«Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая, двуглавая гора. «Что за гора?» – спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: «Это Арарат». Как сильно действие звуков! Жадно глядел я на библейскую гору...» Так писал А. С. Пушкин в своем «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года», когда он после ночевки в Гюмри направлялся в Каре и увидел впервые высочайшую вершину Армянского нагорья и Малого Кавказа, известную в христианской и вообще европейской географии той поры под именем Арарат.»

  Этот отрывок – начало статьи профессора А. П. Новосельцева «О местонахождении библейской «горы Арарат»».  Профессор А. П. Новосельцев. член-корреспондент РАН, директор Института российской истории решил привести свои доказательства, что гора Арарат, о которой идет речь в Библии и известная современной географии гора Арарат, это разные горы и их необходимо различать. Решил, так решил. Каждый ученый имеет право по любому вопросу иметь свою точку и отстаивать ее.

В заключительной части свое статьи профессор пишет: «Итак, заканчивая эту небольшую статью, можно заключить, что анализ древнеармянского текста Библии в сочетании с другими источниками лишний раз подтверждает, что Араратские горы Библии и гора Масис, которую мы теперь знаем под таким же названием, – понятия различные. Отождествление же их, по-видимому, сложилось позже в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну» 

   В чем-чем, а в решительности профессору А. П. Новосельцеву не откажешь. Оказывается, что в течение многих веков армянские историки ошибались, а вот он, профессор А. П. Новосельцев, пришел и восстановил историческую правду. Как известно, легенды связывают народ с природой и историей. Армянские легенды связывают историю армянского народа с Араратом и Ноевым ковчегом. Если армяне, как утверждают, например, современные ученые мужи азербайджанской исторической школы, появились в этом регионе позже азербайджанцев, то почему тогда армянская история связана с Араратом и Ноевым ковчегом, а азербайджанская нет? Я не покушаюсь на право профессора А. П. Новосельцева высказать свою точку зрения о местонахождении библейской горы Арарат. Хотелось бы еще раз отметить, что свою статью профессор начал, вспомнив эпизод, о котором писал А. С. Пушкин в своем «Путешествии в Арзрум»
  « Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая, двуглавая гора. «Что за гора?» – спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: «Это Арарат»…»
  Признаюсь, я был немало удивлен тем, что профессору, который взялся рассказать правду об Арарате, неизвестно то, о чем известно многим. Пушкин никоим образом не мог видеть Арарат – в силу того, что маршрут его пролегал по северной Армении, через Гюмри и Карс, откуда при всем желании невозможно увидеть библейскую гору. Арарат во всем своем великолепии виден только из Араратской долины. Пушкина ввели в заблуждение казаки, которые не слишком разбиравшиеся в армянской топонимике ( ведь непривычные русскому слуху что «Арарат», что «Арагац» фонетически звучали почти одинаково!).
  Позволительно задать вопрос: если профессор А. П. Новосельцев худо знал  русскую историю, то в какой мере его анализ древнеармянского текста Библии заслуживает доверия?
  Можно было бы сейчас не обращать внимания на ошибку профессора.  Однако,  его статью перепечатывают и на нее ссылаются  (см. http://www.rizvanhuseynov.com/2012/11/blog-post_30.html).