Испания - Россия
2011 год объявлен Годом Испании в России и России в Испании, и на не вполне политкорректное сомнение корреспондента «Времени новостей» заместитель министра иностранных дел Испании Анхель Лосада ответил с дипломатической прямотой: «Вы не можете себе представить Года Испании в Англии или США? А, скажем, Год Китая в Испании представляете? Или Японии? А мы такие проводили...» Он задумался и улыбнулся: «Хотя, конечно, я понимаю, что скрывается за вашим вопросом. И должен признать: отчасти вы правы».
Испания - самая дальняя для россиянина Европа. Как принято считать, при этом одна из самых им освоенных, но и здесь цифры лукавы. Около полумиллиона российских туристов посетили страну в 2009 году. Что, с одной стороны, немало, а с другой - составляет всего лишь один процент от тех 50 млн туристов, которые наводняют ежегодно 42-миллионную Испанию. На этом фоне, правда, у россиян есть повод для некоторой национальной гордости: по данным испанского министерства туризма, если каждый из этих миллионов в среднем тратит на свой заслуженный отдых ежедневно около 100 евро, то наш человек ежедневно обогащает Испанию примерно на 115 евро.
Это, впрочем, в графе российских инвестиций в Испанию не значится. Российские инвестиции оцениваются всего в 60 млн евро. Как шутят сами испанцы, это стоимость одного приличного дома средней руки российского олигарха в городе Марбелья, где эти олигархи выстроили целые кварталы. Между тем, если отвлечься от курортной материи для избранных, российский бизнес в Испании и в самом деле представлен ненамного лучше, чем российские туристы. Собственно говоря, даже доминанта российской экономической глобализации - газ - не интересует Испанию, которой вполне достаточно его поставок из Северной Африки.
Испанские инвестиции в Россию на этом фоне выглядят, на первый взгляд, отраднее - около 650 млн евро. Хотя и здесь все исчерпывается большей частью вложениями в энергетику, не слишком заметными на общем фоне. Строго говоря, самыми впечатляющими испанскими брендами в России были конфеты «Чупа-чупс», хотя они уже не испанские, и завод «Кампомос». Все остальное, что принято считать испанским, вроде знаменитой «Зара», - лишь торжество франчайзинга.
Особенно унылыми выглядят эти цифры на фоне двух фактов. Испания, несмотря на кризис, входит в шестерку главных мировых инвесторов. И для этих инвестиций открыт весь мир, начиная, разумеется, с Китая и, конечно, в испанском случае с Латинской Америки. Корреспондент «ВН» попросил Сильвию Гутьеррес, одного из руководителей испанского министерства индустрии и туризма, для сравнения оценить масштабы испанских инвестиций в этот регион, и она обезоруживающе улыбнулась: точных цифр у нее под рукой не было, но, конечно, сравнивать бессмысленно - в Латинскую Америку вкладываются миллиарды.
Все эти факты принято озвучивать с выражением традиционного драматизма со столь же традиционным призывом что-то срочно изменить. Испанцам мягко пеняют на то, что они слишком много значения придают сенсациям на тему «русской мафии» и слишком озабочены чистотой российских инвестиций, что не совсем правда, если вспомнить ту же Марбелью. Испанцы в ответ показывают свои суперскоростные поезда фирмы «Тальго», проекты железнодорожного сообщения из Москвы в Минск за пять часов, добавляя при этом, что обсуждаются эти проекты с далекого 1996 года. Испанцы из министерства индустрии едут в Москву в поисках бизнес-контактов, встречи проходят со всем возможным дружелюбием, но неинтересно. Ни Москве, ни Мадриду. Просто нет повода для хорошего бизнеса. Россия для испанцев - страна неизвестная, вроде экзотического Китая, и ответственные за испанский туризм на вопрос о том, сколько испанцев посещает Россию, улыбаются, оценив хорошую шутку.
Испания - дальняя оконечность Европы, она для россиян не Франция или Германия, с которыми связывает хотя бы общая история. Испания - это Сервантес и музей Прадо, пляжи Коста-дель-Соль и Коста-Брава, и этого оказывается достаточно для хороших отношений. Франция занимается нашими проблемами с Южной Осетией, Германия - наш главный газовый партнер, и во всей Европе, пожалуй, нет страны, которая бы не была вписана в какой-нибудь российский мейнстрим, благостный или, наоборот, настороженный. Кроме Испании. Мы говорим об этом с Кармен Клодин, известным политологом из Барселоны, причем говорим по-русски. Она задумывается: «Наверное, если есть какая-то короткая испанская самоидентификация, то ее можно было бы назвать средиземноморской». То есть для российского человека это что-то притягательное, но далекое.
Испания как председатель Евросоюза обречена видеть в России важного партнера. Но особой нужды в этом испанцы не видят. И едва ли Год Испании в России что-то принципиально изменит. Хотя приезд в Москву музея Прадо станет, несомненно, подарком - тем, конечно, кому это интересно.