Эксперты: «Вина Киева в крушении Boeing 777 бесспорна»
18.07.2014 , Алексей Заквасин
Украинские власти были обязаны закрыть воздушное пространство над зоной боевых действий
Случившееся накануне падение малайзийского Boeing 777 в Донецкой области некоторые СМИ поспешно сравнили с сараевским убийством 28 июня 1914 года, которое стало поводом к Первой мировой войне.
Естественно, гибель находившихся на борту лайнера 298 человек только обострила и без того напряженную обстановку вокруг Украины. Однако если терпящий поражения от ополченцев Киев рассчитывал таким образом взорвать ситуацию, это ему не удалось.
Опрошенные KM.RU эксперты уверены, что, несмотря на весь ужас произошедшего, к выяснению обстоятельств инцидента нужно подойти с холодной головой. При этом они уверены, что вина Киева, отказавшегося закрывать воздушное пространство над зоной боевых действий, бесспорна.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:
– Объективная картина следующая: там, где был сбит Boeing, только украинская сторона обладает средствами, способными поражать цели на высоте 10 000 метров. Я имею в виду зенитно-ракетные комплексы «Бук». Причина трагедии пока неясна.
Есть несколько версий. Первая – это была преднамеренная провокация, задача которой состояла в том, чтобы сбить самолет. При этом судно должно было упасть на российской территории. Собственно, почти так и произошло: лайнер не долетел 50 километров. Вторая версия заключается в том, что украинские военные занимались развертыванием зенитно-ракетных комплексов. Проверка функционирования этих систем сопровождалась включением боевого режима. По ошибке или халатности украинский боевой расчет мог осуществить пуск ракеты.
Вот эти версии наиболее реальны: либо провокация, либо трагическая случайность. В любом случае ответственность за инцидент несет Украина, которая не закрыла свое воздушное пространство для гражданских судов. Уже именно поэтому попытки Украины переложить вину на ополчение выглядят как попытка прямого подлога реальных фактов.
Теоретически Boeing мог сбить и военный самолет. Но дело в том, что существуют средства военно-воздушного контроля, радиолокаторы. Если бы в воздух поднялись украинские «Су» или «МиГи», то этот факт был бы однозначно зафиксирован. Поэтому есть все основания полагать, что лайнер был сбит с земли.
Обращаю внимание, что Украина неоднократно заявляла, что Россия якобы нарушает ее воздушное пространство. Под этим предлогом Киев подтянул комплексы «Бук» и развернул систему ПВО. При этом украинское руководство не привело реальных доказательств под свои обвинения. Украина собралась сбивать наши самолеты, а в результате был сбит Boeing.
Генерал-лейтенант МВД Александр Гуров:
– Там, где идут конфликты, вероятность поражения летательных аппаратов крайне высока, тем более на Украине. Сейчас Украина отказывается от признания своей вины. В 2001 году была аналогичная ситуация, но Киев тогда «прищучили». Но сейчас все гораздо сложнее. Сказать, кто точно виновен, я бы не взялся. Нужно подождать, когда появятся выводы комиссии. Точек зрения очень много.
В данный момент нужно очень тщательно собрать все необходимые для расследования материалы. Я получил информацию, что черные ящики хотят отдать в Москву. Мне кажется, что если мы примем их, то никогда «не отмоемся», даже если там все будет объективно говорить о вине Украины. На мой взгляд, нужна международная комиссия, членами которой станут российские специалисты. Никому сейчас верить нельзя, потому что трагедия в Донецкой области – это очень серьезный прецедент, и западные страны могут им воспользоваться.
Как известно, лайнер летел на высоте более 10 000 метров. Сбить из портативных ПЗРК его было невозможно, потому что они не стреляют выше 5000 метров. Говорят, что у ополченцев появился «Бук», но украинцы сами отрапортовали, что они вывели эти установки из строя. Но даже если бы это было не так, на обучение людей управлять системами залпового огня уйдет много времени. А в условиях, которые сложились на Востоке Украины, обучить практическим навыкам управления «Буком» просто невозможно.
Пока очень много спекуляций на тему вчерашней трагедии. Сейчас крутят какие-то переговоры повстанцев о том, что они якобы сбили самолет. Судя по тому, как работают спецслужбы Украины, называя черное белым, веры Киеву быть не может. К примеру, вчера Аваков уличил в катастрофе Путина, да еще и добавил, что ракета была выпущена с территории России...
Ну это же полный бред! По-другому тут даже и не выразишься! Зачем России сбивать пассажирский самолет? Чтобы саму себя утопить, что ли?! Любой разумный человек верить в подобные версии не будет. Ведь если бы это было так, мы бы давно уничтожили все их самолеты. И ответственность за это была бы минимальная, потому что украинцы постоянно бомбят нашу территорию. А тут рухнул гражданский самолет, который никакого отношения к конфликту и к нашей стране не имел. Подобные инциденты только негативно влияют на борьбу ополчения.
Я уверен, что Украина не будет признавать своей вины, пока ее руководству не предъявят неопровержимые доказательства, которые невозможно будет оспорить. Для этого нужно, чтобы экспертное сообщество работало спокойно. Вот американцы заявили, что они видели пуск ракеты. Поверить в это сложно: пуск ракеты они увидели, а вот откуда она вылетела – нет. Это называется «подлить масла в огонь». У США мощные спутниковые системы, которые способны даже коробок спичек из космоса рассмотреть. Уверен, что будут спекуляции, но эксперты в состоянии установить стопроцентную вину того, на чьей совести эта трагедия.
Полковник запаса, публицист Андрей Паршев:
– Сейчас ничего не известно о причинах катастрофы, а существующие в данный момент версии имеют вполне реальные основания. Например, версия теракта, которая связана с тем, что данный самолет и пропавший в начале марта над океаном Boeing принадлежали одной и той же авиакомпании. Исключить вероятность того, что произошедшее – это серийный теракт, нельзя.
Но наиболее весомой является версия о поражении лайнера ракетой, выпущенной из комплекса «Бук». В районе, где произошла катастрофа, такие установки есть, и они способны сбивать самолеты на такой высоте. Судя по всему, произошел ошибочный пуск.
Подобные зенитно-ракетные комплексы совершенно точно есть у украинцев. У ополченцев есть только одна установка. Версия ошибочного пуска подкрепляется тем, что боевая авиация постоянно летает в этом регионе. При этом, как известно, у ополчения есть свой самолет, который совершил один боевой вылет.
Выявить, сбила ли лайнер ракета или нет, будет относительно легко после экспертизы обломков. 13 лет назад ПВО Украины сбила над Черным морем российский Ту-154. Тогда в короткие сроки были обнаружены остатки ракеты. Есть вероятность, что ракета, попавшая в Boeing, была авиационной. Украинские штурмовики не поднимаются выше 7000 метров, однако ракеты, которыми они вооружены, способны поражать цели на расстоянии до 20 000 метров.
Я полагаю, что случившаяся трагедия – это следствие несчастного случая, связанного с халатностью и безответственностью украинского руководства. Киеву нужно было закрывать воздушное пространство с того момента, когда его авиация начала летать на больших высотах.
Главная вина Украины состоит в том, что она этого не сделала. Отказ Киева запрещать полет гражданских судов был вызван жадностью: ведь за навигационное обслуживание платят деньги. Также можно предположить, что злополучный отказ – это злой умысел с целью спровоцировать напряженную ситуацию и потом воспользоваться этим в своих целях.