас видеть, слышать и чувствовать то, чего нет.
У нас могут возникнуть галлюцинации любого рода, не только зрительные. Переживать галлюцинации – не такая уж редкость, как может показаться. В широком смысле, если вы испытываете нечто без внешнего стимула, это можно считать галлюцинацией.
Так в одном исследовании, проведенном в 1996 году, в котором участвовало 5000 людей, больше трети участников испытывали галлюцинации перед сном, а каждый восьмой при пробуждении.
Галлюцинации чаще встречаются у людей с нарушениями сна, такими как бессонница, и у людей с психическими расстройствами. Но не все галлюцинации являются признаком наличия психического заболевания. Кроме того, известно, что самыми распространёнными галлюцинациями являются те, что относятся к обонянию и вкусу.

Влияние цвета еды

Заставляет цвет еды и напитков влиять на вкус.
В эксперименте, ученые смогли убедить людей в том, что они пьют красное вино, добавив пищевой краситель к белому вину.
То, что цвет влияет на вкус еды или напитков, подтверждается и другими экспериментами. Так, например, когда людям в темноте давали съесть стейк, покрашенный в синий цвет, а затем включали свет, многие вскакивали, и им становилось плохо.
Использование разных цветов, например, в конфетах, заставляет нас больше есть. Эксперименты показали, что люди съедят больше с тарелки с конфетами разных цветов, чем с тарелки с конфетами одного любимого цвета.

Синестезия

Вызывает боль, когда мы видим боль других людей.
Когда мы видим страдания другого, это активизирует у нас область мозга, связанную с эмоциональным компонентом боли.
При этом существуют люди с синестезией зеркального прикосновения, которые испытывают настоящую физическую боль, наблюдая за людьми, которым больно.

Нарушение памяти

Заставляет нас принимать чужие идеи за свои.
Криптомензия – это явление, когда воспоминание прячется от нашего сознания. Иногда такие скрытые воспоминания всплывают, и мы при этом не помним, когда они появились.
Именно из-за криптомнезии мы можем повторно рассказать историю человеку, который сам первый ее нам рассказал, или случайно заимствовать чью-то идею, которую мы по ошибке принимаем за свою.

0

34

16 интересных особенностей поведения и мышления человека

Поведение человека порой непредсказуемо, но психологи постарались систематизировать свои наблюдения поведения человека и представили нам свои выводы.

1. Люди, в организме которых имеется очень большое количество тестостерона, всегда получают удовольствие, когда его собеседник сердится.
2. Необразованные и неуверенные в себе люди чаще остальных склонны к тирании. Исследование показало, что большинство людей с низким IQ являются сторонниками каких-либо религиозных организаций, а люди с высоким IQ были менее зависимы от общественного мнения.
3. Людям, показавшим низкий тест на IQ, очень нравится унижать своих сверстников, потому что это понимает им восстановить свою самооценку, и поднять свое настроение. При всем этом они единогласно уверяли исследователей в том, что они унижают других людей вовсе для поднятия настроения.
4. Когда опытные кадровики подбирают персонал, то человека стабильного, умного и ответственного они распознают по папке, в которой он носит свое резюме. Если человек принес резюме в простой папке или без нее (что говорит о его несобранности), то такой кандидат воспринимается безответственным, так как он не позаботился о сохранности своего резюме. А если у человека дорогостоящая и тяжелая папка, то такой кандидат по праву может занимать серьезные должности.
5. Большинство людей во всем мире имеют групповое мышление, и если им приходится совершить моральный поступок на виду у других людей, то они со всей любезностью откликнуться на проблему другого человека, в том числе о просьбе пожертвовать некую сумму денег. Но, когда большинство таких людей окажутся наедине или в обществе своих знакомых, то им ни за что не пришла бы в голову идея пойти и сделать такой же добрый поступок.
6. Исследователи сделали удивительное открытие. Когда человеку есть что скрывать от окружающих, то он начинает лгать. Чтобы солгать, нужно проделать очень сложную для рядового человека работу – необходимо одновременно держать в голове две мысли. Первую мысль: что же сказать такого, чтобы обмануть другого человека, и он поверил тебе. И вторую мысль: как сделать так, чтобы скрыть от других правду, да так, чтобы никто не заподозрил. Но, когда человек не умеет лгать, то это отражается в его поведении: внезапно для всех он становится менее сообразительным, чем раньше; лжец произносит самые простые слова и постоянно заикается.
7. Люди, за которыми наблюдают, стараются вести себя лучше, чем они вели бы себя на глазах самых близких людей. Например, в общественной столовой многие люди не убрали бы за собой посуду, если бы они находились в помещении одни. Обычно у таких людей появляются мысли незаметно уйти со столовой, оставив работникам столовой убирать за ними посуду.
8. Человек, неоднократно совершающий аморальные поступки, без зазрения совести уже способен считать, что всегда поступает правильно. Такой человек неосознанно начинает радоваться своему успеху, обманывать других, уже не замечая, что считает плохие поступки хорошими.
9. Внешность обманчива. Люди с групповым мышлением в большинстве случаев доверяют тем людям, которые имеют привлекательную и презентабельную внешность. Даже профессиональные психологи в 85% случаев верили лгущим людям с искренними манерами поведения.
10. Даже при выборе политических деятелей обычный человек склонен полагаться лишь на внешний вид кандидата: на его физическую привлекательность, одежду, зрелость лица. Делая свой выбор и умозаключения о своем избирателе неосознанно.
11. Большинство обычных людей считают за истину то, что все успешные люди – воры. А все бедные люди — честные. К сожалению, такие люди искренне верят в поговорку: «где хорошо, там нас нет».
12. Современные молодые люди, да и девушки в том числе, стремятся выглядеть в глазах общества все более и более суровыми, потому что суровость в их глазах — это власть и авторитет. Если тебя боятся, значит уважают. Но раньше все было совсем по-другому.
13. Жизнь современного человека невозможна без проблем. Но большинство людей просто не способно решать свои же глобальные вопросы, например, связанные с переездом на постоянное место жительство за границу. А если у такого человека возникнет желание пойти в магазин за конкретной покупкой и он увидит на витрине товар лучше, чем тот, который изначально хотел приобрести, то в конечном итоге он уйдет из магазина, так и ни чего не купив. А причиной такого странного поведения является не умение себя контролировать и принимать взвешенные решения.
14. Если человек чувствует, что ему трудно контролировать все происходящее, то такой человек склонен верить в теории заговора и в магические заклинания. Даже можно смело предположить, что у него начинает обостряться шизофрения.
15. Люди могут воспринимать все риски по-разному. Например, некий Иван способен прыгнуть с парашютом, но в то же время Иван не способен возразить своему боссу, даже если решение босса ему кажется абсурдным. Иван может быть талантливым дрессировщиком тигров, но в тоже время стесняться познакомиться с милой ему женщиной.
16. Скучать иногда полезно. Большинство скучающих людей чаще других пытаются найти возможность сделать как можно больше добрых дел, потому что такие люди очень устали от развлечений, которые не привносили в их жизнь смысла.

0

35

10 ключей к пониманию нашего мозга

Мозг — неисчерпаемый кладезь тайн и новых знаний. Поэтому к выяснению его секретов мы возвращаемся снова и снова.

Физическая нагрузка стимулирует работу мозга

Чтобы улучшить свои умственные способности — больше двигайтесь. Физическая нагрузка обеспечивает поступление в мозг крови, достав­ляющей глюкозу для потребления энергии и кислород для очищения от токсичных частиц. Она также стимулирует выработку протеина, кото­рый способствует созданию нейронных связей. Полноценные физические нагрузки два раза в неделю уменьшают риск возникнове­ния умственных расстройств вдвое и снижают риск развития болезни Альцгеймера на 60 процентов.

Есть три разных мозга

Считается, что в нашей голове заключен не один, а три разных мозга. Первый – первобытный мозг, отвечает за естественное функционирование биологического организма; второй управляет эмоциями; и третий, рас­полагающийся поверх первых двух, как тонкий слой желе, и делает нас высокоразвитыми, интеллектуальными существами.

Мы можем фокусироваться только на одном объекте одновременно

Центры внимания в мозге могут фокусироваться только на одном объекте одновременно. Для мозга не существует мультизадачности.
Мы легче воспринимаем логические связи и абстрактные понятия, чем запоминаем детали.
Эмоциональное возбуждение помогает мозгу учиться.
Слушатели могут начать скучать уже после десяти минут монотонной лекции или пре­зентации, но их внимание можно вернуть при помощи зацепки, вызывающей бурные эмоции.

Кратковременная память: повторить, чтобы вспомнить

Память характеризуется четырьмя этапами: запоминание (или кодирова­ние), сохранение, воспроизведение и забывание.
Попадающая в мозг информация мгновенно разделяется на фрагменты, передающиеся на хранение в различные области коры головного мозга. Большинство событий, происходящих в процессе учебы, также запомина­ется в первые несколько секунд обучения. Чем тщательнее мы кодируем в памяти информацию в самом начале, тем лучше она запоминается.
Увеличить шансы на вспоминание можно, если воспроизвести условия, при которых информация впервые поступила в мозг.

Повышение надежности долговременной памяти

Бóльшая часть информации исчезает из памяти в течение минут после восприятия, но та, которая переживет этот период, со временем закре­пится.
Мозг рисует нам лишь приблизительную картину реальности, так как он смешивает новые знания с воспоминаниями из прошлого и хранит их как единое целое.
Долговременную память можно сделать более надежной, если вводить новую информацию постепенно и повторять через определенные про­межутки времени.

Хороший сон — хорошее мышление

Мозг постоянно находится в состоянии противоборства между клетка­ми и химическими веществами, которые стремятся отправить вас спать, и клетками и химическими веществами, поддерживающими вас в состо­янии бодрствования.
Активность нейронов мозга во время сна крайне высока и ритмична — возможно, из-за воспроизведения полученной в течение дня информации.
Необходимость во сне и отдыхе у людей различна, но потребность в полуденном сне свойственна всем.
Недостаток сна негативно сказывается на внимании, способности к целенаправленной деятельности, рабочей памяти, настроении, логическом мышлении и даже моторике.

Стресс негативно влияет на способность мозга учиться

Защитная система организма — выброс адреналина и кортизона — предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни. Хронический стресс, например неблагоприятная домашняя атмосфера, оказывает разрушительное воздействие на систему, предназначенную для кратковременной реакции.
При хроническом стрессе адреналин приводит к образованию шрамов в кровеносных сосудах, что может привести к сердечному приступу или инсульту, а кортизон разрушает клетки гиппокампа, нанося вред способ­ностям учиться и запоминать.
Самый сильный стресс вызывает ощущение отсутствия контроля над ситу­ацией, то есть чувство беспомощности.
Нервный стресс ухудшает спо­собность детей к обучению и снижает продуктивность работы служащих.

Сенсорная интеграция: задействуйте больше чувств

Мы воспринимаем информацию о событии при помощи органов чувств, переводим ее в электрические сигналы, которые направляются к опре­деленным участкам мозга, чтобы он реконструировал по фрагментам общую картину.
Принимая решение о том, как сочетать сигналы, мозг частично полагает­ся на предыдущий опыт, поэтому два человека по-разному воспринима­ют одно и то же событие.
Наши чувства работают сообща — зрение влияет на слух, например, и т. п., — следовательно, мы лучше обучаемся, когда стимулируется не­сколько органов чувств одновременно.
Запах обладает свойством воскрешать воспоминания. Возможно, это происходит потому, что обонятельные сигналы (нервные импульсы) анализируются в той зоне головного мозга, которая участвует в формировании эмоций и мотивации. А эмоции, как известно, тесно связаны с памятью.

Зрение важнее остальных сенсорных органов

Зрение важнее других чувств, на него расходуется добрая половина ре­сурсов мозга.
То, что мы видим, — это то, что командует увидеть нам мозг, и точность воспроизведенной картины далека от 100 процентов.
Анализ и обработка визуальной информации происходят поэтапно. Сет­чатка глаза аккумулирует световую энергию в кратковременные, похо­жие на фильмы информационные дорожки. Зрительная кора головного мозга обрабатывает полученные сигналы (одни ее области регистрируют движение, другие — цвет и т. д.) и объединяет их в целостное представ­ление.
Визуальная информация лучше запоминается и воспроизводится, чем печатный текст или устная речь.

Мозг мужчины и женщины различен

У мужчин одна х-хромосома, а у женщин — две, несмотря на то, что одна из них резервная.
Генетически женщины устроены сложнее, так как активные х-хромосомы клеток представляют собой набор из материнских и отцовских клеток. Мужчины получают х-хромосомы от матери, а в y-хромосоме содержится менее 100 генов, в то время как х-хромосома несет около 1500 генов.
По структуре и биохимическому составу мозг мужчин и женщин разли­чен — например, у мужчин миндалина крупнее, и быстрее вырабаты­вается серотонин.
Мужчины и женщины по-разному реагируют на сильный стресс: женщины задействуют миндалину левого полушария и запоминают детали эмоций. Мужчины используют миндалину правого полушария и воспринимают суть проблемы.

0

36

15 интересных психологических фактов, которые многое объясняют

1. Способность думать о том, как мы думаем, считается, признаком высокого интеллекта.

2. Люди часто смотрят на человека, который им ближе всего в группе, когда все смеются.

3. Если вы произвели на кого-то плохое первое впечатление, вы можете изменить его, проводя больше времени вместе.

4. Не можете что-то вспомнить? Закройте глаза - это помогает восстановить память.

5. Мужчин больше привлекают женщины, которые улыбаются, но то же самое нельзя сказать о женщинах (им больше нравятся серьезные мужчины).

6. Мужчины, переживающие сильный стресс, считают полных женщин более привлекательными.

7. Во время овуляции женщин привлекает запах мужчин с высоким уровнем тестостерона.

8. Чем дольше и чаще вы играли в детстве, тем выше ваш уровень интеллекта и счастья в более позднем возрасте.

9. Сонный паралич может сопровождаться галлюцинациями.

10. Идете на свидание? Красный цвет в одежде сделает вас более привлекательным.

11. Когда нам кто-то нравится, то наша речь и манеры постепенно меняются, чтобы соответствовать человеку, который нас привлекает.

12. В среднем нужно 3 взгляда, чтобы отправить сигнал во время флирта.

13. Около 70 процентов времени мозг проигрывает прошлые воспоминания.

14. Мы можем поддерживать высокий уровень концентрации только 10 минут.

15. Текстроверт - человек, который в переписке раскрепощен и общителен, но сдержан и стеснителен при личном общении.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Психология » Загадки человеческого мозга