Память в пустыне
К столетию турецкого геноцида армян
Евгений Сатановский
Январские теракты в Париже отвлекли внимание средств массовой информации от бойни в Сирии и Ираке, где подпитываемые деньгами из Саудовской Аравии и Катара радикальные суннитские группировки, ряды которых пополняют десятки тысяч боевиков со всего света, в том числе из Западной Европы, продолжают расширять контролируемую ими территорию. В занятых населенных пунктах поголовно уничтожаются христиане – все без исключения. Выбиваются под корень йезиды, мандейцы и прочие «еретики», в число которых у фанатиков-салафитов попадают шииты и умеренные сунниты. Западные политики старательно «не замечают» того, что геноцид меньшинств идет в тех же самых районах, где столетие назад он уже проходил. Разве что тогда убивали в основном армян, ассирийцев и понтийских греков и занимались этим в первую очередь турки, которые в наше время играют вспомогательную роль.
Любые параллели происходящего в бывших арабских провинциях Оттоманской Порты с геноцидом армян столетней давности в Анкаре воспринимают с демонстративным возмущением. Очевидно, что никаких уроков из истории никто не вынес, тем больше смысла вспомнить трагедию вековой давности.
Особенностью геноцида армян на стыке прошлого и позапрошлого веков были массовость и абсолютная безнаказанность – во-первых.
То, что проходил он на глазах «просвещенного» сообщества, которое упорно не замечало уничтожения гражданского населения турками, – во-вторых. Зашкаливающее ханжество, в результате которого сам факт геноцида армян до сих пор признан лишь отдельными странами и международными организациями, – в-третьих. Наконец, это было первое массовое убийство по национальному признаку, совершенное в стране, которая претендовала на принадлежность к современной цивилизации. Что точно характеризует эту цивилизацию и определяет ее цену.
На чьей стороне «мировое сообщество»
Геноцид армян напоминает организованный нацистами спустя несколько десятилетий холокост. Те же разночтения в числе жертв (и в самом числе живших на данной территории). Тот же уровень зверства и те же осколки милосердия с поправками на местную специфику: тысячекилометровые марши по пустыням до последнего выжившего и спасение некоторого числа детей в турецких семьях (при обязательном переходе этих детей в ислам). Безразличие мирового истеблишмента и ничтожно малое число тех, кто пытался сохранить свидетельства преступлений.
“Существенную роль в уничтожении армян играла «Особая организация», насчитывавшая до 34 тысяч членов, среди которых было много выпущенных из тюрем преступников ”
С другой стороны, холокост был признан миром. По крайней мере большей его частью. Какой ценой, сколько времени спустя – другой вопрос. Геноцид армян... тут по большому счету ничего утешительного не происходит. Подвижки, которые можно наблюдать, особенно в последние десятилетия, ничтожны и мало кого могут удовлетворить. Тем более родственников жертв, составляющих большинство армян современного мира. Секрет прост: это разница между послевоенной Германией и Турцией.
В Германии державами-победительницами была проведена денацификация. Уничтожение евреев стало одним из маркеров, который отмечал нацистскую идеологию, и на официальном уровне одобрять его или вспоминать иначе, чем с осуждением, было нельзя. В Турции вся без исключения политическая элита состояла и состоит из тех, чья биография включала участие в геноциде армян или их прямых наследников. Превращение Турции Ататюрка в Турцию Эрдогана не изменило ситуацию – исламисты не менее яростно отрицают преступления своих предшественников, чем кемалисты.
Опять-таки Армения до 1991 года являлась частью Советского Союза, а Турция была и остается участником НАТО и ассоциированным членом ЕС. Спрашивается: на чьей стороне должно было находиться «мировое сообщество»? Которое вследствие таких решений автор воспринимает исключительно в качестве мафии без стыда и совести. Поскольку политический прагматизм не подразумевает ни того, ни другого.
Для сведения читателей: обычно геноцидом называют уничтожение армян, начатое в 1915 году (и по утверждениям ряда источников, длившееся до 1923-го) на территориях, контролируемых властями Османской империи. Он проводился в несколько этапов: разоружение армянских солдат, избирательная депортация из пограничных районов, принятие закона о высылке, наконец, массовая депортация и убийства. Ряд историков включают в него массовые убийства армян в 1890-х, резню в городе Смирна и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.
Основными организаторами геноцида считаются лидеры младотурок Талаат, Джемаль и Энвер, а также руководитель «Особой организации» Бехаэддин Шакир. В Декларации от 24 мая 1915 года Великобритания, Франция и Россия впервые в истории признали массовые убийства армян преступлением против человечности.
Резня согласно закону
Количество армян, уничтоженных в ходе распада Оттоманской Порты и возникновения на ее месте современной Турции, вопрос столь же спорный, как исходная численность народа, жившего на этой территории. Власти страны препятствуют любым попыткам объективно рассмотреть это с использованием архивов, значительная часть которых была уничтожена.
Известно, что в середине XIX века в Османской империи немусульмане составляли около 56 процентов населения. Первая турецкая перепись населения 1844 года показала около двух миллионов армян в азиатской Турции. В 1867-м на Всемирной выставке в Париже руководство империи заявило о двух миллионах армян в Малой Азии и 400 тысячах в европейской Турции. Согласно данным армянского патриархата в 1878 году в Османской империи были три миллиона армян: 400 тысяч в европейской Турции, 600 тысяч в западной Малой Азии, 670 тысяч в вилайетах Сивас, Трапезунд, Кайсери и Диарбакир, 1 330 000 на Армянском нагорье.
Массовое истребление армян в 1894–1896 годах, унесшее жизни до 100 тысяч человек, состояло из трех основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств по всей империи осенью и зимой 1895-го и резни в Стамбуле и в районе Вана. До 300 тысяч были обращены в ислам. По сведениям немецкого миссионера И. Лепсиуса, разорены около 600 тысяч человек, 2493 города и деревни разграблено, 649 церквей и монастырей осквернено, 328 церквей превращено в мечети.
В 1914 году армянская патриархия Турции оценила количество армян в стране в 1 845 450 человек.
Армянское население уменьшилось более чем на миллион из-за резни в 1894–1896-м, бегства армян из Турции и насильственного обращения в ислам.
В конечном итоге к 1923 году были уничтожены от 1,5 до 2 миллионов армян (турецкие исследователи говорят о 200 тысячах, утверждая, что их гибель стала следствием военных действий). По данным известного ученого Р. Руммеля, геноцид 1915–1923 годов отнял жизни 2102 тысяч армян (258 тысяч – за пределами Османской империи: в Иране и русской Армении).
Вражду турок к армянам в последние десятилетия существования Османской империи усиливала проблема мухаджиров: мусульманских беженцев, приток которых на территорию Порты с Кавказа после Кавказской и Русско-турецкой (1877–1878) войн, а также из балканских государств осложнил социальные проблемы страны. Свержение в 1907 году султана Абдул-Хамида II cпровоцировало резню армян в Адане, где были убиты более 2000 человек. Погромы, поддержанные армией, прошли по всей Киликии.
После революции 1908 года, которая в советских школьных учебниках истории носила название буржуазной, младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения, запретив нетурецкие организации. 400 тысяч мухаджиров были размещены в Анатолии. Россия в феврале 1914-го добилась от Турции создания двух зон из шести армянских областей и города Трапезунда, которыми должны были управлять представители европейских держав, согласованные с Портой, но этот план так и не был реализован.
2 августа 1914 года Турция подписала с Германией договор, подразумевавший изменение восточных границ Османской империи для создания коридора, ведущего к мусульманским народам России, что означало искоренение армян на этих территориях. В обращении, озвученном турецким правительством после вступления в войну 30 октября 1914-го, утверждалось о «естественном» объединении всех представителей турецкой расы.
В ноябре 1914 года Турция объявила джихад, что резко повысило накал религиозного фанатизма, однако до конца марта 1915-го резня армян носила, как заявляли официальные власти, предупредительный характер, что отличает ее от более поздних депортаций и убийств. Всего между ноябрем 1914 и апрелем 1915 года убиты 27 тысяч армян и множество ассирийцев. Однако настоящий геноцид был впереди.
Первая фаза депортации армянского населения страны началась с высылки армян Зейтуна и Дертъела в начале апреля 1915-го. 24 апреля того же года была арестована и депортирована армянская элита Стамбула (большинство из 6000 человек, о которых идет речь, убиты), а также армяне Александретты и Аданы. Эта дата отмечается армянами всего мира как день памяти и скорби.
9 мая было принято решение о высылке армян восточной Анатолии. После восстания в Ване, единственной области империи, в которой армяне составляли большинство населения, в ходе подавления которого погибли 75 тысяч человек, началась четвертая фаза депортации, предполагавшая высылку армян из приграничных районов и Киликии.
30 мая 1915 года меджлис утвердил Закон о депортации. 21 июня 1915-го во время заключительного акта депортации ее главный вдохновитель Талаат приказал выслать «всех армян без исключения» из десяти провинций восточного региона Османской империи. Исключения были сделаны для тех, кто был «признан полезным для государства». К слову, часть армян Стамбула и Эдирне не была выслана, чтобы уменьшить число свидетелей-иностранцев.
Против депортации армян выступили некоторые влиятельные турецкие чиновники. Глава Алеппо Мехмед Джеляль-бей, заявив, что армяне защищаются и право жить – естественное для любого человека, запретил репрессии. С ним были солидарны губернаторы Смирны Рахми-бей и Адрианополя Хаджи Адил-бей. В результате Джеляль-бей в июне 1915 года был отстранен от управления Алеппо. Точно так же глава концлагеря в пустыне Дер-Зор – Али Суэд Бей, пытавшийся облегчить участь армян, был смещен с должности, а на его место поставлен отличавшийся особой жестокостью Зеки-бей.
Решение о депортации армян из западных провинций (Анкары, Эскишехира и прочих), Киркука, Мосула, долины Евфрата и других регионов было принято 5 июля 1915 года. 13 июля Талаат-паша заявил, что депортация проводится для «окончательного решения армянского вопроса», – формулировка, позднее дословно скопированная немцами в отношении евреев.
Впрочем, сходство геноцида армян и холокоста не только в формулировках, но и в методах. Так, медицинские эксперименты, которые нацистские медики проводили над евреями и цыганами, имели параллели в практике турецких военных врачей. В качестве одного из оправданий уничтожения армян использовалось биологическое обоснование. Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира.
По распоряжению врача Третьей армии Тевфика Салима для разработки вакцины против сыпного тифа в центральной больнице Эрдзинджана проводились эксперименты над армянскими солдатами и кадетами, большинство из которых погибли. Их проводил профессор медицинской школы Хамди Суат, которому как основателю турецкой бактериологии посвящен дом-музей в Стамбуле.
Эксперименты одобрял главный санитарный инспектор оттоманских вооруженных сил Сулейман Нуман.
Руководитель санитарно-гигиенических служб и департамента здравоохранения города Трапезунда Али Сейб экспериментировал, вводя детям и женщинам, в том числе беременным, смертельные дозы морфия или отравляющих веществ. Он же использовал мобильные паровые бани, где детей убивали перегретым паром.
Существенную роль в уничтожении армян играла подчинявшаяся напрямую Талаат-паше «Особая организация» – «Тешкилят-и Махсуса», расположенная в Эрзеруме и насчитывавшая до 34 тысяч членов, среди которых было много выпущенных из тюрем преступников «четтес». В самом Эрзеруме ее члены оставили в живых около 100 армян, которые работали на важных военных объектах. Большинство из 65 тысяч армян этого города были убиты, часть депортирована в Мосул и Алеппо (некоторые смогли уцелеть в этих городах).
Мартиролог геноцида стандартен. Отличаются даты, названия, методы убийств и число погибших. Всегда издевательства, пытки, ограбления, изнасилования, в том числе несовершеннолетних. Методы уничтожения – расстрелы, убийства с применением холодного оружия, утопления в море или реках. Не реже встречается смерть от болезней, голода или жажды, холода или жары.
Подробности также стандартны. Хыныс – 19 тысяч убитых. Битлис – 15 тысяч. Там армян убивали «батальоны мясника» во главе с Джевдетом. Харпут – убиты 13 тысяч армянских солдат, а также студенты и преподаватели американского Евфратского колледжа. Эрзинджан, Байбурт, Орду, Анкара, Мерзифон – сотни и тысячи населенных пунктов.
На общем фоне выделяются Урфа, Муш и Сасун – там армяне пытались отбиваться от турок. Армяне, жившие в районе горы Муса-даг, около Антиохии, семь недель отражали атаки османских войск. В конечном итоге около четырех тысяч человек спаслись и были на французском военном судне вывезены в Порт-Саид.
Депортированных смерть ждала в 100 процентах случаев. До конечного пункта назначения в пустыне доходило не более одной пятой тех, кто туда был направлен. Их последующим уничтожением занималось местное население: черкесы, чеченцы, курды, арабы. Они убили 150 тысяч армян в лагерях вокруг пустыни Дер-Зор.
Территория русской Армении, оккупированная турками после распада Российской империи, была ими полностью разграблена. Зимой 1918–1919 годов голод, мороз и сыпной тиф уничтожили там почти 200 тысяч человек – 20 процентов ее населения. Процесс же изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920-м против беженцев, вернувшихся в Киликию, и в ходе резни в Смирне, где армия под командованием Мустафы Кемаля вырезала армянский квартал, под давлением западных держав разрешив эвакуироваться оставшимся в живых.
По официальной статистике, в 1927 году в Турции проживали 77 400 армян. Согласно Лозаннскому договору Турция обязалась предоставить гарантии безопасности, свободного развития и некоторые льготы армянам в числе других национальных меньшинств.
Однако положения этого договора не исполнялись. Напротив, 21 июня 1934-го был принят Закон о фамилиях, требовавший от греков, евреев и армян отказаться от традиционных фамилий и принять турецкие. Во время Второй мировой войны в Турции был введен избирательный налог на имущество, разоривший торговцев – греков, армян и евреев.
Взгляд сквозь век
Истребление армян сопровождалось кампанией по уничтожению их культурного наследия. Армянские памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, армянские кварталы городов разрушались или занимались турецким и курдским населением и переименовывались. В 1914 году за армянским Константинопольским патриархатом числилось 2549 приходов, в том числе свыше 200 монастырей и не менее 1600 церквей. В 1974-м ученые идентифицировали в Турции 913 зданий армянских церквей и монастырей. Более половины из этих памятников не сохранилось. Из оставшихся 252 были разрушены и только 197 находятся в относительно нормальном состоянии.
Что касается международной реакции на геноцид армян, она была и остается более чем скромной. В Великобритании после официального расследования вышла книга документов «Отношение к армянам в Османской империи». В Европе и США прошел сбор средств для беженцев по хорошо отработанному принципу: не можешь спасти – откупись для очистки совести.
Как следствие в 1919 году на IX съезде партии Дашнакцутюн в Бостоне было решено уничтожить лидеров младотурок, участвовавших в убийствах армян. В рамках операции, названной «Немезида», в марте 1921-го в Берлине был убит министр внутренних дел империи и один из членов османского триумвирата Талаат-паша.
В современной Турции ученые, интеллектуалы и пресса обсуждают армянский вопрос, несмотря на противодействие националистов и правительства. Редактор армянской газеты Грант Динк, писатели Орхан Памук и Элиф Шафак, издатель Рагип Зараколу были обвинены в оскорблении «турецкости». В итоге Динк и Зараколу осуждены, а в 2007 году Грант Динк убит.
За признание на международном уровне геноцида армян борются такие организации диаспоры, как Институт Зорояна и Армянский национальный институт. В 1984 году Постоянный трибунал народов признал действия Османской империи геноцидом. К такому же выводу в 1997-м пришла Международная ассоциация исследователей геноцида. В 2000 году заявление 126 исследователей холокоста подтвердило бесспорность геноцида армян в Первой мировой войне.
Геноцид армян признали и осудили Совет Европы, Европарламент и Подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств. Из государств первым в 1965 году был Уругвай. За ним последовали Франция, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Россия, Польша, Ливан, Литва, Греция, Словакия, Кипр, Аргентина, Венесуэла, Чили, Канада, Ватикан, Боливия, Швейцария (нижняя палата парламента), 43 штата США и округ Колумбия.
Первый памятник, посвященный массовым убийствам армян, был поставлен в 50-х годах на территории армянского католикосата в ливанском Антелиасе. В 1965-м на территории католикосата в Эчмиадзине был сооружен памятник жертвам геноцида. В 1967 году в Ереване на холме Цицернакаберд (Ласточкина крепость) была завершена постройка мемориального комплекса. В 1990-м часовня была построена в сирийской пустыне Дер-Зор. Уцелел ли в разгар гражданской войны, которую ведут против сирийского правительства фанатики-исламисты, этот единственный из поставленных не просто как свидетельство геноцида, но именно на месте гибели армян памятник, сегодня не знает никто...