Форум В шутку и всерьёз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Синематограф » «Семнадцать мгновений весны»


«Семнадцать мгновений весны»

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Самые любопытные ошибки в фильме «Семнадцать мгновений весны»
https://russian7.ru/wp-content/uploads/2021/06/1-72.jpg
Многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны» обсуждать легко, так как трудно найти человека (исключая молодежь) который бы его не смотрел, а большинство представителей советского поколения знают его практически наизусть.

Любовь зрителей вызывала не только великолепная игра замечательных актеров и тонкий юмор, заложенный ещё в литературной основе, написанной Юлианом Семеновым. Публику к фильму, хоть и неосознанно, привлекало то, что немцы были показаны здесь не так карикатурно, как в прочих советских кинокартинах.

Ещё одна особенность «Семнадцати мгновений весны» в том, что там не так много киноляпов, когда склеивают отснятые в разные дни сцены, и герои в них одеты и причесаны по-разному.

Но есть все же много нестыковок, (некоторые допущены сознательно), изучая которые можно извлечь для себя немало полезной информации.

Например, все сцены, в которых Штирлиц, Мюллер и прочие курят в кабинете не могли происходить в реальности. В Третьем рейхе проводили политику активной борьбы с курением, и это была первая государственная антитабачная программа в новейшей истории.

В Германии было запрещено курить в трамваях, автобусах и поездах, серьезно ограничено курение в ресторанах и кафе. Было запрещено курить на работе сотрудникам почты и медикам. Активно боролись с курением среди женщин, табак по карточкам не выдавался беременным, представительницам женского пола младше 18 и старше 66 лет. Курящих женщин выгоняли из партии. С 1943 году всем лицам моложе 18 лет было запрещено курение в общественных местах. В школах курение было строжайше запрещено. Нельзя было курить и в бомбоубежищах, но там выделялись отдельные помещения для этого. Была ограничена реклама табачных изделий и велась активная пропаганда здорового образа жизни.

С 1939 года НСДАП запретила курение во всех своих учреждениях. Гиммлер личным приказом запретил офицерам СС и сотрудникам полиции курить в рабочее время.

С 1938 года было запрещено курить офицерам Люфтваффе, причем не только на службе, но даже дома. Что серьезно нарушалось самим их руководителем: рейхсмаршал Геринг постоянно курил публично, и даже на памятнике, поставленном ему при жизни, он был изображен с сигаретой.

С 1939 года всем солдатам и офицерам вермахта было запрещено курить на улицах. Что, впрочем, было распространено и в других странах. Например, в русской императорской армии офицеру закурить на улице было равноценно тому, чтобы появится там же без штанов.

Интересно, что сам Адольф Гитлер в молодости был заядлым курильщиком, но позже стал первым государственным руководителем, который начал борьбу с курением.

Причиной же борьбы с табакокурением были не только забота за здоровье нации, но и сугубо нацистские: расизм и антисемитизм. Не случайно программу борьбы с курением возглавляло Управление по расовой политике НСДАП. Нацисты утверждали, что тяга к табаку была привита белым людям низшими расами.

Что касается симпатичной эсэсовки Барбары Крайн, то она никак не могла иметь звание унтершарфюрер СС. Ведь СС была организацией «идеальных в расовом отношении мужчин», так что представительницы женского пола там не могли оказаться по определению. В реальной ситуации Барбара Крайн бы просто именовалась кригсхельфериннен СС (SS - Kriegshelferinnen), то есть сотрудница женского вспомогательного подразделения СС. Форму, впрочем, она бы носила похожую на форму эсэсовцев, лишь чуть попроще, и с той поправкой, что форма у нее была бы светло-серая. О том, что в СС не носили с 1934 года черную форму уже писали многократно.

В характеристиках на руководителей Третьего Рейха говорится, что никто из них не имел высшего образования, но это не так. Геббельс не просто имел высшее образование, но и был доктором философии Гейдельбергского университета, защитил диссертацию о драматургии. Гиммлер имел экономическое образование, полученное в политехническом институте Мюнхена. Геринг же был лучшим выпускником Военной академии в Карлсруэ.

Кстати, когда Штирлиц обдумывает информацию про Гебельса, Бормана, Геринга и Гиммлера, он рисует их портреты, точнее шаржи. Нетрудно заметить, что рисунок делается фломастером. Фломастер действительно был изобретён в Германии, но только в 1960 году.

Ещё одним «приветом из будущего» является прослушивание Штирлицем (когда он везет пастора Шлагга к швейцарской границе) песен Эдит Пиаф «Милорд» и «Я ни о чём не жалею». Первая песня написана в 1959 году, вторая — в 1957. В аквариуме Мюллера плавают мраморные гурами, которых американский селекционер Косби начал выводить только в 1948 году, а как новая порода они были зарегистрированы в 1956 году.

А вот когда в последней серии Штирлиц, отправляя из Берна телеграммы, называет городом назначения Константинополь, то шансов, что они попадут по адресу, а тем более в Центр, нет никаких. Поскольку Константинополь еще в 1930 году был официально переименован в Стамбул.

С географией есть и другие неточности.

Регулярные встречи Мюллера с Шелленбергом и Штирлицем, и прочих сотрудников гестапо и СД в коридорах выглядят, по меньшей мере, странными. Здание гестапо располагалось на Принц-Альбрехтштрассе, а Шелленберг и Штирлиц сидели на Беркаерштрассе. Это совсем не рядом, это не один час добираться. Хотя тогда пробок и не было в Берлине, но ездили то в те времена на совсем другой скорости

А что касается Кэт, то сотрудник гестапо, пришедший к ней больницу под видом страхового агента, должен был раскусить её сразу же. На вопрос, где была заключена страховка, Кэт отвечает: «На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе». Однако любой житель Берлина знает, что эти улицы хоть и находятся рядом, но точно не пересекаются.

Точно так же Кэт и Штирлица легко бы разоблачили на границе, будь пограничники чуть повнимательнее. Немцы же носят обручальные кольца на левой руке, а не на правой. Впрочем, если исходить из этого, то советским шпионами оказываются все сотрудники СД и гестапо, так как кольца они все носят «по-советски», то есть на правой руке.

Ещё одна неувязка по времени есть в самом начале фильма, где Кальтенбруннер распекает Крюгера за провал операции по уничтожению Кракова. Интересно, что играющий Крюгера Евгений Кузнецов снимался в роли Крюгера же в фильме «Майор Вихрь», где как раз и рассказывается про операцию в Кракове. Однако в биографии Фридриха Крюгера легко прочитать, что он, в звании обергруппенфюрера СС возглавлял полицию и СС в генерал-губернаторстве (то есть в Польше) с 4 октября 1939. А с 9 ноября 1943 Крюгер был отправлен в действующую армию, командовал горнострелковой дивизией СС «Норд», а затем корпусом в Финляндии, воевал с югославскими партизанами. В Польше он более не появлялся.

Некоторые знатоки истории Германии тех времен нашли и ещё одну нестыковку. Дело в том, что у Мюллера и Штирлица на правом рукаве мундира есть специальная нашивка, так называемый «угол». Это отличительный знак тех членов НСДАП, кто вступил в партию до ее прихода к власти в 1933 году. Штирлиц, как член партии с 1933 года, имел право на такую нашивку. Мюллер же (не тот, который Броневой) в те времена активно с нацистами боролся и вступил в партию в 1939 году. Но на самом деле был специальный приказ рейхсфюрера СС в котором Мюллеру было разрешено в качестве особого отличия носить «угол».

0

2

Страшный факт из жизни немецкого актера, сыгравшего солдата Вермахта в картине "Семнадцать мгновений весны"

Если помните, был в замечательном фильме "Семнадцать мгновений весны" такой персонаж второго плана - Гельмут Гальдер, немецкий солдат, ценой жизни спасший радистку Кэт с детьми. Так вот мало кто знает, что судьба у этого человека, талантливого актера, была тяжела, но крайне занимательна. Вот сегодня и расскажу о нем подробнее.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9662522/pub_6469bf2c9a4a09704ce0fd79_6469d71cfc7bc51b6ab6aa28/scale_1200
Гельмут Гальдер.

Итак, в фильме Гельмута Гальдера играл актер Отто Меллис. Про него говорили, что он всегда был спокоен, вежлив, внимателен и скрупулезно подходил к делу. Кроме того, он на очень достойном уровне знал даже русский язык. В общем-то, актера этого любили и уважали, но когда на свет вышла история его реальной судьбы, любви и уважения он удостоился еще сильнее.

Отто Меллис появился на свет в 31-м году в семье учителя. До войны семья жила вполне благополучно, однако когда начались боевые действия, отец Отто одним из первых был призван в Вермахт. Но мужчина на дух не переносил нацистские идеи и ненавидел Гитлера, а потому и воевать за все это не хотел. Так или иначе, а его жена, врач по профессии, справила ему документы о том, что он болен - так вот призыва и удалось избежать. Однако в 44-м году, когда дела у Германии на фронтах были уже плохи, отца Отто все же забрали на службу, и уже совсем скоро, в начале 45-го, на него пришла похоронка.

14-летний Отто, его сестра и мама остались жить одни. И вот, неподалеку от их города в Померании зазвучала канонада - это советские войска подступали. В городе началась натуральная паника, а еще призыв... Отто было поручено с вещами явиться на сборный пункт - его записали в Гитлерюгенд.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9719727/pub_6469bf2c9a4a09704ce0fd79_6469d75625608e6e6631201b/scale_1200
Отто Меллис.

На фоне недавней потери мужа, призыва сына в Гитлерюгенд и подхода советских войск, у матери Отто, видимо, что-то случилось с головой. Кроме того, немецкая пропаганда работала отлично, и людям объясняли, что войска РККА - это звери, которые не щадят никого. В общем, женщина решила в честь ухода сына на службу приготовить прощальный ужин. Только это был не простой ужин, а обильно заправленный ядом - так она хотела спасти всех от советских войск.

На ужине была вся семья - это сама мать, Отто, его старшая сестра, а также малолетние племянники, которые в ходе войны остались сиротами и жили вместе с этой семьей. Все обильно поели, кроме самого Отто - он так разволновался перед уходом в армию, что есть ему совсем не хотелось. Чтобы не обижать маму, он съел совсем немного. Ну и итог предсказуем - никто, кроме Отто, не выжил.

Но даже он спасся лишь чудом. Что самое интересное - в городе все до ужаса боялись советских солдат, боялся и Отто...Но именно советские солдаты и спасли парня - они взяли этот город как раз в ту ночь, когда был приготовлен страшный ужин. Дело в том, что во время прочесывания домов солдаты нашли всю семью...И только один был жив - тот самый Отто. Правда, находился он в ужасном состоянии. Однако парня срочно передали врачам в госпиталь, и те спасли ему жизнь. Ну а о том, что натворила мама, Отто все же узнал - соседи потом рассказали.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9533746/pub_6469bf2c9a4a09704ce0fd79_6469d7a7dee707025df9542c/scale_1200
Отто Меллис

После выздоровления парня устроили работать - он ухаживал за лошадьми. Так как через город постоянно проходили солдаты, то русский язык он освоил очень быстро. Оправившись от беды, постигшей его, парень настроился служить при советской военной комендатуре, тем более что и его там знали и считали толковым малым. Однако судьба сложилась иначе, ибо удалось найти родных - так Отто отправился жить к своей родной тете, где он окончил школу, а потом и театральное училище. Вот, собственно, так он и стал актером.

Кстати говоря, с фильмом "Семнадцать мгновений весны" и Отто Меллисом связан и еще один интересный факт - в немецкой версии этой картины Штирлица озвучивал именно он, Меллис. Да и потом актер этот много-много снимался и прожил очень долгую жизнь - его не стало его в 20-м году в возрасте 89 лет.

0

3

Интересно ли смотреть "17 мгновений весны" после просмотров "Бондов", и почему Штирлиц больше не будет кумиром молодёжи
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5231833/pub_61a724df8da7a877513c7b40_61a7319ba755af3dc2c410ee/scale_1200
Я давний фанат Джеймса Бонда. В любой итерации - Коннери, Далтон, Крейг. Даже Лазенби с одним фильмом и то принимаю с теплотой. Ну а любимый среди меня образ - от Роджера Мура. Знаю, что мнение не популярное, но что есть то есть.
За что люблю эту франшизу? Наверное, за то же, что и другие: это увлекательное путешествие в мир заговоров и всемирных интриг. Захватывающие знакомства с новыми девушками. Гаджеты, навороченные машины. Злодеи уважают агента 007. Он даже в космосе побывал!

Но иногда нужно и с неба спускаться на землю. Ведь кто он, мистер Бонд? Выдуманный герой, который едва ли продержался бы на задании более пары часов. Потому что раскрыли бы его легенду, вычислили бы, и вот...

Удостовериться в этом поможет простое сравнение. Старый-добрый многосерийный фильм "17 мгновений весны". Вот тут самый интересный момент, который делает эту простыню текста ценной: Я РАНЕЕ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ ЦЕЛИКОМ ЭТОТ СЕРИАЛ! Да, к своему стыду знал только отдельные сцены и анекдоты в тему. Поэтому далее расскажу о своих впечатлениях: как это посмотреть "Штирлица" в наше время, сразу после марафона 007?

По началу на фоне залихватской сказки про Джеймса Бонда этот персонаж выглядит... скучным.
Судите сами: суровый мужик, постоянно что-то крутит в голове, о чём-то думает. Таскает какие-то бумаги, папки, диктофоны. Разговаривает. Опять разговаривает.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5268479/pub_61a724df8da7a877513c7b40_61a732169fb6214abfa3d5c1/scale_1200
Но для человека взрослого, и для зрителя вдумчивого это своего рода - откровение. ДА, настоящие разведчики они вот такие. И схватки ведут они не в падающем над океаном самолёте, а в кабинетах, на явочных квартирах. Их оружие - не бомба-жевачка, а цепкий ум, изворотливость и выдержка.

И смотря серию за серией начинаешь понимать, что именно поставлено на карту, и чем пожертвовал Штирлиц. Ни один киношный Бонд даже близко не был к таким откровениям!

И если принять тот факт, что вот она - реальная жизнь, то каждая сцена становится такой напряженной и драматичной. Вот в конце первого эпизода Штирлиц убивает провокатора выстрелом в спину. В других шпионских фильмах герои направо-налево так делают. А здесь же это показано так прозаично, буднично что буквально можно прочувствовать, с каким сердцем Штирлиц делал этот выстрел: ведь его жертва хоть и враг, но живой человек.

Или какое напряжение вызывает сцена, в которой Исаев импровизируя, решает вызволить Кэт! Никакого экшена, перестрелок - только взгляды, диалоги и секундные молчания между ними.

Нельзя сказать, что после "Штирлица" мне разонравился Бонд: всё-таки очень разные жанры, хоть и условно об одном и том же (человек в стане врага должен разными способами, в одиночку добиться результата). Но советский мини-сериал всё еще смотрится очень и очень здорово. И при этом демонстрирует реальную (насколько это возможно в кино) работу секретного агента.

И от этого обидно, что современный юный зритель не проникнется нашим разведчиком. Не потому, что они "такие". А просто времена не те: элементарно трудно понять будет аспекты их деятельности через призму современных тенденций и технологий. Если динамичный аттракцион под названием "Джеймс Бонд" больше не интересует современного зрителя, то что говорить о предельно реалистичном Штирлице?

0

4

Где снимали переход пастора Шлага через Альпы в «Семнадцати мгновениях весны»?

«Семнадцать мгновений весны» снимали во многих локациях. В том числе были задействованы места за пределами СССР, которые, правда, совсем не соответствовали тем локациям, в которых «жили» герои фильма.

Татьяне Лиозновой пришлось проявить большую смекалку, чтобы зритель не заметил подмены. Не обошлось без географических имитации и в сценах с пастором Шлагом.

«ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО»

Подготовка к фильму велась огромная. Татьяна Лиознова признавалась, что фильм в плане мест съемок похож на лоскутное одеяло, так как одна сцена могла быть снята сразу в нескольких странах и совсем не в тех, где действуют герои картины. По сценарию действие фильма происходит в городах Германии и Швейцарии. Бюджет картины был не настолько большим, чтобы на несколько месяцев (тогда еще не умели делать сериалы за неделю) отправить съемочную группу (а это порядка 100 человек) в ГДР.

Кроме того, на выезд за пределы границы СССР нужно было получить особое разрешение, которое, мягко говоря, не особо охотно выдавали даже «по работе». По мнению больших начальников советской киноиндустрии, географическое разнообразие нашей страны позволяло создать «декорации» любого заграничного города. Татьяна Лиознова подошла к процессу выбора локаций для съемок с фантазией, и места поближе к СССР превратились в немецкие и швейцарские улочки, дома и даже горы.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1887445/pub_64df1fe19fa3aa5a31863d78_64df212fd9846708a1883e3a/scale_1200
Горнолыжный курорт Бакуриани, где снимался эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны»

ГРУЗИНСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ

Грузия должна была имитировать красоты Швейцарии. Туда киноэкспедиция отправилась в январе 1972 г. В Тбилиси сняли Бернский зоопарк и немую сцену свидания Штирлица с женой в кафе «Элефант».

Грузия также должна была стать местом съемок переход пастора Шлага через Альпы. Чтобы показать в кадре снежные Баварские Альпы, съемочная группа отправилась на горнолыжный курорт Бакуриани, который располагается в 200 км от Тбилиси.

Бакуриани лежит на пересечении горных хребтов Малого Кавказа. Сами горы и небольшие домики в этом месте действительно напоминают Альпы с живописными деревушками у подножия. Впрочем, в этой красивой локации пастор Шлаг в исполнении Ростислава Плятта должен был только стать на лыжи. Татьяна Лиознова собирала то самое «лоскутное одеяло».

Однако нелегально пересекать границу герою фильма пришлось немного в другом месте. Для съемки перехода через горы киношники отправились в город-курорт Боржоми. Горные массивы Боржоми вполне похожи на Альпы и удобны для съемок.

Режиссер скомандовала Ростиславу Плятту: «Вон там, за склоном – Швейцария!». И актер медленно стал подниматься в горы. Правда, полноценного перехода не получилось. Когда Ростислав Плятт узнал, что его герою предстоит ходить на лыжах по горному склону, он сказал режиссеру: «Могу гарантировать вам только пять шагов». И слово свое сдержал: через пять шагов актер рухнул в снег. Так родился эпизод со Штирлицем, когда закадровый голос произнес: «У Штирлица защемило сердце. Он увидел, что пастор совсем не умеет ходить на лыжах».
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/57035/pub_64df1fe19fa3aa5a31863d78_64df214f5d7a31683fd70410/scale_1200
Горнолыжный курорт Бакуриани, где снимался эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны»

МЕСТА СЪЕМОК СЕГОДНЯ

Локации, где пастор Шлаг в фильме переходил через Альпы, популярны у туристов и сегодня. Не только из-за этого факта, хотя популярность фильма, конечно, сыграла свою роль. Курорт Бакуриани стремительно развивается. Помимо горнолыжных склонов там есть множество достопримечательностей. Но если туристический маршрут проходит через места съемок, то отдыхающему почти всегда укажут, что вот тут-то (ну, или почти тут) когда-то снимали «Семнадцать мгновений весны».

О Боржоми и знаменитой минеральной воде с одноименным названием слышал каждый. Боржоми также является популярным оздоровительным курортом Грузии. Но о съемках фильма, проходивших здесь 50 лет назад, до сих пор помнят. Не зря место «перехода через Альпы» называют горным склоном имени пастора Шлага.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1640581/pub_64df1fe19fa3aa5a31863d78_64df210dac0ff95f32dc0e40/scale_1200
Горнолыжный курорт Бакуриани, где снимался эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны»

Но даже такая «географическая неаутентичность» совершенно не портит фильм. Ведь все локации были подобраны очень точно. В картине, как и задумывала режиссер, чувствуется атмосфера немецких и швейцарских мест. И, конечно, веришь, что пастор Шлаг переходил через настоящие Альпы.

0

5

Самое интересное о фильме "17 мгновений весны"
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1592767/pub_64d75aa00d4cf0007aac2af0_64d75ac49d92d9510b67da91/scale_1200
Штирлиц. Тихонов. А ведь роль хотели отдать актеру-комику

1. Тихонов получил роль Штирлица во многом случайно. Юлиан Семенов (сценарист фильма и автор романов о Штирлице) предлагал на главную роль совершенно удивительную кандидатуру. Это был известный нам по роли Остапа Бендера в фильме Гайдая «12 стульев» актер Арчил Гомиашвили.

Рассматривались кандидатуры Иннокентия Смоктуновского и Юрия Соломина.

Но в итоге ассистенты режиссера Татьяны Лиозновой нашли именно Тихонова.

2. Лирической темы с женой Штирлица у Семенова не было. Эту линию придумали Тихонов и Лиознова.

3. Воинов СС в начале играли в основном не русские, а представители богоизбранной нации. Консультанты засомневались. В итоге пришлось вместо брюнетов пригласить курсантов из Эстонии. Они и сыграли настоящих белокурых арийцев.

4. Сцена Штирлица, в которой он разговаривает с псом, чистая импровизация.

5. Подвалы гестапо снимали в Бутырской тюрьме.

Представьте себе, первый показ 12-серийного фильма собрал 70 миллионов зрителей. Юлиан Семенов написал сценарий по своему одноимённому роману, а режиссером картины стала Татьяна Лиознова. Работа над сценарием к фильму на всю жизнь рассорила режиссёра с писателем: Семенов не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста, при этом именно она, а не Семенов, добавила в сюжет мелодрамы и личной жизни Штирлица.

Кстати, одним из источников Семенова при создании романа были мемуары Шелленберга, где была в том числе описана история Вилли Лемана — завербованного советской разведкой агента по кличке Брайтенбах. На сотрудничество он пошёл из меркантильных соображений: после проигрыша на конных бегах, оказавшись в трудном положении, он принял «помощь» вербовщиков из СССР. Кстати, «сдал» Вилли радист — оказавшись под наркозом, он шептал: «Почему Москва не отвечает?!».

Василий Лановой сыграл в фильме одного из высших офицеров СС Карла Вольфа, и герой Ланового имел реальный прототип: работая над романом, Семенов разыскал в ФРГ настоящего Вольфа. А после выхода фильма на экраны этот самый Вольф, восхитившись, как мастерски его сыграл Лановой, выслал в Россию ящик коньяка с просьбой передать его русскому актёру. А Олег Табаков, сыгравший Шелленберга, как-то получил на новогодние праздники открытку: «Дорогой герр Табаков, мы вас благодарим за то, что вы с такой любовью исполнили роль нашего незабвенного дяди Вальтера. Семья Шелленберг». Такие вот истории.

Читал, что композитор Микаэл Таривердиев и поэт Роберт Рождественский создали для фильма более шести часов музыки и 12 песен, однако в итоговой версии фильма остались только две — «Мгновения» и «Песня о далекой родине». А жаль".

0

6

«Штирлица б вычислили в 5 минут». Как немцы восприняли знаменитый сериал «17 мгновений весны»
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4776500/pub_644f7ea29fe1ee5ef12eca5a_644f8f94ae88d42e20d0d296/scale_1200
Культовые «17 мгновений весны» стали подлинным откровением советского киноэкрана. В Советском Союзе улицы просто в момент показа новой серии этого знаменитого сериала просто пустели.

И да, разошедшиеся на бесчисленные цитаты «Мгновения» вышли и на немецкий экран - были показаны по телевидению в ГДР. Тем более, что сами восточные немцы принимали активное участие в создании легендарного сериала.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4864152/pub_644f7ea29fe1ee5ef12eca5a_644f90e39fd1ff5e4f9d787d/scale_1200
Так, роль Гитлера исполнил легендарный актер Фриц Дриц - "профессиональный фюрер" кино 1960-1970-х годов, сыгравший Адольфа Алоизыча аж семь раз.

Как же восточные немцы отнеслись к этому сериалу? Тем более, что многие из жителей ГДР тогда еще отлично помнили все ужасы нацизма и второй мировой войны.

Многих немцев в 1970-е искренне удивил такой казалось бы просто факт: нацистских лидеров самих в сериале впервые показали людьми. Да отпетыми злодеями фашисты и вправду были. Но со своими чувствами, характерами, эмоциями, ошибками. Прежде же Гитлера и его клику на экранах лет тридцать изображали лишь какими-то сверхъявственными монстрами, только и желавшими всех вокруг в мелкую капусту покрошить.

В "Мгновениях..." было наглядно показано: среди немцев тоже были живые люди, способные на честность и благородство. Пусть и одурманенные нацисткой пропагандой. Гельмут Кальдер — охранник Кэт, ценой своей жизни спасший ее вместе с сыном.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9427399/pub_644f7ea29fe1ee5ef12eca5a_644f91400726a46417e455bf/scale_1200
Можно сказать, то был наверно первый иностранный фильм о второй мировой, где немцев не показали сплошь полоумными дегенератами.
Кстати, смелого Гельмута сыграл восточногерманский же актер Отто Мелис. В немецком дубляже телефильма Отто Мелис озвучил самого Штирлица.

Мы хотели показать в фильме тот немецкий народ, что останется всегда, - говорил позже сам Вячеслав Тихонов, исполнитель роли Штирлица, - Ведь Гитлеры приходят и уходят. А немцы остаются.
Впрочем, некоторые моменты ленты все же немецких зрителей здорово позабавили. Детали быта, описания и так далее.

Например, регулярно смолящие Штирлиц и его коллеги - в Третьем рейхе велась жесткая борьба против табакокурения. И высокопоставленные SS-вцы, застуканные с сигаретой, могли б здорово поплатиться своей карьерой.
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9729319/pub_644f7ea29fe1ee5ef12eca5a_644f915a9fd1ff5e4f9e7b12/scale_1200
Более всего немцы улыбались, обратив внимание на обручальные кольца многих главных героев. Той же радистки Кэт. Если б эта барышня с кольцом на правой руке появилась бы в гитлеровской Германии, то была б сразу арестована как советская шпионка. А все потому что, барабанная дробь, настоящие-то немцы обручальные кольца на левой носят!
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9703143/pub_644f7ea29fe1ee5ef12eca5a_644f918ef6bdac56be46e11b/scale_1200
Пресса ГДР той поры писала - Штирлица реальное гестапо б вычислило за 5 минут. По его совершенно нетипичным для немца-нациста привычкам, образу мыслей.
Прежде всего, германская тайная полиция резонно задалась бы вопросом: почему сорокалетний штандартенфюрер SS до сих пор не женат - эсэсовцы к делу продолжения рода весьма щепетильно относились. И начала б неустанную слежку.
Кстати, по этой причине специально для ГДР пришлось немало чего перемонтировать в фильме. Например, удалось убрать упоминание берлинской клиники "Шарите" - радистка Кэт просто не могла попасть на лечение туда, куда в 1945-м году отправляли только партийных бонз. Каковой факт отлично знали все немцы, но не знали зрители в СССР.

0


Вы здесь » Форум В шутку и всерьёз » Синематограф » «Семнадцать мгновений весны»