Украина - это надолго
Создание Новороссии или даже отказ от поддержки Донбасса не решит для России проблему взаимоотношений с Украиной, пишет блогер Александр Русин.
Всем, кто надеется, что Украина скоро исчезнет, хочу прямо и ответственно заявить — не исчезнет. Даже не надейтесь. Я это пишу не для того, чтобы порадовать одних и огорчить других. Просто надо трезво смотреть на вещи. Надо понимать, что и почему происходит. Надо отдавать себе отчёт, что такое Украина, откуда она возникла и почему она дошла до жизни такой.
Последнее время я прихожу к выводу, что именно непонимание сделало возможной ту трагедию, которую мы наблюдаем. Конечно, в этой трагедии есть заинтересованные стороны — целые правительства, не говоря уже о конкретных людях, которые делают свои деньги на войне. Но не будем сейчас называть их, чтобы не отвлекаться от главного.
Главное — это особенности Украины.
Особенности, которые сделали возможным всё то, что происходит на её территории сейчас. Особенности, которые позволили одним зарабатывать на смерти других. Особенности, которые позволили некоторым странам решать вопросы своей национальной и экономической безопасности «через Украину».
Если бы Украина не была такой особенной, то она развивалась бы подобно своим соседям, чуть быстрее или чуть медленнее, но без майданов и тем более без войн.
Кто-то скажет, что виноват Янукович. Кто-то скажет, что виноват Порошенко. А что, Ющенко и Кучма были намного лучше? Если бы Кучма или Ющенко повели страну большими шагами вперёд, они бы сидели в Киеве по сей день и никакого Януковича и Порошенко не возникло бы. Если бы Янукович был таким хорошим, как пытаются представить его сторонники, он не потерял бы власть в одночасье.
Вам не кажется странным, что четыре президента подряд, теперь уже пятый, уверенно ведут страну «от плохого к худшему»?
Пусть даже Янукович стабилизировал экономику на какое-то время, но ведь в конечном итоге именно Янукович подвёл страну к обрыву — к перевороту, после которого события закрутились самым нехорошим образом. Вам не кажется, что это похоже на систему, а не просто на пять случайно пришедших к власти неудачников?
Президенты — это не результат рулетки. Президенты приходят не с улицы, они выходят из политической и экономической элиты. В отдельных случаях президента сажает в кресло предшественник, но тоже не случайно, а потому что политтехнологи выбрали преемника по тем качествам, которые были заданы той же политической и экономической элитой страны.
Так почему же политическая и экономическая элита Украины так упорно все 23 года выбирает для страны таких нехороших президентов? Почему элита ведёт страну не к развитию, а куда-то совсем наоборот?
Кто-то скажет — гнилая элита. Ну да, гнилая. А почему?
Элита на самом деле у всех в большей или меньшей степени испорчена. Власть и деньги портят людей везде. И элита всегда эгоистичная — это её обычное состояние. Романтики в большой политике — редкость, в экономике их нет совсем. Просто в одних странах эгоистичная элита развивает местную промышленность и зарабатывает на этом, а в других почему-то уничтожает её, как это произошло на Украине.
А почему так? Неужели на протяжении всех 23 лет украинской элите не было выгодно превратить страну в Германию, чтобы ВВП стал больше, чем в России? И жили бы лучше русских, немцев, поляков и многих других. Почему нет? Не хотели жить лучше?
Кто-то скажет «потому что украинцы». А при чем тут украинцы? Президентов выбирали не украинцы. Украинцы просто приходили и голосовали. Ставили галочку за того, кто был предложен. А если галочки ставились не очень правильно, то избирком поправлял.
И это не только на Украине так. В России аналогично. В демократических странах президента всегда выбирает элита, народу предлагают в лучшем случае два варианта, каждый из которых заведомо устраивает значительную часть элиты, потому что заранее согласован с ней. Кандидаты, которые не устраивают элиту, до выборов либо не допускаются, либо дискредитируются, после чего по итогам голосования уходят домой с жалким процентом в кармане.
А элита Украины — это не украинцы. Они могут говорить, что они украинцы. Они могут и сами думать, что они украинцы. У них и фамилии украинские. Только они не украинцы.
Элита Украины — это наполовину бывшие советские чиновники и цеховики, а на вторую половину — нувориши. Причём некоторые умудрились совместить «три в одном». А по национальности это смесь русских, украинцев и евреев. И немного армян. Хотя национальность там уже не главное.
Специально отмечу, что не только на Украине сформировалась такая элита.
Во всех странах бывшего СССР элита формировалась схожим образом. Потому что истоки одни. Корни советские. По состоянию на 1989-1991 год, когда начался «парад суверенитетов», госаппарат везде состоял из чиновников «советской школы». Все чиновники были или партийными или комсомольскими деятелями. И многие из них вышли в элиту, старательно спрятав свои партбилеты и исправив личные дела.
И в элиту, что важно, выходили не лучшие представители советского госаппарата, а скорее наоборот. Те, кто первым договорился со своей совестью и, условно говоря, сжёг партбилет.
Так откуда там должны были возникнуть хорошие порядочные люди? Тем более, что в 90-е годы по всему бывшему союзу появились нувориши. И тоже вошли в элиту. И они тоже не были лучшей частью общества. Угадайте сами, почему.
И не только в странах бывшего СССР возникла подобная ситуация. В ряде стран восточной Европы шли похожие процессы. В той же Польше. Но при этом ни в Польше, ни в Беларуси, ни в Прибалтике до войны не дошло.
Трудности были у всех. Многие трудности сохраняются по сей день. В каждой стране проявились свои особенности на пути от социализма к капитализму. Но почему-то именно на Украине ситуация развивается «от плохого к худшему». За 23 года страна не только не вышла на путь стабильного развития (хотя бы даже медленного), но, наоборот, разрушила то, что имела, потеряла часть территории и оказалась в состоянии войны.
Справедливости ради, войны после распада СССР возникли в целом ряде республик.
В Грузии была война с Абхазией и Осетией (причём началась задолго до Путина, это к вопросу о том, что он лично виноват во всех войнах, а также в критическом наклоне Пизанской башни). В Молдавии было Приднестровье (и тоже задолго до Путина). В России была Чечня (первая и вторая, причём обе начались до Путина). Между Арменией и Азербайджаном вспыхнул Карабах (попробуйте угадать, до Путина или после).
Но вот особенность — все или почти все «отстрелялись» в 90-е годы. Чечня и Осетия в «нулевые» — это было уже завершение конфликтов, начавшихся задолго до…
Вот только на Украине все наоборот. Сперва было спокойно, а потом конфликтная ситуация начала развиваться по нарастающей. У других республик бывшего СССР конфликт возник сразу и далее затухал, а в Украине противоречия нарастали, и острая фаза конфликта началась спустя целых 23 года после выхода из Союза.
И как уже было показано выше, простые украинцы здесь виноваты «постольку поскольку». Простые украинцы в процессе разрушения экономики и развития внутреннего конфликта были не ведущими, а ведомыми.
Но кто же вёл их? А вот чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, откуда вообще возникла Украина и что это такое.
Украина — это территория между Россией и Европой.
Продолжать? Украина — это русское слово, производное от слов «у края». Это территория у западных границ земли русской. Причём исторически в это определение входили как территории, которые контролировала Россия, так и спорные, а также малонаселённые и вольные земли. Украина — это широкое определение.
Любопытно, что поляки тоже называли те же самые земли «Краина», только для поляков это были не западные, а восточные рубежи их государства.
На протяжении многих веков, как минимум с конца 16-го века, Украина была местом территориальных споров между русскими, поляками и турками. Она же — место вольных казачьих поселений.
Украина — это место столкновения русской и европейской цивилизации.
Украина — это место дипломатических и военных конфликтов, которые в разные века имели разную интенсивность и шли с разным успехом.
В советское время место столкновения России (Советского союза) и Европы просто было передвинуто на запад от Украины — в страны Варшавского договора — Польшу, Чехословакию и ГДР. Поэтому со времён Второй мировой и до распада СССР на Украине было сравнительно спокойно и украинский национализм находился «в спячке», тихонько напоминая о себе как эхо прошлых войн.
Но когда СССР распался, место столкновения русской и европейской цивилизации, российских и европейских интересов, быстро вернулось на своё исконное место — на территорию Украины. И украинский национализм быстро проснулся и набрал силу.
И настроения националистов следует понимать. Это не значит, что их нужно одобрять, но понимать их полезно. Хотя бы для того, чтобы выработать эффективные методы противодействия.
Вот представьте, что ваша квартира превратилась в проходной двор и через неё начали ходить все соседи. То в одну сторону, то в другую. Вам понравится? Конечно, нет. Другой вопрос, что выход из этой ситуации украинцы (вернее украинские элиты) нашли далеко не самый лучший.
Закрыться от России — стеной или евроассоциацией — это не выход.
Украина все равно останется между Россией и Европой, какие бы стены не строились. Опыт Берлинской стены показывает, что никакие стены не вечны и ничего хорошего стены между народами в себе не несут. Тем более, когда стена проводится внутри страны и делит на части один народ.
Особенность Украины ещё и в том, что где бы не была построена стена — хоть в Киеве, хоть в Харькове, хоть в Донецке, хоть на границе между Луганском и Ростовом — она во всех этих случаях пройдёт по живому. Она пройдёт по родственным и дружеским связям. Она разделит неделимое. А это значит, что стена будет либо сломана, либо не будет достроена вообще.
Украинским националистам было бы, наверное, неплохо взять и переместиться вместе с Украиной куда-то в сторону, чтобы перестать работать территорией между Россией и Европой. Чтобы в сторонке, по типу Финляндии, строить своё маленькое независимое государство. Но так не получится. Чисто географически это невозможно.
Именно поэтому украинские националисты обвиняют во всем русских. В определённом смысле они правы — именно русские мешают им жить. То есть Россия. Если бы на месте России были скалы или океан, то Украина не являлась бы местом столкновения русских и европейских интересов. И жить было бы проще. Правда они при этом забывают, что в этом случае и Украины никакой не возникло бы. Хотя Галиция… Галиция могла бы быть…
Есть другое решение. Украинским элитам было бы неплохо зарабатывать на роли связующего звена между Россией и Европой. И они бы тогда стали новым Сингапуром или Дубаем. Или Голландией — крупным логистическим, финансовым и торговым центром. Но… для бывших советских чиновников, цеховиков и нуворишей это слишком сложно. Это выше их понимания. «Не шмогли они! Ну не шмогли!»
Тогда есть ли выход?
Вступление в Европу всех проблем не решит. Будут вечные споры о том, где ставить забор — в Донецке, Харькове или Киеве. Каждая сторона будет при любом удачном моменте передвигать оградку в свою пользу. Только моргнул — оградка передвинулась.
И это будет причиной многих и многих конфликтов. Не военных, так экономических. А в итоге все равно военных. Потому что из чисто бытового опыта каждый знает — когда длительное время соседи двигают оградку, рано или поздно терпение заканчивается и в руках у одной стороны появляется топор, а у другой ружье.
Да и если совсем откровенно, Европа не так сильно ждёт Украину, как хотелось бы думать в Киеве. Европолитики много раз и открытым текстом говорили, что в Европу и в НАТО путь заказан. Не нужны там украинские проблемы. Рынок сбыта — нужен. Угодить Вашингтону — нужно. Насолить России — нужно. А решать украинские проблемы — кому охота? Тем более, такие. Вмешиваться в спор братьев, когда один с топором, а другой с ружьём — дураков нет.
Вступать в Россию? Так это вообще не вариант. Мечтать 20 лет о Европе, чтобы потом возвращаться в Россию — даже не рассматривается. Да и Россия, откровенно говоря, не готова. Приднестровье — и то не взяла. С Крымом просто вариантов не оставалось. Донбасс — и то слишком дорого, денег таких нет. На всю Украину и подавно. Во всяком случае, не сейчас.
Что в этой ситуации делать?
Я бы посоветовал торговать. Строить не забор, а дорогу. И таможенный терминал. И брать деньги за проход.
Удерживать калитку, в которую решил войти русский медведь — бесперспективно. Сломает. Просто надо понимать, что русский — он хоть и медведь, но медведь не глупый. И не самый бедный. Вы деньги за вход берите и дорожку организуйте, чтобы не топтал, где не следует. И всё у вас будет.
Страна-то большая. Места хватит и на дорожку, и на таможенный терминал, и на собственные хаты земля останется. А медведь — в одну сторону прошёл — заплатил, в другую сторону прошёл — тоже заплатил. Заночевал — опять же заплатил. Тут-то и наступит настоящая перемога.
Вон, Сингапур меньше напёрстка, а сумел стать крупнейшим в Тихом океане логистическим центром. И Тайвань — тоже пример. Непризнанное государство, между прочим. Непризнанное, а живёт и развивается.
Но чтобы простые украинцы вдруг встали и сделали такое — наверное, утопия. И в украинские элиты я не верю. А Европе проблемы эти не нужны.
Остаётся только Россия.
А как действует Россия?
Вот взяли Крым. Закрыли вопрос безопасности военных баз, сохранили контроль над черноморской акваторией, решили проблему двух миллионов русских. Вот только проблему отношений с Украиной это никак не решило, а наоборот — перевело её в фазу острого военного конфликта.
Вот загорелся Донбасс. Россия поддержала Донецк. Вот дончане отбились от украинской армии. Россия приняла полмиллиона беженцев. Отправили двести КАМАЗов с грузом. Отправили ещё раз. Спасём ещё два миллиона русских — не дадим им замёрзнуть в Донецке и Луганске… А дальше что?
Даже если (когда) создать Новороссию и включить в её состав Харьков и Одессу — проблемы отношений с Украиной это все равно не решит, а только обострит их до самой крайней степени. Увеличится число непримиримых. И проблемы отношений с Европой это тоже никак не решит, а только усилит конфронтацию с Западом, приведёт к расширению санкций, которые постепенно превращаются в настоящую экономическую войну, большую и мировую.
Россия за 23 года (и вот сюда уже входит 14 лет с Путиным) не сумела правильно выстроить отношения с Украиной и Европой, результатом чего стали две войны. Одна война — полевая в Донбассе; вторая война — экономическая, в виде санкций.
Даже когда сменится власть в Киеве (а в ближайший год она сменится наверняка), проблемы все равно сохранятся. Будет шестой или седьмой президент Украины — при нем будут те же самые проблемы.
Если ввести в Киев танки и водрузить над Крещатиком российский флаг — это тоже принципиальную проблему не решит. Если переименовать Украину в Малороссию — и это не поможет.
Если же наоборот, сдать назад, заморозить ситуацию в Донбассе, сделать его вторым Приднестровьем, притвориться, что всё в порядке — и это не решение. Потому что Украина от всего этого никуда не исчезнет.
Украина была, есть и будет есть.
Украина — это русско-европейский рубеж, только не в виде линии, а в виде территории, на которой сталкиваются интересы русской и европейской цивилизаций.
Ждать, что все украинцы услышат мой совет и построят у себя «славянский Сингапур», соединят русский и европейский мир, что тут же все станет волшебно — крайне наивно. Ещё наивнее ожидать этого от украинских элит — бывших советских чиновников, цеховиков и нуворишей, которые «на эти два процента и живут».
Если Россия не решит проблему — её не решит никто.
Создание Новороссии — всего лишь локализация конфликтной зоны. Конфликт просто отодвигается немного на запад. Зона конфликта будет уже не от Луганска до Львова, а только от Запорожья до Львова. Или от Днепропетровска. Но конфликт все равно будет.
Отказ от создания Новороссии — наоборот, приблизит конфликт к российским границам. Отпустить Украину в Европу и сделать вид, что так и надо — значит бросить 15 миллионов русских. Причём бросить и всё равно ничего не решить. Потому что если Украина станет настоящей Европой (хотя это очень нескоро и вообще сомнительно, но допустим) — тогда спустя 20-30 лет уже Ростов станет Украиной.
Украина была, есть и будет. Вопрос в том, где она расположена — в Киеве, Донецке или Ростове. И ещё более важный вопрос — как Россия строит с ней отношения.
Если Россия отворачивается от Украины — естественно, что Украина идёт в Европу. Если Россия бросает украинской элите подачки в виде кредитов или скидок на газ — естественно, что они потребляются безо всякой благодарности. Потому что подачка — это плохой способ выстроить отношения. Тем более что эти подачки не доходят до народа, их потребляют бывшие советские чиновники, цеховики, нувориши. Что от них можно ожидать? Какой благодарности? Благодарности Москве, которую они презирали ещё в советское время, когда жили за советский счёт?
Кто-то обязательно закричит: «Нет, нет, не нужно им давать денег».
Вопрос не в деньгах. Вопрос в правильной политике и выстраивании отношений.
Если у вас есть эффективный план — на его реализацию, конечно, придётся потратить силы и средства. И деньги в том числе. Но это нужно будет сделать, потому что хороший план в случае реализации даст отдачу, многократно превышающую затраты. Вот Вашингтон потратил на Украину всего 5 миллиардов, а сколько всего интересного поимел? Потому что был план!
Если же плана нет, то любые деньги падают в чёрную дыру, как упали куда-то внутрь Украины более 50 миллиардов, которые российское руководство (и это уже опять при Путине) подарило украинской элите (в том числе Януковичу) в виде скидок на газ, кредитов и заказов.
Так есть ли у вас план, мистер Фикс?
У вас нет плана, мистер Фикс? Увы вам, мистер Фикс!
И пока нет плана — Донецк защитили — и то хорошо. Хорошо, что хотя бы как-то поддержали дончан. Не так, как осетин, но все-таки поддержали. Теперь, по крайней мере, Украина со своей Европой будет проходить не в Ростове и Донецке, а в Харькове, Одессе и Киеве.
Правда, достигнута эта «подвижка Украины» ценой двух войн — полевой и экономической. Что самое грустное — ценой затяжных войн, уходящих куда-то в зиму. Но принимая во внимание то, что руководство страны за 23 года так и не смогло выработать эффективный план действий по Украине, ведущий к сбалансированным и выгодным для России отношениям… могло быть и хуже.
А работать с Украиной надо. И план нужен. И деньги на его реализацию будут нужны. По-другому никак. Если Россия не сделает из Украины «славянский Сингапур» или «славянскую Голландию» — процветающий культурный и логистический центр, соединяющий русскую и европейскую цивилизации — никто другой его не построит.
Украинцы — они в большинстве своём не хуже русских. Один из европейских политиков про украинцев очень точно сказал — «a kind of russians» — вид русских.
И довольно наивно возлагать всю вину за происходящее на украинцев. Оказался бы на их месте какой-нибудь другой вид русских, донской или поволжский, уральский или сибирский — думаете, всё шло бы принципиально иначе?
Окажись между Россией и Европой другой народ, он тоже через века стал бы Украиной.
Украина — это не просто страна.
Украина — это место.
Украина — это надолго.
Украина — это навсегда.