Дебальцево: город-котел, город-герой
Источник: http://news-front.info/2016/12/04/de...l-gorod-geroj/
Почти два года назад был освобожден от украинской оккупации город Дебальцево, один из крупнейших железнодорожных узлов Донбасса. События начала 2015-го прославили его на весь мир, хотя, думается, сами дебальчане с радостью подарили бы такую известность любому желающему. Да еще сверху приплатили бы, чтоб забрал… Чем живет нынче этот город, кровью заслуживший эпитет «герой»?
Вырванные с мясом
За эти два с половиной года, разрезавшие историю на «до» и «после», городам и селам Донбасса довелось вытерпеть немало. Да и в ближайшей перспективе, к гадалке не ходить, предстоит не меньше лишений. К сожалению, как бы ни хотелось утешить себя обратным. Ну не располагает текущая дипломатическая ситуация к чересчур оптимистическим прогнозам!..
Есть населенные пункты, которым повезло отделаться легким испугом. Такова, например, Амвросиевка. Отчаянных боев в своей черте город избежал. Украинских комендантов настолько резко вынесло сквозняком «южного прорыва», что они не успели здесь как следует «расшалиться».
Есть такие, как Донецк и Макеевка. Часть районов живет в подспудном страхе, а часть – в постоянном ужасе, ненавидя ночи, «когда силы зла властвуют безраздельно».
И совсем особняком стоят города-фронтовики, города-герои, с мясом вырванные из украинской пасти. Иловайск, Углегорск, Дебальцево. Те, о которых уже ходит немало легенд, о которых еще снимут не один фильм.
Дороги-ветераны
Дорога Енакиево – Углегорск – Дебальцево… Сплошная рваная рана, ехать по ней – физиопроцедура не из приятных. Она тоже ветеран войны. И на пособие по ее лечению, увы, пока нет средств. Слишком много дыр пробито, на всё пакли не хватает. Но дойдут руки и сюда. Вон трасса Харцызск – Успенка была едва ли не хуже, а нынче о героях былых времен напоминают лишь изувеченные деревья по обочинам, а колесам ничего, комфортно ехать. Это и понятно, дорога от границы – имиджевая, по ней гости из России в нашу столицу добираются, а потому ее восстановление было делом чести. Дождется своего часа и дебальцевская трасса.
В самом Дебальцево дорожное покрытие пострадало ничуть не меньше. В феврале 2015-го город железнодорожников был использован в качестве котла, и температура кипения здесь держалась нешуточная. Нагретое до предела содержимое не выдержало жара и начало беспорядочно стрелять – как переваренные яйца в кастрюле, где вода выкипела. Досталось котлу изрядно. Особенно солоно пришлось поселку 8 Марта – местные жители называют эту северную окраину поселком Танкового Биатлона. Сдавая позиции, ошалелые «борцы с терроризмом» злобно расстреливали частный сектор из танков. Побеждали хотя бы тех, кто им по зубам…
Город-котел мужественно терпел лишения, вываривая в себе ворох кальсон со свастиками. Освобожденный, он едва держался на ногах (если уместно такое олицетворение). 80 процентов жилого фонда было повреждено, некоторые дома остались лишь на довоенных фотографиях да в памяти хозяев-погорельцев. Почти каждый метр внутренней дорожной сети получил свою порцию металла. Знаете, вроде ко всему привыкли за годы войны, но по-прежнему дикие ощущения. Идешь по асфальту, поминутно обходя рытвины, и понимаешь, что их оставило не время и не колеса чересчур груженного транспорта…
Красноречивые цифры
Но довольно пессимизма! Дебальцево выстояло и уже почти два года усердно зализывает раны. То и дело доносятся вести о восстановительных успехах города. Вот наша редакционная команда и нагрянула сюда – своими глазами посмотреть на реабилитацию котла-героя и порадоваться за братьев-дебальчан.
С мэром города нам пообщаться, увы, не удалось. Александр Рейнгольд – начальник отнюдь не кабинетный, застать его в мягком кресле – задача непростая. Но удовлетворить наше любопытство любезно согласился заместитель городского главы Олег Молчанов.
Вас интересует возрождение Дебальцево? Красноречивее всего о нем расскажут цифры, – заявил Олег Вячеславович. – Итак, в городе 295 многоквартирных домов. Во время боевых действий повреждения той или иной степени тяжести получили 222 из них. 23 не подлежат восстановлению. 84 дома вошли во второй этап восстановления, здесь работы уже ведутся генподрядчиками. Кроме того, есть здания, ремонт которых планируется на третьем этапе. Эта очередь пока в стадии согласования. Адреса и степень повреждений уже определены, необходимо лишь дооформить проектные заключения, дефектные акты.
Остальные же дома мы восстанавливаем своими силами, задействуя коммунальные предприятия. В нынешнем году самостоятельно отремонтировали кровли на 48 зданиях.
Кроме того, мы, также своими силами, поменяли по городу систему отопления. Как вы помните, после освобождения Дебальцево это было нашей первоочередной задачей. Все системы были разморожены. Мы справились, хотя и в авральном режиме. И вот в 2016-м наши коммунальщики произвели ревизию и капитальный ремонт систем. Материалы получали по гуманитарной программе, а работы выполняли сами.
То, что я говорил о втором и третьем этапах восстановления, вовсе не означает, что у нас некоторые дома по-прежнему стоят разбитыми и ждут, пока до них дойдет очередь. Тепловые контуры всех пострадавших домов мы уже закрыли: плиты, кровлю, окна. Оградили людей от непогоды, вода им за шиворот не течет, ветер не дует.
Что касается печально известного поселка 8 Марта, то он у нас проходит по программе «3728». Это республиканская программа восстановления объектов частного сектора, пострадавших более чем на 30 процентов. Всего в ДНР 3 728 таких домов, отсюда и название. На сегодня у нас заключено 675 договоров на выдачу материалов. По отчету от 21 ноября дебальцевская часть программы «3728» уже реализована на 90,7 процента.
Город без окраин
Нелегкая ноша досталась нынешним руководителям Дебальцево. Дело даже не столько в военных разрушениях. Уже в 2014 год город вступал, сверкая белым телом сквозь прорехи в живописном рубище. Все, что можно было растащить, украинские чиновники и «предприниматели» слямзили еще задолго до Майдана. Как еще железную дорогу на металлолом на распилили?..
Впрочем, в этом отношении Дебальцево не одиноко. Какой периферийный населенный пункт ни возьмите, картина все тем же маслом. Помните, была на Украине такая партия, которая ратовала за укрепление регионов? Она даже у власти успела побыть, и не один день. Так вот поглядите на эти регионы во всем их нищем «могуществе»!
Кстати, вот еще что вспомнить впору. В предвоенную декаду в Донецке активно размахивали программой «Город без окраин». По всей периферии билборды с этим помпезным лозунгом развешали. Дразнили жителей этих самых окраин. Приедет человек с Петровки или шахты Абакумова в центр, насмотрится на хай-тек, на неоновый свет, на чистые тротуары без трещин… Потом вернется домой, а там асфальт, при Брежневе положенный, да фонари, при Сталине поставленные…
К чему, собственно, я вспоминаю это очковтирательство. Дело в том, что нынешний мэр Дебальцево Александр Рейнгольд тоже воплощает идею города без окраин. Только, в отличие от бывших донецких коллег, проводит свою политику благоустройства честно. Жителей же не обманешь билбордами и пышными речами на сходках. Им результат подай. И Рейнгольд за слова отвечает. Даже в условиях послевоенной разрухи.
«В Коммуне остановка…»
Можно привести и примеры. До войны наружное освещение было сохранено лишь на трех центральных улицах. Нынешняя власть установила и зажгла фонари на 15 улицах, а до конца года планирует осветить еще порядка 20. Причем окраины – далеко не в последнюю очередь.
Чтобы держать под контролем ситуацию на периферии, – продолжает рассказ Олег Молчанов, – у нас сформированы квартальные комитеты, главы этих объединений – своеобразный глас народа, они доносят до нас все проблемы своих районов. С их помощью мы ликвидировали стихийные свалки поселков Новогригорьевка и Коммуна. Раньше эти выселки даже не числились в черте города, составляя некую прослойку между Дебальцево и Артемовском. Кроме того, к Коммуне проведена асфальтированная дорога, а маршрут общественного транспорта продлили до Новогригорьевки. А в самом отделенном районе города, на Первой площадке, мы даже поставили детскую площадку (уж простите за повтор. – Прим. авт.), которой там отродясь не было.
Буранный полустанок
Мусорная проблема в Дебальцево всегда была одной из насущных. Контейнеров хронически не хватало, уборка происходила нерегулярно – отсюда и стихийные свалки, о которых упомянул замглавы. А ведь Дебальцево – город очень ветреный, чему виной его высокое положение на Донецком кряже. Вот и кружило неприкаянный мусор по окрестностям, развешивая гирляндами на деревьях и фонарях.
Сейчас же власть живо озабочена этой особенностью города. Только за последний год введены в эксплуатацию 18 современных контейнерных площадок – бетонированных, крытых, мало-мальски защищенных от буранных «хищений». Да еще 20 будут установлены в самом обозримом будущем, до конца текущего года. Поверьте, для Дебальцево это значительный шаг вперед в плане чистоты.
Котел электрический – 1 шт.
Еще одна печальная особенность есть у города-героя – он абсолютно не газифицирован. Трудно поверить в это, но в XXI веке европейский город, крупный железнодорожный узел вынужден обходиться без газа. Котельные работают на жидком и твердом топливе, есть даже одна электрическая, уникальная для региона. А газа нет. Даже в маленьком соседнем Углегорске есть, а Дебальцево обделили.
Но существует вероятность, что историческая газовая несправедливость скоро будет исправлена.
В нынешнем году, – говорит Олег Молчанов, – уже готов проект газификации Дебальцево, и он даже оплачен. Трасса от Углегорска, по которой будет проходить газопровод высокого давления, уже пройдена, разминирована, готова к работе. Теперь все зависит от финансирования «Донбассгаза».
Еще раз внимание. В советское время в Дебальцево были специальные резервуары для закачки газа, и оттуда он подавался в дома. При независимости же такие приспособления посчитали «каменным веком», а может, просто посчитали, сколько резервуары будут стоить в качестве металлолома… В общем, их не стало. И газа, соответственно, тоже.
Верной дорогой идете, товарищи!
Вначале я мрачновато обрисовал состояние дебальцевских дорог. Чтобы немного смягчить впечатление, отмечу, справедливости ради, что этот вопрос мэр тоже держит под контролем. Полноценный ремонт в условиях дефицита финансирования, конечно, недостижим, но точечное восстановление покрытия, так называемый латочный ремонт, ведется. Силами все тех же коммунальных предприятий. Дороги-то не только снарядами изрыты, жители и до войны привыкли под ноги смотреть, чтоб шею не свернуть.
Была неподалеку от рынка, на улице Пушкина, эпическая колдобина в несколько десятков метров. Эта язва росла и «развивалась» параллельно с Украиной, за все годы независимости руки дорожных ремонтников к ней не прикоснулись ни разу. Так она и зияла – памятником бесхозяйственности. Пока наконец нынешние власти не совершили «кощунство», посягнув на легендарную яму. Залатали, святотатцы эдакие! Так первое время местные жители сомневались, верной ли дорогой на рынок идут, не заблудились ли.
Озерный край
Чем вообще живет дебальцевский народ. Ремонтируют их, освещают, от мусора берегут – хорошо это всё, конечно, спору нет. Но интересно было узнать, какова ситуация с трудоустройством. Не секрет ведь, что на момент начала войны единственным градообразующим предприятием здесь была железная дорога. Так или иначе, 90 процентов населения было задействовано или в депо, или на предприятиях, обслуживающих «железку». Нынче-то, понятно, объемы перевозок существенно сократились. Кормят ли своих работяг дебальцевские рельсы?
Идеализировать ситуацию не будем. ГП «Донецкая железная дорога» работает и даже платит своим труженикам зарплату, но мощности не позволяют задействовать всех, кто работал здесь до 2014 года. Часты бесплатные отпуска. Непросто, в общем…
В этой обстановке единственным подспорьем для людей стала временная занятость. Впрочем, такого рода работы сейчас в городе хватает. Ремонт дорог, строительство, коммунальные службы – город дышит восстановлением, и делается это руками железнодорожников.
Кроме того, в Дебальцево функционируют табачная фабрика, хлебозавод и предприятие «Дебальцевский родник». Под городом расположено обширное артезианское озеро с отличной питьевой водой, и этот природный ресурс дебальчане успешно эксплуатируют. Кстати, и Донецк своей водой обильно снабжают.
Жилищный маневр
Говоря о Дебальцево, нельзя не сказать хоть пару слов о Маневренном фонде в микрорайоне Восточном. Это бывшее здание общежития железнодорожного колледжа. Точнее, бывшее недостроенное здание. Раньше была просто коробка, висевшая на балансе у Минобраза. Администрация города направила вверх ходатайство о постройке здесь Маневренного фонда. Сюда планируют поселить людей, потерявших в ходе войны жилье.
В настоящий момент практически все вопросы по фонду решены. Дом достроен, готов к эксплуатации, даже список будущих жильцов согласован на всех уровнях. Скоро заселят.
Здесь 40 квартир. Одно- и двухкомнатных, но крупногабаритных. Стоит сказать, что по уровню комфортности это жилье – лучшее в Дебальцево.
Майами, улица Курчатова
Политически неграмотным жителям Донецка, которые стонут об ушедшем «благополучии», стоит приехать сюда, в Дебальцево. Здесь люди живут в недовосстановленных домах, работают не по специальности, но полны оптимизма. Радуются и новому мусорному контейнеру, и двум новым аптекам (цены, кстати, судя по отзывам, вполне лояльные). Народ даже за коммунальные услуги стал платить. На момент освобождения города это делали лишь 30 процентов граждан, сейчас – порядка 80. Люди осязают то, за что платят. Если до войны водопроводная система мирно догнивала, а воду подавали по три часа утром и вечером, то сейчас благодаря активному ремонту из кранов течет дважды в сутки по пять часов. А в скором времени планируют вообще перейти на круглосуточную подачу.
Александр Рейнгольд регулярно выезжает на сходки с жителями своего города. Поначалу озлобленные лишениями люди роптали и не хотели верить обещаниям. Не привыкли они за 20 лет к тому, что власть слово держит. Теперь же риторика сходок значительно сдвинулась в позитивную сторону. Недовольных хватает (их, наверно, и в благополучном Люксембурге найти можно), но большинство дебальчан видят прогресс и в скепсис не впадают.
Жители здесь вообще не из той породы, которая только требует от власти. Город маленький, народ сплоченный, некоторые кварталы живут чуть ли не одной семьей – как при Советах. На субботники никого вилами не гонят, люди сами понимают, что надо «привести в порядок свою планету».
Посмотрите хотя бы на пластиковый оазис, сотворенный руками старичка с улицы Курчатова. Наивно, но мило. Окружил развалюшку-бунгало бутылочными пальмами – чем тебе не Майами!
Газета «Донецкое время», dnr-news