Китай - как бомба замедленного действия
Будущая слабость Китая окажется куда большей проблемой, чем его нынешняя мощь
Недавний визит президента Обамы в Китай вновь продемонстрировал всем симбиоз, лежащий в основе мировой экономики: Китай использует покупательную способность Америки, чтобы увеличить свой частный сектор, в то время как Америка использует кредиты Китая, чтобы поддержать свой госсектор. Однако такой порядок может обернуться опасными последствиями, и, если это произойдет, основной причиной, скорее всего, будет переизбыток мощностей в китайской экономике.
ЛИШНИЕ ЗАВОДЫ И ОФИСЫ
За последние 30 лет в ходе одной из самых масштабных и стремительных миграций в истории сотни миллионов китайских крестьян уехали из деревень в города.
Чтобы это принесло пользу, правительство Китая субсидировало экспортеров с помощью привязки юаня на неестественно низком уровне к курсу доллара – благодаря этому в экспортных отраслях удавалось поддерживать достаточно высокий уровень зарплат. Другие меры поддержки включали прямое распределение кредитов и предоставление льгот предприятиям, расположенным на побережье и ориентированным на экспорт.
Это не та политика, которую рекомендуют в учебниках по основам экономики, однако сложно поспорить с тем, что она имела успех. И, что самое важное, дала многим китайцам возможность занять свое место в обществе.
Но те же самые субсидии привели к переизбытку мощностей и создали опасную политическую ситуацию, когда инвестиции приходится наращивать любой ценой. Китай строил фабрики и создавал производственные мощности практически в каждом секторе экономики, однако пока нет уверенности в том, что последние инвестиции в ближайшее время обеспечат отдачу. В автомобильной, сталелитейной, полупроводниковой, цементной и алюминиевой промышленности, а также в сфере недвижимости наблюдается переизбыток мощностей. Доля незанятых площадей в центральном деловом районе Шанхая уже весьма велика, но строительство все продолжается.
КИТАЙ ВО ТЬМЕ
Сейчас китайские плановики заговорили о необходимости ограничения инвестиций в секторах, затоваренных непроданной продукцией. Мировой рынок уже не так силен, как прежде, а внутренний спрос и подавно никогда не был достаточным.
Но у региональных властей есть стимул поддерживать местные предприятия и высокие производственные показатели даже путем поощрения неэффективных проектов и неприемлемых методик учета. Для частного бизнеса стандартный способ получить больше средств состоит в том, чтобы составить привлекательный бизнес-план. Но из-за того, что в Китае практически нет зрелых отраслей, а экономический рост был широкомасштабным, любой мог «продавать» будущую рентабельность.
В целом, Поднебесной не хватает прозрачности. Данные о китайском ВВП в большей степени основываются на отчетных данных о производственной активности, а не на показателях фактических продаж. Целью бюджетно-налоговой и кредитной политики Китая является обеспечение занятости и политической стабильности, поэтому власти не спешат рассказывать о проблемных проектах и сообщать, от каких из них придется отказаться.
Сложите все эти факторы, и вы увидите вполне реальную угрозу.
На протяжении 30 лет экономика Китая демонстрировала астрономический рост. Однако человеческая природа такова, что этот подъем породил чрезмерный оптимизм, что, в свою очередь, привело к перегреву всей экономики. Американцы узнали это на собственном горьком опыте во время финансового кризиса.
История показывает, что ни одна крупная экономика не смогла достичь зрелости, избежав пузырей, кризисов, а порой даже гражданских беспорядков и гражданских войн. Станет ли исключением Китай?
ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА
Понятия переизбытка мощностей и неэффективных инвестиций занимали центральное место в теории деловых циклов в XIX – начале XX веков, когда растущие западные экономики нередко сталкивались с кризисами такого рода. Многие эксперты, от преподобного Томаса Мальтуса до австрийского экономиста Фридриха фон Хайека, предупреждали о вреде избыточных нерентабельных вложений капитала и болезненных последствиях неизбежных кризисов. Их работы вполне могут стать ключом к пониманию сегодняшней ситуации в Китае.
Что произойдет с США, когда и если китайское экономическое чудо столкнется с серьезными проблемами? Многие китайские предприятия перестанут получать прибыль, число увольнений, скорее всего, увеличится, усилятся социальные волнения. Правительство Китая может ужесточить гонения на «инакомыслящих». У общества, вероятно, возникнут сомнения в том, что будущее страны вообще должно быть связано с капитализмом, а зарубежные инвесторы будут чувствовать себя уже не так спокойно.
Что касается экономики, стоимость китайского экспорта, вероятно, снизится, поскольку в условиях переизбытка мощностей компаниям придется острее соперничать друг с другом, чтобы «отбить» свои капиталовложения и компенсировать убытки. Американским предприятиям будет еще сложнее конкурировать с китайскими производителями, и в обеих странах возникнет дефляционное давление. Но даже если Китаю удастся продавать больше товаров по заниженным ценам, выручка в целом может сократиться, и у Пекина будет меньше возможностей для того, чтобы кредитовать американское правительство.
Все в любом случае может закончиться тем, что Китай станет тратить больше резервов на решение внутренних проблем или удовлетворение интересов местного лобби. Стоимость заемного капитала для США вырастет, и бюджетная ситуация в стране может очень быстро стать неприемлемой.
Это не столько предсказание, сколько вполне вероятный сценарий развития событий, и мы должны быть к этому готовы. А пока следует избегать двух серьезных ошибок. Во-первых, не стоит считать, что, раз сейчас заемные средства дешевы, мы можем забыть о бюджетной дисциплине и продолжать наращивать расходы – конечно, с помощью китайских кредитов. История финансовых кризисов показывает, что ситуация может переломиться резко и внезапно.
Второй ошибкой было бы требовать слишком больших уступок от Китая. Сегодня статистика указывает на рост в Китае и ослабление в Америке. И все же, существует большая вероятность того, что достаточно скоро экономическая слабость Китая станет куда более серьезной проблемой, чем его былая экономическая мощь.
Тайлер Коуэн, профессор Университета Джорджа Мейсона