Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Танки бессильные и всемогущие


Танки бессильные и всемогущие

Сообщений 31 страница 37 из 37

31

Какие танки были самыми провальными на Второй мировой
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2019/02/48-2.jpg

Советский Т-26
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2018/09/119.jpg
Во многих изданиях сейчас можно встретить указания на огромное превосходство советских войск над немецкими в самом начале Великой Отечественной войны и на колоссальное общее число танков в РККА к лету 1941 года – больше 23 тысяч. Однако при этом часто не уточняется, какого рода танки составляли основу этой армады.

Основным боевым танком Красной армии являлся лёгкий танк Т-26. В 1931-1933 гг. он выпускался в варианте с двумя башнями и только лишь пулемётным вооружением, представляя собой слегка улучшенную копию британского лёгкого танка «Виккерс-Армстронг». Всего было выпущено более 1600 единиц этого оружия. С 1933 года Т-26 начал выпускаться с одной башней и пушечно-пулемётным вооружением. Он производился вплоть до 1941 года, когда начавшаяся война показала его полную непригодность. Было выпущено 11218 его единиц. Таким образом, больше половины танков РККА летом 1941 года составляли эти машины.

Однобашенный Т-26 производился в разных модификациях, большинство – со слабой 45-мм пушкой и одним или двумя 7,62-мм пулемётами. Танк был предназначен для огневой поддержки пехоты и не годился для прорывов в составе крупных танковых соединений. Он был тихоходным (максимальная скорость 30 км/ч) и обладал маленьким запасом хода (130 км). Впрочем, практика показала, что для поддержки пехоты он также не годился, ибо имел броню толщиной всего 25 мм в передней части башни и 16 мм во лбу корпуса, а по бортам и того меньше. Он легко пробивался даже из слабых 7,92-мм противотанковых ружей немцев. Все танки Т-26 были потеряны РККА ещё до конца 1941 года.

Немецкий Т-I
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2018/09/119-1.jpg
Не следует думать, что только у Красной армии было много устаревшего вооружения к началу войны. У вермахта его тоже было предостаточно. Так, на 1 сентября 1939 года основу его танкового парка по-прежнему составляли лёгкие танки Т-I, выпускавшиеся с 1935 по 1938 год – 1445 единиц из 3466. Этот танк был вооружён только двумя 7,92-мм пулемётами. При небольшой массе у него была, однако, не очень высокая скорость движения (максимум 37 км/ч). Броня наибольшей толщиной всего 13 мм спереди башни и корпуса легко прошивалась очередью из крупнокалиберного пулемёта. Недостатки Т-I выявились ещё во время войны в Испании, и его производство прекратилось. Имевшиеся на вооружении Т-I начали переделывать в боевые машины различного назначения, в самоходно-артиллерийские установки и т.д. Тем не менее, к началу операции во Франции в составе вермахта числилось 1276 этих танков, в том числе в действующей армии – 523. Даже войну с Советским Союзом Германия начала, имея на вооружении 877 танков Т-I, из них во вторжении в СССР была задействована 281 машина.

Французский FCM 2C
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2018/09/09-2.jpg
Однако не только сверхлёгкие танки оказались непригодными для боевых действий Второй мировой войны. Такими же бесполезными оказались и супертяжёлые танки.

Ещё в конце Первой мировой войны французы произвели несколько 70-тонных танков FCM 2C. До 1945 года это были самые тяжёлые танки в мире. Они предназначались для прорыва укреплённой обороны противника, но в Первой мировой войне они не успели принять участие.

Несмотря на внушительную массу и огромный экипаж (12 человек), этот танк имел довольно скромное артиллерийское вооружение – всего одну 75-мм пушку. Ещё у него имелись четыре 8-мм пулемёта – по одному с каждой стороны. Этот танковый бронтозавр мог развить максимальную скорость всего 12 км/ч, то есть представлял собой прекрасную мишень для артиллерии. При этом его бронирование, как показал последующий опыт Второй мировой войны, было совершенно недостаточным, чтобы вести оборонительный бой даже со средними танками противника: 45 мм впереди и 20 мм по бортам.

Танкам FCM 2C не довелось участвовать в бою. В мае 1940 года французское командование отправило шесть сохранившихся этих танков на железнодорожных платформах для усиления своей обороны. Все были разбомблены по пути немецкой авиацией. Если бы они даже доехали до поля боя, их бы там ожидала не менее печальная участь.

Советский Т-35
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/08/8-14.jpg
Он оказался ещё одним бесполезным «сухопутным дредноутом». Он был вооружён тремя пушками (1 – трёхдюймовая и 2 – 45-мм) и пятью 7,62-мм пулемётами. 50-тонная махина обслуживалась экипажем из 11 человек. Генерал армии С.М. Штеменко писал, что до войны Т-35 считался гордостью советских бронетанковых войск. С 1933 по 1939 год Харьковский завод произвёл 61 такую машину. Все они в 1941 году состояли на вооружении Киевского особого военного округа.

При своей тихоходности (максимальная скорость 30 км/ч) и слабом бронировании (30 мм – лоб башни, 20 мм – лоб корпуса) Т-35 был весьма уязвим на поле боя. Впрочем, только считанные единицы этих танков погибли в бою. Большинство туда не доехало и сломалось ещё на марше. В первые же недели войны все Т-35 были советскими войсками безвозвратно потеряны.

Американский М3 («Грант/Ли»)
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2018/09/5530.jpg
Имея до Второй мировой войны весьма ограниченный опыт боевых действий, американцы полагали, что чем сильнее они напичкают средний танк всяким оружием, тем будет лучше. Так, весной 1941 года, ещё до вступления США в войну, появился на свет танк М3, который американцы называли, в зависимости от личных предпочтений, в честь лучшего генерала Севера или Юга времён гражданской войны – «Грант» или «Ли». При нормальных характеристиках среднего танка начального периода Второй мировой (масса 27,2 тонны, бронирование 50 мм спереди и 38 мм по бортам, максимальная скорость 40 км/ч, запас хода 230 км) «Грант/Ли» обладал мощным вооружением: одна 75-мм и одна 37-мм пушки, четыре 7,62-мм пулемёта. Для обслуживания такого хозяйства требовался экипаж из семи человек.

Однако конструкторы танка как будто специально сделали всё, чтобы максимально снизить эффективность использования этого вооружения. Так, самая мощная пушка была размещена не в башне, а просто во лбу корпуса и могла обстреливать только то, что находилось непосредственно впереди танка. Аляповато выглядевший танк был больше в высоту, чем в ширину, чем доставлял немалое удовольствие артиллеристам противника: им было очень удобно в него целиться.

«Грант/Ли» поставлялся в больших количествах союзникам США по антифашистской коалиции. В том числе в СССР в 1941-1942 гг. было поставлено 1400 этих машин. Советские танкисты прозвали «Грант/Ли» «братской могилой для семерых».

0

32

Почему у Гитлера не было танков на дизельном топливе
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/06/5.gif
Двигатель внутреннего сгорания на дизельном топливе более эффективен и менее пожароопасен, однако проигрывает бензиновому в мощности. В 40-е годы XX века техника США, Великобритании в основном использовала бензин, а Италии дизтопливо. Несмотря на то, что в 1897 году изобретатель Рудольф Дизель сконструировал двигатель нового типа именно на территории Германии, а разработку в 1936 году внедрили в гражданское машиностроение, танковые армии Третьего Рейха потребляли исключительно бензин.

Спорная монополия

Дело в том, что в 1930-е гитлеровское командование отказалось от авиационных двигателей в военной технике и сформулировало четкие технические задачи для разработки новых танковых моторов. Все запчасти должны были соответствовать чётким требованиям «сверху», будто детали конструктора.

В этих условиях компания «Майбах» смогла создать компактные бензиновые двигатели с высоким литражом и завоевать полное доверие Управления вооружений сухопутных сил — главного оружейного ведомства Германии. Сам Карл Майбах всячески препятствовал внедрению любых замен. Другие фирмы не могли даже  мечтать о таком лоббировании своих интересов.

Немецкий дизель

Еще одной причиной доминирования бензина стали некоторые трудности в получении солярки. Решение проблемы инженеры нашли в 1942 году, и уже через год объем синтезированного дизтоплива даже превысил показатели производства бензина. Была посчитана и экономическая выгода альтернативы. Правда, к тому времени стандартизированные танки уже воевали на Восточном фронте.

Летом 1942 года Гитлер и Порше даже инициировали заседание специальной танковой комиссии, на котором проектировщики получили новое задание: внедрить дизельные моторы с воздушным охлаждением, подходящие для разных климатических условий. Но до конца войны заводы даже не успели провести стендовые испытания, не говоря уже о полевых.

На «дизельной» стезе больше всего преуспела фирма «Daimler-Benz»: её движки даже успели установить на экспериментальный тяжелый танк «Маус» и VK 30.01 (D), «вдохновленный» советским Т-34. Но массового производства прототипов из-за катастрофического положения Рейха так и не последовало. Вопреки распространенному мнению, немецкий флот во время войны не потреблял весь «дизель»: для сухопутных нужд этот вид топлива использовали 100 тысяч грузовиков.

Советский путь

В конце 1920-х советское руководство озаботилось модернизацией Красной Армии. Сложнейшей из поставленных задач было создание танкостроения с нуля. Для сравнения, в странах Западной Европы техническое оснащение танков опиралось на развитое машиностроение. В этой ситуации советским конструкторам приходилось прибегать к различным ухищрениям, в том числе, ставить на танки авиационные (!) двигатели.

Перенимался и британский опыт: На основе "Виккерса мК Е" был создан легкий танк сопровождения Т-26, самая массовая машина к началу Великой Отечественной. Двигатели для неё производил завод имени Ворошилова в Ленинграде. Поняв преимущества использования дизельного топлива, конструкторы более семи лет трудились над первым дизельным двигателем В-2.

Прототип прошел испытания в 1939 году. Несмотря на некоторые недостатки, В-2 показал экономичный расход топлива, высокую мощность и надежность конструкции. К 1940 году коллектив под руководством Михаила Кошкина завершил разработку танка T-34, оснащенного вышеназванным дизель-мотором. После появления на полях сражений новый танк стал настоящей легендой.

0

33

Если немецкий «Тигр» был так хорош, почему его не скопировали в СССР

Немецкий танк “Тигр”, совершенно заслуженно называется одним из самых лучших танков Вермахта. Также, помимо своей грозной мощи, он является одним из самых популярных танков Второй Мировой войны: наравне с отечественной тридцатьчетверкой и американским Шерманом.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=lenta_admin-image-7a5ce728-3a93-427e-8484-4eb544fbf497
Трудно себе представить, что было, если бы нацистская Германия смогла производить “Тигр” в достаточных количествах.

Но сегодня хочется поговорить о довольно любопытной теме, которая заключается в следующем: если немецкий “Тигр”, как пишут многие западные историки, был настолько “превосходящей техникой”, то почему его не попытались скопировать в СССР?
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=lenta_admin-image-a7631e30-0002-4340-bce4-6cec546d0aa9
Как принято говорить о том, что “идеальных людей не существует”, подобное утверждение применимо и для танков. Только в слегка измененном виде.

Хоть “немецкая кошка” и была довольно серьезным противником, которая создавала большое количество проблем, как на Западном, так и на Восточном фронте.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=lenta_admin-image-ca6c5956-16b4-4194-8bcf-2a83ea7aee0e
И все же, даже при той результативности Panzerkampfwagen VI «Tiger» Ausf. E (полное обозначение «Тигра») на практике оказался совсем не так прост.

Дело в том, что в СССР решили не выбивать клин клином, а бороться с немецкими «Тиграми», иным путём.

На протяжении всей Великой Отечественной войны танки СССР и Германии, в действительности, были более или менее сопоставимы по своим основным характеристикам.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=lenta_admin-image-f966f463-66ee-4796-9e16-6e820226a192
Вместе с тем подход к военной тактике, в рамках борьбы с танками противника у СССР и у Германии, был разный.

В первом случае, в СССР командование делало ставку на противотанковую артиллерию, которая с первых дней войны стала серьезной угрозой для наступающих сил противника. В 1942 году упор был сделан не на танки, а на САУ.

Во втором случае, Германия делала уклон на борьбу «танк на танк». Именно этим объясняется столь обширный модельный ряд немецких танков.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=lenta_admin-image-40387945-6352-40b6-b1c0-2664054610cd
Окончательный “гвоздь” в непобедимость Тигров был забит, когда в 1943 году в серию пошли новые 85-мм орудия для танков и 122-мм орудия для САУ.
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=lenta_admin-image-c2277e46-1eec-424f-9294-39acc0a5e5af
Из чего можно понять, что нужды в копировании немецкого “Тигра” в СССР попросту не было.

Во-первых, потому что после 1943 года у СССР появились собственные танки, ничуть не хуже “немецкой кошки”.

Во-вторых, на начальных этапах войны Советское командование решило использовать противотанковую артиллерию в борьбе с немецкими танками.

0

34

«Пантеры», «Тигры», «Фердинанды»: как они показали себя в Курской битве
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/08/5-14.jpg
В описаниях битвы на Курской Дуге обязательно присутствуют упоминания о том, что немцы к своему наступлению подготовили новые образцы техники. Но обычно речь идет лишь о танках «Тигр» и «Пантера», и самоходной установке «Фердинанд».

На самом деле в операции «Цитадель» было представлено гораздо больше новых образцов техники. Хоть немцы и не смогли одержать победу в Курской битве (и, видимо, не могли в принципе), новая техника сыграла немалую роль как под Курском, так и в последующих боевых действиях.

Самоходные гаубицы

Про немецкую артиллерию рассказывают крайне редко, хотя именно она всегда являлась важнейшей составляющей немецкой мощи. Артиллерия подавляла оборону противника и существенно облегчала путь пехоте.

Немцы, как известно, ставку делали на подвижные соединения. Но просто моторизовать артиллерию для танковых дивизий (в пехоте вся артиллерия была на конной тяге) было мало, в вермахте стремились поставить полевые гаубицы на самоходные шасси, что позволило бы сделать артиллерию более мобильной. Работы велись много лет, но лишь к операции «Цитадель» в войсках появились самоходные гаубицы. Во-первых, это 150-мм самоходная гаубица 15 cm schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschützwagen IV. Так она называлась к началу операции «Цитадель», а позже появилось и название Hummel («Шмель»), под которым установка известна шире. Во-вторых, 105-мм самоходная гаубица 10.5 cm leFH 18/2 (Sf) auf GW II более известная под названием Wespe («Оса»), хотя в операции «Цитадель» у неё ещё тоже не было этого имени. Эти гаубицы состояли к началу немецкого наступления на вооружении большинства немецких танковых дивизий.

Кроме самоходных дивизионных гаубиц, была и ещё одна самоходка — Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), также более известная как Grille («Кузнечик»), вооруженная тяжелым 150-мм пехотным орудием.

Все эти установки в атаку не ходили (хотя их обычно включают в число танков и штурмовых орудий), а вели огонь закрытых позиций, пэтому и потери их были невелики.

Зато их вклад в успешное продвижение немецких войск был огромен и оценён высоко. О боевом применении этих самоходок пишет Юрий Пашолок в статьях «Длинный шмель», «Оса» и её сестры» и «Насекомое с крупным калибром».

Бронированные «беспилотники» вермахта

Дистанционно управляемые танкетки появились в вермахте в самом начале Второй Мировой войны. Но всё это было на стадии фронтовых испытаний, а относительно массово, телетанкетки в бой пошли именно в операции «Цитадель».

Все они использовались на северном фасе Курской Дуги в составе 310-го батальона телетанков (Panzerabteilung (Fkl) 301) и 600-го инженерного батальона, в котором было две роты телетанкеток (Panzer-Pionier-Kompanien (G). На вооружении первого состояли машины Schwere Ladungstrager Bogward IV (Sd.Kfz.301), на вооружении второго — Leichter Ladungstrager Goliath (Sd.Kfz.302). Действия телетанкеток немцы описывают как успешные: и в создании проходов в минных полях, и даже в атаке советских танков. Но после Курской битвы своих «боевых роботов» немцы применяли крайне редко.

Будущие «Слоны» и Носороги»

После Курской битвы эти машины получат имена крупных млекопитающих, но в операции «Цитадель» они были известны под названиями 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) знаменитый «Фердинанд») и 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse («Шершень»).

Обе машины располагали 88-мм длинноствольной пушкой, способной поражать все имеющиеся на тот момент танки с расстояния в 1000 м.

В Курской битве приняло участие по 90 машин обоих типов, причём все «Фердинанды» находились на северном фасе Курской Дуги. «Хорниши» же были на вооружении двух противотанковых дивизионов (560-го и 655-го) на южном фасе. Именно они породили версию, что и на южном фасе также имелись «Фердинанды», с которым у них было несомненное внешнее сходство.

«Фердинанды» проявили себя отлично, поражая советские танки и оставаясь практически неуязвимыми: их самыми страшными врагами оказались мины. В ходе битвы было потеряно 39 самоходных установок, и более половины подорвалась на минах. Впрочем, поскольку «Фердинанды» производить далее в любом случае не планировалось, то и от оценки их действий не зависело так много.

Что касается «Хорнишей», слишком слабое бронирование и малая подвижность в войсках сыграли не в их пользу. К концу августа в обоих дивизионах оставалось лишь 44 машины в исправном состоянии.

Другое дело, что мощная пушка позволяла бороться с советскими танками, не подпуская их ближе чем на километр. И выпуск этих самоходок, чей дебют состоялся под Курском, продолжится до конца войны.

«Медведь-ворчун»

Штурмовой танк Sturmpanzer IV, более известен как Brummbär («Ворчун»), но это название отнюдь не немецкое, а его дали американцы. В вермахте собственное имя Brummbär имела совсем другая самоходка. В советских документах того времени эта самоходная установка обозначалась как «Медведь».

На северном фасе Курской Дуги воевал 216-й батальон штурмовых танков, укомплектованный этими машинами, всего 45 единиц.

Штурмовые танки показали себя с самой лучшей стороны: 80-мм лобовая броня позволяла им сопровождать пехоту на поле боя, а мощная пушка уничтожала огневые точки противника. В ходе операции «Цитадель» было потеряно всего 10 «штупо» (так их называли в вермахте), причем все они либо подорвались на минах, либо завязли.

Несмотря на это «штупо» так и не стали достаточно массовыми, в первую очередь потому, что промышленность просто не справлялась.

«Кошки-разведчицы»

Кроме «Тигров» и «Пантер» на Курской Дуге применялась впервые и ещё одна «кошка» поменьше (в прямом и переносном смысле). Это разведывательный танк Panzerspaehwagen II (2cm), чаще обозначаемые как Pz.Kpfw.II Ausf.L, а ещё более известный как Luchs («Рысь»). Танками этими была укомплектована всего одна рота в разведывательном батальоне 9-й танковой дивизии.

К 17-му августа в роте из 29 машин исправных осталось лишь 5, а к 1-му сентября их числилось всего 10 (большая часть неисправна).

И про «Тигры» с «Пантерами»

Про «Тигры» и «Пантеры» рассказано много, но упомянем их еще раз. То, что «Тигр» танк, себя оправдавший, было ясно ещё до операции «Цитадель», так он уже не был в числе новинок. Под Ленинградом, конечно, «Тигры» себя проявить не могли, но они успели до Курска повоевать под Харьковом. Другое дело, что полутора сотен этих танков было маловато, чтобы они решили исход сражения.

Что касается «Пантер», то они к июлю 1943 года просто были ещё слишком «сырыми». Как показывают данные исследования KOSAVE, на 4-е июля исправными числилось в группе армий «Юг» 198 «Пантер», 5-го их стало 119, 6-го — 42, а 8-го — 18. Правда, потом их ремонтировали, вводили в строй, но более 45 исправных «Пантер» в ходе Курской битвы не было.

Понятно, что их вклад невелик, но немецкие инженеры доработали машину и она проявила себя позднее.

0

35

Как немецкие танки могли сражаться в кромешной тьме? Бронемашина «Филин»- настоящий прорыв немецкой техники
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-f58a973c-d633-49b0-8b8e-272016633fd8

Средний полугусеничный бронетранспортёр немецкой армии Sd.Кfz.251 (Sonderkraftfahrzeug 251), больше известный как «Ханомаг» – одна из самых массовых боевых машин Второй мировой. Он находился в серийном производстве с 1939 по 1945 гг. А в Чехословакии даже выпускался до 1962 года.

На основе этого броневика было сделано множество модификаций. Самоходка с короткоствольной либо противотанковой пушкой, миномётом, огнемётом или зенитной установкой; машины артиллерийской разведки и управления огнём; машины связи и передвижные командные пункты; разведывательные, сапёрные, санитарные машины и так далее. Всего за время войны было выпущено более 15 тысяч «Ханомагов».

Бесконечный фонарь

Одна модификация этого бронетранспортёра – особенно необычная. В войсках эта спецмашина получила прозвище «Уху» («Филин») – потому что была предназначена сугубо для ночной работы. На фронте «Филины» появились только в конце войны, в конце 1944 года.

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-cb298350-2fe3-4781-a5f2-ebc348fefd45
«Филин», захваченный американцами в конце апреля 1945 года. Фото в свободном доступе.

Их было выпущено всего 60 штук, и достоверных случаев успешного боевого применения этих бронемашин на фронте нет. В некоторых книгах уверенно пишут о том, что Sd.Kfz.251/20 Schutzenpanzerwagen-Infrarotscheinwerfer (это название модификации «по паспорту») применялись в Балатонской оборонительной операции немецких войск (март 1945 г.) Но другие исследователи так же уверенно эти сведения опровергают.

Не вступая в бессмысленные дискуссии (достоверной информации всё равно нет), просто рассмотрим, как должна была действовать эта оригинальная спецмашина, по замыслу её конструкторов.

Принцип действия «Филина» и как он помогал немецким танкам сражаться ночью

Инфракрасные ночные танковые прицелы разрабатывались и испытывались в Германии ещё с начала Второй Мировой. Однако до серийных образцов и практического применения дело дошло только в конце 1944 года. Ночные прицелы стали устанавливать на командирские башенки танков «Пантера».

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-f3d35970-06f8-4103-890c-8f31337a592b
Танк «Пантера» с ночным инфракрасным прицелом на командирской башенке. Фото в свободном доступе.

Танки с таким оборудованием в конце 1944-го / начале 1945-го г. точно появились в войсках как на Восточном, так и на Западном фронте. Дальность действия инфракрасных ночных прицелов «Пантер» была невелика: всего 400 метров.

Но её значительно усиливала специальная подсветка инфракрасными прожекторами, которые стали монтировать в открытых десантных отделениях «Ханомагов».

«Филин» мог обнаружить и «показать» (подсветить) танку цель в кромешной ночной тьме, на расстоянии до полутора километров. Его ИК-прожектор, диаметром 60 см, излучал мощный свет в инфракрасном диапазоне, который неразличим для человеческого глаза. Этот невидимый свет, отражаясь от предметов, позволял рассмотреть их в ночной танковый прицел «Пантеры».

Предположим, ИК-прожектором «Филина» был найден танк противника, стоящий в 1,5 км в полной темноте. Для человеческих глаз никаких видимых изменений не произошло: вокруг как было темно, так и осталось. А наводчик-оператор «Пантеры» увидел этот танк в свой ночной прицел и сделал меткий выстрел. Произвёл совершенно неожиданный для противника удар из темноты.

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-9f431a75-ebf6-4293-894e-b8be8d779a49
Система управления инфракрасным прожектором «Филина». Фото в свободном доступе.

Для лучшего взаимодействия с танкистами на «Филине» имелась средневолновая радиостанция FuG 5. Один бронетранспортёр Sd.Kfz.251/20 предназначался для использования в связке со взводом «Пантер», оборудованных ночными прицелами (то есть, с 4-5 танками).

«Филины» на Западном фронте

Где ещё, кроме Балатонской операции, германские танки «Пантера» наносили странные «удары из темноты», которые можно было бы квалифицировать как их работу с Sd.Kfz.251/20?

Англичане считают, что это произошло в середине апреля 1945 года в Нижней Саксонии, под городом Ильцен. Тогда ночью неожиданно из темноты было расстреляно и подбито сразу несколько британских танков А34 Comet.

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-0af39c63-aa13-42ea-b5ba-73098dd6d49c
Бронетранспортёр Sd.Kfz.251/20. Фото в свободном доступе.

В любом случае, если «Филины» в 1945 году и нашли своё применение на фронте – это были лишь единичные случаи, которые никак не могли повлиять на общий ход военных действий.

0

36

Почему СССР почти не воевал на трофейных немецких Тиграх и Пантерах

Хроника Второй Мировой Войны полна кадров, где оставленные и захваченные немцами советские танки, в том числе Т-34 и КВ перекрашиваются и активно используются немецкой армией в боевых действиях.
https://s.mediasalt.ru/cache/content/data/images/129/129316/original.jpg
А вот кадры обратного, когда СССР использовал бы в своих целях немецкие танки "кошачьей" серии, такие как Тигр и Пантера - практически отсутствуют.
https://s.mediasalt.ru/cache/content/data/images/129/129317/original.jpg
Нет, дело не в том, что Красная Армия не захватывала немецкие машины. Они в больших количествах попадали в распоряжение наступающих частей, пусть и в поврежденном виде.

Есть несколько причин того, почему так произошло:

Сложная техническая составляющая немецких тяжелых и средних танков. Тигр и Пантера были так дороги и сложны, что в самой немецкой армии вызывали огромные трудности не только в ремонте, но и в поддержании в состоянии нормальной эксплуатации;
Топливо. Советские танки использовали в качестве топлива дизель, в то время как немецкие - бензин. Вся система снабжения Красной Армии не была готова к использованию немецкой техники в полной мере.
Плохое состояние танков при захвате. Немцы тщательно подходили к вопросу оставления техники на поле боя и обязаны были подрывать боевые машины при отступлении;
https://s.mediasalt.ru/cache/content/data/images/129/129318/original.jpg
По итогу имеем, что эксплуатация немецкого Тигра и Пантеры стала бы настоящей головной болью для СССР, с учетом вышеперечисленных трудностей. К середине войны советская военная промышленность сама выпускала тысячи танков ежегодно и не испытывала необходимости в трофейных машинах, тем более в условиях, когда такая эксплуатация приводит к большим тратам, нежели пользе.

0

37

Зачем советским танкам нужны эти цилиндры на боковой и задней части корпуса?
https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-0d80d732-4076-4dce-99dd-ec54f93d0096
Многие люди ошибочно предполагали, что цилиндрические ёмкости на советских танках служат для перевозки топлива. Да, действительно конструкция этих танков позволяла размещать на броне внешние топливные ёмкости, но только на марше - перед боем их обычно снимали или опустошали. Но мало кто знает, для чего предназначались маленькие баки на кормовой бронеплите легендарного танка на самом деле.

Для начала стоит сказать, что цилиндрические баки крепились и на боковых бортах и на корме танка. Но предназначение у них было совершенно разным.

№2 Цилиндрические баки на боковых бортах танка?

Действительно, "тридцатьчетвёрка" оснащалась внутренними топливными баками, общим объёмом в 460 литров на первых моделях, на модернизированных объём внутренних баков составлял уже 540 литров. Однако с такой прожорливостью двигателей В-2, на долгие марши такого объёма попросту не хватало - именно поэтому на броню начали крепить дополнительные топливные баки. Они не были соединены с системой подачи топлива, выступая только носителем - при необходимости, топливо насосами перекачивалось во внутренние ёмкости.

На первых модификациях Т-34, таких баков было четыре - они крепились к бортам танка, общий объём их составлял 134 литра (в ранних сериях) и в процессе модификаций машины, менялся и объём и конфигурация внешних топливных баков. В последних модификациях танка таких баков было уже прикрепить три штуки, но каждый из них вмещал до 90 литров топлива. Крепились эти баки к бортам корпуса и также не соединялись с основной топливной системой, а при вступлении в бой их необходимо было либо опустошать, либо сбрасывать с брони - иначе был огромный риск возгорания танка при попадании во внешний бак.

Однако были на этих танках и еще мало кому известные небольшие "бочонки". Вот в этих "бочонках" и кроется весь вопрос, который задают себе люди, интересующиеся танковой техникой.

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-f9b0dcce-886c-40d3-833f-87d5e53b6e60
Именно эти баки использовались для перевозки дополнительного топлива, и снимались на марше

№1 Что же за ёмкости на корме?

Пресловутые "бочонки" не что иное, как модернизированная для наземной техники МДШ - Морская Дымовая Шашка, предназначенная для постановки дымовой завесы на море. Модернизированная версия получила название БДШ, и предназначалась, соответственно, для постановки дымовой завесы на сухопутных участках фронтов боевых действий. Площадь покрытия завесой при помощи двух шашек могла достигать до двух Га по площади и успешно маскировать пехоту, идущую за танками, ударные танковые группы или сами танки с установленными шашками. Альтернативным способом использования БДШ было скрытие подбитого танка для безопасной эвакуации экипажа.

БДШ оснащалась двумя типами запалов - электрическим или ударным. Электрический запал мог инициироваться из боевого отделения танка, а вот ударный приходилось запускать вручную, поэтому его в танковом варианте устанавливали крайне редко. Да, такие "банки" размером 48 на 41 см можно было использовать и без танка. И до того успешной оказалась такая система, что её использовали вплоть до появления артиллерийских боеприпасов, "развешивающих" дымовую завесу "по квадратам".

Заполнялась БДШ антраценовой смесью - составом, создающим кратковременное но сильное облако дыма, как правило, белого цвета. Смесь "горит" на протяжении пяти-семи минут, и способна при этом накрыть немалую площадь, как уже упоминалось выше - до 2 гектар. После чего БДШ демонтировались с боевой машины (естесственно, после боёв) и отправлялись на перезарядку.

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-e447f5c3-250f-4ae8-b5cf-db1baf73771a
Та самая дымовая шашка для маскировки

Казалось бы, зачем танкам дымовая завеса? На деле она использовалась при важных манёврах: наступлении, отступлении или в случае контакта с вражеской авиацией.

Обвешивать танк всякими внешними баками - дело как правило, неблагодарное. Но если из двух зол выбирать меньшее, то дымовые "консервы" в этом случае предпочтительнее в разы - при попадании в неё, максимум, что будет - разрыв шашки и постановка завесы. И никакого вредного воздействия на экипаж или сам танк. А вот в случае с топливными баками дело обстояло хуже. Поэтому данное инженерное решение можно смело назвать "удачным".

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Вторая мировая война » Танки бессильные и всемогущие