Они круче, чем котики

Они реально очень круто выглядят! Смотрите сами и выбирайте лучший нос. Заодно узнаем, как получить оленьи права, где у оленя газ, почему плохо работает руль.

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/00.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/01.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/02.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/03.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/04.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/05.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/06.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/07.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/08.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/09.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/10.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/11.jpg

Как получить оленьи права

Позавчера получил еще одни права, на этот раз на управление оленьей упряжкой. Они международные и действуют 5 лет. Получить такие правда очень легко и сейчас я расскажу о процессе их получения, где у оленя газ, почему плохо работает руль и как олень чекинится каждый 10 пройденных километров.

Кстати, оленьи права иметь круто. Теперь, когда поеду на Чукотку, в Якутию или на Аляску, смогу без проблем брать в аренду оленью упряжку и путешествовать. Очень удобно.

А что вы вообще знаете об оленях, кроме того, что это самые большие друзья Левина и его логотип, размещенный на свитере? На самом деле, какими бы смешными ни были ассоциации с этим животным, на Севере человеку без него очень плохо. Там, где лошадь становится совершенно беспомощной, с давних времен людей выручали как раз олени.

Дело в том, что каким бы глубоким ни был снег, если он хоть немного слежался, олень без проблем идет по нему и тащит за собой нарты. Вообще, для многих народов Севера олени просто-таки универсальное транспортное средство, ведь в случае необходимости, это не только вездеход, но и пища, сырье для одежды, строительства жилья, и много другого.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/12.jpg

Возможно, вы удивитесь, но в начале зимы 1941 года на Карельском фронте из-за проблем с транспортным сообщением при огромной протяженности линии боевых действий в сложных зимних условиях Севера, были созданы специальные армейские оленьи подразделения для обеспечения фронта боеприпасами, продовольствием, связью и эвакуации раненых. Каждая такая рота включала 154 человека (из них 77 оленеводов-ездовых), 1015 ездовых оленей, 15 оленегонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт.
В общем, без оленей никуда. Но чтобы ездить на них, в наше время нужны права. И получить их можно только в специальных школах оленеводов-любителей, в одной из которых я и прошел обучение.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/13.jpg

  Эта школа находится за Полярным кругом в окрестностях финского городка Леви и называется Poroajokortti. Приезжать сюда лучше пораньше, пока нет большого количества желающих пройти курс обучения. Удивительно, но оказалось, что умение управлять оленьей упряжкой очень востребовано в Лапландии.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/14.jpg

  Мы прибыли, когда еще только светало и успели оказаться в числе первой группы. Свежие олени припаркованы вместе с санями и ждут курсантов, чтобы отправиться в путь.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/15.jpg

Обучение здесь, подобно тому, как учат ездить на машине, состоит из двух частей: теоретической и практической. Сначала инструктор объясняет принципы управления оленем.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/16.jpg

Их три и все они реализуются при помощи одной единственной веревки. Это и газ, и тормоз, и руль. Итак, руль. Если хотите, чтобы олень повернул налево, перебросьте веревку на левую сторону и потяните. Если хотите, чтобы он повернул направо, перебросьте на правую и потяните. И тут же инструктор добавляет: может так случиться, что вы тянете налево, а олень поворачивает направо или продолжает ехать прямо... Это же олень... В общем, нужно не отчаиваться и продолжать попытки совершить поворот.

Теперь что касается газа. Газа у оленя нет, поэтому приходится пользоваться рулем. Намотать конец веревки на руку и хлестать оленя по бокам. И тут же инструктор добавляет: может так случиться, что вы хлестаете, а олень продолжает идти. Здесь тоже нужно не отчаиваться и продолжать попытки надавить на газ.

Ну и тормоз. Тормозит олень легко и непринужденно. Варианта два. Либо когда вы тянете веревку на себя, либо, когда ему приспичит по-маленькому. Сложностей с остановкой у оленя не возникает, он реагирует на команду моментально.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/17.jpg

Теперь что касается второго способа остановки оленя. Олень не умеет ходить по-маленькому на ходу. Ему обязательно нужно остановиться. А еще оленеводы говорят, что с помощью таких остановок они отмеряют пройденное расстояние, т.к. олени это делают каждый 10 километров. То есть, фактически, чекинятся, оставляя желтую метку на снегу.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/18.jpg

  После инструктажа мы, наконец, уселись в сани и отправились нарабатывать практические навыки. Что я могу сказать... Управлять оленем, запряженным в сани не сложнее, чем резиновой уточкой в ванне. Он просто все время едет прямо, каждые 10 километров останавливается по-маленькому и здесь главное ... не уснуть в пути.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/19.jpg

Максимальная скорость оленя в упряжке — около 10 километров в час, а крейсерская — 4-5. И то, если оленю не сильно лениво. Мы долго и тщетно пытались убедить оленя ехать быстрее, чем он желал сам, но в какой-то момент просто отчаялись. Решив, что хлестать его веревкой и совершенно бесполезно, и негуманно, достали Айфон, чтобы снять короткое видео для Инстаграма и ... произошло чудо. Олень так наподдал, что мы чуть не вылетели от неожиданности из саней. Но буквально через 500 метров наш олень встал, как вкопанный и сделал 10-километровую пометку.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/20.jpg

Практическая часть закончилась вскоре после отметки нашего оленя на снегу. Мы припарковали нашу упряжку на паркинге и отправились в лесную избушку погреться какао, перекусить поджаренными на открытом огне сосисками и ... получить свою заветную корочку.

Вот так выглядят права на управление оленьей упряжкой:
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/21.jpg

  Кстати, далеко не каждый олень может стать ездовым. Кандидатов отбирают еще в детстве из числа молодняка, ориентируясь на характер и физические кондиции. Чтобы научить оленя ходить в упряжке нужно около двух лет и такие олени стоят довольно больших денег. К примеру, обычный взрослый олень в Лапландии стоит от 350 до 500 евро, а ездовой — от 2 500 евро! Из ездовых выделяют «дальних» оленей, способных возить упряжки на большие расстояния и «ближних».
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/22.jpg

Ездовые олени требуют особого режима во время дальнего пути. Каждые 2 часа им дают короткий перерыв 5 минут передохнуть, закусить снега и пощипать ягеля. Затем дальше в путь. Через 1-2 остановки делают перерыв побольше, выбирая при этом ягельное место, чтобы олени могли подкормиться. Через 12 часов хода дают передышку 3 часа. А затем все по такому же алгоритму. Оленеводы говорят, что при грамотном подходе олень при двух таких передышках в сутки может бежать целую неделю!

Кстати, при необходимости, за 12 часов непрерывного бега лишь с короткими передышками хороший олень за день может преодолеть до 160 километров.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/23.jpg

  Вот такие они, северные олени в качестве транспортного средства.
http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/24.jpg

http://loveopium.ru/content/2016/01/olen/30.jpg