Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ленд-лиз

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Америка-Россия, ленд-лиз, PQ,QP - Загадки «золотого крейсера»

«Эдинбург» до сих пор лежит на дне Баренцева моря.
Хотелось бы надеяться, что корабль будут чаще вспоминать в связи с мужеством английских моряков, проводивших полярные конвои в Мурманск и Архангельск,
чем с различными инсинуациями на тему «корыстности» союзников по антигитлеровской коалиции.

Как известно, в первый год Великой Отечественный войны СССР не входил в американскую программу ленд-лиза, и был включен в нее 11 июня 1942 года, когда им было подписано Основное соглашение по данной программе военных поставок.
Этот год принято считать временем «пред-ленд-лиза», когда поставки из США были обеспечены предоставленными советской стороне кредитами на закупку вооружений.
За этот период США два раза (в октябре 1941 и феврале 1942 гг.) предоставили СССР кредиты по одному миллиарду долларов каждый.

Американский историк Роберт Джонс в своей книге, посвященной истории поставок по ленд-лизу в СССР, пишет:
«В конце концов, Соединенные Штаты приблизились к полному ошеломившему их пониманию того, что было необходимо для разгрома Гитлера, и одновременно Советам стало без всякого обмана понятно, насколько скудными были военные запасы США.
Дядя Сэм не взял у Дяди Джо никаких процентов за первый кредит по ленд-лизу на сумму 1 млрд долларов. Америка согласилась отложить выплаты по кредиту сырьем или другими товарами на пять лет после окончания войны».

Однако с июня по ноябрь 1941 года СССР также делал заказы в США и оплачивал их по факту. Как писал администратор программы ленд-лиза Эдвард Стеттиниус, «…до конца октября [1941 года] русские продолжали платить наличными за всё, что у нас приобретали».
Однако на начало войны у СССР не было валюты, чтобы покупать у США по формуле «плати и вези». Откуда у советской стороны взялись доллары, чтобы делать закупки, о которых пишет Стеттиниус?

Как оказалось, СССР выручил Рузвельт. Американский президент в то время не имел возможности предоставить кредит на закупку вооружений без одобрения Конгресса, поэтому он придумал обходной маневр. Правительство США заключило с СССР две торговые сделки: на приобретение стратегических материалов на 100 млн долларов и золота на 40 млн долларов. Министр финансов США Генри Моргентау (Henry Morgenthau) согласился покупать русское золото по 35 долларов за унцию и 15 августа 1941 года выплатил советской стороне аванс в сумме 10 млн долларов за его будущие поставки.

В итоге к концу октября 1941 года СССР получил от США в качестве аванса по упомянутым сделкам 90 млн долларов. Как писал вышеупомянутый Роберт Джонс:

«К этому времени с помощью организаций Моргентау и Джонса советской стороне был выплачен аванс на сумму 90 млн долларов, в том числе 40 млн от министерства финансов за сделку с золотом, а остальное от Управления по военным поставкам в счет будущих поставок сырья.
И все же этого было недостаточно даже для того, чтобы оплатить заказы советской стороны до конца текущего года, несмотря на все надежды Рузвельта».

Таким образом, Рузвельту удалось «убить двух зайцев». Он сделал СССР на короткое время платежеспособным и убедил американское общество, что Сталин самостоятельно финансирует свою программу закупок вооружений у США.

Стоит отметить, что вышеупомянутое соглашение о поставках в США стратегических материалов и золота советская сторона соблюдала со всей скрупулезностью.

http://feldgrau.info/2010-09-02-14-35-1 … o-krejsera

0

2

Почему советские лётчики не хотели воевать на английском истребителе «Харрикейн»
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2019/03/5204.jpg
Про английский истребитель «Харрикейн» (Hawker Hurricane) советское послевоенное поколение в большинстве своём узнало из романа Николая Чуковского «Балтийское небо». В книге рассказывалось о летчиках Балтийского флота, которые разгоняли армады немецких «Юнкерсов» и успешно сражались на «Ишаках» (истребитель И-16 конструктора Поликарпова) с превосходящими их числом «Мессершмиттами». На самом деле, летчики в балтийском небе сражались на новых истребителях «ЛаГГ-3», «Як-1» и «МиГ-3», а количество немецких самолётов было несколько преувеличено.

В романе в эскадрилью поступают вместо стареньких «Ишаков» полученные по Ленд-лизу английские «Харрикейны». Советские летчики разочарованы истребителем. Получается, что «Ураган» (так переводится английское Hurricane) совсем не такой быстрый, и лишь десять процентов скорости можно на короткое время выиграть у «Ишака», да и то на форсаже. Маневренность, скороподъёмность и пр. у англичанина хуже или такие же, как у И-16. Позже выясняется, что «Харриккейны» ещё и горят как солома от самого незначительного попадания.

Упоминается «Харрикейн» и в различных мемуарах, например, в «Воспоминаниях и размышлениях» Г.К.Жукова или у авиаконструктора А.С.Яковлева. Часто приводят фразу И.В.Сталина, как Черчилль «торгуется из-за двух десятков «Харрикейнов», а «самолеты эти дрянь, наши летчики их не любят». Желание поругать английский истребитель, да и любой другой, у А.С.Яковлева легко понять. Если уж кого ругали советские летчики, так это как раз «Яки». Да и французы из эскадрильи, а затем и полка «Нормандия-Неман», тоже очень просили, чтобы им дали истребители Ла-5, вместо «Яков».

Действительно, Hawker Hurricane не относились к числу лучших истребителей Второй Мировой. На вооружение английской авиации они стали поступать ещё в 1937 году. Тогда, познакомившись с ними, советские специалисты были поражены их огромной скоростью в 500 км/час. О таких скоростях в СССР ещё только мечтали.

В начале Второй Мировой первые же бои с «Эмилями» (немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109E) показали, что немцы имеют полное превосходство и в скорости, и в вооружении. Единственным преимуществом «Харрикейна» была маневренность — радиус разворота у него был меньше, чем у «Мессершмитта».

К началу «Битвы за Англию», «Харрикейны» составляли более половины английских истребителей. Тактика действий английской авиации позволяла использовать их весьма успешно. Бороться с «Эмилями» стали «Спитфайры» — один из немногих истребителей, который сражался с «Мессершмиттом» на равных. Они связывали боем немецкие истребители, а в это время «Харрикейны» атаковали немецкие бомбардировщики. Правда, «Ураганы» могли успешно атаковать только старые бомбардировщики Люфтваффе, а такие, как Ju.88 оказались им «не по зубам» — сказывалось слишком слабое вооружение. Ситуация изменилась после появления новой модификации Hawker Hurricane Mk.II с 20-мм пушками. Но эта модификация появилась уже после «Битвы за Англию».

Хотя бороться с «Мессершмиттами» «Харрикейнам» было не под силу, они легко справлялись с итальянскими и японскими истребителями. А по мере поступления достаточного количества «Спитфайров», «Ураганы» постепенно стали менять свою специфику и использоваться как штурмовик. Во второй половине войны, превратившись в удачный и эффективный штурмовик, «Харрикейны» уже сами нуждались в прикрытии истребителями.

В августе 1941 года Черчилль предложил поставлять «Харрикейны» в СССР и первые самолеты вскоре прибыли в Мурманск. Всего в СССР было поставлено около трёх тысяч машин. Причем, в Советский Союз в некоторые месяцы их поступало даже больше, чем в английскую авиацию.

Хотя и Hawker Hurricane Mk.II не мог бороться на равных с «Фердинандом» (модификация Messerschmitt Bf.109F, которая тогда использовалась Люфтваффе), говорить о его бесполезности неправильно, тем более на фоне советских истребителей того времени. «Харрикейн» был, как минимум, не хуже советских ЛаГГ-3 и Як-1. В любом случае, поступали к нам английские истребители в самый тяжелый момент войны, когда в ход шло всё.

Сравнивать же его с И-16 странно. Даже последние модификации «Ишака» уступали «Харрикейну» почти сто километров скорости без всякого форсажа. Конечно, маневренность И-16 была лучше, но в тот период это уже не имело значения. А утверждение, что «Харрикейн» горел, как солома, непонятно на чём основано.

Конечно, возникает вопрос: «Почему англичане поставляли не самый лучший истребитель?». Дело в том, что англичане поставляли в СССР и «Спитфайр», однако он не прижился. Но это совсем другая история...

0

3

Ленд-лиз и битва за Москву в 1941 году

На сайте Истмат выложили докладную записку товарищу Сталину о наличии танков в войсках тогда еще генерала армии Жукова, командующего Западным фронтом в преддверии контрнаступления, которое отбросит немцев от Москвы и поставит жирную точку в планах Гитлера «молниеносно» покончить с СССР.
Логично, что товарища Сталина, как Верховного главнокомандующего интересовало наличие главной ударной силы — танков.
Вот что ему доложили об этом начальник ГАБТУ КА генерал-лейтенант танковых войск Федоренко и военный комиссар ГАБТУ КА армейский комиссар 2-го ранга Бирюков.

Из представленных цифр строго следует, что Матильд и Валентайнов в тот момент было 32 штуки из 912, что составляет всего 3,5% от всего числа танков.
То есть в решающие моменты Великой Отечественной войны СССР большей частью обходился своими силами и вооружением.
Советская промышленность неплохо так справлялась с наращиванием выпуска собственной бронетехники и прочего вооружения. Это видно на примере выпуска танков и САУ:
https://mtdata.ru/u1/photoEEE9/20146471999-0/original.png#20146471999
И вообще нужно помнить, что ленд-лиз к нам пошел только тогда, когда союзники поняли, что СССР может победить и без их помощи.
Так что антисоветская идея-фикс о том, что СССР без помощи союзников проиграл-бы не имеет для этого ровно никакой доказательной и документальной базы.
https://mtdata.ru/u1/photo626C/20369544848-0/original.png#20369544848
https://mtdata.ru/u1/photoEB5A/20592617697-0/original.png#20592617697

0

4

Какие консервы поставляли американцы Красной Армии по ленд-лизу
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/09/7-2.jpg

С началом Великой Отечественной войны Советский Союз лишился территорий, на которых производилось значительная часть продовольствия. Питание солдат на передовой должно было быть полноценным, т.к. голодные бойцы много не навоюют. Предложение получать продукты по ленд-лизу пришлось как нельзя более кстати.

Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
На обеспечение нужд Красной Армии работала вся страна, отправляя все для фронта и для победы. Ассортимент продовольствия был существенно лучше, нежели в тылу. В армию поставляли выпеченный из ржаной и обойной муки хлеб, пшеничную муку 2 сорта, различные крупы, макароны, растительное масло, мясо и рыбу, овощи, сахар и чай, соль и все для курения (махорку, спички, бумагу).

Рацион для всех бойцов и командиров был одинаков, различаясь только в нормах снабжения. Мясо присутствовало в рационе в вареном и тушеном виде. Красноармейцу и начсоставу в тылу полагался урезанный паек, хотя различные категории военнослужащих могли рассчитывать на надбавки в виде печенья, сливочного масла, папирос и табака.
Усиленный паек и обязательный горячий завтрак входил в рацион летно-технического состава ВВС. Довольствие экипажей, совершавших боевые вылеты, по сравнению с довоенным временем, было увеличено.

С августа 1941 г. секретный приказ И.В.Сталина за № 0320 предписывал выдавать военнослужащим на передовой 100 г водки ежедневно. Это продолжалось до мая 1942 г., пока приказом НКО № 0373 не было решено увеличить норму выдачи горячительного напитка до 200 г только для военнослужащих на передовой, имеющих боевые успехи. Остальным традиционный русский напиток разрешался десять дней в году, по праздникам.

Поставки от союзников

Лишь 10% продовольствия, поступавшего в Красную Армию, приходило по линии помощи союзников. Наибольшей известностью пользовались консервы SPAM, состоявшие из колбасного фарша. А вот наиболее вкусными признавались консервированные свинина и говядина, изготовленные в Америке по советским ГОСТам. Все эти консервы по ленд-лизу были окрещены солдатами «вторым фронтом» с явным намеком на запаздывающую военную помощь от союзников, предпочитавших откупаться продуктами.
В статье Петра Камнева «SPAM для Красной Армии», опубликованной в газете «Военно-промышленный курьер», приводятся данные об утрате в начале войны Советским Союзом земель, на которых выращивалось более 60% свинины, произрастало 38% зерновых культур и производилось 84% сахарной свеклы. Острота проблемы вынудила правительство попросить помощи у стран-союзников по антигитлеровской коалиции на трехсторонней конференции в Москве, проходившей в сентябре 1941 г.
Советским людям более всего из ассортимента поставок запомнились мясные консервы. Их было поставлено в страну более 664 т. Ключевым поставщиком консервированного колбасного фарша и тушенки была фирма SPAM. Выпускавшиеся консервы упаковывались в полукруглые или квадратные жестяные банки с ключом-открывалкой.
Консервы, не пользующиеся особым спросом в Соединенных Штатах, прекрасно реализовывались в ходе войны, получив мировую известность. Их отправляли в виде продовольственных поставок «от союзников», включали в состав пайков бойцов армии США. Для англичан консервы из Америки стали основным мясным блюдом в годы войны.

В СССР до войны существовало налаженное производство тушенки, производившейся по особой рецептуре. Но в 1931-1933 гг. производство консервированного мяса резко сократилось в объемах из-за переизбытка продукции. Это привело к тому, что накопленного запаса, не начнись война, хватило бы надолго. К 1943 г. запасы отечественной тушенки оказались съедены, а новые производить было не из чего. Поэтому американские поставки оказались весьма своевременными.

Технология консервирования мяса в США сильно отличалась от той, к которой привыкли советские граждане. Вместо кусковой свинины, сала, специй и лаврового листа использовался сосисочный или колбасный фарш. Чтобы продукция союзников соответствовала социалистическим ГОСТам и пришлась по вкусу бойцам РККА, за океан откомандировали московских технологов. Идея тушеного кускового мяса потрясла американцев настолько, что был даже снят фильм, посвященный производству свиной тушенки.

Помимо мясной продукции SPAM, по ленд-лизу поставлялись кубики для бульона, порошок из яиц, различные пищевые концентраты, сухое молоко. Данные, приводимые историком Мариной Гуриной в статье «Продовольственный ленд-лиз США», свидетельствуют, что за годы войны из США было получено мясной продукции на сумму в 822,9 млн долларов.
Анастас Микоян, занимавший должность председателя Комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА и являвшийся членом ГКО, докладывал 31.12.1943 г. И.В.Сталину о прибытии конвоя JW-55B. На двух танкерах и 17 пароходах были успешно доставлены из Америки не только горюче-смазочные материалы и вооружение, но и значительное количество продовольствия.

Мясные консервы с агрессивной рекламной кампанией

В Америке торговая марка SPAM была известна с 1936 г. Популярность компании, существовавшей и ранее, падала. Тогда компания Hormel foods Corporation решила напомнить о себе всем американцам, развернув широкомасштабную рекламную кампанию. От ветчины со специями SPAM скрыться было невозможно. Агрессивный маркетинг ветчины SPAM стал именем нарицательным. С легкой руки «Монти-Пайтон», известной группы комиков, вспомнивших про навязчивую рекламу тушенки, и компьютерщиков, рассылавших в 80-е годы прошлого века бесполезную информацию на электронную почту, название прочно вошло в обиход. Компании SPAM не удалось выиграть судебный процесс с производителями антиспамового ПО, оставшись в истории в качестве образца чрезмерной и неуместной рекламы.

0

5

Как русские ремонтировали танки ленд-лиза в боях под Москвой зимой 41-го? От воды и льда в двигателе до фальшбортов
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-c2bab691-d627-4039-bc53-b894c0813456
Как известно, самые первые танки ленд-лиза прибыли на территорию Советского Союза еще входе боев за Москву, причем тогда, когда схватка только начиналась. А до этого, в конце сентября 41-го были получены первые характеристики данного танка.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-89311e84-a7bc-4a01-a114-dd7d41540a9d
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-2aa71b6f-3916-48cc-adb3-001b6a4015b7
Впрочем, проблемы с этими танками возникали повсеместно, и ремонтировать их приходилось буквально после того, как они прибывали в Архангельск и Мурманск. Англичане в общем-то в этом смысле были крайне ненадежными поставщиками, в отличие от американцев, которые постоянно следили за качеством поставляемой продукции, и им не приходилось постоянно жаловаться и говорить, чтобы те прислали из запчастей то, другое, третье. Одна из самых главных проблем, с которой встретились ремонтники: это лед внутри двигателя, в силу его водного охлаждения. В итоге, из самых первых 49 танков 6 были уже поврежденными, разной степени тяжести.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-0de6f31f-5297-4c7c-b3b0-95cfdce2dfe3
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-e6292b74-8768-4924-8848-27b529c2cdd7
Кроме того, сварка была не очень качественной, и протекали масляные баки. Поэтому создали специальные цеха по восстановлению танков ленд-лиза после их транспортировки. И в целом, машины доставали такие неудобства, что на фронт они вышли только через 2 месяца после своего прибытия. Несмотря на это, в декабре 41-го года была острая нехватка танков в боях под Москвой, и эта техника оказалась крайне нужной и важной для Красной армии.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-d81f4273-1e09-4f8d-b540-f9a56eb0e46b
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-a36d7cf4-1413-4048-b6a8-1ad7de52eb32
Но тут снова были проблемы, опять же связанные с ремонтом. Уже в полевых условиях. То есть танкисты не только с врагом сражались, но еще и постоянно ремонтировали технику ленд-лиза. Собственно, именно поэтому “Матильды”, относительно “Шерманов” не любили в Красной армии. Приходилось постоянно чистить фальшборта танка от снега и грязи, ибо когда все проникшее туда замерзало, то танк отказывался ехать. Также постоянно надо было следить за тем, чтобы не улететь в кювет, ибо было слабое сцепление траков с землей, это тоже пытались устранить кустарными методами.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-3adb7c40-7640-40cd-87b4-9acc7b3e52bf
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-08f1c78a-9a58-4141-8432-aaf20f4e4980
Если было серьезное повреждение техники, например попадание немецкого бронебойного снаряда, то ее восстановление занимались ремонтные бригады. Но техника была такая, ненадежная. Так, на лето 1944 года в составе Красной армии числилось 262 танка “Матильда”, и из них 201 машина находилась в ремонте.

0