Британская система борьбы с терроризмом
В Великобритании разработана долгосрочная антитеррористическая стратегия, известная под аббревиатурой "Contest". В ней четыре направления: "предотвращение", "преследование", "защита" и "готовность".
В области предотвращения Британия определила для себя в этой области следующие приоритеты:
- обеспечение безопасности общества и сведение к минимуму возможностей нарушения повседневных условий жизни;
- обеспечение гарантии того, что люди и организации, как в государственном, так и в частном секторах, отвечающие за защиту от террористов и ликвидацию последствий терактов, могли эффективно выполнять свои обязанности;
- доведение до сведения всех компаний и организаций степени террористической угрозы и обеспечение условий, гарантирующих принятие этими компаниями и организациями необходимых, адекватных угрозе мер безопасности для защиты своей собственности, персонала и авуаров.
За предотвращение терактов отвечают следующие государственные ведомства:
- The Home Office (МВД) - несет главную ответственность за предотвращение терактов
- The Foreign and Commonwealth Office (МИД) - отвечает за борьбу с террористической угрозой за пределами страны
- Контрразведка MI5 - весной 1992 года после волны терактов в Лондоне МI5 перехватила у полиции главную роль в борьбе с терроризмом. Вскоре в службе было создано подразделение антитеррора - T Branch, в июне 2003 года был сформирован Объединенный Центр анализа терроризма Joint Terrorism Analysis Centre /JTAC/, который отвечает за обмен разведданными о террористах со спецслужбами других стран.
- Разведка MI6 и служба радиоперехвата GCHQ в пределах своей компетенции
- Контртеррористическое подразделение полиции SO15, отвечает за предотвращение террористических атак на территории Лондона
- Бригада по пресечению финансирования терроризма, созданная в ноябре 2001 года при Национальной криминальной разведслужбе.
- Общенационалная сеть антитеррористических служб Counter Terrorism Units (CTU)- численность сотрудников CTU - 350 человек, они объединены в общую структуру по борьбе с терроризмом в рамках МВД.
Предупреждение властей о потенциальных атаках:
Основываясь на информации британской радиоэлектронной разведки GCHQ и ее американского коллеги NSA, MI5 регулярно рассылает такие предупреждения по защищенной электронной почте заинтересованным министерствам, а также большим корпорациям, в частности British Petroleum и Shell, из-за потенциально высокой угрозы их объектам.
Ориентировки, выпускаемые MI5, циркулируют в очень узком кругу. Он включает Даунинг стрит, 10 (резиденцию премьер-министра) и ключевых министров. Если информация носит исключительный характер, то она направляется напрямую премьер-министру Тони Блэру сэром Дэвидом Омандом, координатором кабинета по вопросам безопасности и разведки. Так было, например, в феврале 2003 года, когда из-за угрозы теракта на территорию аэропорта Хитроу ввели спецподразделения и танки.
Действия во время террористического кризиса (захват заложников):
В Великобритании руководителем оперативного штаба в таких случаях становится шеф Скотланд-Ярда. Решение о штурме выносит премьер-министр после совещания с так называемой группой COBRA (Cabinet Office Briefing Room A), состоящей из руководителей спецслужб, после чего шеф Скотланд-Ярда выписывает боевое распоряжение спецназу SAS. То есть в Великобритании ответственность также остается на федеральных структурах, а не местных властях.
Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом:
В июне 2004 года США, Великобритания и Австралия объявили о создании глобальной антитеррористической сети. Задача сети - предотвращать акции "Аль-Каиды" и союзных ей группировок на всей территории земного шара. Первоначально предполагалась, что сеть будет включать три центра - американский Terrorist Threat Integration Center (в декабре 2004 года его заменил Национальный контртеррористический центр - National Counterterrorism Center (NCTC), британский The Joint Terrorism Analysis Centre (создан в июне 2003-го) и австралийский National Threat Assessment Centre (создан в октябре 2003 г.).
Однако вскоре сеть была расширена за счет новозеландского и канадского сегментов: в октябре 2004 года в Канаде был создан The Integrated Threat Assessment Centre (ITAC), а в декабре 2004 года в Новой Зеландии появилась The Combined Threat Assessment Group (CTAG).
Таким образом, была создана структура, которая полностью повторяла систему глобального радиоперехвата ECHELON. Напомним, что во время Второй мировой войны было налажено тесное сотрудничество между разведками пяти англосаксонских стран - США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и Канады.
Сотрудничество с Россией
В декабре 2001 года Владимир Путин и Тони Блэр на специальной встрече договорились об учреждении российско-британской Совместной рабочей группы по международному терроризму в целях углубления взаимодействия двух стран на практических направлениях. В октябре 2005 года в Лондоне Блэру и Путину был представлен доклад о сотрудничестве в рамках двусторонних и многосторонних мероприятий, в том числе о совместной работе над текстом резолюции по противодействию подстрекательству к террористическим актам, которая была одобрена Советом Безопасности ООН. На этой встрече было принято решение о создании рабочей группы из представителей спецслужб двух стран для борьбы с международным терроризмом, и было озвучено соответствующее заявление.
Взрывы в Лондоне 7 июля 2005.
Антитеррористическое законодательство Великобритании:
До событий 11 сентября 2001 года Великобритания уже имела хорошо разработанное и надежное антитеррористическое законодательство, сформулированное в Законе о терроризме от 2000 года. Он оказался жизненно важным инструментом в борьбе с терроризмом, предоставляющим полномочия для ареста финансовых средств террористов на границах страны и предотвращения конкретных правонарушений, способствующих совершению терактов и осуществлению мероприятий в террористических целях. Он поставил вне закона деятельность таких организаций как "Аль-Каида".
Теракты 11 сентября вынудили британское правительство предпринять дополнительные меры безопасности, следствием чего стало принятие в 2001 г. антитеррористического закона, предусматривающего также ужесточение мер в борьбе с преступностью и в области обеспечения безопасности. В соответствии с этим Законом, были еще более усилены меры безопасности на воздушном транспорте. В частности, были предоставлены дополнительные полномочия для снятия с рейсов и ареста людей на некоторых служебных территориях, а также для задержания рейсов по соображениям безопасности. Было ужесточено законодательство и в отношении химического, биологического и ядерного оружия в целях обеспечения лучшей защиты и безопасности гражданских ядерных объектов от нового и более расширенного перечня противоправных действий. Были усилены меры безопасности и в отношении потенциально опасных объектов, которые могли бы быть избраны террористами в качестве целей. Дополнительные меры были внесены и в перечень мероприятий по пресечению каналов финансирования террористов.
Наибольшую известность в данном Законе получило право бессрочного ареста без суда и следствия с последующей депортацией иностранных граждан, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Часть 4 этого Закона предоставляет министру внутренних дел полномочия на санкционирование задержания иностранных граждан, подозреваемых в терроризме и в возможной угрозе для национальной безопасности Британии, но которые на данный момент не могут быть депортированы из страны. За этими лицами, по данному Закону, сохраняется право в любое время добровольно покинуть Соединенное Королевство, если обе стороны согласны с таким вариантом.
В марте 2005 года в Великобритании после длительных дебатов был принят Закон о предотвращении терроризма. Законопроект, вызвавший столько споров и противостояния, стал третьим в истории Соединенного Королевства по продолжительности дебатов. По данным Би-би-си, последний раз подобные по продолжительности и накалу дебаты в парламенте вызвало в 1986 году обсуждение проекта закона о газе.
Только выступление Тони Блэра стало выходом из законодательного тупика. Он предложил пересмотреть некоторые из спорных положений закона в течение года и учесть в поправках и последующих законопроектах те замечания, которые будут высказаны политиками и общественными деятелями. Данное предложение было одобрено лидером "тори", и законопроект успешно прошел финальные голосования в обеих палатах. Закон (Акт) о предотвращении терроризма был в тот же день одобрен королевой Великобритании, и заменил собой Акт об антитерроризме, преступности и безопасности 2001 года, срок действия которого истекал 14 марта 2005 года.
Новый закон отменяет такую меру пресечения для подозреваемых в терроризме, как заключение под стражей без предъявления обвинения. Ранее она была признана британскими лордами-судьями противоречащей правам человека. Вместо этого новый закон вводит для данной категории лиц такие меры контроля, как ограничение передвижения или домашний арест. При этом к подозреваемым могут применяться ограничения в пользовании телефонной связью, интернетом, поездках по стране и встречах с другими людьми. Положения нового закона будут едиными как для британских подданных, так и для граждан иностранных государств.
Наибольшие споры вызвал вопрос о том, кто должен принимать решения о применении подобной меры пресечения. Первоначально правительство предложило, чтобы это делал глава МВД Соединенного Королевства. Однако парламентарии не согласились с возложением на выборного чиновника роли, традиционно принадлежавшей судьям. В итоге данное положение из закона было изъято, и решение по мере пресечения будет принимать все же судья.
После терактов в Лондоне:
После второй серии взрывов в Лондоне 21 июля 2005 года Великобритания столкнулась с необходимостью вновь менять антитеррористическое законодательство. 26 июля дал пресс-конференцию после переговоров с лидерами консервативной и либерально-демократической партий Британии по поводу новых антитеррористических законов.
Среди новых законодательных мер, которые обсуждались на Даунинг-стрит:
- допущение перехваченных телефонных переговоров в качестве вещественного доказательства в британских судах;
- продление сроков задержания подозреваемых в террористической деятельности без предъявления обвинений;
- объявление вне закона посещений тренировочного лагеря террористов; способы борьбы с пропагандой терроризма в печатных изданиях и в интернете.
5 августа Тони Блэр озвучил новые детали новой антитеррористической политики. Он заявил, что из Великобритании будут депортировать тех, кто подстрекает людей к религиозной ненависти, осуществляет или поощряет любые акты насилия. Решение о депортации будет принимать министр внутренних дел. Благодаря новому закону на это будет уходить мало времени и террористы не успеют что-либо предпринять против властей.
Тогда же Блэр заявил, что в ближайший месяц будет утвержден список причин, которые могут привести к депортации граждан иностранных государств. "Особое внимание будет уделено экстремистским веб-сайтам, книжным магазинам, центрам и другим организациям", - заверил глава кабинета. В настоящее время ведутся переговоры по соглашению о сотрудничестве в области выдачи подозреваемых в терроризме с Иорданией, Ливаном, Алжиром и примерно с десятью другими странами.
Антитеррористический закон Великобритании 2006 г. (UK Terrorism Act, 2006)
Был принят в марте 2006. Закон ввел новые виды преступлений, связанных с террроризмом. Закон был разработан после терактов 7 июля 2005 года в Лондоне и некоторые его положения независимые эксперты считают противоречивыми. Правительство Великобритании считает закон адекватным ответом на возросшую террористическую угрозу, но в то же время Закон вызвал критику со стороны тех, кто посчитал, что он ущемляет гражданские свободы и может убедить часть британских мусульман обратиться к насилию.
Закон привлек большое внимание СМИ, не только потому что голосование привело к поражению премьера Тони Блэра в Палате Общин, самому худшему, которое было у любого правительства, с 1978 года.
Структура Закона
Часть 1
Содержит новые виды преступлений, призванные помочь полиции в борьбе с терроризмом:
- Поддержка терроризма (1): запрет публиковать утверждения, которые могут быть расценены как прямая или косвенная поддержка или подталкивать к совершению терактов, подготовке или подстрекательства к терактам или нападениям.
- Непрямая поддержка терроризма включает утверждения, прославляющие совершение или подготовку (в прошлом,будущем или когда-либо) таких актов или преступлений, и утверждения, которые могли бы быть расценены как восхваление поведения, которому следут подражать в существующх обстоятельствах. Максимальное наказание – 7 лет тюрьмы.
- Распространение террористических публикаций (2): запрет на распространение публикаций, которые могут быть восприняты как прямое или непрямое поощрение терроризма или содержать информацию, которая может быть воспринята как полезная при совершении или приготовлении актов терроризма. Максимальное наказание – 7 лет тюрьмы.
- Приготовление к теракту (5): запрещает участвовать в любом виде в подготовке к теракту. Максимальное наказание – пожизненное заключение.
- Обучение терроризму (6): запрещает обучать других террористическим действиям или обучаться им. Максимальное наказание – 10 лет.
- Обслуживание места, используемого для обучения терроризму (8): запрещает присутствовать в месте, где ведется обучение (в Великобритании или за границей), если человек знал или предполагал, что происходит. Максимальное наказание – 10 лет.
- Изготовление и владение устройствами или материалами (9): запрещает изготавливать или владеть любыми радиоактивными устройствами (т.е. «грязной» бомбой). Максимальное наказание – пожизненное заключение.
- Ненадлежащее использование устройств или материалов и повредждение объектов (10): запрещает использование радиоактивных материалов или радиоактивных устройств в террористических атаках и саботаж ядерных объектов, который может привести к ядерным утечкам. Максимальное наказание – пожизненное заключение.
- Террористические угрозы, касающиеся устройств, материалов или средств обслуживания (11): запрещает угрожать, требуя выдачи радиоактивных материалов. Максимальное наказание – пожизненное заключение.
- Нарушение границ и т.п. ядерных объектов (12): расширяет предыдущий запрет на нарушение границ, установленный Serious Organised Crime and Police Act 2005, включая запрет на проведение демонстраций на любом участке ядерного объекта.
По Закону, человек, вовлеченный в подобные действия за пределами Великобритании, совершает преступление, подсудное суду Соединенноего Королевства. Закон также увеличивает максимальный срок заключения за «владение в террористических целях» с 10 до 15 лет, а за угрозу нанесения ущерба атомным станциям -- до пожизненного заключения.
Часть 2
Предоставляет более широкие полномочия министру внутренних дел запрещать террористические группы и вносит изменения в закон, позволяя запрещать группу после смены ею названия.
Самое противоречивое предложение касается взятия под стражу подозреваемых в терроризме для допроса. Поправки позволяли помещать под стражу подозреваемых в терроризме на более длительный срок без разрешения руководителя полиции. Эта часть также предоставляет больше возможностей для проведения обысков в разных помещениях, которые находились под контролем подозреваемого в терроризме, а также разрешается обыскивать места, где могут быть публикации террористического содержания.
Спецслужбам приданы большие полномочия и расширены возможности для получения ими разрешений на прослушивание телефонов.
Часть 3
Заключительная часть Закона, кроме обычных материалов, содержит обзор действий по Антитеррористическому закону 2000 года (Terrorism Act 2000).
Увеличение срока содержания под стражей без предъявления обвинения
В конце концов самая противоречивая поправка о 90-дневном заключении под стражу без предъявления обвинения не прошла. Парламент принял поправку о 28-дневном взятии под стражу, что и так увеличивает этот срок в два раза по сравнению с Антитеррористическим законом 2000 года (14 дней). К примеру, для других видов преступлений обвинений (убийство, изнасилование) этот срок составляет максимум 4 дня.
Критика увеличения срока взятия под стражу без предъявления обвинений до 90 дней
Оппоненты предложенной силовиками меры ссылались на то, что каждый имеет право на свободу пока не будет обвинен в совершении преступления. Взятие под стражу на 90 дней без предъявления обвинения является отступлением от судебного приказа о передаче арестованного в суд и противоречит нормам, закрепленным в Великой Хартии (Magna Carta) 790 лет назад. Многие эксперты считали, что отступление от такого фундаментального права не может быть оправдано даже угрозой терроризма. Тем более что полиции на практике никогда не разрешалось задерживать кого-либо более , чем на 14 дней.
Это предложение критиковали и консерваторы, и либеральные демократы и члены правящей лейбористской партии. Они сравнивали предложенную меру с длительными сроками заключения, к которым прибегала полиция в Северной Ирландии в 70-е годы, что в результате усилило противоречия в североирландском обществе и таким образом помогло IRA вербовать новых членов.
90-дневное взятие под стражу рассматривалось как неправомерное расширение полицейских полномочий.
Заявление о взятии под стражу на 28 дней
До этого Закона период, в течение которого полиция могла держать под стражей подозреваемого в терроризме без предъявления обвинения, был 14 дней. За это время было несколько случаев, когда подозреваемыхе в терроизме задерживались более чем на 14 дней без того, чтобы им сообщили, в каком преступлении они подозреваются.
Реформы 2007 г.
1 октября 2007 года вступил в силу новый закон, существенно расширяющий возможности властей по контролю за жителями страны. Согласно нему, 795 различных организаций получили доступ к считавшейся ранее конфиденциальной информации о телефонных переговорах британцев.
Теперь районные и городские власти, полиция, различные министерства, включая минздрав, смогут на законных основаниях иметь постоянный доступ к сведениям о номерах, с которыми связывался отдельный гражданин, имена, фамилии, адреса переговаривающихся, местонахождения абонента в случае, если он пользовался мобильным телефоном.
Новый закон также обязывает работающие в Великобритании телефонные компании тщательно записывать и хранить подобную информацию и передавать властям по их первому требованию.
А с 2009 года правительство Гордона Брауна намерено распространить эту меру и на интернет. В результате власти будут иметь список всех сайтов, которые посетил каждый конкретный пользователь сети, просмотренные им страницы и время работы.
До 2000 года согласно законам Великобритании лицо можно было задерживать без решения суда максимально на 14 дней. В Законе 2005 срок такого задержания возрос уже до 3-х месяцев, а в 2006 года подобный срок был установлен продолжительностью в 28 дней.