Орден советских тамплиеров
Толстовская коммуна возле Туапсе на реке Змейка, конец 1920-х годов
Филолог Екатерина Ратникова рассказала об ордене российских тамплиеров, который захватил умы в советском государстве в 1920—1940 годах. В него входили анархисты, ученые, актеры, студенты и осведомители спецслужб.
Во вторник, 25 марта, в библиотеке имени Вересаева аспирант Института мировой литературы РАН филолог Екатерина Ратникова прочитала лекцию «Орден российских тамплиеров и советская Россия».
В Советской России 1920—1940-х годов действовало много мистических сообществ, ставивших перед собой разные цели: от банального столоверчения до попыток передачи мысли и управления сознанием людей всего мира. Все их участники к 1940 году были репрессированы.
Отец-основатель Ордена российских тамплиеров
Особое место среди мистических обществ занимает Орден российских тамплиеров, основанный знаменитым мистическим анархистом Аполлоном Карелиным. Родился Карелин в 1863 году, происходил из семьи художников. Его отец открыл в Нижнем Новгороде школу живописи для бедняков, где бесплатно обучал детей и взрослых. Мачеха Карелина, тоже художница, в девичестве носила фамилию Лермонтова. Михаилу Лермонтову она приходилась двоюродной племянницей. Карелин в своей политической биографии прошел долгий путь: от народовольца к эсерам, а от них — уже к анархистам.
Карелин имел огромный авторитет среди российской интеллигенции: в 1895 году о нем уже была написана статья для энциклопедии Брокгауза и Ефрона за авторством Струве. После революции 1905 года он подвергся преследованию со стороны властей и бежит во Францию, где знакомится с тамплиерами. Карелин увлекся их идеями и был посвящен в орден. В какой именно орден приняли Карелина, к сожалению, неизвестно.
В августе 1917 года он возвращается в Россию, везет с собой книги тамплиеров, легенды для посвящения в орден и основывает восточный отряд тамплиеров. При этом он остается видным анархистом, продолжателем дела Петра Кропоткина.
В 1918 году Карелин создает в Москве Всероссийскую федерацию анархистов и Всероссийскую федерацию анархистов-коммунистов, было у него и свое издательство в Нью-Йорке — «Голос труда», руководил им из Москвы сам Карелин. В этом издательстве публиковались как анархистские работы, так и мистические. Авторитет Карелина позволял ему ходатайствовать перед большевиками об освобождении арестованных анархистов, и его всегда слушали. Анархистская среда оказалась хорошей почвой для семян тамплиеров: в том и другом случае человек движим идеей бескорыстного служения обществу.
Так как вся литература мистиков и тамплиеров была изъята при обысках, — издания были запрещены, изымались и уничтожались, а сами члены ордена подверглись репрессиям. Подробности об ордене мы можем узнать из показаний, данных во время допросов.
Орден Карелина был открыт в 1920 году, назывался он Орден рыцарей света. Его целью было содействовать движению человечества в такой форме бытия и сознания, которое определялось бы высшими духовными началами. Служение человечеству в высшем смысле. Член общества — рыцарь, так они себя называли, — всегда честен, он служит обществу, хранит духовность. Вторая основная идея российских тамплиеров — духовное возрождение общества, проникновение к религиозным и духовным первоначалам, и спасение тех, кто сам не может достичь этих идей.
Аполлон Карелин, 1920-е годы
Ячейки ордена, кроме Москвы, были открыты в Нижним Новгороде, Петербурге, Сочи. Ордена, в которые входили многие преподаватели, распространяли свое учение через кружки, на которых читали лекции студентам. Собрание рыцарей ордена в Москве проходило в гостинице Националь и на квартире у Карелиных. Умер Карелин в марте 1926 года в нищете, последние годы жизни он не вставал с постели, но продолжал лично принимать людей и сам отвечал на всю корреспонденцию.
Посвящение в орден
Попасть из кружка в сам орден был не так легко. Сначала надо было прослушать курс лекций по истории философии, религии, литературы и культуры. Во время обсуждения курса часть людей отсеивалась. Затем читался курс религиозных легенд, например, о сотворении мира, Атлантиде и Древнем Египте, потом непосредственно курс лекций о легендах тамплиеров в сокращенном виде. Если человек все это изучил и говорил, что готов вступить, рыцари назначали определенный день для посвящения его в орден. При этом кандидат произносил обет верности служения человечеству. Выслушивал краткую лекцию о жрецах Египта и краткую формулу посвящения в первую степень. Примечательно, что в России, в отличие от Европы, рыцарем ордена могла стать женщина. Посвященному дарили белую розу как знак чистоты помыслов и устремление к бесконечному, с которой он теперь должен был приходить на собрания. Кроме того ему давали восьмиконечную богородичную звезду. Она означала последующие восемь ступеней посвящения и надзвездочный мир восьми измерений.
Дальше с неофитом происходила мистическая работа. Ей, кстати, кроме тамплиеров занимались российские общества розенкрейцеров. Розенкрейцеры Москвы — мистики-практики, которые собирались и проводили опыты на человеческом мозге, над разными веществами, совершали спиритические сеансы.
Последующие ступени посвящения отличались лишь произносимой формулой. После третьей степени на посвящаемого надевался пояс мученичества. Это означало, что тамплиер готов к жертве во имя человечества. Собрания происходили один-два раза в неделю. Кроме бесед на встречах раздавалась обязательная к прочтению литература, всем разная в зависимости от степени посвящения. Кроме занятий у тамплиеров были и обязательные праздники — принятие неофитов, христианские праздники: Рождество, Пасха, день памяти Иоанна Крестителя и праздник Архангела Михаила, покровителя рыцарей.
Тамплиеры, кроме образования общества, занимались и благотворительностью: собирали еду, деньги, одежду для нуждающихся. Россия 20-х годов голодала, и тамплиеры как могли помогали людям, подчас снимая с себя последние сапоги.
Адепты
Пик влияния и роста ордена — 1924 год. Под влиянием ордена был Государственный институт слова (ГИС), Академия художественных наук, консерватория, Институт живых восточных языков (позже был переименован в Институт Востоковедения), читатели Кропоткинского музея. Там преподавали члены ордена и работали участники кружков. В орден входили многие известные люди, можно долго перечислять, назовем некоторых из них.
Сергей Эйзенштейн, 1926 год.
Актер Михаил Чехов, все артисты второго МХАТА (1924—1936) имели степень посвящения как в тамплиерство, так и в розенкрейцерство, при этом розенкрейцерами были и те, кто по каким-то причинам не был принят или еще не вступил в орден тамплиеров. Например, Сергей Эйзенштейн и сестра Цветаевой Анастасия. Деятель сцены Юрий Завадский был тамплиером, вся его студия была кружком тамплиеров.
Актер Валентин Смышляев, писатели Георгий Шторм, Новиков, Антон Аренский были тамплиерами. Входили в орден литературовед Владимир Нилендер, искусствовед Алексей Сидоров. Последний, кстати, избежал ареста, так как был осведомителем. Это позволило ему собрать солидную библиотеку по мистике. Тамплиерами были ученые-метеорологи Михаил Лорис-Меликов и Алексей Сенягин, философ Николай Дебольский, востоковеды Шумский и Ростопчин, биофизик Сизов и многие другие. Есть основания утверждать, что в этот орден входил и Павел Флоренский.
Значительное влияние мистики-тамплиеры оказали и на писателя Михаила Булгакова. Он не входил в орден тамплиеров, но его произведение «Мастер и Маргарита» имеет много параллелей с «Волшебным романом» поэта-тамплиера Александра Уйтенховена. Эта тема пока не исследовалась.
Репрессии
Репрессии обрушились на орден в 1925 году. Это последний год жизни Феликса Дзержинского. После 1925 года была попытка возрождения ордена, но с 1930 по 1940 годы он был окончательно разгромлен. Примечательный момент: когда читаешь протоколы допросов тамплиеров, видно, что они воспринимали арест, тюрьму и ссылки как испытание, посланное им, и не оправдывались, как многие, что их арестовали по ошибке. Сначала разгромили кружки студентов в Москве, потом обрушились на кружки в Сочи. Южные кружки были удивительной вещью, там членами ордена были толстовцы. Они организовывали общины и селились на побережье Крыма, строили общий дом и организовывали хозяйство, трудовые лагеря. Следила за делами в этих общинах и доставляла им литературу тамплиеров секретарь «Всероссийского Черного креста» Агния Солонович. Главная причина арестов, судя по материалам допросов, была в том, что им вменяли нежеланием жить в СССР.
Все члены кружков в столицах, Нижнем Новгороде и Сочи были арестованы, некоторые погибли во время допросов, многие сгинули в лагерях. Следователями по делам анархистов, тамплиеров и мистиков была изъята вся их литература — как личные произведения, так и книги по мистике. До сих пор эта библиотека в архивах ФСБ не найдена, хотя она точно существует. В делах тамплиеров следователи тех лет указывают, что изъятую литературу сдали на хранение. «Возможно, когда-нибудь ее обнаружат и нас ждут интересные открытия по истории мистических движений России и СССР», — заключила лектор.